Уроки физики

               

                Неожиданное начало. 

       Конец сентября. Близился вечер. Утомленное солнце тянулось к горизонту. Лена наслаждалась картинами осени, любовалась, позолоченными кронами деревьев, подставляла лицо нежным ласкам прохладного ветерка и вовсе не заметила, как подъехал автобус, похожий на знаменитого  «Воронка».   Дверь  с шумом открылась, послышался  незнакомый голос – « Елена Михайловна, садитесь!» Девушка оглянулась. На остановке топталось несколько мужчин. Среди них она единственная женщина. И конечно же, это она Елена Михайловна. Просто мало кто называл ее по отчеству. Все больше Лена, Ленка, Леночка.
          Девушка вошла, села на свободное место, дверь с лязгом и всхлипыванием закрылась и автобус, надрывно урча, поехал.  Тут к Лене подсела какая-то полноватая женщина неопределенного возраста в мешковатом костюме. Дама представилась завучем и спросила:
 – У вас документы с собой?
      Лена молча передала бумаги.
              За окном замелькали дома и любимые с детства  корабельные  сосны.  Вскоре   выехали из города, и стало ясно,  вечерняя школа,  в которой Лену попросили подменить учителя физики, находится в одной из колоний.   Бросило  в дрожь. Что делать?   
Вспомнилось как  в первый месяц проживания в этом сибирском городке, ехала в междугороднем автобусе,   была   очень удивлена,  впервые услышав необычную просьбу  работников милиции - «Мужчины! Снимите головные уборы.»  Позднее  привыкла,  лишь мельком отмечала  – опять побег.  Тем ее знания о колониях, раскиданных вокруг города, и ограничивались.
             И сегодня,  всего через несколько минут, она будет  общаться  с людьми,  жизнь которых, ей совсем неведома.  Сердце   забилось сильнее. Представить, как  будет учить физике преступников, у нее просто не хватало фантазии. Лишь один страх.  И отказаться никак нельзя… 
               Лена с пяти лет росла без мамы. Часто  и много  болела, пережила и клиническую  смерть.  Выжила благодаря вниманию и заботе посторонних людей, часто даже малознакомых,  и   сама  всегда спешила  помочь  тем, кто нуждался в помощи. Потому и согласилась подменить заболевшего учителя и даже не поинтересовалась, что это за школа и где находится. 
              Лена отрешенно глянула на попутчиц в свободной неброской одежде. Ее наряд  новоявленной учительницы явно не предназначался для посещения зоны.  Итальянское шерстяное пальто бирюзового цвета,  платье  в черно-белую клетку, широкая юбка выше колен,   волосы, связанные  черным бархатным бантом, яркий   маникюр совсем не гармонировал с тюремными робами. Что ожидает ее там, за колючей проволокой? Неприятный холодок поселился в груди.

                Первое знакомство.

