Забытый герб воронежа 1771г

ЮРАСОВ А.Н. – заслуженный чл. Всероссийского геральдического общества, заместитель председателя Воронежского регионального геральдического общества, чл. Геральдической комиссии при губернаторе ВО.

ЗАБЫТЫЙ  ГЕРБ  ВОРОНЕЖА  1771г.

 

В областной воронежской научной библиотеки им. Никитина, бережно хранится в фонде редких книг под инв. № Р-68889, уникальное издание Московского Университета за 1776 год.
Автор данного методического пособия Харитон Чеботарёв назвал замысловато «Географическое методическое описание Российской империи, с надлежащим введением к основательному познанию земного шара и Европы вообще, для наставления обучающего при императорском Московском Университете юношества из лучших новейших и достоверных писателей собранное трудами университетского питомца Харитона Чеботарева».
Хорошо сохранившиеся издание на 878 стр. повествует об историографии нашего государства. Из более чем 287 параграфов нам интересен факт «новейших и достоверных» описаний §124 Воронежской губернии и § 128 на стр. 376 приводится в сноске ПРИМЕЧ.:
Герб Воронежской губернии: «….въ серебряном полъ представляет две ели…»
Символика представленного блазона очень проста и выбрана с глубоким смыслом – лишь высокие прямые смолянистые деревья стали основанием для корабельных верфей. Вечнозелёная ель издревле символизирует жизненную силу, радость, молодость. В эмблематике ель употребляется целое дерево символизирующее вечность жизни. Хотелось бы напомнить – Пётр I в зимний холодный вечер 1698г. долго обдумывал о введении нового летоисчисления находясь на Воронежской корабельной верфи. Гордость за первый линейный корабль «Предестинация», порождало жизнеутверждений перевод с греческого - Божье предвидение, становится НОВОЙ эрой России. В это же время Мазепа И.С. после встречи с царём отправляет 3000 казаков «…беречь строящиеся корабли…» Колючесть и пахучесть ели давали ей волшебные качества. Её использовали как оберег, ветки ели втыкали перед воронежскими воротами для защиты злых сил. Дерево жизни – символ вечной, неумирающей, продолжающей жизни, культ ели с этого времени превращается в поклонение ей в Новый год. Ель издревле символизировала вечную жизнь, постоянство, надежду. Вот почему царь-реформатор на рождество повелел украшать каждый дом елью вселяя в него доброту, веру, любовь к ближнему. Серебряное поле традиционно в геральдике символизирует чистоту, непорочность, мудрость, радость в смысле «безмятежное состояние души». Зелень символ свободы, здоровья, ликования, изобилия. Перечисленные общепринятые геральдические краски постоянны и стабильны начиная с 1400г., впервые научное подтверждение нашли описанные в Нюрнберге Вергилием Солисом в 1555г. Теперь есть полное основание полагать ГОРДОСТЬ для всех воронежцев забытый герб, нашего края досконально продуман и отвечает всем канонам геральдического искусства.
Герб Воронежской губернии «…две ели…» выбран с учётом историографии западноевропейской, особенно немецкой геральдики для подчеркивания древности города, рассказывает знаток международной истории Вильям Васильевич Похлебкин (*20.8.1923г.-†17.4.2000г.) В монографии о становлении международной символики он указывает об особенности символа «…ель…использовали если город был основан в древнем (языческом) лесном военном лагере – на месте жертвенного капища…» Данное сравнение уместно, если учесть мнение первого историка России Василия Никитича Татищева (*29.4.1686г.-†15.7.1750г.), написавший специально для императора «Лексикон Российской исторической, географической, политической и гражданской жизни», в 1750 году свою работу, не смог закончить до конца, доведя первую часть только до слова «ключик». При составлении первого энциклопедического словаря России он использовал более ста первоисточников, к сожалению, не дошедших до нас, слово ВОРОНЕЖ имеет следующее объяснение: «…город губернский и епископия, на реке Вороне, от Дона 8 верст, когда и кем построен, подлено неозвесно. Прежде в тех местах народ сарматской печенеги знатен был и перешел было к Днепру, с которыми Владимир разнаго шастия бои имел, но сын его Святослав тмуторанский во 1022 году, победя на поендинке князя их Редедю, под свою власть покорил, и он ли или по нем племянник его князь тмутораканский Ярослав построил, ибо вскоре по оном воспоминается во аладении князей резанских, от которых отдан в удел елецкому князю. В 1237 году при оном нещастливой бой резанских князей с Батыем был, по котором вся Россия в тяжкое нещастие и разорение впала, и тогда сей город разорен, но в 1593 годи паки построен…»
