Кандейка

КАНДЕЙКА

Смысл этого слова долгое время оставался для меня загадкой. Единственное его значение на посёлке знали все. Кто окрестил этим словом местное питейное заведение, история умалчивает? Истинный перевод я  обнаружил недавно, в интернете. Хвала прогрессу! «Кандейка» - это кладовка, в которой на флоте, хранится всякая ерунда. Или ещё одно определение — ёмкость для различных мелких предметов.
В отношении ерунды, я абсолютно согласен, собирался в «кандейке» весь местный «цвет» мелочи и никчемности, а ещё вернее это была своего рода шкатулка порока, вмещавшая в себя всю безысходность, беспросветность, ненужность и безответственность посёлка. Остров мнимой свободы, где в пьяном угаре, говорилось всё, что как-бы думалось; делалось, всё, что как-бы запрещалось; где, как в бане, за кружкой пива все были равны и генералы и денщики.
У питейного заведения было ещё несколько названий: самое простое и народное «Пивнуха» - грубое и некрасивое; но в пику ему существовало и более романтичное - «Бабьи слёзы». Сколько простых советских баб, отстояв трудовую вахту на заводе; вторую вахту, не менее утомительную - дома у коммунальной плиты; вытерев сопли подрастающему поколению; вооружившись палкой, хворостиной или брючным ремнём, шли выгонять своего благоверного из «кандейки», под смех и улюлюканье собутыльников. Одному богу известно, сколько было оставлено в «Бабьих слезах» трудовых полтинников и рублей, выданных кормильцу из семейного кошелька на обед; сколько вещей было продано и пропито в стенах этого «Храма Бахуса».
Информация по посёлку распространялась мгновенно. И зачастую можно было слышать голос сердобольной соседки или соседа : « Манька! Хватай тачку... иди, своего, забирай из «кандейки», он там под столом валяется, как бы не обчистили.» , или «Тонька! Мне Витька-хромой сказал, что твой в «кандейке»  «котлы»  толкает. Хватай веник, беги  всыпли ему хорошенько, чтоб не повадно было». И бежала русская баба, засучив рукава, спасать от раззора семью, или приходила с тачкой, и собутыльники под ругань и укоры бедной женщины, грузили на сей утлый транспорт не сдюжившего товарища, и везли домой.
Располагалась «пивнуха»,  как специально, рядом с переездом и дорогой, на перекрёстке всех путей; и пройти мимо или обойти стороной сие порочное заведение просто не представлялось ни какой возможности. Что не говори, а все дороги ведут в РИМ. 
Посетители, в основном, местные аборигены,  залётных не любили, могла и драка случиться. Особенно если с пивом происходила заминка и его могло не хватить в силу отсутствия своевременного завоза. За отсутствием пенного напитка ходили за линию, на другую сторону железной дороги, в другую такую же стекляшку с гордым названием «Шишка», - «Шишка», потому, что находилась рядом с кафе «Сосновый бор» да и на краю соснового бора. «Шишкинцы» были кунаками и сами ходили, в не допитии, в «Кандейку» по взаимному  обмену.
Не известно по чьему заботливому указу, как в насмешку, напротив пивной открыли аптеку. Любой пацан посёлка знал, где взять пустые аптечные пузырьки, если перепадало счастье стырить на стройке карбид. У аптеки, в палисаднике, пузырьки валялись в великом изобилии.
Самое популярное,- «Настойка боярышника»,- бестселлер советского периода . Хуже котировались настойки чаги и зверобоя, и уж совсем так себе - настойка календулы и эвкалипта, ну и самое отвратное и экзотическое, сорокаградусное средство от потливости ног. Наверно тогда и появилось высказывание: «Видит бог! Не пьём, а лечимся.»
Не брезговал советский алконавт и другими экзотическими напитками, в противовес аптечной «винной» карте. Для этих целей служил  магазин «Хозяйственный», он же «Галантерейный», сочетая в себе оба эти названия. План перевыполнялся, благодаря всё тем же местным  гурманам, любителям экзотики. Одеколон «Тройной», «Цитрусовый», «Гвоздика»,- хуже «Русский лес», прекрасно поднимали настроение, скрашивали одиночество и заживляли душевные раны, выполняя всё ту же функцию лекарства; к тому же и пахло приятно.
На одеколонных этикетках, помнится, стояло содержание спирта в продукте,- аж 98%. Как тут устоишь? Да ещё за 98 копеек! Это получается всего по копейке за градус.
