Канал Великого Петра

Река еще была глубокой и широкой, вдоль правого берега уже километров тридцать тянулись невысокие зеленые горы, и у меня было ощущение того, что караван идет по большой окружности, по самому ее диаметру, вправо, вправо и вправо. Я взглянул в карту и действительно, излучина Дона гнула и гнула свой путь в ту сторону, от солнышка, точнее, даже, наверное, по дуге его извечного движения от рассвета до заката, от востока к западу, только в обратном направлении. Когда гора кончилась, показался первый населенный пункт на правом берегу, расположившийся на склоне и все улицы, берущие свое начало от простирающейся внизу реки, видны были, как на ладони с их хатами и огородами, садами и хозяйственными постройками.
- Здесь везде была война, немцы и румыны зверствовали и издевались над населением, в каждом хуторе и во всех станицах есть памятники с фамилиями погибших, - пояснил мне командир, заходя в рубку, - у меня жена из этой станицы родом, у нее из семьи много человек погибло.
- Понятно, а где места исторические есть, военные, что-нибудь осталось, напоминающее бои? – спросил я.
- Знаешь, мы пацанами бегали после войны по полям, лесам, посадкам и лугам, кругом валялось оружие, снаряды не взорвавшиеся, мы сами их кидали в костры, взрывали, калечились, а все равно взрывали. Глупые были, да и что делать было в юном возрасте в хуторе, только глупости. Да, через пару дней пути, может меньше, справа от борта будет интересное место, покажу.
- А что там? – не унимался я.
- Канал Петра Первого недостроенный, увидишь, вода еще не сильно упала, высоко идем, хорошо будет видно…
Действительно, через день пути, петляя своим телом, понемногу сужаясь и становясь мельче, обжимаемое желтыми песчаными косами и зелеными камышами, русло Дона проходило слегка заброшенную турбазу не доходя станицы Трехостровской, и там мне показали прямую линию между деревьев и кустов – еще не заросший с времен Петра Первого канал, которым он тогда уже задумал соединить две великие реки Руси – Волгу и Дон. Гидротехническое творение почти дошло своим рвом, выкопанным вручную, до Дона, но строительству и осуществлению мечты Великого Императора помешала кровопролитная война, начавшаяся на севере России и оторвавшая народ от работы. На продолжительную и унесшую много жизней войну было израсходовано огромное количество государственных  денежных средств и человеческих ресурсов, поэтому продолжить, а точнее, уже  завершить стройку не было возможности…
Небольшой возврат в нашу Российскую историю помог мне сделать командир земснаряда, а потом, по прошествии времени, я и сам прочитал в книге об этих грандиозных замыслах правителя Руси. Это был первый такой шаг в далекое прошлое, наверное, самый далекий по времени, но близкий мне по духу, ведь, по образованию я гидротехник, строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений являлась моей на тот момент основной профессией. И, вообще, мне всегда было интересно знать вехи истории, тем более, о которых мы не читали в учебниках Советского счастливого детства, или читали минимум школьной программы, а здесь воочию наблюдаешь творение самого Петра. Сколько же еще наша земля носит на своем теле и держит в себе таких таинственных и интересных вех, сколько…


Рецензии
Недавно проезжал в тех местах, видел канал Петра. Спасибо за интересные рассказы. Читаю с интересом.

Владимир Лыгин   23.01.2017 07:30     Заявить о нарушении
Спасибо вам за визит и теплые слова... наша жизнь полна неожиданностей, приятных и не очень...

Станислав Климов   23.01.2017 08:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.