Сон или не сон? 3. Глава 4. Потерянный город

/Природный бассейн с минеральным источником под ‘Сатани камурдж’ — чертовым мостом/

Глава 4. Потерянный город

Пока гость из прошлого с семейной парой шел к машине, с любопытством рассматривал средство передвижения:
«Такую повозку на колесах видел в вещих снах, представлял себе, как выглядят сложные механизмы для перемещения, но вблизи они оказались гораздо интересней. Молодцы создатели! Наверно, много людей трудится над таким чудом».
Гор посадил старца на переднее сиденье.
— Я выйду у источника, — напомнил Оник.
— ‘Сатани камурдж’ — понимающе кивнул Гор. — Хочешь полежать в минеральной воде. Пожалуй, мы тоже искупаемся.
— Амест сегодня нельзя купаться.
— Что еще нельзя Амест?
— Много ходить, танцевать, прыгать, носить тяжелое, пока не родит и не окрепнет.
— А ты мне не верил, — тихо произнесла Амест.
— Все будет хорошо, дочка, — подбодрил старец.

Водитель завел мотор, машина плавно тронулась с места. Сначала странник прислушался к звукам в салоне. Затем его смутила реакция своего организма на непривычный для него способ передвижения. Оник пытался следить за дорогой, удивился:
«Как много поворотов? – у него начала кружиться голова. — Пешком долго, но спокойнее и полезнее для здоровья. Если механизм не остановится, я упаду».
Чувствуя, как его укачивает, он старался смотреть прямо. Наконец, автомобиль остановился. Гор вышел, обогнул машину и открыл дверь пассажиру.
— Отец, вот источник, — указал на бассейн под скалой. Старец вздохнул облегченно и вышел из автомобиля. – Мы подождем. Праздник начнется через два часа, не раньше. Могу привезти тебя сюда.
— Не ждите меня, продолжайте путь, — мудрец улыбнулся. — Долгой счастливой жизни вам вместе!
— Удачного дня, отец, долгих лет жизни! — ответил Гор.
— Спасибо, дедушка! – прошептала женщина.
Оник махнул Гору рукой, улыбаясь, кивнул Амест и направился к источнику.
— Амест, садись рядом со мной, — Гор открыл заднюю дверь, — впереди меньше трясет. Послушаемся мудрого совета.
Женщина пересела на переднее сиденье, машина уехала.

Странник обошел бассейн, снял трехи и балахон, и погрузился в теплую воду.
«Хорошо, хоть это, как прежде. Источник вечен — согреет, умоет, исцелит, успокоит тело. Камни стали крупнее и красивее: разноцветные, — старик с удовольствием массировал тело».
Оника захлестнули воспоминания юности.
К горячему источнику в разгар праздника Навасард молодёжь спускалась парами. В тот день молодым всё разрешалось, ведь в итоге они начинали жить вместе. Влюбленные раздевались и нагие заходили в воду. Если желающих оказывалось много, другим приходилось ждать.
Так и безусый юнец Оник решился танцевать с любимой девушкой, обнимать красавицу. Вместе с другими влюбленными они побежали к источнику, разделись и погрузились в него. Рассвет едва забрезжил. В тот день он в первый раз прикоснулся к желанной и почувствовал, как она вспыхнула. Молодые могли лишь гладить друг друга. Ожидающие своей очереди их торопили, кто-то нетерпеливый сдвинул камень, и вода начала убывать. Смущенные купальщики выбежали из водоёма и стали поспешно одеваться. Затычку вновь поставили на место, вода заполнила бассейн и новые пары зашли в него. Оник и Вард поспешили укрыться под ближайшими деревьями и затерялись там. Пройдя вглубь леса, уселись под деревом и впервые узнали друг друга. Других женщин он не знал и не желал: таких, как Вард, нет, – решил однажды, раз и навсегда.

Уши странника уловили звуки похожие на те, что издавал автомобиль Гора — подъехала и остановилась машина. Внезапно, его охватило беспокойство, Оник поспешно вышел из воды, взял вещи и бесшумно исчез в широкой щели грота. К водоёму подошли двое мужчин.
— Окунемся? Нам повезло, что нет мальчишек. В другое время в бассейне их не счесть. Расслабимся в воде. Я остановился для отдыха, — старец узнал голос Мовсеса.
— Все ж, ты не отрицаешь, что я прав, — заговорил Атом.

