Усталость металла

          Очередная  трагедия  произошла, случилась.  На  этот раз  в небе  над  Синаем.  Слезы, ком в горле, невозможно  без  содрогания и ужаса  видеть  кадры  катастрофы, эти обломки  самолета, личные вещи пассажиров,  чемоданы, паспорта , детские  книжки и игрушки, фото  счастливых, еще  живых  пассажиров,  десятимесячного  ребенка в аэропорту. Через  час он станет ангелом…  Он  уже – ангел, в свои  безгрешные  десять месяцев  жизни на Земле. 
        На место катастрофы  прибыли все  министры, так или иначе  причастные  к трагедии. Не покидает ощущение некой суетливой реакции на случившуюся трагедию. Ну постояли они над обломками самолета, дали краткие интервью корреспондентам телевидения, дальше что? Что, на месте катастрофы нет специалистов, в том числе, мы видим это, генералов МЧС с большими звездами на погонах.  Ваше место,господа министры,- в Москве!  Организуйте, руководите !  И, главное, - анализируйте!  Совершенно ясно ведь,  что катастрофы имеют системный характер!  Усталость металла, усталость души, непрофессионализм, дилетантство, алчность,  кумовство, коррупция.   Как часто, (почти всегда!)  подвигу предшествует  непрофессионализм, преступная халатность, пресловутое русское авось,  алчность.   Летчик  Андрей Ламанов, посадивший обесточенный самолет ТУ-154  на заброшенной полосе в Ижме, - герой. Но задумаемся, вспомним!  В полете  отказали  аккумуляторы, закоротив всю электрическую цепь самолета. А ведь это не могло произойти внезапно! Это я знаю абсолютно точно, как инженер-электрик с сорокалетним стажем.  Кто-то, обслуживавший, проверявший эти аккумуляторы был либо преступно халатен ,  либо  неграмотен.  А, может быть, просто пожалели денег на замену  аккумуляторов?  И что-то не слышно  было глубокого анализа причин чуть было не случившейся тогда трагедии.
           И “ Булгарию “ вспомним… Не буду перечислять всех выявленных в процессе следствия причин.  Они удручающе  просты и, простите за это слово, -  повседневны. Это - алчность и коррупция. Не могло это судно эксплуатироваться в таком техническом состоянии, но кто-то хотел заработать, а кто-то закрыл равнодушно глаза и за толику малую подписал документы…
         Но меня  поразило  тогда  интервью судового электромеханика, выжившего в той страшной аварии.  Ничтоже  сумняшеся,  что называется на голубом глазу, поведал нам , что в момент аварии на судне не запустился  аварийный  дизель –генератор, что усугубило ситуацию и привело к большему числу жертв!   А спрошу я сейчас своего коллегу ( я тоже судовой электрик):
 - Совесть не  беспокоит? Это ведь ваша прямая и безусловная обязанность была, чтобы аварийный дизель-генератор запускался.  А если он не запускается, то не должны вы были ни есть, ни спать, пока не устраните неисправность. Да и не могло судно быть выпущено в плавание имея такую неисправность.   Пресловутый человеческий фактор.
         А Саяно-Шушенская ГЭС?  Неужели забыли? На протяжении более десяти минут неисправный подшипник  выпрыгивал из своей постели!  А что в это время делал персонал?  Не поверю, что в течение десяти минут нельзя было перекрыть воду на неисправную турбину!    
               И вот –новая трагедия… Уже понятно, что причина- либо бомба, либо усталость металла.
            И , знаете, как это странно ни прозвучит, бомба в самолете- это  чуточку легче, яснее, определеннее.  Потому что враг известен, с ним можно бороться и боремся, в Сирии, на Кавказе.
           С усталостью металла бороться  труднее, потому что в этом случае враг рядом, он среди нас. Он многолик и вездесущ, разнообразен и часто респектабелен. Пользуется нашим равнодушием и долготерпением. Мы миримся с действительностью и обстоятельствами, мы прощаем и входим в положение. Мы часто  беспечны, ленивы и нелюбопытны, и позволяем сажать нас в старые, разваливающиеся в небе самолеты. 
         Что делать?   Не знаю. Наверное,  становиться гражданами,  научиться спрашивать с тех, кого выбираем, с тех, кто каждый день с телевизионных экранов денно и нощно заботится о нас, о России.  Дай, Господи, им политической воли и сил побороть усталость металла.