             Автобус остановился у КПП. Тут же подъехали машины с заключенными. Охрана попросила школьных работников отойти от проходной. Зэки под присмотром конвойных принялись медленно выбираться из кузовов прикрытых сверху  металлическими решетками.   В нос ударил запах немытых тел. Лена отошла  подальше, спрятавшись за здание КПП.   Заключенные входя в зону весело  перебрасывались короткими репликами с охранниками на вышках. Последние в кратких, ярких выражениях сообщали о новостях  в зоне, одна из новостей была о новом учителе. Речь видимо была о ней, поскольку было сказано - «Молоденькая,  таких   еще здесь не видывали».
 Весть о молоденькой учительнице вызвала живой интерес и соленые шутки.
            Первой прошла на КПП завуч, затем остальные преподаватели.  Открылась  одна дверь, затем вторая. Охрана тщательно проверяла паспорта, подозрительно рассматривала фотографии, проверяла сумки, после чего попросила снять пальто и показать содержимое карманов. У Лены закружилась голова. Она потеряла счет дверям и толком не помнила, как оказалась близ толпы заключенных, что выстроились вдоль дорожки, ведущей к зданию школы. Мужики в тюремных робах, громко, особо не стесняясь конвоя, обсуждали женские достоинства новой учительницы. От волнения девушка едва переставляла ноги, горло пересохло, а перед глазами стояла мутная пелена, сотканная из страха.
            Лена пришла в себя лишь к концу первого урока. Все это время она просидела в учительской, где пыталась ознакомиться со школьным расписанием и учебной программой. С трудом она разбирала слова и предложения и думала лишь о том, что здесь она не навсегда, что надо собраться с силами и держать себя в руках. Преподавать физику ей предстояло с 6 по 11 класс. "Как и по всей стране, для заключенных восьмилетнее образование  обязательно, а в 9 - 11-х классах учатся  желающие получить среднее образование, а также те, кто не хочет оставаться  по вечерам в казарме"- пояснила  завуч.
             Перед третьим уроком, извиняясь, завуч  попросила провести классный час в классе, где заболевший преподаватель физики была классным руководителем.   Посоветовала  просто провести политинформацию и   предупредила, что в целях безопасности ходить по классу ни преподавателям, ни ученикам не разрешается. В случае чего, сразу следует звать охрану.
              Вот и дверь класса, в кабинете тишина. Лена, плохо соображая, переступила порог и… от увиденного ей захотелось убежать.   В  классе за каждой партой сидело по  три - четыре человека.  «Тут, наверное, вся зона собралась, - подумала она, и с трудом  прошла  к столу. Множество глаз неотрывно смотрели на нее.  Взгляды были открытые и  исподлобья, добрые и злые,  с усмешкой и ехидные, но более всего любопытные.
              Но Лена не привыкла отступать. Поборов страх, представилась и начала рассказывать о последних событиях в стране и за рубежом.  Класс  внимательно слушал, по крайней мере, так казалось учительнице.
         Говорила  долго, стараясь подробнее рассказать о всех новостях, ей известных, неотрывно глядя  в глаза своим новым ученикам. Закончив, остановилась и спросила:
 – У кого есть вопросы?
          В ответ  услышала
-  Вы о себе расскажите. Замужем? Чем занимаетесь,  где работаете? А все о чем вы говорили, мы и так знаем. Прессу почитываем.
     Лена поняла, пока она говорила,  они не слушали, а просто смотрели на нее. Для  них,  видеть вблизи девушку в платье с облегающим лифом, с широким  поясом, обхватывающим узкую талию,  на каблучках, с ярким маникюром на ухоженных руках, лучше всякой политинформации и любого кино.
  - А что вы читаете? – спросила она, стараясь направить беседу в нужное русло.
          Все  дружно принялись перечислять  издания, которые поступают в библиотеку.     Количество названий ее поразило, она с таким трудом  выписала себе на следующий год две газеты и один журнал, да и институтская библиотека получала намного меньше.
 - Я вам завидую - искренне  сказала Лена и по воцарившейся глухой тишине поняла, сморозила глупость. 
- Можем поменяться, - сказал кто-то со злостью.
     К счастью, раздался звонок. Извинившись, Лена быстро вышла из класса.  Так началась ее работа преподавателя  в вечерней школе  колонии строгого режима. Была пятница, и до понедельника было время все обдумать и отдохнуть.



               
                Первые уроки.

             По специальности Лена физхимик, преподавателем  никогда не работала. Кроме двадцати часового университетского курса по педагогике и редких случаев замены учителей  в школе, у нее не было опыта преподавания. Физику  любила, прекрасно знала школьную программу  и все же выходные   просидела за учебниками
   В понедельник, собираясь в институт, где работала младшим научным сотрудником,  оделась как обычно. Времени зайти домой переодеться не будет, да и не зачем,  сразу поедет в школу. Учащиеся  ее видели  и если  одеться под стать  учителям школы, то  самой будет неловко. Гардероб у нее не большой, два - три платья  на каждый сезон. Выбрав подходящее на ее взгляд платье,  решила сверху накинуть японскую мохеровую кофту, которую купила еще на пятом курсе, выстояв восьмичасовую очередь в московском ГУМе. Кофта смотрелась вполне прилично и  не облегала фигуру.
              В обеденный перерыв  не пошла в столовую, попросила девчонок купить ей пирожков и еще раз повторила физику седьмого и восьмого классов.               
              Вечером в 7а класс  входила  спокойно, готовая, как ей казалось, к любым неожиданностям. .         
  В классе вновь полно народу,  раза в полтора  больше, чем значилось в журнале.   Успокоившись, начала объяснять  тему урока, стараясь понять по выражению глаз, как ученики, которых запомнила во время переклички, понимают излагаемую  тему.  Когда  чувствовала, что материал вызывает трудности у слушателей, возвращалась и повторяла, каждый раз меняла примеры. К концу урока  некоторые, как ей показалось, начали слушать с неподдельным интересом.
              Почувствовав уверенность, к следующим урокам она начала более тщательно разрабатывать планы. Вызывать учащихся она не решилась, как то не очень приятно будет  смотреть на взрослых у доски, переминающимися с ноги на ногу. Да и ходить по классу ученикам запрещено. Это взрослые люди, лучше подготовить билеты с вопросами и   оценивать, как усвоена тема урока по  письменным ответам. Преподавание ее начало увлекать.
             Теперь у Лены совсем не оставалось свободного времени. В выходные она изучала пособия по физики, а в обеденные перерывы, печатала для каждого класса билеты с вопросами по темам предыдущих занятий.


