Двоеженец

                Не прелюбодействуй (7-я заповедь)

     - Михаил Александрович, - останавливает как-то меня Ольга из общего отдела, - из твоего кабинета утром выходили двое бородатых красавцев с длинными волосами под чёрными шляпами. Кто они? Попы? Хотя бы познакомил с тем, кто повыше. Какой у него  проницательный взгляд, как у гипнотизёра! У меня просто ноги подкосились, когда он на меня посмотрел.
     Ольга, пухленькая весёлая блондинка, любвеобильная и легкомысленная, недавно ушла от второго мужа.
     - Это, Оля, молодые священники, выпускники духовной семинарии, будут служить в Брянске. Тот высокий, с чёрной бородой, отец Павел, назначен священником в Воскресенский храм.
      Как рассказали сослуживцы, Ольга теперь каждое воскресенье идёт в храм, чтобы увидеть молодого батюшку и причаститься у него святых Тайн.
После 1988 года, когда на государственном уровне  с размахом отпраздновали 1000-летие принятия Русью православия, интерес к религии возрос не только у молодёжи, но и у партийного актива. На семинарах пропагандистов, учителей, секретарей парткомов, лекторов обсуждались и религиозные вопросы.
      Интересовало слушателей всё: и Библия, и праздники, и крещение, и различие конфессий, и кто такие священники, монахи, церковная иерархия, личная жизнь иереев. Атеисты притихли: им уже не верили, что Бога нет. 
      На одном семинаре женщины затеяли даже дискуссию, сколько раз может жениться и разводиться поп. И есть ли среди них двоеженцы?
      - Жениться батюшка может только один раз, - объясняю, - и то до рукоположения, развестись – один раз, если ему изменила жена. Если изменил он – архиерей запретит ему служить и лишит сана.
      - Это неправильно, - вступилась за святых отцов Галина из Бежицы. Что, попы - не такие люди? Не могут разлюбить жену?
      Пришлось сослаться на церковные правила.
      - Ещё в 680 году, - объясняю дамам, - на 6 Вселенском Соборе отцы церкви записали: «Кто вступил в два брака или впал в блуд, тому правило запрещает совершать что-либо священническое»
      И в «Катехизисе для церковнослужителей» (1775 год, Петербург) читаем:
     - правило 17: «двоеженец или с наложницею живущий в священнический сан не приемлется…»;
     -  правило 25: «пресвитер обличён быв в блуде, подлежит извержению».
     -  Так что, милые дамы, - успокоил я слушателей, - священник может жениться только один раз и не может прелюбодействовать или иметь двух жён, иначе он будет отлучён от сана. Так что и не пытайтесь его совратить.
     - А вот наш батюшка погуливает, и ничего, верующие его любят и уважают, - говорит девушка из Клинцов?
     - А у нас в Сачковичах, - добавила дама из Климова, -  молодой неженатый священник-монах открыто живёт с бухгалтером, уже прижил ей ребёнка.
     - Они нарушают церковные каноны, и если архиерей узнает, может отлучить их от сана и запретить в священнослужении. 
     Есть в области среди святых отцов, - заключил я дискуссию, - и молодые, и старики, и бывшие члены КПСС, и судимые, и выпивохи, и монахи, и целебаты, но двоеженцев не попадалось.
     Но я сказал неправду. Батюшка-двоеженец в области был, и я его хорошо знал.
     Прибыл он в область в середине 80-х годов с Указом Архиепископа Глеба из г.Орла с назначением настоятелем храма в с.Яцковичи. Там уже несколько лет не проводилась служба: не было батюшки.
     Помню его первый визит.  В кабинет зашёл молодой человек с румяным открытым лицом, небольшой светлой курчавой бородкой, приветливой улыбкой.
Поздоровавшись, доложил, что он Кобелев Пётр,  назначен Владыкой Глебом священником Никольской церкви с.Яцковичи. Достал из дипломата и подал мне Указ правящего архиерея.
     Отец Пётр подробно рассказал о себе. Вырос под Курском, в селе. После окончания профтехучилища работал трактористом, механиком в колхозе. Там же женился на доярке. Двое детей. Заочно закончил сельхозинститут. В Курске приглянулся архиерею. Его взяли в епархию шофёром. Три года возил Василий курского Владыку, присмотрелся к работе священников, понравилась их лёгкая безбедная жизнь. Стал ходить на богослужения, научился молиться. Владыка благословил его на должность псаломщика при храме. И когда он освоил тонкости богослужения, епископ перевёл Василия в Орёл, где Архиепископ Глеб по рекомендации курского коллеги и рукоположил его в сан священника.
     - Отец Пётр, - прерываю я его исповедь, - с.Яцковичи - в далёкой глубинке, как решили быть с семьёй?
    - Семью оставлю там же, в деревне под Курском. Признаюсь Вам, - он помолчал, поправил нагрудный крест, нервно прокашлялся и продолжил: - жена мне не пара, да и неверующая. Грешно, но  мы не любим друг друга. И жить с ней не буду.
    Я был удивлён такой откровенностью молодого иерея при первой же встрече.
    - А как же каноны церковные? Вы же рискуете саном.
    - Как-нибудь обойдётся. Мой исповедник знает об этом, только запретил разводиться. Растить детей я помогаю. 
    Через полгода, возвращаясь из Стародуба, заехал в Яцковичи посмотреть на молодого священника. Больно уж хвалило его районное начальство.
