Служанки инфанты

           – Даете гарантию, что картина подлинная?   - Естественно, гарантия два года...                Шутка антикваров

        Оставалось сделать последний шаг – поставить подпись на экспертном заключении.  Собственно, это почти формальность – все идеально. Вернее сказать, слишком идеально…
        Холст, подсвеченный специальной лампой, находился прямо перед ним. Небольшой по размеру и лишенный помпезной золоченой рамы, он выглядел скромно. Но и без антуража «тянул» на раритет. «Служанки инфанты» – исчезнувший и вновь обретенный шедевр  периода барокко.  Диего Веласкес или, на худой конец, кто-то из живописцев его круга. То,  что на полотне изображены служанки  (точнее, фрейлины) королевской особы, не вызывает удивления:  служанкой была Хуана-Миранда  супруга придворного художника Веласкеса. Известно о ней немного, разве, что она была дочерью его учителя Пачеко…
         Сюжет, композиция, колористика, техника письма…  Без сомнения –  рука мастера. Только какого: давнего или современного? Есть повод для размышления. Поэтому и гложет его червь сомнения, заставляя оттягивать выдачу заключения. Для оформления «сомнений» нужно предоставить убедительные доводы.
        Ему и раньше приходилось иметь дело с подделками старых мастеров. Промелькнула и парочка «Веласкесов». Но все как-то быстро разрешалось: раритеты оказывались поздними копиями. Сейчас ситуация другая: «Служанки» – не копия.  Это оригинальное полотно со своей легендой. Имеются упоминания в исторической и специальной литературе. Картина попала в Россию в Екатерининские времена и была подарена Ея Императорским Величеством одной из фрейлин. А после ее опалы вкупе с другим скарбом оказалась в Саратовской губернии, где следы затерялись... В 30-е годы при массовых отправках ценностей за границу «в списках не значилась»; не засветилась и во время распада Союза – антиквариат тогда массово вывозился.  Сейчас,   правда, пошел  обратный процесс…
        История «обретения шедевра» выглядит правдоподобно.  Холст, обернутый грубым полотном, найден в имении, принадлежавшем наследникам фрейлины. Место находки – идеально, здание серьезно не перестраивалось, обнаружены другие вещи, атрибутированные периодом закладки тайника. Провенанс* даже имеет изюминку: на холсте  следы пожара… двухсотлетней давности. Все выглядит не только достоверно, но и красиво.
         Случаи возвращения утраченных шедевров, конечно, бывают, но не часто. Фальшивых находок гораздо больше. Умельцы даже в архивах способны оставить нужные следы: так удается «канонизировать» вещи весьма сомнительного свойства. Проблема касается даже  музейных фондов, куда проникают подделки. 
       Собственно, в  Киеве (да и во всей Украине) имеется  только одно творение Диего Веласкеса – «Инфанта Маргарита». Портрет находится  в Испанском зале столичного Музея искусств имени Ханенко. История его появления в собрании – неоднозначна. Известно, что меценат тайно приобрел картину в Гамбурге на распродаже коллекций Вебера.  А представление раритета состоялось уже в Киеве на банкете, который Богдан Ханенко дал по возвращении. Помпезная презентация сделала свое дело, но мнения спецов о подлинности картины разделились, причем большинство оказалось… не на стороне Веласкеса. Поэтому на табличке в музее после имени «Диего Веласкес» стоял  знак «?».   А потом… он  куда-то исчез. 
        Сейчас настало благодатное время для разного рода манипуляций. Нувориши накопили финансовый жирок и готовы им потрясти. Но сделать это – изящно, скупая не только вилы, дорогие авто или футбольные клубы, но и антиквариат. Риск не так велик. Круг богатых клиентов ограничен и  здесь не принято афишировать провалы. Среди коллекционеров значатся министры, чиновники высокого ранга, парламентарии.  И  целые синдикаты «мошенников от искусства» подвизаются на пополнении их коллекций. За деньги заказчика – все что угодно: Антика, Возрождение, Серебряный век и так далее... К примеру, аукционами кочует множество «яиц Фаберже», которые искусствоведы уже прозвали «матрешками для миллионеров».  Можно заказать и  старых мастеров, а хоть бы и Диего Веласкеса! И это лишь «пробный камень». Прокатит, и сразу появятся «малоизвестные работы» Боттичелли или Рафаэля Санти!
        Похоже,  мы имеем дело с новоделом – раритетом, сработанным «с нуля». А что? Пусть кропотливый, зато эффективный способ сорвать изрядный куш. Для такого рода произведений даже существует профессиональный термин, почти искусствоведческий мат – «фальшак».
       Расходы немалые: аутентичные интерьеры, костюмы, натурщики с нужной фактурой. Так «под Микеланджело» придется искать качков с хорошим рельефом, а «под Рубенса», эксперт ухмыльнулся, потребуются тетки… с запущенным целюлитом и растяжками. А вот модели Веласкеса  это супер!  Фигурки –  что надо! Одна «Венера с зеркалом»  чего стоит!  Эксперт мечтательно прикрыл глаза:  «На шелковых простынях, спиной к зрителю бесстыдно вытянулась темноволосая красавица с тонкой талией и роскошными бедрами». 
