Сказка о серебряном роднике, крылатом змее и лунно
Нина Агошкова
Наша геологоразведочная экспедиция подошла к концу. Проделана была большая работа, собраны и упакованы пробы грунта и минералов, нанесены на карту очертания нового, возможно, самого большого в стране, рудного месторождения. Завтра за нами прилетит вертолёт и – прощай, дикая природа! Столько всего произошло за это время! Трёх томов не хватит, чтобы описать. Да что далеко ходить: сегодня с утра произошло вот такое странное событие. Стоянка, на которой мы обитаем последние три недели, находится возле небольшой горной речушки. Очень удобно: есть, где помыть посуду, постирать вещи, выкупаться. Это по весне горные реки превращаются в дикую, необузданную стихию и смывают всё на своём пути, а сейчас, в конце лета, они текут смирно. Из горного массива в одном месте почти до самой речушки выдвинулся кусок скалы, похожий на язык. Так вот, утром здесь ни с того ни с сего забил источник с прозрачной, отливающей серебром, водой. Мы по очереди бегали посмотреть на это чудо в перерывах между работой, но никто не мог сказать, откуда он вдруг взялся.
Вечером развели по обыкновению костёр. Есть что-то завораживающее и первобытное в том, как языки пламени лижут дрова, подскакивают и пляшут, отбрасывая вокруг костра колышущиеся тени, потрескивают, словно переговариваясь, выбрасывают время от времени вверх и в стороны снопы искр.
Когда-то, давным-давно, тут сидели наши далёкие предки и точно так же следили за пляской огня.
В стороне хрустнула ветка.
- Кто там? – спросил Дмитрий, наш повар, пошевелив дрова под котелком с чаем. – Наши все дома. Зверей мы не боялись – за всё время пребывания здесь никто не покушался на наши палатки, не пугал. Пару раз слышали в отдалении рык то ли медведя, то ли рыси. Ближе к осени им некогда – нужно нагуливать жир, готовиться к зимовке. А вот охотники, из местного населения, забредали. Вот и в этот раз к костру неслышной походкой вышел человек с ружьём, в камуфляжной одежде. Настолько распространена она сейчас, что и не отличить – то ли Дима перед тобой, то ли незнакомец. А хрустел он веткой специально – давал нам знать о своём приближении.
Пришелец поздоровался, назвался Захаром. Был он высок ростом, широкоплеч. Внимательные глаза быстро обежали всех сидящих, задержались на Марине. Мы пригласили его к костру, налили в кружку дымящегося чаю, предложили галеты. Обменялись новостями: гость полюбопытствовал о цели экспедиции, мы расспросили о том, какие новости в округе. Незаметно разговор перескочил на источник.
- Вы не знаете, что это за родник у нас утром забил? – спросила я, - не было его тут и вдруг – на тебе! Захар усмехнулся в пышные усы и неожиданно сказал:
- Знаю. Я специально из-за этого источника сюда пришёл.
Мы удивлённо воззрились на него. Наш главный, Игорь, недоверчиво спросил:
- Как вы могли знать, что он именно сегодня забьёт, и именно в этом месте! Что-то вы не договариваете!
- Я вам расскажу легенду, а вы уж сами решайте, что в ней правда, а что вымысел. Хотя лучшего доказательства, чем этот родник, и не нужно.
Давным-давно в племени, обитавшем в здешних местах, жили двое: очень красивая девушка по имени Юма, и смелый охотник по имени Ивар. Любили они друг дружку сильно и собирались пожениться. Но случилось так, что парень в числе других охотников ушёл далеко от стойбища. А в это время в округе появился Крылатый Змей. Говорят, что он спускался с Луны раз в три года и уносил на небо от каждого стойбища по одной деве. Собрался совет старейшин, стали решать, кого отдать Змею. Избегнуть участи было никак нельзя, потому, что неповиновение грозило бедой всему племени. Змей мог наслать мор, увести всех зверей из округи, что грозило неминучим голодом, или же сотворить такую лютую зиму, что птицы будут коченеть на лету. Сами старейшины этого не застали, но предания хранились и передавались от жреца к жрецу, и обычай строго соблюдался. Вы уже догадались, наверно, что в этот раз жребий пал на Юму. Расплакалась она, заголосили родители – кому охота отдавать своё дитя на растерзание? Но делать нечего: в один из дней отвел жрец девушку вот сюда, к роднику. Вода в нём словно серебрилась – да вы это и сами видели. Точно так же серебрились волосы у Юмы. Села она у воды, расплела свою косу, стала её расчёсывать и приговаривать:
- Друг мой милый, Ивар! Что ж ты не придёшь, не спасёшь свою наречённую? Не довелось мне ради тебя косу расплести, достанусь я, горемычная, лютому Змею.
Струилась серебряная вода родника. Струились волосы бедной девушки, отражаясь в прозрачной воде. Такой её и застал Крылатый Змей, подкравшись незаметно. Стал он разглядывать её издали и влюбился с первого взгляда. Когда слетел со скалы, да показался красавице, она уже стояла, покорившись своей участи.
- Не бойся меня, красна девица, - заговорил с ней Змей человеческим языком. - Не стану я есть тебя, не стану губить такую красоту. А заберу я тебя к себе, на Луну, и станешь ты Лунной девой. И все богатства земные и лунные сложу к твоим ногам.
- Не нужны мне богатства, Змеюшка! Отпусти ты меня домой, к отцу-матушке, коль полюбилась я тебе!
- Э, нет! – рассердился Крылатый. - Так мы не договаривались! Слышал я, о ком ты тут грезила, причитала. Не бывать тому! Моя будешь! – с этими словами взлетел Змей и унёсся на Луну, прихватив с собой девушку. Но успела она прокричать:
- Родник-родничок, милый дружок, передай от меня весточку любимому моему, Ивару! Пусть помнит меня, пусть живёт счастливо и он, и все его дети, внуки и правнуки! И каждый год, в мой день рождения, дари этому миру свои струи серебряные!
Слёзы девичьи капнули в родник, и ушёл он под землю на веки вечные, словно его и не было. Но раз в год, вот как сегодня, выходит он из скалы и журчит, рассказывая вот эту легенду всем, кто услышит, а также дарит искупавшимся в нём радость, лёгкость во всём теле и здоровье на долгие годы. Можно и с собой налить водицы, да дать испить дома немощным, да детишкам.
- Постойте! – воскликнул Дима, - как же так? Если бы всё было по вашей легенде, то давно бы тут курорт создали, или паломничество, за деньги давали бы окунуться в целительную воду. Или я чего-то не понял?
- Дело в том, - спокойно ответил гость, - что я – потомок Ивара, хоть и очень дальний. И только в нашем роду передается из поколения в поколение это сказание. И только мы знаем день, в который родник выходит из-под земли. Когда Ивару рассказали, что случилось с его невестой, он в день её рождения пришёл на это место. Вот тогда-то и увидел в первый раз, как рождается источник. И услышал он в журчании струй, что случилось с Юмой. Не верите? Да вот же он, прислушайтесь - журчит! А на Луне можно увидеть девушку, которая до сих пор расчесывает свои серебристые волосы…
В лунном свете, несмотря на прохладную ночь, с разрешения Захара мы все по очереди окунулись в волшебный родник. Хоть и не потомки Ивара, но всё равно мы ощутили небывалую лёгкость, и настроение поднялось. А может быть, это оттого, что закончилась долгая экспедиция и мы возвращаемся домой?..
Свидетельство о публикации №215110401354