    Церковь была открыта. На стене у входа мраморная плитка сообщала, что Храм был построен в 1811 году, памятник деревянного зодчества, охраняется государством. Территория церкви была ухожена, огорожена новым штакетником, недавно выкрашенным голубой краской.
    Двое прихожанок мыли стены и полы храма, пожилой мужчина менял полы на паперти. 
    - Бог в помощь, - поприветствовал я, - батюшку можно увидеть?
    - А хто ты будешь и на што ён табе? – отозвалась неприветливо женщина постарше.
    - Я из области. Уполномоченный.
    - Ён с утра на тракторном стане, ремантируя камбайн, тут рядом. Микола, - обратилась она к плотнику, - пазави отца Петра.
    А вы, мил человек, - обратилась ко мне уже с почтением, - присядьте пока на эту лавочку. - Она указала на недавно  установленную скамейку у входа в храм.
    - Ну и как ваш новый священник? Службы не прогуливает, обид не чинит?
    - Слава Богу, мы в ём души не чаем. И добрый, и ласковый, и благочестив. Службы исправно правит, и за требы мзду не берёт, покойников отпевая по полному чину, ня пье.  Храм вот в порядок приводя, даже отопление сам сделав, чтобы нам, старушкам, зимой на службе не мёрзнуть. Дай Бог ему здоровья! – и, перекрестившись, она засеменила продолжать работу.
    На лавочку я не сел, а решил прогуляться по территории храма.
    Не успел я обойти вокруг церкви и полюбоваться творением русских умельцев, как появился и батюшка. 
    - Михаил Александрович, как я рад вас видеть! - приветствовал он с улыбкой.   
    - Что же вы не предупредили, мы бы подготовились.
    - Пелагея Фадеевна, - обратился он к прихожанке помоложе, - приготовьте, пожалуйста, нам с гостем в крестильной чайку с огурчиком.
    Облачён Святой отец был совсем не в священные одежды: керзовые сапоги, замасленная холщовая куртка, на лбу - защитные очки сварщика.
    - В колхозе нет механика, сварщика, уборочная техника ломается, делать некому, - перехватив мой взгляд, пояснил  отец Пётр. - Председатель попросил помочь. Вчера трактор ДТ-54 ремонтировал, сегодня - комбайн. А я, если помните, механик с золотым дипломом. Мне это не в тягость. Зато и председатель помогает нам. Краску вот пожертвовал для храма.
    - Вы, отец Пётр, и отопление в церкви сделали? И как вы успели? Только проекты делают годами. Да и работа, материал недёшевы.
    - Уже мои помощницы похвастались? Зачем проект? Я же инженер. Сам начертил схему, сам сварил трубы. Колхоз отдал старые батареи, котёл. Всё остальное делал сам. В батареи вместо воды залил машинное масло, чтобы не разморозились. Николай Захарыч вот помог, - показал он на старика.
    - Батюшка, заходите, чай готов, - позвала Пелагея.
    В крестильной на столе нас ждал кипящий самовар, стояла бутылка кагора, солёные огурчики, сало и домашние колобки.
    Выпили по рюмке красного вина.
    - Не скучно одному в деревне, Пётр Михайлович? - обратился я к Святому отцу по-мирски.
    - Скучно, - согласился он. Но мне осталось годок ещё потерпеть? Я тогда не сказал Вам, что люблю по-настоящему уже три года девушку-сиротку Тамару. Учится в Курске в пединституте, во всем ей помогаю. Мы договорились: как только закончит учиться – поженимся.
    По его дрогнувшему голосу и увлажнившимся глазам я понял, что этот молодой батюшка действительно нежно любит ту курянку-студентку.
    После чая я уехал. Через год мы снова увиделись. Он принёс к нам в отдел копию паспорта, где вместо Кобелева стояла другая фамилия. Я в недоумении посмотрел на священника.
    - Да, Михаил Александрович, - подтвердил Святой отец, - теперь я Сотников. Мы с Тамарой поженились, и я принял её фамилию.
    - А тот брак?
    - Вы знаете: нам разводиться нельзя, да и второй брак не по канону. Вот и стал Сотниковым. С благословения Владыки Глеба.
    Прошло более двух лет. Умер архиепископ, благоволивший с Сотникову. Новый архиерей Паисий на хорошие приходы стал назначать своих земляков из Закарпатья. Отцу Петру предложил переехать в чернобыльскую зону, где закрытую в 30-е годы церковь надо было восстанавливать из руин. Сотников отказался по семейным обстоятельствам: матушка Тамара родила сына. Отказ разгневал владыку Паисия. Последовал указ о выводе священника Сотникова за штат за непослушание.
    Обосновался опальный батюшка настоятелем храма в Пермском крае.  Но вскоре туда пришли от Паисия бумаги, свидетельствующие о том, что священник Сотников-Кобелев впал в блуд, двоеженец,  чем нарушает церковные каноны о женитьбе.
И церковные власти лишили отца Петра, как впавшего в блуд,  права занимать должности священнослужителей. Теперь он уже не отец Пётр, а простой мирянин, и ему не обязательно соблюдать церковные каноны. А жаль: Пётр  с его золотыми руками не пропадёт, а церковь лишилась, к прискорбию его паствы, хорошего и трудолюбивого священнослужителя.


Рецензии
Хороший рассказ, и история любопытная, Михаил. Здравия Вам и успехов

Леонид Блох   25.11.2015 10:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.