Пустая тропа

                Аукает осень гусинными кликами,
                Трясясь на осинах багровыми листьями,
                Бродя по болотам березами желтыми
                И плача ночами навзрыд.
               
               

               
  Тропа ,глубоко пробитая в зарослях кустиков брусники ,пересекала сравнительно открытое пространство громадной лесной поляны с запада на восток.

  Сравнительно открытая – потому что вся поляна ,открытая когда то, белой лысиной светилась сейчас  в подступившем к ней со всех сторон хвойном лесу – диком таежном буреломе,куда солнечный  свет не проникает даже в светлые летние полдни.  Отдельные ,наиболее отважные ели, забрались, уже  вымахав  до небес в ее середину ,но так и остались в гордом одиночестве. Березы же , группками раскиданные по всей поляне состарившись, обломились всеми стволами,рассыпав  вокруг подрастающего молодняка, трубы берестяных белых стволов , со сгнившей трухой внутри,  но все еще крепкой поверхностью бересты , напоминающей свернутые чертежные ватманы в квартире нерадивого чертежника. Они белели повсюду осветляя и отбеляя поляну, притягивая ищущие открытой земной поверхности солнечные лучи, блуждавшие по хвойным лапам , в надежде коснуться земли.  Здесь же , коснувшись , они сполна выливали солнечное тепло , выливали настолько ,насколько позволяло короткое северное лето , прорастая здесь в белых стволах берез, россыпях брусничных ягод , голубичниках и малинниках и полянах грибов и всей мелкой лесной растительности , заселяющей поляну.

  Именно сюда выходят кормиться олени  перед длинной зимой , пополняя запасы энергии на зеленых пастбищах сочной зеленой травы и кустарников.
 Сюда приходят и медведи ,попастись на брусничниках и голубичниках.Прилетают различные лесные птицы в поисках уроненных  растениями семян. Хищники так же регулярно наведываются сюда ,нарушая покой обитателей поляны.

  Выбрав одну из вымахавших в середине поляны одиночных пихт, с голым стволом и курчавой шапкой хвои, для моего тристанда , я отдыхал сидя и осматривая окрестности в ожидании оленя , идущего по годами пробитой тропе ,которая извивающейся змеей открылась мне с высоты моего сиденья, выползая из высокоствольного сосняка наверху поляны и уходя в густой , черный пихтарник по ее низине.

  Тихо в тайге...Мой приход, шум взбирающегося тристанда ,моя охотничья суета  потревожила ,конечно же , размеренную жизнь поляны, но я знал, что жизнь опять закипит здесь , по происшествии совсем небольшого периода времени, когда ее жители успокоятся.

   Шумные взмахи крыльев привлекают мое внимание. Где то наверху , спрятавшись за раскинутой кроной пихты , приютившей мой тристанд, летит какая то птица. Летит , яростно сокрушая воздух  резкими взмахами крыльев ,  все –еще оставаясь не видимой для меня. В синеве яркого осеннего неба я рассмотрел вОрона.Отчаянно маша крыльями , высоко ,почти невидимый, он летит по своим делам. Почему так высоко он забрался в осеннем разреженном воздухе?

  Погрохотав крыльями , вОрон молча скрылся за стеной леса и опять тишина...Но поляна уже ожила. Птичья мелочь ,белки ,мыши уже хрустели, трещали ,шуршали в опавшей листве, выискивая каждому что нужно.

  Прямо подо мной ,одним и тем же маршрутом, суетилась большая лесная мышь, одетая в коричневую шубку. Шурша листом , она подбирала что то и быстро несла это в свою норку,буквально через секунду появляясь обратно.

 Задрались ,деля шишку белки. Оглушительно стрекоча и скребя по коре коготками, они буквально разорвали тишину, уничтожив ее на всей поляне, спугнув стайку стайку кормящихся птиц. Они шарахнулись , шумно взлетев и скрылись в сосняке  переговариваясь и бранясь на лету.

  Тропа была пуста..Тем не менее ,я знал что олень здесь есть.Это подтверждалось стесаной рогами корой на деревцах, россыпями оленьих орешков на тропах и  ,наконец , фотографиями на моих трэйл камерах, устанавливаемых здесь мною перед сезоном. Свои здесь портреты мне оставляли как молодые олени с рогами-спичками, так и матерые  быкис пятью отростками на мощных рогах.

  Они бродили здесь в разное время , не особо таясь, т.к. кроме меня никто не посещал эти удаленные таежные дебри и мало кто мог себе представить наличие этой живописной поляны в дремучем лесу. Кроме того, я охотился с луком, когда до массовых оленьих охот было еще очень далеко. Тем не менее , тропа была пуста..

  Гдето далеко, громовыми раскатами загудели ружейные выстрелы, волнами отражаясь по лесным увалам. Как орудийный залп , выстрел подсаживаясь в вечернем воздухе, с силой разрыавл его ,эхом несколько раз гулко проносясь по гребням.