Не проходили мимо и лосьона для лица - «Огуречный». Этот хоть и не сильно спиртосодержащий, зато экономия на закуске и запах свежего огурчика бодрит.
Не буду вдаваться в подробности   потребления антистатика «ЛАНА», клея БФ, - в народе, именуемом Борисом Фёдоровичем; морилки, гуталина, болгарской пасты «Поморин», средства для мытья окон, с романтическим названием «Синева», (не по этой ли причине алкоголиков и пьяниц стали называть «Синяками» и «Синюхами»),  и прочей гадости закаляющей дух и тело жителей посёлка, дабы не пробудить к данным напиткам излишнего интереса, на фоне постоянно дорожающих казённых напитков . Остановлюсь только на экзотическом коктейле под интригующим названием «Три пшика», как к напитку, имеющему непосредственное отношение к пивной.
Аэрозольный баллончик с надписью «Дихлофос», стоил в хоз товарах, что-то около двадцати четырёх копеек. Применялся для травли насекомых; в особенности мух, в летнее время докучавших, в закрытых местах, скоплениям людей, -  и пришёл на смену банальной липкой ленте и настойкам мухомора. Как написано на самом флаконе, препарат включал в себя компонент с красивым названием «Инсектицид» - фосфорорганическое соединение  широкого спектра действия и относительно безопасный для человека. Боже! Кто бы мог тогда подумать какой широкий спектр применения у данного препарата! А как успокаивала фраза «относительно безопасный»...
Покупалась кружка пива. Отпивалось три глотка для определения крепости напитка, а вернее степени разбавленности водой. После этого доставался флакон «Дихлофоса» и прыскался в кружку тремя короткими нажатиями на пульверизатор, - поэтому и «Три пшика». Передоз был чреват летальным исходом, а ощущение было будь-то тебя по затылку шандарахнули поленом. Лепота! Цель попасть в нокаут достигнута быстро и дёшево.
Меня всегда интересовало, кто первым додумался до рецепта изготовления  данного напитка? Что подвигло на опасный эксперимент? Жив ли первый испытатель и новатор? Над каким новым открытием трудится бедолага, заботясь о насыщении рынка новыми алкогольными изысками.
 В пивной «паяли». Паять на троих- это скинутся на бутылку и разделить по мере внесённой лепты. Полтинников выданных жёнами  на обед вполне хватало для приобретения так  называемых: «Гнилухи», «Бормотухи» или «Плодововыгодного». Как не назови все не «Вдова Клико». Делались  сии напитки из испорченных и бросовых плодов по копеечной себестоимости, а как всё работало! Цель оправдывала средства. Народ весел и счастливел, деньги в бюджете, затраты минимальны. Народ и партия едины! Одни едят-другие смотрят!
Сам по себе «Храм Бахуса» не представлял из себя ни какой архитектурной ценности.
Не старорежимные времена, на века не строили. Да и зачем что-то строить в стране в которой не собираешься жить? Известное дело, даже дети ген.секов благополучно проживали в столь ненавистных нам буржуазных странах, через силу поедая чуждые нам гамбургеры, устрицы и лангустов, запивая всю эту лабуду шампанскими винами, ликёрами, текилами и абсентами, в то время как, так любимый ихними отцами народ, вкушал натуральный, не обрызганный ни какими пестицидами, не отравленный химическими ядами продукт. О натуральном происхождении продукта говорил лёгкий тлетворный запах, плесень, гнилость и прочие признаки его естественного происхождения. И ни каких консервантов. Всё разлагалось  естественным путём.
Фантазия архитектора упомянутого выше заведения явно не взыграла. Да и сам архитектор явно не слышал о Растрелли, Монферане и Иване Барме. К тому же по легенде, последнему, Иван Грозный выколол глаза, что бы тот не смог повторить свой шедевр. В нашем случае зодчий построивший «Кандейку» должен был выколоть глаза себе сам, что бы больше ни когда не наслаждаться прекрасным и величественным видом своего творения, да и народу в глаза не чем будет потом смотреть.
