5 ноября 1981 года. Между Сциллой и Харибдой

5 ноября 1981 года. Липарские острова и вулкан Стромболи, между Сциллой и Харибдой, поход на капитанский мостик

Два дня отдыха впереди. Все очень пугаются, всё же уже ноябрь и вдруг будет качка. Вроде бы очень не должно так как плыть в основном будем вдоль берегов кроме участка в Ионическом море, когда будем плыть в открытом море, зацепив кусочек Средиземного, а дальше — в Эгейском опять будем плыть между островов. Правда, как нам в прошлом году рассказывал один такой же путешественник, именно здесь их мотало ой-ой-ой как. Ну, дай-то Бог нас пронесёт.

Сегодня подскочил ни свет, ни заря — в 7 часов должны проплывать мимо Липарских островов, а на них действующий вулкан Стромболи высотой 926 метров над уровнем моря. Поднялся на палубу, воздух тёплый, как парное молоко, теплоход идёт прямо навстречу солнцу, прикрытому лёгкой грядой облаков. Справа по курсу острова, а вот и массивная глыба вулкана. К сожалению, лёгкая дымка не даёт возможности хорошо сфотографировать его. Кое- как рассмотрел его двуглавую вершину и то, что он слегка дымится, или курится. Выброс лавы, очевидно, происходит в противоположную сторону, а перед нами белеют домики. На самих Липарских островах также виднеются домики.

Позавтракали и снова побежали на палубу смотреть на Мессинский пролив между Италией и Сицилией, как говорили древние — проплыть между Сциллой и Харибдой.

       * * *
Выражение "между Сциллой и Харибдой" мы привыкли трактовать как "выбор между двух опасностей" или, точнее, "из двух зол выбирай меньшее". А на деле — это две скалы, находящиеся по обе стороны Мессинского пролива. Сам пролив (на карте указан красными стрелками) соединяет Тирренское и Ионическое моря и одновременно разделяет континентальную Италию и знаменитый остров Сицилия.



Согласно древнегреческой мифологии, рядом с этими скалами жили кровожадные существа. Во время своего плаванья Одиссею предстояло выбрать путь — и он решил держаться ближе к Сцилле — там он мог потерять лишь 6 человек, тогда как Харибда бы поглотила всех.

В наши дни этот выбор перед итальянцами снова стоит, но уже в другом смысле.

В газете «Известия» 13 июля 1986 года была опубликована статья «Между Сциллой и Харибдой» в которой М.Ильинский писал:

«К двухтысячному году выражение «оказаться между Сциллой и Харибдой» будет, вероятно, наполнено новым содержанием и станет означать: проехать через Мессинский пролив по уникальному мосту, длина которого 3300 метров. Как будто всё гладко. Но вдруг пропадает мажорная нота. Снова вспомнили о Сцилле и Харибде. В чём же дело? А вот в чём: все вопросы, связанные с югом Италии, самым тесным образом связаны с… мафией, чьи интересы, оказывается, не могут не учитываться при возведении «стройки века», а она действительно может оказаться между Сциллой и Харибдой — между властями и мафией, могущество которой пока что никем не поставлено под сомнение…».

В марте 2011 года в спецвыпуске «Мосты и дороги» журнала «Дороги. Инновации в строительстве» № 8 был опубликован раздел, который был посвящен строительству моста через Мессинский пролив.
В нём, в частности, отмечалось, что в феврале 2011 года датской инженерно-консалтинговой фирмой COWI, являющейся главным консультантом международного консорциума во главе с крупнейшей строительной компанией Италии Impregilo S.p.A., ответственной за осуществление проекта, была завершена окончательная доработка проекта этого моста.
Известно, что Сильвио Берлускони симпатизирует ему и теперь, если соответствующие регламентирующие органы дадут «добро» и утвердят программу строительства, это станет своеобразной точкой невозврата и тогда можно будет с уверенностью сказать, что мост будет построен. Ориентировочный срок ввода его в эксплуатацию — 2017 год.

       * * *
Пролив назван по имени Мессины — города на сицилийском берегу.

Выплыли из Тирренского моря по широкой дуге и проплыли между этими коварными Сциллой и Харибдой. На обоих берегах установлены 70-метровые башни высоковольтной линии электропередач в шесть проводов. Отстоят они друг от друга более чем на три километра. Проплыли мимо Мессины с её трёхсоттысячным населением, университетом и пляжами и нос нашего теплохода окунулся в синее-пресинее Ионическое море. До того красивое, что просто дух захватывает, так бы и любовался его яркой синевой.

В программе развлечений для туристов предусмотрен и поход на капитанский мостик. Правда, первый раз это счастье для нас выпало на тот день, когда нас мотало по пути из Африки в Европу и, естественно, никакого похода не состоялось.