  - Какой же калибр у этих орудий? – хотя я прекрасно понимал, что это были магнумовские 12-ки.

 Иногда я слышал голоса гусинных стай , спешащих в сторону выстрелов и ..опять выстрелы , выхватывающие свою добычу и ломающие стройные шеренги гусинных стай.

  Заметно вечерело..Крупная ,круглая ,полная , бело-желтая луна поднималась над лесом. Где то, совсем недалеко , в черном как ночь пихтаче , завыл волк. Его басистый, с сипотой одиночный вокал ,наполненный смертной тоской ,разливаясь по темнеющему лесу ,медленно пополз под мою куртку, заставляя шевелиться волос , потом проник вовнутрь , заставляя сжаться сердце и покрыв мурашками мое тело. Меня передернуло от столь “приятных ‘ ощущений. Его песня еще не закончилась, когда ему в ответ запел более высокий голос ,тут же подхваченный целым хором взвизгивающих, взлаивающих и подвывающих...

  Я чуть не выпал из тристанда от чувства этой опасной близости. Казалось ,что они были всюду ,вечерний воздух буквально гудел ,наполненный волчьими голосами. Я был в полной безопасности , но этот тоскующий по добыче хор , полностью вывел меня из охотничьего состояния.

    Опасность намного лучше видеть ,чем слышать..Для меня ,во всяком случае!
  Я понял причины пустоты оленьей тропы – волки приводили сюда молодняк для обучения премудростям охоты. Моя охота с их не состыковывалась.

  Октябрь 2015 г.                С. Демченко


Рецензии
Ещё раз дня доброго Вам, русский "америкОс" Сергей!
Не обижайтесь, но так огульно и всех англо-саксов, называл
мой кумир-юморист-острослов, М.Н. Задоронов, к сожалению, недавно,
жаль, "ушедший туда". Я всегда читаю отзывы собеседников. Ваша публикация, простите, неверно названа "миниатюрой", ибо текст длинноват, под рассказ идёт, но она мне очень понравилась, напомнив по прекрасному описанию природы Великого для нас И.С. Тургенева. Лично я, как Вы, написать о ней не смогу, пробовал. Коли Вас интересует охота и животные, для начала предложу Вам не всем нравящийся рассказ, уже опубликованной в книге. http://proza.ru/2021/07/19/234. Здоровья Вам доброго и новых творческих озарений. Да, кстати, просмотрите весьма интересные отзывы на него. С уважением к Вам, Виктор.

Виктор Сургаев   16.11.2023 11:17     Заявить о нарушении
Добрый вечер! Я скорее канадОс,чем америкОс ,хотя сути это не меняет, все они одинаково тупые!😁 Спасибо за визит! Я пишу для охотников больше, для журнала охота и охотхозяйства, охотпррсторов.Здесь мало Моих читателей, а если кто и заходит, то только " пожурить " меня за недойстойное увлечение.

Сергей Демченко   16.11.2023 20:54   Заявить о нарушении
День добрый, Сергей!
Советую не обращать внимание на
"журящих" Вас балбесов. Я уже написал, что Вы
ас по описанию природы и мало, кто это может. Кстати и у меня
есть три рассказа о медведях и не совсем шуточные. В прошлом году в Байкальской тайге, я живу рядом с Батюшкой-Байкалом, на сборе брусники моего друга так ОНА с пасынками двумя напугала, встав перед ним во весь "коровий" рост на свои задние косолапки, а он до такой степени орал от испуга стоя на высоком пне, и бил совком о свой алюминиевый горбовик, что два дня разговаривать не мог, так осип. Но не тронула его, спокойно отошли от него, слава Богу. А Ваш рассказ об олене, медведе и двух товарищах - просто отлично написан! Здоровья Вам и новых творческих озарений! С уважением, Виктор.

Виктор Сургаев   17.11.2023 12:54   Заявить о нарушении
Доброго дня! Ооо, так Вы с Байкала! Никогда не был, я родился и жил на Кавказе, бывал в разных концах СССР, а вот на Байкале не пришлось.Медведи потешные, я охочусь до сегодняшнего дня, ежегодно ставлю приваду, стрелять вот ,как то уже стал воздерживаться.Хотя сижу на лабазе, фоткаю..Внукам показывал охоту, но им не очень как то, другое поколение.Именно охота и даёт мне почву для моих рассказов, а охочусь я с детства.

Сергей Демченко   17.11.2023 17:12   Заявить о нарушении
Сергей, извиняюсь!
У нас время по-первого ночи.
Супруга в экстазе, стоит со скалкой!
Ничего, отвечу завтра?
С уважением, Виктор.

Виктор Сургаев   17.11.2023 19:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.