2. Поездка в Кейсарию, Хайфу и Друзскую деревню

            18 октября (воскресение).

  Встали в 7 утра. На сегодня у нас намечена автобусная экскурсия по Тель Авиву.
Сели на автобус № 25 за 6-90 шекелей. Доехали до Морского Порта. Порт был открыт в 1936 году. Отправляется экскурсионный автобус № 100 DAN от терминала №3 в 11 часов.
Автобус высокий, открытый, с автогидом. Проезжаем мимо парка Независимости, заезжаем в древний город Яффа, по улице Торговцев, мимо Советского посольства на ул. Ротшильд, 36.  По бульвару, где растут старые деревья Сикамора - символ Израиля. Бульвар Царя Давида, где находится 2-я по величине больница в Израиле. Бывшее немецкое поселение с двухэтажными домиками. Очень ухоженный район.
 Экскурсия длилась 1,5 часа. Пешком мы бы столько не посмотрели в этом большом и интересном городе Тель Авиве.
 До дома в Бат Яме добрались на удивление быстро (за 20 мин. на автобусе № 18).
 Ещё успели искупаться в море и купить в магазине лимоны, гранат и манго! Всё очень-очень вкусное!!!

           19 октября (понедельник).

 Сегодня у нас экскурсия. Поэтому встали в 5-50 час. Должны были выехать в 6-45, затем перенесли на 7-10, а в действительности выехали в 7-30 час. Полнейшее разгильдяйство!!!
 Намечается поездка в Кейсарию - Хайфу - Друзскую деревню. В Тель Авиве пересели в 8-20 час. на автобус с экскурсоводом и экскурсия благополучно началась.
 Экскурсовод Алик Литвак очень позитивный и интересный человек. Рассказывает, как сказку говорит!
 Едем к горе Кармель. Кармель - имя одного из языческих Богов, который жил более 1000 лет после царя Соломона.
 Национальный Парк Кейсария находится на берегу Средиземного моря, на севере Шарона (Саронской долины), между устьями ручья Крокодилов и речки Хадера.

                ***

                Исторический экскурс:

 Во времена персидского правления (586-332 гг. до н.э.) финикийцы построили поселение со стороны одного из заливов, в месте, где было много подпочвенных вод. Поселение, которое относилось к области Дор, процветало в эллинский период(332-37 гг. до н.э.). Впервые оно упоминается в папирусе Зенона, датируемом 259 г. до н.э., под названием Башня Стратона.
 Дор и Башня Стратона были захвачены Александром Яннаем в 103 г. до н.э. и присоединены к Хасмонейскому царству Иудее, но спустя 40 лет отвоёваны у неё Римом. В 30-м году до н.э. Башня Стратона была подарена царю Ироду (37 г. до н.э. - 4 год н.э.). Ирод построил здесь большой город и назвал его Кейсарией в честь своего друга и покровителя римского императора Октавиана Августа.
 Кейсария была спроектирована как город с системой параллельных и пересекающих улиц, храмов, театром, амфитеатром и жилыми кварталами. Строительство города продолжалось 12 лет и завершилось в 9-10 гг. н.э.
 Источником питьевой воды для процветающего города был верхний акведук, по которому в Кейсарию доставлялась вода из источников Шоми. В 3-4 столетиях н.э. в Кейсарии существовали общины язычников, самаритян, евреев и христиан. В течении византийского периода город процветал. В конце 6-го века была построена крепостная стена, и Кейсария стала самым большим укреплённым городом в стране.         17 мая 1101 г. Кейсария была захвачена крестоносцами и стала владением рыцарей из Бейт Граньи.
 В 1265 году Кейсария была захвачена мамлюками во главе с Биберсом, разрушена и покинута..
 Город оставался в развалинах до конца 19 века, когда турецкие власти поселили здесь беженцев из Боснии. Разрушенная крепость крестоносцев была восстановлена и стала административным центром, а на развалинах города крестоносцев возникло новое жилое поселение.
  В 1949 г. в южной части развалин Кейсарии был основан кибуц Сдот-Ям, в последние годы по соседству возникли населённые пункты Новая Кейсария и Ор-Акива."