Оник затаился – ему стало интересно, о чем говорят мужчины: уж не о нем ли?

— Ты мнителен или на тебя подействовала бессонная ночь и некая магия момента. Сегодня новый год, пусть и забытый. В такую ночь многое кажется таинственным, волшебным.
— Старик необычно одет, его речь звучит непривычно. Он будто пришел из далекого прошлого, об этом говорят балахон из грубой ткани и трехи на ногах.
— Очевидно, он беден: балахон из дешевой ткани и обувь сам шьет – нет ничего проще трехов. Впрочем, ничего не обычного в простом одеянии нет, может быть, ему так нравится. Почему мы не удивляемся размалеванным куклам, когда не поймешь кто перед тобой – пацан или девка, в рваных джинсах, с разноцветными волосами, с татуировками, пирсингом, а изумляемся старцу в балахоне? Говорил странно? Из его уст мы услышали мудрые слова. Или ты пропустил их мимо ушей? Видно, Оник из не пьющих — выпил немного вина и язык чуть заплетался. Возможно, пришел из заброшенной деревни, кроме своего домика и сада ничего не видел. Думаешь, в наш век таких нет? Вероятно, в молодости он бывал в ближайшем поселении, не назвал откуда, сказал: пришел из города мастеровых. У нас мастеров хватает в любом захолустье.
— Его нет на фотографиях, в снимках на телефонах, старика не видели по скайпу, хотя все щелкали всё подряд.
— Так получилось случайно, никто специально его не снимал. Кто-то просил старца позировать?
— Нет, не просил. Ты прав, надо было попросить его об этом и расспросить о той местности, откуда он явился, об их жизни и особенностях быта.
— Мы приехали поставить эксперимент, нас в тот момент интересовала космическая энергия. Или ты забыл?
— Не забыл, но, мне кажется, он призрак прошлого.
— Крестись, когда кажется, — улыбнулся Мовсес.
— Спросил о церкви и удивился, когда я рассказывал о Татеве. Оник будто ожидал увидеть совсем другой храм. Старик прекрасно разбирается в звездах и древних праздниках. Это же интересно — поговорить с человеком из прошлого.
— Ну ты загнул: призрак, человек из прошлого...

Пока мужчины были заняты разговором, старик быстро одевался – надел балахон, сел на камень и обулся в трехи. Бросив на них настороженный взгляд, успел разглядеть — оба оказались черноволосыми и черноглазыми в серой одежде.
Мовсес разделся и вошел в воду. Атом последовал его примеру.
«Чтобы уйти незаметно, придется вас ненадолго усыпить», – Оник тихо вышел из убежища.
Мужчины лежали в воде, блаженно прикрыв веки.
«Вам очень хорошо, не открывайте глаза. Сейчас к вам присоединятся красивые нагие девушки, они ложатся рядом, ласкают вас, — две минуты маг стоял неподвижно, смотрел на них, не отрывая взора. – Чтобы вы не захлебнулись случайно, спущу воду».
Решив, что мужчины уснули, Оник пригляделся к бассейну и нашел камень, служащий затычкой, вытащил, вода начала потихоньку вытекать из водоема. Гость из прошлого неслышно прошел мимо спящих. Они лежали на камнях и мечтательно улыбались.

«Полежите еще немного, — странник перебежал дорогу и побежал в нужную ему сторону.
— Слава Творцу! Кажется, пронесло. Они проявили уважение ко мне, но слишком любопытны. Если узнают правду, я пропаду — не смогу вернуться назад, просто исчезну.
Скорей бы добраться до города. Хотя... кто знает, как на меня посмотрят нынешние горожане. Может, и там найдутся такие, как Атом. Магия подействовала на двоих, а если любопытных окажется много, сумею ли я усыпить их чрезмерный интерес?».