            
                Жизнь  зоны.

     Через пару недель появилось ощущение, что колония привыкла к новой учительнице. На уроках посторонних не стало. Пока ученики отвечали на вопросы билетов, Лена  присматривалась к мужчинам.  В поведении, в выражении глаз, у некоторых чувствовалась злобность,  грубость , пустота.  Большинство же  ни чем не отличалось от тех, которые встречались в обычной жизни.               
     Привозили их в зону часто с задержкой, но на занятия они приходили  в чистой одежде, за несколько минут успевая привести себя в порядок и переодеться. 

     Лене захотелось своими глазами увидеть как живут заключенные.  Не долго думая,  обратилась  с просьбой показать колонию  к заместителю начальника, который курировал школу.  Ответ получила мгновенно:
 – Вы, девушка, не понимаете, чего просите. Это невозможно! Где я наберу столько солдат, чтобы уберечь вас от беды?
    Вскоре Лена через  своих учеников стала узнавать, что такое колония и по каким законам она живет.
               
    В одном из восьмых классов был молодой парнишка лет восемнадцати, с открытым взглядом, с румянцем на щеках, очень приятной наружности.  О том, как он мог оказаться в колонии строго режима, ей объяснили учителя. Парень  по малолетке попал в детскую колонию за мелкое воровство, затем вышел и снова попался на краже или просто оказался не в то время и не в том месте. В колонии всего два месяца, прибыл в начале августа.
    Парень  пропустил несколько уроков. Староста класса сказал, что он заболел. Когда парень  пришел на занятия, Лена его не узнала - это был звереныш, с жутким взглядом, ненавидящий всех.  Завуч рассказала, что парнишка был изнасилован одним из паханов зоны. От услышанного  стало жутко, она поймала себя на мысли,  что сама готова расправиться с этим уродом, выцарапать ему глаза за то, что поломал парню жизнь.   Теперь, после такого издевательства, он никогда не сможет вернуться к нормальной жизни.
     Чем больше она узнавала о жизни колонии, тем  труднее было заставлять себя идти в школу. И все же она стала чувствовать себя увереннее, и даже испытывала некоторое   удовлетворение от этой работы.
               Особенно сложно и трудно было проводить  классный час, на котором приходилось вступать в беседу с учениками и отвечать на их вопросы.
            Эти  занятия  проходили только в 7а классе, где  она замещала классного руководителя, но все, о чем они говорили, мгновенно становилось известно чуть ли не всей колонии. Отвечая на настойчивые просьбы рассказать о себе, Лена поведала,  что  работает младшим научным работником в научно-исследовательском институте, замужем и у нее двое детей.    Подменить преподавателя согласилась, так как ей нужны деньги для покупки мебели в новую квартиру.
             К ее удивлению, на следующем классном часе, ученики ей сообщили, что никаких детей у нее нет, ровно как и мужа. Живет  она в общежитии,  недалеко от клуба химкомбината.    К этому заключению они пришли  после опроса  кто, где и когда видел ее в городе.  Маршруты   машин доставляющие заключенных на работу  пронизывают весь город.
        Лена поняла, что  от этих людей ничего не скроешь. Это немного напугало ее. Да и повышенное внимание к собственной персоне тяготило Лену. Уже многие вкладывали в тетради записки с признанием в любви до гробовой доски. Двое  из влюбленных вскоре выходили на свободу, и один из них уже сделал ей предложение сказав, что согласовал свое решение  со своей мамой.
             Учащиеся этого класса  были молодые симпатичные ребята, не глупые, с какой-то обреченностью во взгляде, но не злобные. Порою Лена забывала, что перед ней преступники. Вовсе не походили эти парни на отпетых уголовников. А вот коллеги почему то называли этот класс классом насильников. Еще в первые дни работы в колонии  Лена решила, что  лучше не знать, кто за что сидит. Она очень боялась  трудностей, которые, из-за ее эмоциональности, могли  возникнуть  при общении.
                На  этом уроке   она объясняла  закон Ома. Несколько учащихся  никак не могли понять такой простой, на ее взгляд, закон. Лена так увлеклась, что не прореагировала на звонок, известивший о конце урока.  Вокруг  ее стола уже собрались почти все учащиеся класса, а она продолжала, чуть ли не на пальцах   объяснять этот закон. Внезапно она почувствовала, что  ее ударило током в ногу, капроновые чулки на  ноге как бы наэлектризовались.  Лена резко отскочила к доске, глянула под стол  и увидела  руку с растопыренными дрожащими пальцами, тянущуюся к ее ноге. Схватив журнал, покрасневшая от возмущения, она выбежала из класса.

