Попутка из далекого детства

ПОПУТКА ИЗ ДАЛЕКОГО ДЕТСТВА

Возвращаясь из командировки, Сашка заехал на несколько часов в родной город повидать родителей. Они его не ожидали, но были несказанно рады этой нечаянной встрече. Мама даже прослезилась, увидав сына в форме, ведь Сашка приезжал к ним в гости все больше по гражданке. Время летело незаметно, пришла грустная пора расставания.
– Когда ожидать тебя, Сашенька, в следующий раз? – обнимая, спросила его мама.
– Не знаю мамуля. Может, в следующие выходные. Если не получится отпросится с работы, тогда через две недели приеду точно.
Попрощавшись с родителями, Сашка взял свой дипломат и собрался идти за город, ловить на дорожном кольце попутку. Уже в дверях его задержал отец:
– Подожди сынок, я тебя провожу.
– Да, ненужно, па! Далеко ведь, потом тебе одному назад возвращаться.
– Весна, тепло уже и птички весело поют. Ничего страшного, если прогуляюсь немного. С тобой вот пройдусь, пусть посмотрит народ, какого я офицера вырастил!
Придя на место, в ожидании попутной машины они простояли около часа. За это время мимо прогрохотало всего два добитых грузовика, «Москвич» и «Жигуленок» на спущенном скате.
– С транспортом как-то сегодня не густо, – посетовал Сашка.
– А вон там, по-моему, что-то едет в нашу сторону…
Действительно, вскоре на кольцо вырулила старенькая ГАЗ-21.
– До Минска попутчика возьмете? – спросил Сашкин отец, заглядывая через раскрытую дверку в салон остановившегося автомобиля.
– Садитесь, – пригласил водитель, лысоватый, средних лет мужчина в клетчатой с закатанными по локоть рукавами рубашке.
Сашка по-мужски крепко обнял отца и присел рядом с водителем.
– Позвони, как доехал! – крикнул вдогонку отъезжающей машине отец.
Некоторое время они ехали молча.
– Это отец вас провожал? – нарушил молчание водитель.
– Да, – кивнул головой Сашка. – Из командировки к родителям по пути заезжал.
– У вашего отца очень знакомое мне лицо. Я его раньше где-то видел, не могу вот только вспомнить. Где он работает?
– Главным инженером на нефтебазе.
– Нет, видимо, мы с ним не по работе встречались, а так где-то. Я вот тоже от своих еду. Стариков нужно навещать. Этим мы продлеваем им жизнь. Даже маленькая радость еще никому никогда не вредила.
– Давно у вас «Волга»?
– Очень давно, уже больше двадцати лет. Когда я женился, мне ее на свадьбе тесть подарил. Тот тоже на ней больше десяти лет откатал.
– У моего шурина в Ленинграде тоже такая, даже цвет не отличишь. Бензина правда кушает неимоверное количество!
– Что кушает, то кушает! – согласился водитель. – Не успеваю заправлять, хотя, правда, и езжу много…
– Ведро на сотню километров! – пошутил Сашка.
– Примерно так оно и есть, – с грустью вздохнул водитель.
– Расскажу вам одну историю. Между прочим, про двадцать первую «Волгу».
– Что ж, интересно, интересно!
– Лет пятнадцать назад, я тогда еще пацаном был, ехали мы с отцом, дядей и братьями в Любань. Утро, настроение у всех прекрасное – порыбалить собирались тогда на диком озере.
– Извините, что перебью, но рыбалка там действительно хороша! Какие там щуки, сомы да окунь водятся! Я оттуда сроду бы не уезжал!
– У моего дяди друг бригадиром рыболовецкой артели там трудится. Мы частенько к нему подъезжаем. Он ежедневно к полудню к дубу подплывает. Его напарник забирает рыбу и развозит по столовым и магазинам.
– Знаю этого мужика, Веревка его фамилия, – воскликнул водитель. – Я несколько раз у него рыбу покупал.
– Видите, как тесен мир! Возил он нас к себе на остров, варил уху из сома. Классная, скажу, вещь! Веревка всегда пару сомиков килограммов по три в камышах держит. Привяжет стропой к палке и забросит в самую гущу. Бывало, сам не помнит, куда. Каким только сомом он нас не угощал! Пробовал я сома вяленого, соленого, печеного, копченого, вареного, жареного. Веревка даже консервы домашние из рыбы делал.
– Я и сейчас от рыбки не отказался бы! – сглотнул слюну водитель.
– Однако я не о рыбе, а об одном случае хотел вам рассказать, – вернулся Сашка к своей истории.
– Ой, извините! Я своими баснями разговор совсем в другую сторону увел. Ну и что ж там случилось, когда ехали в Любань?
– Ничего, собственно говоря, суперэкстранеординарного не произошло. Два лося дорогу перед самым капотом машины перебежали. Нам, детям, тогда это совсем в диковинку было. Смотрели на этих зверей как завороженные. Не каждый же день лоси дорогу перебегают. После этого ехали медленно, все по сторонам посматривали. Тут снова, только уже лосиха с лосенком через дорогу сиганули. После этого нас «Волга» обогнала. Народу в ней как селедок в бочке было. Женщины, дети… Бабулька, помню, седенькая у окошка сидела… Все бы ничего, но тут снова лоси на шоссе выскочили. Мой дядя сразу по тормозам, лось мимо пробежал. Вот «Волге» не повезло. Она оказалась как раз на пути огромного рогача. Лосю ничего не оставалось, как перепрыгнуть автомобиль. Перемахивая, зверь копытом пробил крышу «Волги» и был таков, скрывшись в лесной чаще. Мы подбежали к машине, там все пассажиры в шоке. Кому приятно перед носом неожиданно увидеть лосиный копыт… Водитель еле удержал на дороге свое авто. Хорошо, что по пути оказался съезд на проселок. Уже оттуда машина нырнула в кювет… Мужественней всех оказалась бабулька. Она успокаивала взрослых и периодически утирала сопливые носы своих внуков…
– Это была моя мама… – неожиданно произнес водитель и замолчал.
– Как это? – не понял его Сашка и переспросил: – Что значит ваша мама?
– Да! Моя мама! Это я тогда ехал в Любань, и машина была вот эта самая, – засмеялся водитель и воскликнул: – Да! Вот я и вспомнил! Это там, на дороге я и повстречался с вашим отцом. А то все думаю, где я раньше видел этого человека? Да, твои отец и дядя здорово меня тогда вручили. Когда бы я без них вытащил машину из кювета?! Большой привет им от меня передавайте! Жаль, вашего отца сразу не узнал…
– Обязательно передам, – заулыбался Сашка. – Им очень приятно будет узнать, что вы ничего не забыли.
– Обратите внимание на крышу салона… Дырку в металле я зашпаклевал, а вот с обшивкой салона нужно было как-то по-другому разбираться.
– Я-то думаю, для чего вам на потолке два фонаря?
– Проще всего, оказалось, поставить дополнительный фонарь, – пояснил водитель…
Иван, так звали хозяина «Волги», подвез Сашку к самому дому. На прощание они обменялись своими координатами…
– Пап, тебе привет! – сказал Сашка отцу в телефонную трубку. – Не поверишь, сегодня я в Минск ехал на попутке из далекого детства…

30 декабря 2004 года, г. Минск


Рецензии