74-5. Брест

     В славном Бресте побывал в 2002-м, весной, на дорожной научной конференции.  Сама по себе конференция ничем особым не запомнилась, обычная тусовка спецов, основная цель которой - реклама дорожной техники на местном предприятии с попытками её продвинуть в восточном направлении (хотя и на западе, в Польше, что-то из местной продукции применяли по причине невысокой цены по сравнению с западными аналогами). Но Брестскую крепость надо было посмотреть. Собственно, для этого я туда и поехал. Организаторы, честь им и хвала, не поскупились, устроили общее посещение крепости, с экскурсоводом, всё как полагается.

     В наши дни само название этого города-крепости стало синонимом стойкости и мужества, воинской славы и самоотверженности в первые, самые тяжёлые дни и недели войны. Уже тогда, на примере этого сопротивления, немецкое руководство уразумело, очевидно, что лёгкой прогулки по России, как по Европе, не будет. Но, конечно, история этого белорусского городка не ограничивается страницами Великой Отечественной войны.

     Был до этого и 18-й год, уже на исходе Первой мировой, когда большевики по условиям Брестского мира просто отдали немцам огромные территории, весь запад страны фактически (типа – только пока не трогайте нас), и это тем более было позорно, что в том же году Германия проиграла войну Антанте. Россия упустила заслуженную победу, миллионы жертв оказались напрасными. Тогда это была фантастическая невезуха для страны (империи до февраля 17-го, а потом и республики) – небольшая группа  радикалов, используя тяжёлую ситуацию, связанную с войной, используя демагогические лозунги, играя на самых низких инстинктах люмпенов всех мастей (а впрочем – и части интеллигенции), захватила власть в столице, разогнала законно избранный парламент, развязала в стране террор, садистски уничтожила царскую семью  и трусливо подарила самые лучшие земли проигрывавшей уже войну кайзеровской Германии (ленинский лозунг «Социалистическое отечество в опасности» тут можно вспомнить в качестве одного из примеров насмешки над здравым смыслом.  Со времени захвата большевиками власти отечество было не то что в опасности – оно съехало с пути цивилизованного развития на долгие годы. Что касается Германии и оккупации наших территорий в 18-м – большевики и иже с ними сами подготовили ситуацию всеобщего развала на фронтах. А потом сбылся и главный их лозунг периода Первой мировой – превратить «войну империалистическую в войну гражданскую». Что посеешь, то и пожнёшь).

     Был и 39-й год, начало Второй мировой войны. Брест был тогда польским городом, а СССР – союзником с Гитлером по пакту о ненападении и участником раздела Польши по тому же пакту, его секретной части. Немцы напали на Польшу первого сентября, как известно, а уже в середине того же месяца они штурмовали Брест и крепость (командовал штурмовой группой Гудериан) и овладели сначала городом, а потом и крепостью в несколько дней. Вскоре после этого, 22 сентября, состоялась передача крепости советским властям с совместным парадом советских и немецких войск (29-й танковой бригады РККА и 19-го моторизованного корпуса вермахта, командиры соответственно Кривошеин и Гудериан) и сменой государственных флагов.  Брест, как и другие территории Западной Белоруссии, вошёл  состав Советского Союза. Политика есть политика. Гитлеру надо было ублажить Сталина на какое-то время, что ему удалось на все сто, как говорится. Подарки типа Бреста, очевидно, в немалой степени этому способствовали.

     Но, конечно, слава 41-го года закрыла во многом эти не очень приятные прошлые страницы.  Удивительная оборона крепости, которая потребовала отвлечения пусть и относительно небольших сил противника (в масштабах всех брошенных на нас войск), была одним из тех эпизодов, которые в их совокупности   привели в итоге к поражению немцев под Москвой – здесь решающим фактором было время, которое фашисты теряли на подавление самых разных очагов сопротивления. А потому подвиг защитников Бреста, может быть более известный, чем многие другие случаи героизма, действительно неоценим.


Рецензии