Крашенный металлический уголок, подчёркивал не равнодушное отношение архитектора к позднему модернизму стиля «Хай-тек»; шифер и деревоплита, о приверженности автора к лёгким воздушным конструкциям из натуральных материалов;  бюджетная синяя краска в состав которой добавили нечто напоминающее содержимое памперса заходилась  лозунгом «Экономика - должна быть экономной»,  а совместный симбиоз трёх составляющих, создавал ту величественную убогость и драматизм в котором, как в зеркале отражались все невиданные, великие достижения. А как вы представляли пролетарское питейное заведение? Ковры, диваны, половые, оркестр с циганами и в Марьину рощу кататься? Нет товарищи, не надо нам буржуйства! Поэтому: тяжёлая металлическая дверь, которая при выходе может дать хорошо под зад за счёт качественной отечественной пружины, выпущенной согласно ГОСТа и по инструкции, утверждённой на последнем пленуме ВЦСПС; Мраморнокерамзитовые столики, на основаниях из водопроводных труб, монолитны, тяжелы и главное долговечны; кафельный пол надёжен и удобопримываем. Слава Труду! Ну и господи помилуй,- заодно...
Изыски кухни заканчивались не начавшись. Сельдь «Иваси», распластанная на куске чёрного хлеба, для красоты украшенная сверху нашинкованным крупно луком,- верх совершенства в применении к слегка разбавленному «Жигулёвскому»; бутерброды с заскорузлым сыром, квашенная капуста, солёные огурцы, вобла и синец. С колбасой бутербродов не было, но были сосиски и котлеты, запечённые в тесте и конечно пирожки.
– А не чего из закуски жратву устраивать.... Дома надо есть.
Да и отсутствие сидячих мест, тоже было организованно неспроста.
– … а чтобы не засиживались...
 Но не только засиживались и застаивались. У некоторых завсегдатаев там была постоянная прописка и дорогу в «Кандейку» они знали лучше, чем путь до собственного дома.
Как место общественное, пивная, тоже несла на себе определённую социальную нагрузку в противовес клубу. Во-первых - лечила больные души слабо и сильно алкогольными напитками.
Что бы вкусить сильно алкогольный, у буфетчицы надо было стрельнуть стаканчик, с возвратом конечно... А то,
– Стаканов на них не напасёшься. Ироды. - громыхал голос буфетчицы, -  Устроили распивочную. Сейчас разгоню всю вашу шайку-лейку...
Но, тем не менее, стакан выдавался.
Во-вторых, в пивной процветали азартные игры. Исподтишка обувала лохов в очко и трыну местная шпана. Существовали и другие разводы, типа, кто дальше кинет карту или закинет с расстояния рубль в пивную кружку. Явное кидалово не котировалось, поэтому ни напёрстков, ни трёх карт, ни верёвочки не было. Тем более, что не малая часть населения посёлка прошла те же университеты. Статьи по большей части воровские или хулиганка.
За бутылку водки легко могли посадить на нож или разбить голову кастетом.
Был случай, когда два кореша, купив с великой радости две колдушки красного или дешёвого портвейна, что там было одному богу известно, (Колдушкой, называли почему-то большую бутыль, похожую на бутыль из под шампанского, содержанием явно большим, чем 0,5 литра и явно с колдовским напитком),  в радостном предвкушении будущего опьянения направились к ближайшим от «Кандейки» кустам, дабы испить сей нектар из стакана, висящего на ветке и оставленного на всякий случай, предусмотрительными завсегдатаями кустов. Но случилась беда, один из товарищей, может руки от радости тряслись, взял и выронил бутылку... И, о горе! Она разбилась... Удар второй бутылкой в голову последовал  незамедлительно. А  могли бы хотя бы одной насладиться. И как полагается в таких случаях, сервисное государственное обслуживание не заминуло обслужить по высшему разряду. Приехало сразу два автомобиля и оба с мигалками, а один ещё с красным крестом. Первого повезли отдыхать в больницу, а второго в милицию.
Новости и сплетни, тоже распространялись в пивной мгновенно. Наверно по этому, в ней и был какой-то магнетизм, лёгкий экстрим что ли? Я знал, даже, одного партийного секретаря, которому было зазорно по своему положению, посещать такие заведения. Но как тянуло! И он, надев фуфайку и пряча лицо под кепкой, в помятых брюках, шифруясь, как шпион втихаря пробирался в «Кандйку», что бы испить благородного напитка. То ли не мог забыть пролетарского прошлого, то ли уши грел? И сколько таких стекляшек стояло по стране, выманивая у людей трудовые копейки, парализуя волю и туманя разум. А мы ещё боролись за почётное звание страны победившего социализма. Всё дурман...
продолжение следует....
 


Рецензии