Прежде чем попасть на капитанский мостик необходимо группой собраться в библиотеке, а уже оттуда коллективно идти на тот, так называемый, мостик, хорошо укрытое от непогоды, наполненное приборами помещение в носу корабля.

Собралось нас из группы в 40 человек всего … 5(!), правда потом подошли ещё двое. Пришлось подождать ещё 30 минут, пока подошла другая группа из такого же числа желающих, в таком составе нас и повели.

Прежде всего, нам рассказали о том, что судном управляет автомат по проложенному курсу и согласно ежедневно поступающей сводке о состоянии погоды, а при непогоде и чаще.

Хотя определённые маршруты и накатанные, если так можно выразиться, имеются, но есть целый ряд других условий мешающих прокладке курса по наиболее целесообразному маршруту. Так, например, заглянув в карту, увидели там надпись: район ракетных стрельб, при их проведении, либо каких-нибудь других обстоятельств, маршрут изменяется.

Так, во время плавания из Туниса в Пальму изменял маршрут и наш теплоход, попав в шторм. Штормы, прежде всего, зависят от силы ветра, который раскачивает воду, образуя при этом волны. Оказывается, когда мы там плыли, скорость ветра достигала 9 баллов по 12 балльной шкале, а волны раскачивало до 7 баллов, что для нас, сухопутных, было более чем впечатляюще.

На капитанском мостике имеется сложное навигационное и иное оборудование. Имеется, например, американский прибор «Satellite navigator» фирмы «Magnofox», который через систему спутников круглосуточно выдаёт на дисплей точные координаты, т.е. месторасположение корабля — долготу и широту, и абсолютное время — и всё это до сотых единиц.

Установлены несколько радаров — итальянский до 80, наш «Океан» до 140 километров.
Имеется пульт для введения данных в систему «авторулевой».
Сам руль, которым пользуются при подходе к порту или в иных сложных ситуациях, невелик и по форме напоминает нижнюю половинку обычного автомобильного руля.
Прямо перед глазами рулевого и во все четыре стороны с потолка спускается прибор кругового обзора, на котором стрелкой-индикатором показывается отклонение от курса.
Усилия рулевого передаёт система гидроприводов.
Имеются рычаги, а точнее кнопки включения английских стабилизаторов качки, которые практически в значительной степени снижают бортовую качку, а качку нос — корма слабо.
Также есть радиоустройство, позволяющее в любой момент прервать любые радиопередачи по всему кораблю, или его отдельным местам и сделать необходимое сообщение.

Общее водоизмещение нашего теплохода 16000 тонн (это не самое большое судно, например, водоизмещение теплохода «Максим Горький» свыше 40000).
Возит он в основном туристов из ФРГ, по мнению наших моряков, самую путешествующую нацию в мире.

На «Белоруссии» установлены два двигателя мощностью по 9000 лошадиных сил каждый, для левого и правого винтов диаметром 3,9 метра. Обороты винта могут достигать 250 в минуту. В настоящее время мы идём при 176.

Кроме того имеется носовое подруливающее устройство со своим двигателем.
Теплоход за сутки хода потребляет до 30 тонн солярки, которой заправляется в Одессе в объёме до 280 тонн, чего хватает на такой рейс, так как за рубежом горюче очень дорогое.

А вот запасы питьевой воды, которая также идёт и на умывание и душ, пополняется по пути. Так, например, во Франции в Марселе на борт была принята 561 тонна такой воды. Общий запас воды — 2135 тонн.

Канализация, чтобы не засорять море, осуществляется путём переработки сточных вод с фекалиями, туалетной бумагой и прочим в специальных цистернах бактериями, методом биологической очистки с помощью специальных бактерий. Нам рассказали, что очищается до прозрачного состояния, причём очень быстро. Изобретатель этого способа, получившего всемирное признание и соответствующие поощрения, смело выпил стакан этой жидкости.

Общий размер судна высоту составляет 37 метров, из которых 6,8 — под водой. Экипаж теплохода составляет 225 человек.

На борту имеются флаги всех стран, которые поднимаются при приходе корабля в тот или иной порт, или прохождении его в соответствующих территориальных водах. При приходе в порт поднимается также жёлтый карантинный флаг, сигнализирующий о том, что на борту всё в порядке в этом отношении, но если в течение часа с момента прибытия он не будет снят, это будет означать, что береговая карантинная служба что то обнаружила на борту и доступ на судно, а тем паче выход на берег будут запрещены.

На капитанском мостике все, по меньшей мере, знают английский язык. Лоцман, когда приходит на судно — только даёт советы, а решения принимает и несёт полную ответственность только капитан. В западной части Средиземного моря часто бывают волнения связанные с так называемой «трубой» между Бискайским заливом и этими районами. И когда ветер задувает оттуда, здесь бывает сильное волнение.