                ***

  Нам удалось посетить Театр, древнейший из обнаруженных в Израиле театров, который был сооружён во времена царя Ирода и функционировал сотни лет, вплоть до византийского периода. Театр имеет 2 яруса (cavea) и примерно 4000 посадочных мест. Полукруглое расширение ("оркестра") облицовано штукатуркой, похожей на мрамор. За сценой находилась прекрасно оформленная стена, опирающаяся на колонны высотой в 3 этажа и служившие фоном для сцены.
  Амфитеатр царя Ирода, который служил для состязаний колесниц, спортивных соревнований и развлекательных представлений в римский период. Длина арены более 250 метров, ширина около 50 м.
  В Кейсарии в древнем амфитеатре прослушали историческую справку о данном регионе от Алика. Посетили древний порт, который построил царь Ирод. Во времена Ирода в Кейсарии был сооружён большой искусственный порт, включающий наружную гавань с волнорезом длиной 400 м., внутреннюю гавань (частично выкопанную) и набережную. В эпоху крестоносцев был построен волнорез из столбов, взятых из развалин Кейсарии византийского периода. Существующая в наши дни пристань построена после образования государства Израиль.
  Посмотрели на развалины великолепного дворца с бассейном в его западной части, относящийся к римскому и византийскому периодам. Исследователи считают, что бассейн использовался как городской рынок.

                ***

                ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

  "Баня. Более половины одного из строений занимал комплекс помещений общественной бани. Баня была сооружена после того, как амфитеатр Ирода перестал функционировать, и отличалась великолепием отделки.
 Ипподром был возведён во втором веке н.э. и в нём проводились состязания колесниц. Длина арены около 450 м., ширина прибл. 90 м. На ипподроме было 30000 посадочных мест для зрителей. На арене были найдены колонны (мы их видели) конической формы (meta), которые устанавливались на верху стены, разделяющей движущиеся колесницы  (spina). Здесь же находился обелиск из камня фурфира, первоначальная высота которого была примерно 27 метров.
 Нижний акведук. С его помощью вода доставлялась из искусственного резервуара, сооружённого в результате запруживания вод ручья Крокодилов в ха-Куркар
ха-Тихон. Его длина приблизительно 5 км. Акведук подходит к городу на высоте 5,5 м.(в нижней его части) над уровнем моря.
 Синагога. Были обнаружены развалины синагоги византийского периода (мозаичный пол и обломки мраморной решётки со списками смен священнослужителей). Возможно, в этом месте был еврейский квартал во время римского императора (по мнению некоторых исследователей, это статуя Фдриана)."

                ***

 В общем посмотрели многое - Театр, Дворец на рифе, Амфитеатр Ирода, Систему улиц, Баню, Торговый район, Укреплённый город эпохи средневековья, Порт, Площадку храмов, Площадь статуй, Синагогу, Римскую стену, Амфитеатр, Византийскую стену, Ипподром, Верхний и Нижние акведуки. Экскурсовод расписывал всё в красках, как будто сам жил в те эпохи.
 На горе Кармель посетили монастырь и Храм Ильи Пророка. Интересный памятник Илье Пророку перед храмом. Кресло Ильи Пророка ("на восьмой день рождения мальчика Илья Пророк садится в кресло и совершает обрезание"). " Господь есть Бог" - сказал Илья Пророк. В монастыре служат только три монаха. Вход на территорию монастыря 4 шекеля.
 Кармель переводится, как "Божий виноградник", или "Божественная гора".
 После монастыря наш путь лежал в Друзскую деревню. В этой деревне до сих пор непонятое вероисповедание. Пообедали в ресторане и прошлись по местному рынку, который располагался вдоль улицы. Научились торговаться с местными. Мисочку расписанную в друзском стиле (голубая гжель и цветочный орнамент) Начали с 75 шекелей, закончили 25 шекелей.