        «Венера» – плод итальянской  командировки мастера. А вот на родине, по другую сторону Пиренеев, с таким воплощением сюжета можно нарваться на неприятности…    Испанским живописцам строго запрещалось изображать обнаженную натуру.  Наш Диего еще баловень судьбы!  В те времена и за меньшие провинности можно было попасть на костер. Как это инквизиция проморгала «чистокровную эротику»?  Скорее всего, художнику помогли связи в верхах.
        Веласкесу вообще не откажешь в свободолюбии. Одна картина  «Менины» чего стоит! На переднем плане девочка-инфанта, но среди окружающих: служанки,  карлица и сам художник.  Зато гофмаршал двора только на заднем плене в проеме двери, а король с королевой присутствуют на полотне в виде  нечетких изображений в зеркале…        Возможно демократизм Веласкеса и широта сюжетов на его полотнах и подтолкнули к созданию «Служанок»?
        При изготовлении новоделов используются современные  технологии: цифровая съемка, печать на холсте и нанесение красочного слоя тонкими лассировками. Подобрать исполнителя-профи не сложно: сейчас многие реставраторы не у дел. Рынок подделок активно осваивают и китайские «умельцы». Эти под заказ готовы наклепать сколько угодно «гогенов». Причем быстро,  и не слишком дорого.  В дело идут старинные холсты, краски и грунт, соскобленные со старых полотен, лак, изготовленный  по особой рецептуре. Имитируется все – даже легендарная «голубая лазурь»...  И, как завершающий аккорд – искусственное старение,  с образованием характерных трещин (кракелюр) в лаковом слое.
        Это только в детективных сериалах после выполнения несложных процедур на мониторе эксперта появляется надпись: «Совпадение 99,5%». В действительности, методы контроля не позволяют надежно распознать профессионально сработанный фальшак. Это  запутанный и не всегда объективный процесс, особенно если на кону судьба  раритета и  реноме эксперта. Знатоков живописи барокко у нас немного, да и те находятся в плену собственных подходов, предубеждений  и амбиций соперничающих школ.
         Конечно, вызывает подозрение появления полотна в нужном месте и в нужное время, когда цена на Веласкеса пошла в гору. Поэтому и потребовались «справные» бумаги. Как там говорил булгаковский профессор Преображенский: «Окончательная бумага, фактическая, настоящая. Броня’!». Поэтому и решили привлечь специалиста из Киева. Считай,  международная экспертиза.  А фальшивка, снабженная надежным сертификатом, получит признание и право выставляется в салонах и на аукционах. 
        Эксперт колебался. Он еще раз просмотрел документы, упакованные в дорогую папку. Она была из натуральной кожи с тиснением – даже это подчеркивало «солидность предприятия». Экспертиза стиля. Расположение фигур на холсте, освещенный передний и темный задний план, композиционное построение. Соответствуют… Техническая экспертиза. Ее заключения чем-то напомнили стопку анализов: радиометрия, изотопный метод, спектрография… Комар носа не подточит! «Черные технологи» не зря едят свой хлеб. Увы, все это предположения, а нужны доказательства, на первых порах – какая-то зацепка…
        Атака «в лоб» здесь не поможет. Нужно «качать на косвенных», как говорил один контрразведчик в старой книжке, и тогда наступит «момент истины». Где-то «авторы и исполнители»  должны дать слабину. Как подсказывал опыт, чаще всего это – мелочь, второстепенная деталь. Чует сердце ... Или это так работает интуиция?
        Уже более трех часов эксперт изучал полотно сканером, продвигаясь, миллиметр за миллиметром. Придраться не к чему, а срок принятия решения неумолимо приближался.   
        Но… Что это? Стоп! Выделить фрагмент.  Увеличить... Невероятно!  На платье одной из служанок, при большом увеличении заметна... собачка от молнии. Йес! Он не ошибся! Для изготовления новодела использовали электрографическую печать изображения, которое прорисовывалось буквально по пикселям.  Организовали съемку натурщиков в аутентичных костюмах. Все было подлинным: ткани, фасон, покрой, но… застежки того времени – это сплошное мучение. Поэтому в исторические костюмы сейчас вшивают малозаметные молнии.
            * Провенанс (англ.  provenance – происхождение, источник).  История владения  произведением искусства, его происхождение. На антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность  предметов, что может существенно повысить их стоимость.  Провенанс  –  одно из базисных понятий арт-банкинга (финансово-консультационного сопровождения инвестиций в искусство).


Рецензии