Рецензии
Как электрик электрику. Горят дома инвалидов и прочие из-за коротких замыканий в сети, также погорела Останкинская башня. Однофазные замыкания на землю, когда ток с провода течет по заземленной конструкции вдали от замкнувшегося провода, он имеют малую величину, недостаточную для срабатывания автомата, но достаточную для перегрева провода и последующего возгорания. Меры несложные.
1. Оснастить все квартиры и квартирные группы автоматом безопасности я их называю реле утечки, выполнить разделение нулевого провода с заземленнным проводом.
2. Устанавливать в каждой квартире много автоматов для разных потребителей: кухонная плита, освещение, нсколько групп розеток. Тогда уставка на автомате отсроенная от тока нагрузки будет много меньше а значит чувствительнее.
3. Имеется прибор, с помощью которого можно легко определить ток короткого замыкания в любо и внаиболее удаленной от автомата или предохранителя точки и сопоставить этот ток с током отключения автомата или предохраниетля.
4. Сети должны быть обследованы квалифицированным электриком с соответствующей оплатой и ответственностью, способным выполнить перечисленные требования. А он и просты - даже не нужно диполома инженера и даже техникума.
Все что я написал уже давным давно выполняется за рубежом. так что достаточно взять "Правила электоутройств" любой цивилизованной страны. Казалось бы так просто!

Артем Кресин   20.01.2018 12:20     Заявить о нарушении
Ваш подход к делу электробезопасности, Артем, мне понятен. Все эти методы контроля действуют, необходимы. Но, проблема в общем то решается проще. Необходима грамотная эксплуатация сетей и строго периодические проверки и своевременное омолаживание сетей. На судах, например, где квалифицированный персонал обслуживает, ремонтирует и пр. нет таких проблем с электрооборудованием. Если сеть годами, а то и десяток лет используется бесконтрольно, то рано или поздно -трагедия, Шушенская гэс, например. Чубайс вовремя слинял с должности. Кожей чувствует опасность, великий менеджер.

Валерий Леонов 2   20.01.2018 12:31   Заявить о нарушении
Слова: "грамотная эксплуатация. строгие периодические проверки, своевременное омолаживание ..." это сотрясения воздуха, в них нет смысла. Этими фразами отделывались партработники поскольку они насколько универсальны и настолько же бесполезны. Все решает качество кадров, зарплата, возможность получения запасных частей и дисциплина.
На Саяно-Шушенской ГЭС сыграли роль боязнь наказания, надежда на "авось проскочим" и существующие правила подачи аварийных заявок на отключение. И Чубайс здесь непричем, эти нормы существуют десятилетия.
После капитального ремонта гидротурбины, обнаружелась повышенная вибрация агрегата. Снова вывести ее в ремонт, побоялсь осуждений и наказаний. Решили сделать это попозже. А когда стало трясти выше всяких норм побоялись сами,без разрешения свыше вывести агрегат из работы. Конечно такого эффекта не ожидали.

Артем Кресин   20.01.2018 14:40   Заявить о нарушении
У Вас на судах Вы сами описали случай, когда судно осталось без аккумуляторной батареи из-за того, что не нашлось специалиста, который квалифицированно мог рассчитать ток к.з. в дальней точке и сопоставить ее с током срабатывания автомата.

Артем Кресин   20.01.2018 14:44   Заявить о нарушении
Именно качество кадров! Если есть качественный персонал, то будет и правильная эксплуатация и ремонт и профилактика, и ответственное принятие решений. В том числе и на Саяно-Шушенской ГЭС! Пример? Пожалуйста! В море, в сильный шторм, обнаружилась проблема со смазкой главного двигателя. Капитан не дал разрешения на остановку двигателя. Дальнейшая работа двигателя неминуемо вела к аварии. Старший механик остановил главный, сменили масло фильтры и поплыли дальше... Испытано и пережито.

Валерий Леонов 2   20.01.2018 16:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.