                В учительской  плюхнулась  на стул, бормоча: «За что, за что они так с со мной?».    Преподавательница  литературы  попросила Лену выйти в коридор - ее  спрашивают учащиеся восьмого класса. Лена резко ответила - «Нет! Не выйду!».  Литераторша   посмотрела на нее с недоумением, но ничего не сказала. Следующего урока у Лены не было и она просидела в учительской, уставившись в одну точку. Ее внимание привлек тихий разговор за дверью.  Как правило,  во время уроков в коридоре всегда  царила безмолвная тишина. Это  охранник с кем-то разговаривает, догадалась Лена. 
                Теперь к ней обратилась завуч все с той же просьбой - выйти в коридор. Двое учеников восьмого класса, в нарушение устава школы, простояли весь  урок под дверью учительской, они просят выслушать их  объяснения и извинения.
                - Я вас очень прошу, выйдите и выслушайте их. Они отказываются отходить от двери. У них и у нас могут быть  неприятности, - сказала завуч. 
      Понимая, что сама нарушила устав, оставшись в классе после звонка, Лена вышла в коридор.
                Перед дверью учительской стояли староста класса и виновник происшествия.  Вид у них был потерянный,  глаза смотрели в пол.
                Староста начал говорить первым:
- Простите его и всех нас. Ни он, ни мы не хотели и не желаем сделать Вам  что либо плохое. Мы Вас уважаем.  Но честно скажу, то, что попытался сделать он, хотел каждый из класса.
- Так что же хотели вы сделать? - удивленно спросила Лена.
- Коснуться до Вас и убедиться, что Вы живая - проговорил главный виновник.
            Староста  класса, слегка заикаясь продолжил:
 -  Мы решили, что  с этого дня наш класс будет охранять Вас.  Если такое случилось у нас, то это может произойти и с другим классом. Мы  обязательно получим разрешение на Вашу охрану в школе.
     Лена с облегчением приняла извинения и простила ребят. С этого дня они  сопровождали ее постоянно. Понять их, объяснить, откуда у преступников рыцарский дух,  она не могла.  Самое удивительное, они появлялись перед ней вместе со звонком и учителя не возражали, что они уходят с их уроков ровно на минуту раньше. Все с улыбкой смотрели на  передвижения Лены по школе в сопровождение  двух заключенных.

                Неудавшаяся  попытка.
 

         Легче всего было работать с девятыми-одиннадцатыми классами. Здесь учились, те кому скоро выходить на свободу и нужен аттестат зрелости, кто желал начать жизнь заново. Было  и  несколько   пожилых зэков. Всю  жизнь они провели  в колониях,  к работе сейчас не привлекались и  вечер предпочитали проводить в школе. К  урокам в этих классах Лена готовилась  особенно тщательно и чувствовала, что ученики это ценят. 
         Шла последняя неделя ее работы в школе. Преподавателя, которого она заменяла, выписали из больницы и в понедельник она должна выйти на работу.
         Наступил вечер четверга.  С утра и весь день Лена чувствовала какое то беспокойство. Войдя в колонию, заметила, многие заключенные  тоже слегка возбуждены. Учителя объяснили - сегодня сдали  объект.  Колония отмечает это событие.