                ***

                ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Далият Эль-Кармель:
 
  Самая посещаемая туристами друзская деревня и неофициальная столица этого народа расположена на хребте горы Кармель. Деревня была основана огромным и богатым семейством Халаби, выходцами из Сирии. Дома построены очень тесно, вплотную друг к другу — это результат многовекового конфликта с арабами, которые друзов всегда вырезали. Еще одна особенность друзского строительства — их молельные дома «ахилуе» в отличие от мусульманских мечетей, всегда находятся не в центре поселения, а с краю — причина тому — секретность религии друзов, а также сохранность святых мест при конфликтах. На них изображен пятицветный флаг, не национальный, а религиозный, пять цветов символизируют пять праведников друзской религии. Сюда запрещено входить не только туристам, но и нерелигиозным друзам. Здесь, в этой деревне, находится дом сэра Лоуренса Олифанта. Он построил его как загородный дом для себя и своей жены Алисы, жил здесь со своим секретарем Нафтали-Герц Имбером, который написал израильский гимн «Ха-Тиква». Олифант, тесно друживший с друзами, долго колебался, в каком месте ему строить дом — в соседней Усафии или Далии, но, под конец выбрал Далию. При строительстве обнаружились каменоломни византийского периода. После смерти Алисы — чему посвящена римская колонна с надписью — сэр Лоуренс уезжает, а дом остается пустым и заброшенным. В наше время его отремонтировали и создали мемориал Яд ле-Баним в честь погибших израильских солдат-друзов. Рядом строится новый квартал для молодых пар. В Далии около 15 тысяч жителей, есть туристические улицы с магазинчиками и ресторанами. Друзы гостеприимный и мирный народ..."
  Далее проезжали монастырь Кармелиток, где учил Илья Пророк, Немецкую колонию. И отправились в Хайфу, чтобы посетить знаменитые Бахайские сады.

                ***

                НЕМНОГО ИСТОРИИ:

  В 1868 г., по указу турецкого султана, в гавань у подножия горы Кармель прибыла небольшая группа заключенных. С этого момента и начался отсчет общей судьбы новой религии и священного с незапамятных времен места. Первоначально ссыльные содержались в Акко, но постепенно условия заключения смягчились, отношения с местным населением наладились, и семьи верующих стали селиться в Хайфе и Акко и заниматься различными ремеслами. Семья Бахауллы, основателя веры, также получила возможность жить за чертой Акко, в местности с более благоприятным климатом, и бывать в Хайфе. Постоянно росло число паломников из Персии, Египта, других стран.

  После смерти Бахауллы в 1892 г., когда руководство делами веры перешло к его старшему сыну Абдул-Баха, центр Веры окончательно закрепил свое местоположение: усыпальница Бахауллы находится недалеко от Акко, что определяет особое значение этой точки земного шара для верующих бахаи.

  В 1909 г., почти через 60 лет после смерти, останки Баба, которого считают посланником бога и предтечей Бахауллы, были перезахоронены в мавзолее на склоне горы Кармель в Хайфе. Расположение усыпальницы Баба было выбрано ещё Бахауллой. В более позднее время над мавзолеем была возведена мраморная надстройка. Подготовка проекта была поручена канадскому архитектору Уильяму Максвеллу (William Sutherland Maxwell), который сумел совместить восточные традиции с западными пропорциями и стилем. Наконец, в 1953 г. все работы были завершены, и широкой публике открылась колоннада с золочённым куполом, которому суждено было стать визитной карточкой Бахайских садов, а потом и всей Хайфы.

  21 апреля 1963 года в Хайфе, в доме, в котором когда-то жил Абдул-Баха, впервые был выбран высший управляющий орган религии бахаи — Всемирный дом справедливости. Позже для него было построено специальное здание неподалеку от усыпальницы Баба.