Для столь сенсационного заключения хотелось привести мало известные факты об авторе. Это необходимо сделать для того, что бы развеять разногласия, возникшие среди краеведов, некоторые высказываются об ошибке допущенной при типографской перепечатке. Однако, все доводы данного постулата не обоснованы, т.к. цензурный комитет работал в то время очень бдительно и не мог Первый географический учебник Российской империи пропустить с грубыми историческими ошибками. Видимо для краеведов нашего города открывается новая загадка, новые версии уже появились в СМИ. Так кто же был и в каких исторических диапазонах происходил сбор информации, для первого университетского учебного пособия?
Чеботарев Харитон Андреевич (*1746г.-†26.07.1815г.) профессор «российской словесности», первый председатель Общества истории и древностей российских, историк и географ. Первый ректор Московского Университета, статский советник ординарный профессор истории, нравоучения и красноречия; родился от бедных родителей (отец его был сержантом). В 1755г. Чеботарев поступил в гимназию при Московском Университете, из которой в 1761г. перешел в студенты Университета. В 1764г. Чеботарев окончил курс в Университете и в 1765г. был определен на должность переводчика с латинского и немецкого языков в университетской конференции, канцелярии и газетной экспедиции. В 1767г. он был определен учителем истории и географии в гимназии. В 1773г. ему поручено преподавание русской словесности и в то же время он занимался с учениками переводами с латинского, немецкого и французского языков. В 1775г. Чеботарев определен был суббиблиотекарем в университетскую библиотеку и, кроме того, назначен издателем "Московских Ведомостей", которые и издавал в течение трех лет.
В 1776г. он был произведен в экстраординарные профессора по кафедре Российской словесности, оставаясь в то же время преподавателем философии и всеобщей истории в гимназии. По смерти профессора Рейхеля Чеботарев читал всеобщую европейскую и ученую историю, а также российское красноречие.
Книга эта отличалась строгим отделением предмета от смежных ему и превосходила все предшествующие работы по этому вопросу полнотою. К историческим трудам Чеботарева принадлежат, во-первых, упомянутые выше выписки из летописей, доведенные до 1276 года.
Чеботарев утверждал, что славяне - народ, живший до переселения в Россию на Дунае и Доне, принадлежащий к тому великому древу народов, к которому принадлежат германцы, римляне и греки, и родственный народам, жившим в древности в Малой Азии, на запад от Каспийского моря между реками Хопёр-Воронеж и в Европе до Дуная. Чеботарев критически относится к историческим выводам, основанным на сходстве языка, и говорит, что путем их можно очутиться "неподалеку от самого Вавилонского столпотворения, так как один из польских летописцев и утверждал на самом деле, что Нимврод действительно был славянин". На второй вопрос Чеботарев отвечает, что первобытными жителями северной части России были венды, готы и финны, южными - все народы, являвшиеся из глубины Азии и устремлявшиеся в Европу. Варягами Чеботарев называет жителей с берегов Балтийского моря и финского побережья, руссами или куманами - особый народ, живший по свидетельству "Степенной книги" на берегах Черного моря, родственный хозарам, болгарам, аланам и лазам. От решения этих вопросов он переходит к разделению истории России на периоды, придерживаясь знаменитого шлецеровского деления: Россия рождающаяся (812-1015гг.), Россия раздробленная (1015-1223гг.), Россия порабощенная (1223-1463гг.), Россия побеждающая (1463-1725гг.), Россия процветающая (с 1725г.). Приведенные научные положения Чеботарева представляют плод самостоятельного исследования и оригинального для своего времени взгляда на историю. Многие из этих положений были подтверждены работами позднейших ученых. Чеботаревым был предпринят и совершен в течение 8 лет большой труд из области наук чисто богословских; это: "Четвероевангелие", представляющее свод сказаний четырех евангелистов. Труд этот три раза переделывался Чеботаревым и наконец был издан в 1803 году в количестве 600 экземпляров, которые были раскуплены в 2 года, успех по тому времени исключительный. Действительно, современники ставили этот труд Чеботарева очень высоко. Между прочим в записках Жихарева мы находим о нем восторженный отзыв. Даже в заграничной печати были помещены об этом труде самые лестные отзывы. Более строгую и более компетентную критику этого труда мы находим, однако, у митрополита Филарета в его "Обзоре русской духовной литературы". Отдавая должное труду Чеботарева как делу искреннего благочестия, митрополит Филарет не может признать, что свод Чеботарева передает "с непогрешительным распорядком" евангельские повествования. В нем есть ошибки, принадлежащие экзегетике позднейших западных толковников, наконец, самый метод Чеботарева неправилен, по мнению митрополита Филарета, так как в своде нельзя определить: "в чем повествования буквально сходны и в чем разнятся". Поощренный успехом первого издания, Чеботарев подготовлял 2-е, с собственными примечаниями, но смерть помешала ему выполнить эту работу. Как человек Чеботарев оставил по себе самую хорошую память. Это был прямой, честный, несколько резкий характер, отличавшийся некоторыми странностями, довольно часто встречающимися у людей науки. В заключении берусь смелость утверждать – предки Чеботарёвых родом вышли с берегов маленькой реки Богучарки, в архивных документах того времени очень часто упоминается данная фамилия.
Лит.:
1. Алексеенко В.В. Полная энциклопедия символов, эмблем и знаков, Ростов на Дону, 2008-640c.:ил., тир. 14000 экз.,
ISBN 978-5-9567-0394-6; УДК 930.85; ББК 71.1я20; А 47. стр. 205.
2. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов, Харьков, 2003-591с.:ил. тир. 15000 экз.,
ISBN 966-7661-95-4; УДК 930.85; ББК 71.1я20; Ш39. стр. 137,144-145.
3. Похлёбкин В.В. Международная символика и эмблематика (опыт словаря), М, 1989-303с.:ил., тир. 25000 экз.,
ISBN 5-7133-0254-7; ББК 63.2; П65. стр. 75.
4. Щербина И. Ель – символ Победы, газета «Боевая вахта», Владивосток,1997, стр. 3.
5. Брокгауз Ф.А. МАЛЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ в 4т., СПб, изд. 2-ое, 1907, стр. 2008.
6. Григорьев Ю.В. Харитон Андреевич Чеботарев // Ю.В. Григорьев и развитие советского библиотековедения: Сб. науч. тр. - Вып. 78. - М.: МГИК, 1987. - стр. 75 - 78.
7. Вулисанова Г. "Ум его и жизнь принадлежит потомкам" // Библиотека. - 1999. - №7. - с. 65 - 67.
8. Вулисанова Г. Первый московский ректор: ученый и библиограф //Мир библиографии. - 1998. - №6. - стр. 62 - 65.
9. Пенчко Н.А. Библиотека Московского университета с основания до 1812 года. - М., 1969.
10. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета за истекшее столетие со дня учреждения января 12-го 1755 года по день столетнего юбилея января 12-го 1855 года, составленный трудами профессоров и преподавателей кафедры в 1854 году и расположенный по азбучному порядку. Ч. I–II. – М., 1855.
11. Смирнов А.В. Харитон Андреевич Чеботарев // Имена вологжан в науке и технике. – Архангельск, 1968.  стр. 7–9.
12. Воспоминания И.М. Снегирева // Русский архив. – 1905. – Кн.5. – стр.46.
13. Выдающиеся вологжане: Биографические очерки//Ред. совет "Вологодская энциклопедия". - Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X.
14. Арсеньев Ю.В. Геральдика,//лекции читанные в Московском Археологическом институте в 1907/08 уч. гду.
М, 2001.-384с.ил: ISBN 5-275-00257-2, УДК 929.6; ББК 63.2; А85. стр. 151-157.


Рецензии