Герой
Среди бескрайних просторов России вдалеке от шумных городов много лет обитало дружное семейство обыкновенного канюка, а точнее его подвида, малого сарыча. Ютились они на высокой вековой ели, и практически ничего не менялось в их жизни. Так жили и отцы их, и деды, и все далёкие предки. Постоянно были одни и те же заботы: добыть пропитание для себя, вырастить детей и поднять на крыло.
Ничего не нарушало их размеренную жизнь. Захолустные деревушки были не так уж близко от этой лесной опушки, поэтому люди заходили сюда не часто. Но все же когда заходили, птицы знали, что нужно быть на стороже. Хорошо, когда грибники или ягодники: пройдут тихонько, пошумят негромко. Но плохо было дело, когда приходили охотники: повсюду крик, выстрелы, что мечется вся лесная живность в надежде укрыться от злодеев. Тогда то и наше семейство тоже вынуждено было скрываться, чтобы случайно не стать невинной жертвой.
Этой весной тоже было множество забот. На свет появилось трое птенцов, маленьких пушистых орлят. Двое были больше и здоровей, а один – маленький щупленький. Родители сразу решили, что он не выживет, да и старшие птенцы тоже не особо делились с ним пищей.
Так прошло несколько дней, а потом и несколько недель. Самый маленький птенец рос очень плохо, в отличие от своих братьев, которые уже передвигались по гнезду. Все бы так и продолжалось до неизвестно какого времени, пока не случилась ужасная трагедия.
В один прекрасный день после солнечного рассвета ближе к полудню пришла страшная гроза. Над лесом сгустились чёрные тучи, и всюду стало темно и мрачно. Вскоре поднялся сильный ветер и загромыхал гром. Деревья бешено начали кидаться со стороны в сторону, и гнездо, в котором сидели птенцы, металось вместе с ними. Не известно почему, но родителей не оказалось рядом, и два старших птенца, выползших наверх гнезда, в потоке ураганного ветра сорвались вниз.
Ещё не стихла буря, когда родители в спешке вернулись к гнезду, и с ужасом обнаружили, что двух здоровых птенцов нет, а на самом дне гнезда, спрятавшись в листьях, лежит единственный, тот самый маленький хищник. Взрослые птицы жалобно кричали, облетая гнездо, но уже ничего не могли поделать. Только кругом ветер безжалостно сламывал ветви, кружил бесконечным хороводом зелёные листья и гнал над лесом тяжёлые серые облака, из которых лились горькие слёзы дождя.
2
Прошло уже несколько месяцев после ужасной трагедии, случившейся в семействе канюков.
Теперь их жизнь, изменившись очень круто, стала совершенно другой. Всю свою ласку и тепло они отдавали единственному птенцу, самому дорогому сыну, который уже довольно подрос, окреп и уже совсем не был похож на того маленького беспомощного птенца. Родители очень гордились своим сыном. Он был необыкновенно смышлён по сравнению с остальными собратьями. Выбирал самую отборную пищу, много ходил по гнезду и был очень любознательным, за что родители по образу хороших людей, не совсем понимая смысл этого слова, назвали его именем Герой.
С тех пор по мере взросления ему приходилось осваивать много нового, проходить своего рода настоящую школу. Занятия начались с трудных первых полётов, и он стал ёщё более непоседливым, чтобы быстрее научиться летать. Проявляя очень большую упорность, очень быстро осваивал все правила и становился уже практически полноценным орлом. Но чтобы как-то выживать в дальнейшем самому, ему было необходимо научиться охотиться. Это давалось ему сложнее. Выбрав удобное место, он садился на сучья деревьев где-нибудь на окраине опушки леса или у реки и зорко следил за добычей. А внизу то и дело виднелась разная живность: в траве копошились мыши-полёвки, среди кустов тихо перебирали мягкие травы зайцы-русаки. И вот выследив подходящую жертву, он поднимался на крыло и мгновенно атаковал, в итоге либо получая лакомый обед, либо очередную неудачу.