У горячего источника остановилась машина. Из нее вышли парни и направились к водоему.
— Эй, мужики, вы заснули в пустом бассейне? – крикнул один из парней. – Кто-то над вами посмеялся и выпустил всю воду. Или вам нравится голыми лежать на скользких камнях?
Атом и Мовсес вскочили и выбрались из пустого водоёма. Вспугнувший их парень поставил камень – затычку на место, и бассейн стал заполняться водой.
— Подождите немного, согрейтесь в воде, — рассмеялся парень.
Атом и Мовсес быстро оделись и побежали к машине.
— Как думаешь, чья шутка? Как мы могли уснуть? – сердито бормотал Мовсес.
— Может быть, проделки Оника? Где он сейчас?
— Старик был с Гором, отдыхал в его машине. Гор, наверно, знает, где сейчас находится Оник.
Атом, не мешкая, позвонил.
— Гор, старик с вами? Вышел у ‘Сатани камурдж’. Ясно, — выключил телефон и обратился к Мовсесу. — Это мог быть Оник. Человек из прошлого экстрасенс?
— Возможно, отдыхал в воде, услышал наш разговор и не захотел с нами беседовать. Ты высказывался слишком резко, требовательно и, видимо, напугал старца. Вероятно, Оник обладает даром внушения. Куда теперь? В ожидании праздника до полудня будем сидеть там, наверху в машине?
— Не знаю, поедем к монастырю, раз мы близко, — согласился Атом, — откинем сиденья, вздремнем в салоне.
Мовсес завел мотор, автомобиль выехал на трассу.

— Что-то меня беспокоит, — Атом ерзал на сиденье, когда они почти добрались до монастыря. – Остановись на минутку. Мы поднялись достаточно высоко. Думаю, отсюда хорошо видно ущелье. Может, старик недалеко ушел и мы увидим его.
— Опять ты за своё. Ну, увидишь его и что — побежишь за ним? – однако Мовсес остановил машину на обочине.
Атом вышел порывисто и стал пристально рассматривать ущелье.
— Что я говорил? Смотри туда — вон Оник, почти бежит, будто убегает.
— Сейчас сфотографирую для тебя, — Мовсес достал телефон и щелкнул два раза. — Быстро бегает, не скажешь, что бежит старик.
Атом подошел к нему. Мовсес посмотрел снимки и перевел удивленный взгляд на друга:
— Похоже, ты прав, его нет на снимках.

Путешественник во времени почувствовал пристальные взгляды, поднял голову, и увидел Мовсеса и Атома. Они стояли у машины и разговаривали. Оник метнулся под ближайшие кусты, свернулся в клубок и замер.

Мужчины тщетно разглядывали ущелье.
— Исчез, растворился, как призрак.
— Он бежит быстрее щелчка камеры?
Требовательно зазвонил телефон Атома.
— Гор? Ты за стариком ничего странного не заметил? Нет? Встретимся, расскажем.

У странника затекло тело. Осторожно выглянув из-за куста, он посмотрел наверх, силясь вспомнить, где именно видел Атома и Мовсеса. По верхней дороге проехало несколько машин, но людей не было. Вздохнув спокойнее, выбрался из убежища.
«Пожалуй, мне следует поторопиться со своими делами, как бы любопытные не помешали».
Спускаясь и взбираясь на очередной пригорок, путешественник во времени удивлялся:
«Долго иду. Уж не сбился ли с пути? С тропы вроде и сворачивать некуда. Где город? Неужели землетрясения так сильно изменили окружающую природу? Всё кажется незнакомым, чужим – кустарник вместо густого леса, холмы вокруг облысели и стали ниже».

Гостя из прошлого потрясла внезапно открывшаяся картина. Перед ним лежали остатки поселения, вернее, что сохранилось от развалин. Четверо человек копались в них, территорию загородили веревкой.
Подойдя ближе, мудрец услышал чужую речь – двое мужчин говорили на непонятном ему языке, рядом с ними стоял юноша. Оник рискнул подойти ближе и остановился перед огороженным участком.
— Дедушка, сюда нельзя, — остановил юноша.
— Ваче, объясни ему, чтобы он нам тут не вытоптал, — сердито велел третий мужчина. — Как нам надоели любопытные люди!

