Люди последних времен

     Будущий митрополит Сурожский Антоний начинал свой жизненный путь как воинствующий атеист. Он ничего не хотел слышать ни о потустороннем мире, ни о Боге, его больше интересовали прогресс и научные открытия. Отец его был российским дипломатом шотландского происхождения, а мать – сестрой композитора Скрябина. После революции семья оказалась в Париже.

     В 1928 году у него зашел спор с другом отца, священником, о Боге. И когда они в своих словопрениях дошли уже до того, почему куры ежедневно несут яйца, а коровы дают по несколько литров молока и как это можно соотнести с естественным отбором, батюшка вдруг спросил юношу, а читал ли он Евангелие?

     Тот отвечал, что нет и не собирается. Священник возразил: как же мы спорим, когда не знакомы с предметом нашей полемики? Подросток пошел на уступки и согласился прочитать самое коротенькое Евангелия от Марка. Будущего митрополита поразило то, что в «Благой вести», так переводится Евангелие с греческого языка, содержатся принципы поведения людей, которые очень помогли бы им в обыденной жизни. Но почему они не следуют этим простым правилам?

     С этого вопроса и началось тяготение подростка к познанию православной веры. Он стал одним из самых известных христианских проповедников XX столетия. Его проповеди даже транслировала Би-Би-Си, когда он переехал в Лондон и практически создал Сурожскую православную епархию. Православие идет из Византии, а Сурожем в ней назывался крымский город Судак. Загадочное слово пригодилось…

     Иисус Христос коротко и ясно обрисовал своим ученикам, что ждет людей в последние времена – войны, смуты и природные катаклизмы. Тогда спросили Его, а кто же спасется? И Учитель предложил весьма несложный рецепт, который в свободном, но точном пересказе выглядит так:

     «Не отягчайте сердец ваших объедением, пьянством, земными заботами. Бодрствуйте и молитесь, чтобы избежать вам всех будущих бед и предстать пред Сыном Человеческим».

     Сын Человеческий – в Евангелиях одно из имен Иисуса из Назарета.

     Первое, что обращает внимание в словах Спасителя: объедение стоит выше пьянства. Особенно стало заметно превосходство этой болезни над алкоголизмом совсем недавно. Людей весьма тучных появилось огромное количество, прежде всего, в кругу молодежи. И среди них незначительное число видят в ожирении серьезное заболевание, которое сравнимо с наркоманией, с абсолютным безразличием к окружающей действительности и ближним своим. Только в тяжелой стадии недуга начинаются муки и угрызения совести. С алкоголизмом не так. Гнусность и мрак жизни обнаруживаются здесь на ранней стадии. И кто честен перед собой, довольно-таки рано осознает, что неизлечимо болен. Неизлечимо до тех пор, пока пьет…

     Второе, что удивляет, – бодрость стоит впереди молитвы. Человек бодрый значительно меньше подвержен всяческой духовной заразе, он деятелен, меньше отвлекается на глупости и соблазны. Искренняя и горячая молитва – ныне большая редкость, ею владеют в первую очередь подвижники, аскеты и люди святой жизни. Таких в нынешнем мире – единицы. Для обычного человека, ленивого и мечтательного, молитва является неким самоутешением и самообманом. И это в лучшем случае. В худшем – сплошным лицемерием, желанием казаться выше других.

     Еще не поздно задуматься над своей судьбой. Но, даже если мы не понимаем, зачем живем, не надо превращать нашу жизнь в концлагерь. Это по силам…

04.11.2015


Рецензии