Время летнего тепла пролетело очень стремительно. Осень начинала понемногу вторгаться в пределы лесных массивов, где обитал наш канюк. Он уже совсем окреп, превратившись во взрослого орла, в жизни которого должно было свершиться большое изменение.
Так случается в жизни каждого канюка, когда приходит середина сентября, они начинают свой огромный перелет, мигрируя в далёкие страны Африки. Иногда птицы летят небольшими стаями, а в основном по одиночке, возможно интуитивно, потому что впервые в своей жизни, но об этом людям остаётся только догадываться.
Точно также и этому малому сарычу пришлось покинуть свои родные места, кроме которых он ещё ничего не знал и совершенно не имел понятия о той жизни, что ждёт его за далёким горизонтом.
3
К концу сентября наш Герой уже покинул родные места и, убегая от зимних холодов, стремился неведомо куда, по зову сердца, туда, где вечно жаркое солнце. Тяжелы были перелёты, особенно когда не удавалась охота, и приходилось лететь голодным. Леса постепенно начали сменяться полями и степями, и жизни внизу казалась ему совсем другой. Всё было уже не так как в его далёкой родной глуши. Повсюду на дорогах гудели машины, а то и огромные железнодорожные составы, с гулом бегущие по рельсам. Все было настолько ново и интересно, и в тоже время страшно и загадочно. Здесь он повстречал и своих дальних родственников, которые жили в открытых степях, чтобы хоть как-то скрыться от человека. Наш сарыч понял, что его жизнь была намного веселее и краше, чем у его южных сородичей. Здесь же всё было намного суровее. Жизнь птиц полностью подчинена коварному человеку. Птицы вынуждены питаться даже падалью, так как живая дичь практически полностью истреблена. Здесь нельзя безопасно сидеть на дороге или парить в небе, так как можно оказаться мишенью. Всё, что узнал здесь наш канюк, было большим поворотом в его взгляде на жизнь.
Пролетев над степями Поволжья, он отправился далее, к хребтам Кавказа. Природа гор его поразила до безумия. Молодой канюк раньше никогда не испытывал такой лёгкости в полёте, как паря здесь, среди горных ущелий. Да и жизнь ему здесь показалась более привлекательной, чем в степи. Здесь также ему повстречалось немало орлов-хищников, которые поделились с ним историями своей жизни. Так на первый взгляд безобидная красота гор была развеяна рассказом одного старого орлана-белохвоста, который рассказал канюку о своей молодости, проведённой среди войны, которая чуть не унесла его жизнь. Нашему Герою всё было понятно, но он даже себе не мог вообразить, насколько отличается война от редких выстрелов лесных охотников. Но и тут ему стало ясно, что жизнь в его родном лесу намного лучше и прекрасней, не смотря на то, что там нет такой горной красоты.
Кавказский хребет был далеко позади и ещё десятки небольших гор пересечённых после, а впереди растилась огромная, словно бескрайняя пустыня. Ничего подобного нашему канюку видеть не приходилось. Но не только вид устрашал своей безжизненностью, сколько горячий воздух и палящее солнце, что Герою даже было не по себе.
Он пересекал сотни километров безжизненной земли, среди которой иногда встречались небольшие каменные городки, от которых веяло страхом и кровью. Его собратья бывавшие в этих местах, многое рассказывали о здешних войнах, и о людях, которые постоянно борются между собой за власть, и скрывающиеся за ней богатства.
Пустынные пейзажи не были веселее даже и у побережья морей, где горячие солёные волны омывали выжженные берега. Герой ничего не знал, что будет дальше, за этой землёй, но словно чувствовал, что его ждёт прекрасная природа, где будет прекрасная жизнь и он останется до весны.