         По расписанию у Лены было три урока, Первый  в девятом, затем сдвоенный в одиннадцатом классе.  Прозвенел  звонок. Она вошла в класс. За одной из парт  сидело трое. Одного из них учительница видела впервые. О новом ученике ее не предупреждали. В журнале он также не значился. Наверное,  опять пришел любопытный,  такого давно уже не случалось. Не обращая внимания на новенького,  начала объяснять  довольно сложную тему из раздела  оптики.  Вдруг, один  из троих, знаками показывая, что все в порядке, встал, прошел мимо нее и сел у окна. Новичок оказался  сидящим  в середине и всем своим видом выражал неудовольствие.  Конечно, следовало бы вызвать охрану, но,  не желая терять время, прерываться не стала и продолжила.  Где-то в середине урока в школе погас свет, и Лена увидела за окнами,  в свете фонарей, фигуры нескольких заключенных в куртках нараспашку и, похоже,  пьяных. Переговариваясь между собой, они  припали к окнам, делая какие-то знаки, и пытались открыть окна снаружи. Окна  были  с решетками и открывались только изнутри, это  она заметила еще на первом уроке.  Через минуту погасли и фонари. В полной темноте, Лена услышала возню за третьей партой, сопровождавшуюся злобным шипением. Бешено застучало сердце, ноги стали слабеть. От страха по телу побежала дрожь. Ребята  не пускают постороннего к окну, догадалась  она и вцепилась в спинку стула обеими руками. Она поняла,  пришли за ней. Держа  стул перед собой, стала отходить  в угол класса.
             « Буду орать, звать на помощь, если начнут открывать окно. Ни за что не дамся. Стану  отбиваться  стулом» - решила Лена, продолжая  нарочито громко и медленно, объяснять тему урока. 
               Сколько минут царила тьма, Лена не могла сказать. Ей показалось – целая вечность. Наконец включили свет. Двое  из троицы, с потными красными лицами,  резко отодвинулись друг от друга. Третий  (пожилой мужчина) сидел  неподвижно, с отсутствующим выражением лица, уперся всем телом   и крепко держался за парту. 
               Почувствовала, что все в классе, как завороженные, смотрят на стул, стоящий перед ней. Опустив глаза, увидела, что продолжает  оцепеневшими и побелевшими, до кончиков пальцев  руками, держаться за спинку стула. С большим усилием удалось  оторвать руки. Вести далее урок  не было сил. 
               Наконец-то прозвенел звонок. Лена в сопровождении своих добровольных охранников пришла в учительскую. Рассказывать, что произошло на уроке, никому  не стала. В учительской все бурно обсуждали причину  внезапного отключения электричества. Такое в школе случилось впервые. На посту  в коридоре уже стояло не один, а двое  вооруженных охранников.
              После   перерыва, решив, что  если вновь  будет кто-нибудь из посторонних, сразу уйдет,  направилась в класс.
          За третьей партой сидел  только пожилой мужчина. Теперь  на его лице  читалось  беспокойство.  Спрашивать про отсутствующего соседа не стала.
                В пятницу, в последний день занятий, попрощавшись с учениками и учителями, Лена пошла домой пешком в компании одной из коллег, старожилов школы. Последний урок  по каким-то причинам отменили, и она не стала дожидаться автобуса.
          После  вчерашнего, Лене хотелось поскорее покинуть зоны и навсегда забыть все что увидела и узнала здесь.  Одних ей было искренне жалко, другие вызывали лишь неприязнь. Хорошо, что последних было не так много. Лена поняла, некоторые заключенные вовсе не  преступники. Как правильно сказали учителя - "Просто оказались волею судьбы не в том месте и не в то время". Но она  не могла ничего изменить.
           Шли не торопясь.  Немного помолчав, коллега стала рассказывать о   последних событиях в школе и Лена узнала, что парень из одиннадцатого класса, со вчерашнего дня, после жестокого избиения лежит в реанимации.  Мысленно поблагодарив парня за ее спасение и пожелав ему долгих лет жизни, Лена молча продолжила слушать рассказ коллеги.

P.S. На следующей неделе, завуч школы несколько раз пыталась до нее дозвониться. Лена, стараясь забыть события последних дней,  просила   говорить всем, что  уехала в командировку. На всякий случай, она  на два месяца переехала в другой район города. Позже  узнала, почему завуч пыталась с ней связаться.  Учащиеся  школы устроили забастовку,  требуя вернуть ее в школу. Свое требование они объяснили тем, что Елена Михайловна не только   доходчиво объясняла предмет, но и относилась к ним с уважением.  «На  ее уроках мы чувствовали себя учениками, а не зэками» - объяснили они. «Она смотрела нам в глаза,  не замечая, что  у всех  бритые головы  и тюремные робы».   

               


Рецензии