Памятник
Кто-то из людей первым научился отсекать от каменных глыб «ненужное» вещество, придавая им определенный вид, чаще всего человекоподобный. Люди умирают, а их отображения в камне продолжают жить. Для чего же ставят памятники? Чтобы увековечить чей-то неповторимый лик? Это, конечно же, делается по причине большой любви, но главная цель создания памятника в том, чтобы донести до следующих поколений суть и смысл определенных событий, связанных с конкретной личностью. История – это противоборство, где есть победители и побежденные. Прошедшего не изменить, его можно только осмыслить и воспринять. А возможно ли взять исторический реванш, исказив фактический материал? Увы, все, что построено на лжи, не имеет фундамента и неизменно рушится. Люди, которые увечат и оскверняют памятники минувшего, подобны тварям, кусающим свое тело от бессильной и бессмысленной злобы.
Агрессивная внешняя среда с ветрами и перепадами температур не щадит ничего. Памятники приходится реставрировать, иногда в силу разных причин вовсе убирать или перемещать в другое место.
Скульпторы сопричастны к истории по особенному, как никто. Правда еще есть функционеры, от которых зависит материальное обеспечения труда над изваяниями. Мне вспоминается одна армейская ситуация. Скульпторы, как известно, от службы в армии не освобождаются и обязаны наравне со всеми нести воинскую повинность. Один из молодых талантливых и перспективных авторов в этом творческом направлении был призван в ряды защитников отечества. Это было по весне, когда в Забайкалье морозы беспокоили только по ночам, а днем было солнечно и тепло.
Не закаленный организм призванного таланта не совладал с непривычными климатическими проявлениями и новым часовым поясом. Новобранец заболел пневмонией и был срочно госпитализирован в терапевтическое отделение медицинской роты. В учреждениях медицины таланты художников и лиц, обладающих хорошей каллиграфией, всегда ценились из-за необходимости выпуска множества санитарных бюллетеней. Маляры, плотники, специалисты по газовым ключам и прочие ремесленники тоже были на счету. Но в данной ситуации на лечении оказался скульптор. Выздоровление шло успешно. Для каждой конкретной патологии, или проще, болезни определены средние сроки лечения в стационаре и потом в амбулаторных условиях. Первое в армии обеспечивается грамотно и полностью специалистами, а вот второе грешит массой издержек, так как командиры считают: если выписан, - значит здоров. По этой причине создавались команды выздоравливающих из солдат после полостных операций, тяжелых пневмоний и прочее. Они выполняли функции помощников штатного персонала и одновременно проходили реабилитацию. У скульптора с трудотерапией что-то не ладилось: он делал все, что его просили, но с выражением безучастности и мужественной необходимости на лице, пока к главе медицинского подразделения не пришла идея.
- Рядовой, Аксенов Андрей, к командиру медицинской роты! – зайдя в палату, передал распоряжение дежурный. Он был в больничном халате с повязкой на рукаве, обозначенной медицинской эмблемой в виде красного креста.
«Наверное, на выписку»,- подумал больной, которого вызвали, и с чувством досады встал
со своей кровати.
Это был наш скульптор, о котором в данный момент идет повествование, а командир его вызывавший, - один из моих коллег по профессии.
- Товарищ капитан, рядовой Аксенов по вашему приказанию прибыл! – представился вызываемый начальнику.
- Присаживайся, Аксенов.
Когда тот присел на указанную мебель, представлявшую собой нечто среднее между стулом и креслом, добротно сделанное армейскими умельцами, командир медицинской роты Паркс Сергей Эдуардович продолжил:
- Как ты себя чувствуешь?
- Нормально.
- Что-то беспокоит?
- Слабость, иногда покашливаю... Но я уже могу быть в подразделении.
- Нет, выписывать мы тебя не собираемся. Наоборот, продлим твое пребывание у нас. Правда, с одним условием, – Паркс потянул паузу, возбуждая любопытство у рядового Аксенова. – Ты же скульптор по художественному направлению, если так можно сказать?
- Да, я окончил ремесленно-художественное училище. Проходил практику в мастерской у городского скульптора.
- Вот и замечательно. Нам нужно возле медицинской роты сделать памятник. Сможешь?
- Смотря какой. Если типа бюста, то смогу.
Сергей Эдуардович в одном из журналов выбрал фото скорбного лица, высеченного из цельного камня, и сейчас продемонстрировал его начинающему скульптору.
- Это сделано из гранита. Нужен специальный инструмент… Тут и за месяц не управишься.
- Нам можно и проще.
- А какие материалы у вас есть.
- Лучше скажи, что тебе нужно.
- Потребуется специальный пластилин, дерево, цемент…
- А гипс не нужен?
- Из него можно сделать что-то, но только для выставления в холле.
Аксенов, хоть и был начинающим скульптором, но прекрасно понимал, что в таких условиях, с таким материальным обеспечением ничего высокохудожественного сделать не удастся, но согласился на эту работу, так как нужно было полностью восстановить здоровье и, что главное, ему не хотелось опять ползать в грязи танкового полигона.
Работа не закипела, но суету вызвала. Несколько солдат из команды выздоравливающих при участии фельдшера приемного отделения сделали бетонный постамент около метра высотой, а на нем косо усеченный параллелепипед, где должен был покоиться скорбящий лик. Аксенов аккуратно лепил лицо. Врачи были заняты своим делом и к этой затее относились скептически, но не осуждали трату материалов: «Все-таки памятник сооружается!» После нескольких неудачных попыток была готова гипсовая маска, в которую залили специальный цементный раствор. Потом сняли маску, и взору предстало изделие. То, что это было лицо, возражений не было, но что оно скорбящее, - мало кто согласился. После окончательной доводки и шлифовки материальное воплощение скорби было прикреплено на бетонное основание. Капитан Паркс оповестил своих подчиненных и командира медицинского батальона майора Гурова о том, что в обеденный перерыв состоится торжественное открытие «монумента». В назначенное время перед входом в медицинскую роту была выстроена команда из нескольких солдат свободных от процедур и работ, вышли скульптор и его вдохновитель в лице Сергея Эдуардовича и еще ординатор Теплов. Остановились поглазеть несколько солдат из числа привезенных на поликлинический прием. Осознав, что больше никто не придет, командир медицинской роты запустил торжественный процесс. Он сказал несколько фраз о минувших испытаниях, о работе военных врачей, возвращавших раненых и больных в строй, и возложил маленький букетик полевых забайкальских цветов рядом с лицом воплощенным в бетоне, которое символизировало всех раненых и пострадавших.
Гуров, как передали очевидцы Парксу, накануне осмотрел внимательно творение, ничего не сказал и ушел расстроенным.
Судьба у памятника не сложилась. Его облюбовали и регулярно навещали залетные местные птахи. Дежурные постоянно смывали следы их присутствия. Потом начались ночные морозы, и цемент стал трескаться, лицо превратилось из символа скорби в картину ужаса. Капитан Паркс перевелся на службу в один из госпиталей.
Спустя несколько лет, уже будучи в других краях, я узнал, что был снесен не только памятник, пришедший в полную негодность, но и само здание медицинской роты из-за несоответствия санитарным требованиям. Позже была расформирована и знаменитая учебная танковая дивизия.
Свидетельство о публикации №215110400675
Фёдоров -Северянин 06.11.2015 18:22 Заявить о нарушении
Валерий Красовский 07.11.2015 16:05 Заявить о нарушении