Из дневника 3 ноября 2015, вт

Быт.2. Женщина была сотворена в Эдеме, в райском саду, но мужчина – за пределами сада, в дикой природе, как ее часть. Может быть, поэтому мужчин тянет на приключения, из сада, из дома. 

Исх.5:2. Новый ответ на старый вопрос об ожесточении сердца фараона. Очень может быть, что из-за вот этих слов и произошло его последующее ожесточение: «кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу». Одно и то же солнце делает глину твердой и масло мягким. Сердце фараона изначально было глиной, что видно из этого стиха. Вот он и ожесточился при соприкосновении с Богом.

Пс.18:13-14. Тайные грехи здесь – это тайные, неизвестные для самого человека, не осознаваемые им. Подтверждается это двумя моментами. Во-первых, дальше они противопоставляются грехам умышленным, т.е. сделанным сознательно, осознанно, умышленно. Во-вторых, упоминанию о тайных грехах предшествует фраза «кто усмотрит погрешности свои?», т.е. как раз сетование на то, что невозможно заметить, распознать все свои прегрешения. И за эти не осознаваемые еще грехи псалмопевец и просит прощения.

Мф.6:24-25. Эти стихи соединены словом «посему». Т.е. не заботиться о материальном надо по той причине, что никто не может служить двум господам: он будет усердствовать либо одному, либо другому, но не двоим сразу. Я сейчас это так понял: у нас внутри есть определенный ресурс внимания, сосредоточенности, увлеченности, посвящения, и этот ограниченный ресурс мы распределяем по своему усмотрению. И если мы его целиком сфокусируем на достижении материального благополучия, то на общении с Богом и служении Ему мы серьезно уже не сосредоточимся – внутренние ресурсы внимания израсходованы. Сразу встает вопрос: что же теперь, не заботиться о еде и одежде? Дальше Иисус это объяснил: надо заниматься земными вопросами, но не прилагая к этому всего сердца своего, а в гуще этих дел сознавать свою зависимость от Отца Небесного. Он дает нам пропитание и одежду. Интересы Его Царства и правда Его должны быть для нас приоритетом.

===

«...тот, кто идет не в ногу, слышит другой барабан» Кен Кизи, Над кукушкиным гнездом

===

Я довольно долго делал над собой усилие, читая ЖЖ Михаила Эпштейна. Потом все-таки отписался, его блог оказался слишком сложным и не очень актуальным для меня. Но время от времени упоминания о творчестве М.Э. мне попадались, поэтому, когда сама Ольга Балла передала мне (в ответ на просьбу дать почитать какой-нибудь эссеистики по ее вкусу) две книги М.Э., я был немного подготовлен к их восприятию.

Книга об отцовстве мне понравилась очень. Жанр и формат книги необычны, фактически, если я правильно понял, это дневниковые записи, переработанные в эссе. Вообще для меня М.Э. большой образец в способности рефлексировать и осмыслять наблюдаемые процессы, это то, чему я хотел бы у него научиться (эта же способность меня постоянно удивляет и в О.Б.).

Далее, очень я восхищался тем, как М.Э. владеет русским языком. Видимо, у человека с широким понятийным аппаратом и постоянно протекающими мыслительными процессами автоматически расширяется и активный лексический запас, а также увеличивается гибкость владения языком: т.е. он в силах выразить тем же количеством слов, которым владеет другой человек (средний представитель общества) намного более широкий круг идей с намного более подробной детализацией.

Ну, и о тематике книги. Посвящена она описанию постепенных возрастных изменений дочери писателя, а также регистрации изменений, происходящих с ним как с отцом. Наверное, я не встречал еще в литературе столь подробных описаний вот этого возраста - от рождения (и даже от внутриутробного периода) до года с несколькими месяцами. Причем фиксирует и интерпретирует М.Э. такие тонкие изменения, на которые я как многодетный отец давно не обращаю внимания (и не помню, обращал ли). Эта внимательность к жизни вообще и к близким тебе людям в частности, а также к собственному внутреннему миру - еще одна черта, которой мне очень хотелось бы научиться у этого автора.

Это грубыми мазками о книге в целом. Намереваюсь время от времени прочитывать у Эпштейна что-нибудь еще (первой в очереди стоит его энциклопедия юности), этой книге ставлю оценку 9/10.

===

Тима: «Папа, когда я вырасту, ты мне купишь все, как у тебя: машину, компьютер, телефон».

Света: «Не представляю, что можно два часа говорить о нежности» (мы узнали, что на одном сестерском была такая тема). Я: «Если можно два часа говорить ни о чем, то уж о нежности точно можно два часа говорить».

===

Один пастор на вопрос о том, почему у одних служителей дети неверующие, а у других нет, сказал, что один из главных факторов тут вот какой. У того служителя, который часто покидает семью, отъезжая по служению, но делает это с тяжелым сердцем, вздыхая и желая поскорее вернуться к детям (и действительно старается вернуться домой поскорее) – дети будут верующими. У того служителя, который отъезжает из дома часто и надолго с радостью, с желанием поскорее вырваться из семейного круга, ценя удовольствия поездок выше семейных трудностей – дети будут неверующими.

===

Давид сходил в первый раз в подготовку. Старшим детям не понравилось то, что он переходит в их группу – «больших», школьников. Всячески его задевали, подчеркивали незначительность его положения. Это можно было ожидать. Но вот чего я не ожидал: Давид, добрый и мягкий, неагрессивный, сходив в школу, стал придираться к Тиме и Эвнике, относиться к ним так, как старшие относились к нему – шикать, кричать, говорить «Замолчи»… Т.е. и он почувствовал, что перешел в категорию «больших», и почему-то подумал, что сообразно с этим статусом ему положено теперь уничижать младших. Надо сгладить это все, поговорить с ними.

===

Вдруг увиделось объяснение того, почему кошка Мурка стала так редко бывать у нас во дворе, здесь постоянно сидит только ее рыжий котенок, уже подросший. Я шел к дому и увидел, как они вдвоем, но с разных сторон побежали к крыльцу. И аккурат перед калиткой их пути пересеклись. И взрослая кошка остановилась, пропустила сына – уже не котенка, а кота. А перед этим я несколько раз видел, что когда он у миски, она не подходит. Т.е. она воспринимает его как взрослого кота и уступает ему двор? Интересная иллюстрация для разговоров с девочками о том, что нужно уважать младших братьев (а матерям – об уважении к сыновьям).


Рецензии