Ваче перешагнул через веревку и подошел к старцу.
— Кто они, сынок? – тихо спросил путешественник во времени.
— Наши гости — археологи.
— Чужаки? Я их не понимаю.
— Да, они из другой страны — из Италии.
— Что они сделали с городом? За что разрушили? – Оник еще более понизил голос, не скрывая удивления.
— Дедушка, они нашли город, откопали его.
— Как нашли? Что стряслось с городом?
— Садись сюда, дедушка, — Ваче указал старцу на ближайший широкий камень подальше от огороженной территории. Огорченный Оник сел, Ваче присел рядом на корточки. — Город разрушился очень давно, его засыпало песком, о нем забыли и случайно нашли наши гости.
— Как давно разрушился город?
— Четыре тысячи лет назад.
— Неужели? Как они узнали, что беда случилась именно четыре тысячи лет назад?
— Смотри туда внимательней, дедушка. Археологи находят горшки – какую-нибудь посуду, отправляют другим людям и те проверяют, — Ваче сделал паузу и посмотрел на старца.
— Я понял — мастера проверяют.
— Да, мастера точно скажут, как давно здесь жили люди. Не именно четыре тысячи лет, но около того, точно никто не может сказать. Раньше ведь не писали две тысячи пятнадцатый год, хотя в разное время на камнях выбивали дату. Например, еще четыреста лет назад цифры обозначали армянскими буквами. Но сейчас не все могут, прочитав буквы на надгробии, сказать в каком году поставили тот камень.
— Значит археологи ни при чем? Не они разрушили город? Гости не виноваты в его гибели?
— Нет, наши гости не виноваты, — улыбнулся Ваче. – Они хорошие люди, помогают нам узнавать нашу историю.
— Что стало с жителями, куда делись горожане?
— Загадка. Мы пока не нашли людей, кажется, они покинули жилища, но мы не знаем причину.
— Их пленили и увели в рабство? – ужаснулся гость из прошлого.
— Не знаем, может, люди ушли сами до землетрясения.
— Люди не могли оставить храм, — возразил странник.
Ваче все время смотрел на пальцы старца – его заинтересовали чётки.
— Дедушка, можно мне посмотреть чётки?
— Что на них смотреть? – Оник вытянул руку в сторону и в воздухе прокрутил нить бусинок. — Смотри, чётки сделаны мастером из косточек черешни.
В воздухе на самом деле крутились светло-коричневые вытянутые овалы похожие на хорошо обработанные косточки черешен.

— Ваче, хватит болтать! Вспомни, что ты на работе! — крикнул мужчина.
— Иду, Вазген! Прости, дедушка, мне пора, — юноша направился к археологам.

Путешественник во времени потерял интерес к раскопкам – его удручал вид разрушенного и раскопанного родного поселения. Он повернулся спиной к неприятной картине, направился к ближайшему склону и начал карабкаться вверх.

— Посмотрите на дедушку! – воскликнул пораженный юноша. — Альпинист! Я так не умею.
— Делом займись, Ваче, много болтаешь, — проворчал Вазген.

Странник вышел на дорогу и пошел. Ему стало больно. Хотя юноша сказал, что всё произошло четыре тысячи лет назад, но никто не знает точно когда именно? Оник испугался, что в его отсутствие случится несчастье и сограждане погибнут.
«Надо посидеть где-нибудь, подумать, успокоиться. Я вернусь назад, может, от меня зависят жизни жителей моей общины – города и окрестных сёл, но сначала мне необходимо найти Размика».

***
‘Сатани камурдж’ — чертов мост, находится на дне ущелья на полпути к монастырю Татев. От возвышенности противоположной холму с монастырем серпантин ведет в ущелье и змейкой ползет по холму к Татеву. Природный мост расположен под дорогой, вода и ветер создали чудо природы, шлифуя застывшую лаву. Здесь находятся целебные источники, окруженные причудливыми сталактитами радужных цветов. https://www.tatever.am/ru/

Глава 5 —  http://www.proza.ru/2015/11/04/784


Рецензии