Развитие социальной философии 1
Проблемы социальной философии вызывают постоянный теоретический и практический интерес. Сложность осмысления и изучения общественной жизни объясняется как тем, что она постоянно развивается, так и чисто методологическими причинами, связанными с «ситуацией предстандарта» в терминологии (А.А.Крушанов [132,133]). Кроме того, должно быть чётко оговорено, что именно изучается: духовная сфера социальной жизни, социологические закономерности или целостная природа социальных систем, включающих людей, экономику, инфраструктуру, природные условия и т.п. Сегодня в основном проблему представляют именно исследования общества в целом. Предметом исследования разных исследователей являются “общество”, “социальная система”, “социо-природная система”, “цивилизация”, “культура”, “ноосфера” и т.п. А.А.Крушанов поставил и решил задачу навести здесь порядок.
Сегодня усилиями ряда универсальных наук (теория систем, синергетика, кибернетика, теория симметрии, ритмология, математика, философия и других) создаётся универсальная модель иерархически устроенного бытия, построенная на фундаментальном представлении о самоорганизующейся материи. Человеческое общество рассматривается наукой как открытая термодинамическая неравновесная система. Вопрос о фиксации состояний в открытых неравновесных сложных системах, о возможности самопроизвольных процессов в таких системах стал одним из основных в междисциплинарном направлении, возникшем в начале 1970-х гг. и названном Г. Хакеном синергетикой [276]. В.С.Стёпин в своём пленарном докладе на III Российском философском конгрессе (Ростов на Дону, 2002) [234] остановился именно на идеях самоорганизации и развития (эволюции), которые активно разрабатываются в рамках динамики неравновесных процессов И. Пригожин [199] и синергетики. «Развитие современной научной картины мира под влиянием синергетики, в свою очередь, требует определенной модификации философских оснований современной науки. Проблемы, которые здесь возникают, связаны с экспликацией нового содержания категорий причинности, пространства и времени, части и целого, случайности, возможности, необходимости и т. п. (см. работы И.С. Добронравовой, В.П. Бранского, В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, К.В. Сачкова, философские фрагменты исследований С. П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, Д.С. Чернавского)» [234, С.21]. Однако исследования в части уточнения категорий, спровоцированных междисциплинарными науками, продолжаются.
Позиция детерминизма была присуща всей западноевропейской мысли последние три столетия. «В 1986 г. сэр Джеймс Лайтхил, ставший позже президентом Международного союза чистой и прикладной математики, сделал удивительное заявление. Он извинился от имени своих коллег за то, что "в течение трех веков образованная публика вводилась в заблуждение апологией детерминизма, основанного на системе Ньютона, тогда как можно считать доказанным, по крайней мере, с 1960 года, что этот детерминизм является ошибочной позицией» [200, С.46-57].
Ввиду фундаментальной важности рассматриваемого вопроса приведём цитату из упомянутой выше статьи И.Пригожина [200]: «Разумеется, введение нестабильности является результатом отнюдь не только идеологических особенностей истории науки XX в. Оно стало реальностью лишь благодаря сочетанию ряда собственно научных экспериментальных и теоретических открытий. Это, во-первых, открытие неравновесных структур, которые возникают как результат необратимых процессов и в которых системные связи устанавливаются сами собой; это, во-вторых, вытекающая из открытия неравновесных структур идея конструктивной роли времени; и, наконец, это появление новых идей относительно динамических, нестабильных систем, — идей, полностью меняющих наше представление о детерминизме».
132 Крушанов А.А. Язык науки в ситуациях предстандарта // М., Институт социологии РАН, 1997.
133 Крушанов А.А. Язык науки в ситуациях предстандарта,
10.11.2003, 248 Kb - http://www.auditorium.ru/books/1000/gl4.pdf
276
Хакен Г. Синергетика //пер. с англ., М., Мир, 1980, 404 с.
234 Стёпин В.С. Самоорганизующиеся системы: новые стратегии деятельности //Пленарный доклад на Третьем Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия», Вестник Российского Философского Общества, №2, 2003, С.14-29.
199 Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках //пер. с англ., М., Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1985, 327 с.
200 Пригожин И. Философия нестабильности //Вопросы философии, 1991, №6, С.46-57.
Свидетельство о публикации №215110301538