Канюк не ошибся. Постепенно пустыни начали сменяться горами, среди которых уже появлялась зелень, а уже потом показались настоящие леса и обильные саванны, наполненные разнообразной живностью. Немного остановившись, Герой вскоре решил продолжить путь далее к югу, где, как ему казалось, должно быть ещё лучше. Он летел теперь уже неторопливо, а медленно, чтобы осмотреть всю красоту и ощутить всю прелесть природы. Эта земля ему очень нравилась, но ещё сильнее он был поражен, когда достиг самой Южной точки Африки и понял, что именно здесь останется до весны.
4
Жизнь нашего канюка снова побежала привычным потоком, даже не смотря на то, что он был за тысячи километров от родной земли. Дни он проводил в прогулках над саванной, выслеживая очередную жертву, чтобы насытится и просто так, чтобы полюбоваться видом Южно-Африканской природы. Так продолжалось почти два месяца до тех пор, пока в жизни нашего Героя в очередной раз не случился случай, круто изменивший его дальнейшую судьбу.
В этот день он как обычно отправился на прогулку над просторами саванны, в район, куда раньше ему ещё не приходилось летать, и Герой, будучи очень любознательным, решил посмотреть эти края. Совершив очередной виток над холмами, он заметил машину стоявшую у дороги и несколько человек около неё и решил ради интереса пролететь поближе. Слегка снизившись, Герой, гордо расправив крылья, пролетел в нескольких десятках метров от людей, и, не успев взмахнуть крылом, он услышал страшный взрыв позади.
В этот момент случилось ужасное. Канюк был сильно ранен в крыло и не мог лететь, и быстро вращаясь, неминуемо глухим хлопком упал у дороги. Он лежал, ничего не понимая от сильного удара, но всячески пытался карабкаться, чтобы укрыться в траве, но всё было тщетно. Через пару секунд к нему подоспели охотники, и весело смеясь, один из них схватил нашего Героя. Канюк всячески старался сопротивляться, но у него ничего не выходило, так как он был сильно зажат в сильных человеческих руках. Герой впервые за всю свою жизнь оказался так близко к человеку и никогда ещё не чувствовал себя таким беспомощным как в эти мгновения.
Усевшись в машину, охотники положили канюка среди своих принадлежностей и грязной одежды, вероятно решив, что птица уже не в силах двигаться. Машина быстро поехала по саванне, оставляя за собой густую пелену поднявшейся от колёс пыли. Охотники что-то весело обсуждали, показывали руками и совсем не обращали внимания на нашего Героя. И в один прекрасный момент канюк понял, что сейчас у него есть только одна единственная возможность выжить, и он её использовал.
На одном из поворотов Герой смог, хотя и с большим трудом, вытолкнуться из оков людских вещей. Он с огромной скоростью ударился о землю и скрылся в облаке пыли. Охотники, вероятно, не заметили исчезновения орла, который для них, скорее всего, был не очень важен, и беззаботно поехали дальше.
Пыль вскоре рассеялась, а наш Герой остался недвижимым и окровавленным лежать под палящим солнцем. Его глаза слипались от слабости, он уже не мог пошевелить ни одной частью своего тела, и просто лежал, дожидаясь смерти. А в памяти у него бесконечно вертелись все моменты его далёкого странствия. Снова и снова все мысли перекрывала одна самая главная, о его родном русском лесе, в котором он вырос, научился летать и потерял всех своих братьев, и который, казалось, уже навсегда остался для него в прошлом….
5
…Лучи яркого солнца пробивались в окно, когда наш Герой открыл свои глаза и не поверил им. Он лежал на столе, среди человеческого жилища, а не среди глухой саванны. Его рана была перебинтована и ещё слегка болела. Тут же он увидел перед собой и своего спасителя, которым оказался профессор Кейптаунского университета. Как оказалось, этот уже пожилой человек, занимающийся изучением зоологии, по счастливой случайности ехал по той самой дороге, на которой лежал раненный Герой. Профессор в свою очередь, конечно, остановил машину и подобрал раненную птицу, после чего и привёз канюка к себе домой.