  В 1987 г. Всемирный центр Бахаи принимает решение окружить святилище террасными садами, которые служили бы в качестве пути, ведущего к одному из самых святых мест для паломников бахаи. Проектирование и строительство было поручено иранскому эмигранту Фариборзу Сахба. Торжественное открытие комплекса состоялось 22 мая 2001 г. в присутствии официальных лиц государства Израиль, мэрии г. Хайфа и других высокопоставленных гостей.

  Сады открыты для посещения каждый день, без предварительной записи, бесплатно!!! Девятнадцать террас, на которых располагается комплекс садов, образуют единую «лестницу». Рядовым туристам разрешается спускаться по ней, а подниматься могут только паломники-бахаи. Кроме того, в определенные дни предлагаются туры в сопровождении гида на одном из трех языков — иврите, русском или английском.

                БАХАЙСКИЕ САДЫ:

  Сады находятся на горе Кармель. И обслуживаются группой из 90 человек, большая часть из которых волонтёры из числа последователей религии. Остальные — опытные садовники. Протяжённость террас сверху вниз около километра, ширина меняется от 60 до 400 м. На строительство было потрачено 250 млн .
  Возле святилища намеренно не соорудили скамеек, что не располагает к долгому пребыванию на территории комплекса. Главная причина, скорее всего, то, что бахаи не любят, когда возле святого места начинают есть, пить и использовать мобильный телефон.
Все расходы Всемирного Центра покрываются из средств, добровольно пожертвованных исключительно последователями веры Бахаи. От других лиц пожертвования не принимаются.

              ПРИМЕЧАНИЯ:

 Хотя Святилище Баба иногда называют «бахайским храмом», оно таковым не является. Это место упокоения, мавзолей. В писаниях Бахаи предусмотрено строительство храмов (т.н. домов поклонения), в котором любой человек может обратиться к Богу. В них также происходят богослужения — чтение или распевание писаний и священных стихов, в том числе других религий, — но без участия духовенства, так как в вере Бахаи подобного института нет (один из основных принципов, установленных Бахауллой, — самостоятельный поиск истины..."

                ***

  Так вот, в Хайфе мы должны были прогуляться по Бахайским садам, которые необыкновенно цветными террасами спускаются на 300 метров к Средиземному морю. Однако мы опоздали на 5 минут и нас попросту не пустили. В интернете пишут, что вход в сады бесплатный и для всех, что "бахайская" религия самая демократичная  гостеприимная и терпимая ко всем "верам", однако, к нам отнеслись, как то, мягко говоря, не гостеприимно... Хотя мы честно оплатили экскурсию... После долгих уговоров нас всё же немного облагодетельствовали. Местный экскурсовод с верхней площадки (не заходя на территорию парка) немного рассказала о комплексе... Затем мы подъехали к нижней террасе и немного прогулялись по аллее кактусов. Очень-очень грустно... Но, наверное, надо будет ещё раз приехать в Хайфу, тем более, что в храм в центре Бахайских садов можно попасть только до 12 часов дня.
 На обратном пути с экскурсии меня в Тель Авиве забрала в машину Татьяна, наша туристка из Липецка, которая уже 25 лет живёт в Израиле. Вместе с ней заехали в Пальмахим и потом уже поздно вечером были у неё дома в городке Римоним.
 Завтра Таня и её сын обещали мне индивидуальную экскурсию по Иерусалиму.


Рецензии
Дорогая Ольга!

Как приятно рассказываете о своем знакомстве со страной.

Я был там, но читая Ваши строчки

снова вернулся в замечательный Израиль.

С уважением,

Борис Гольдин   29.01.2019 00:04     Заявить о нарушении
Очень рада, что помогла вернуться к приятным воспоминаниям!
С теплом,

Ольга Головизина Чернова   29.01.2019 00:24   Заявить о нарушении