Сегодня все бегали купаться. Вода, закачанная из Ионического моря, тёплая +19 градусов, а солнце светит как летом, что очень приятно, так как всё таки уже ноябрь. Загорающими были усеяны все палубы, а на «Солнечной» возле бассейна народа было — из пушки не пробьёшся. Роза с утра захватила целый ряд лежаков для наших из казахстанской группы. Один из них держала специально для меня.

Купались и загорали и днём после обеда, а когда улеглись отдыхать, вдруг по радио передали: «Внимание!» … и молчание. Минуту , другую… Все в каюте оживились, а Роза говорит: видимо будет команда — всем быстро занять места в своих шлюпках, которые нам показали в начале нашего путешествия. Борис Абрамович Крутоногий: «конечно, видно увидели перископ». Роза: «вот так всегда. И волосы не успеешь накрутить». Все же после бассейна с густо солёной водой все помыли головы и приняли душ.
В конце концов, минут через пять сообщили: «Внимание: туристов чувашской группы приглашают в музыкальный салон!». Сейчас у них репетиция, а вечером состоится концерт. Что-то вроде нашего, с национальными песнями и плясками и прочим. Фильм о Чувашии показали днём, перед художественным фильмом.

Интересно также — на судне вроде бы сплошные мероприятия, а некоторые люди слоняются, не знают чем себя занять. Мы же за дни, проведённые в этой поездке получили столько разнообразной информации, а разговоры крутятся вокруг покупок, работы, а что сейчас делается дома и т.п.

В 23 часа стрелки судовых часов перевели на час вперёд, ну и мы последовали этому примеру.

=================
Перейти к оглавлению http://www.proza.ru/avtor/avolkov1&book=2#2
Перейти к другим главам:
Предисловие http://www.proza.ru/2015/10/17/227
16 октября 1981 года. Завтра, наконец-то, убываем, а пока, как говорится, забот полон рот
17 октября 1981 года. Морской круиз мы начинаем в воздухе
18 октября 1981 года. Сегодня целый день гуляли по Одессе, а в порту увидели наш теплоход http://www.proza.ru/2015/10/17/229
19 октября 1981 года. Днём ещё в Одессе, а вечером уже в море http://www.proza.ru/2015/10/18/281
20 октября 1981 года. Чёрное и Мраморное моря. Босфор http://www.proza.ru/2015/10/18/296
21 октября 1981 года. Пирей, Афины и Акрополь http://www.proza.ru/2015/10/18/506
22 октября 1981 года. Коринфский перешеек, Пелопонесс, Арголида. И прощай Греция http://www.proza.ru/2015/10/19/95
23 октября 1981 года. Сегодня второй из трёх больших морских переходов в нашем путешествии http://www.proza.ru/2015/10/21/246
24 октября 1981 года. Вот мы и на Мальте http://www.proza.ru/2015/10/21/372
25 октября 1981 года. Посетили остров Гозо и — прощай Мальта http://www.proza.ru/2015/10/23/268
26 октября 1981 года. Вот и приплыли в Африку, где пробудем всего один день http://www.proza.ru/2015/10/27/438
27 октября 1981 года. Переход из Туниса на Мальорку в самый настоящий шторм http://www.proza.ru/2015/10/27/570
28 октября 1981 года. Вот и Манакор и пещера Драх и другие мальоркские чудеса http://www.proza.ru/2015/10/28/306
29 октября 1981 года. Испания, Барселона, Пикассо http://www.proza.ru/2015/10/28/462
30 октября 1981 года. Дорога А-17, Коста-Браво, Фигерас, Сальвадор Дали http://www.proza.ru/2015/10/30/239
31 октября 1981 года. Прогулки по Барселоне и наш тематический вечер http://www.proza.ru/2015/10/31/274
1 ноября 1981 года. Вот и Франция. Марсель и Арль http://www.proza.ru/2015/11/01/249
2 ноября 1981 года. Марсель, храм Нотр Дам де ла Гард, дом построенный Ле Корбюзье, набережная с видом на остров Иф http://www.proza.ru/2015/11/02/182
3 ноября 1981 года. Чивитавеккья, Рим, обед с макаронами, Колизей, Собор Петра, Ресторан «Ромулус» http://www.proza.ru/2015/11/02/281
4 ноября 1981 года. Площадь Испании, Пантеон, галерея гобеленов, музеи Ватикана, Сикстинская капелла http://www.proza.ru/2015/11/03/280
- * -
Читать далее:
6 ноября 1981 года. В пути. Праздничный ужин со свечами
http://www.proza.ru/2015/11/04/463


Рецензии