Прошло пару недель, и Герой уже практически выздоровел. Поначалу он боялся есть пищу, принесённую профессором, но, поняв, что человек желает ему добра, не стал отказываться. Так, когда Герой уже полностью окреп, профессор, которого канюк уже не боялся, в очередной раз подошёл к нему. В руках у него были маленькие щипцы, и кольцо из нержавеющей стали. Профессор надел кольцо на ногу Герою, прошептал несколько слов, и выпустил его на волю. Герой гордо взлетел над саванной, сделав несколько кругов в знак благодарности, и снова направился в дальний обратный путь. Ему уже не терпелось скорее вернуться на родину, чтобы увидеть свою родную опушку, и ощутить всю радость своей жизни.
Наш Герой не просто летел, а мчался в Россию. Незаметно пролетали под его могучими крыльями песчаные пустыни и обнажённые горы, а он летел, ничего не замечая. Все увиденное для него было уже не новым, а тоска по родине была тем единственным чувством, которое никогда ранее его не посещало, а теперь так сильно манило и звало.
Огромная радость обрушилась на Канюка, когда он достиг первых уголков своей родины, прилетев на Кавказ. Чувство настолько гнало изнеможенную птицу, что Герой прилетел домой намного раньше срока. Ещё всюду лежал снег, свирепствовала февральская вьюга. В горах было невыносимо холодно, и Герой решил спуститься ниже, на Предкавказскую равнину. В степях было уже намного теплее и больше возможности найти пищу. Герой постепенно продолжал продвигаться к северу, но так и, долетев к просторам Поволжья, он бесследно пропал, будто затерявшись среди заснеженных степей, пропал навсегда.
6
… Ясным февральским днём я брёл по степной дороге. В воздухе серебрился иней, и всюду в морозной тишине, насквозь пронизанной солнечными лучами, разлетался глухой скрип моих сапог.
Я шёл не спеша, потому что у меня было замечательное настроение, и я не уставал наслаждаться красотой зимнего пейзажа. Но вдруг на дороге я заметил большую птицу, которая была уже мертва и представляла собой настоящий замёрзший экспонат. Подойдя поближе, я понял, что это хищная птица, но вид так сразу определить не смог. Посмотрев вокруг, я увидел следы от автомобиля, и предположил, что вероятнее всего птица была сбита. Рассматривая птицу, я совершенно случайно заметил на её ноге что-то блестящее – это оказалось стальное кольцо. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы снять его, но мой интерес был настолько силён, что я одолел эту трудность. Взяв кольцо в руки, я удивился ещё больше, когда обнаружил на нём надпись на английском языке. С птицей мне ничего не оставалось делать, как убрать с дороги и спрятать в снегу, после чего я с кольцом в руках направился домой.
Уже дома переведя надпись на кольце и взглянув на карту, я не поверил своим глазам. Ведь на кольце чётко было написано: Кейптаунский университет. После чего я отправил данные с кольца в Центр кольцевания и просто был поражён. Оказалось, что это самое кольцо, которое я держал в руках, нёс Герой, канюк, пролетевший тысячи километров через десятки стран и так трагически погибший совсем чуть-чуть не долетев до своей малой родины.
Я долго смотрел: то на кольцо, блестящее на свету, то на карту и снова водил по ней карандашом, но всё никак не мог понять: как устроена наша жизнь? Почему всё случается так, а не иначе? Почему судьба одних награждает, а других обделяет? На все эти «почему», я так и не смог ответить, и вероятно никто не сможет. Точно как и этот канюк, Герой, проживший такую короткую, но сложную жизнь, уже никогда не сможет взлететь в небо и расправить свои гордые крылья, оставив на память о себе единственное кольцо из нержавеющей стали.
Свидетельство о публикации №215110302027