Культ личности, грибы и анархия

     Культ личности, грибы, ягоды и анархия
      
      Командир и дома уже  в качестве старшего брата активно верховодил, потому что удачно родился он начальником, и подавлял любые мои душевные поползновения – святые и грешные порывы врождённого анархиста. Как назывался правильно тот менеджмент, я не знал и, наверно, страдал ещё сильнее от неведения. Двадцатый съезд кое-что разъяснил взрослому населению, дал какую-никакую оценку, а в наших детских делах он не разобрался. Хотя и в наших делах, вероятно, был и культ личности, и были его последствия.
      Без учёта личного мнения и бурных моих протестов, бабушка и родители посылали меня с ним на рыбалку, где он опять жёстко руководил, заставлял насаживать противного червяка на крючок. А врождённый анархист уже тогда всякое начальство не любил и, глядя на поплавок, тихо обдумывал план утопления банки с червяками, чтобы противоправные действия не были замечены или не расценены хотя бы умышленными. Только после гибели в озёрной пучине среди кувшинок десяти крючков, утраченных мной по халатности при отлове всего-навсего десяти маленьких ещё бестолковых окуньков, я завоевал себе относительную свободу, несмотря на то, что ущерб списали на мелкое вредительство. На рыбалку больше не посылали. Но остались походы в лес за грибами и ягодами.
      В окружении озверевших комаров, стоя на четвереньках в ненавистном черничнике, я горько думал, что эта адская мука уготована мне до гробовой доски, а может, и после назначат эту пытку за все мои грехи и мелкие прегрешения. И за курево, и за продажу секретных данных о болоте, если и наверху до тех пор не разберутся.
      Культ личности впереди пёр с большой корзиной, полной грибов или ягод, ломился через кусты, как лось, а я, вдвое меньший, из последних сил плёлся сзади с полупустой корзиночкой, едва успевая как-то не заблудиться, и – матерился. Дальние те походы меня закалили, как, наверно, закалила жизнь выживших политзаключённых, отсидевших сроки в северных лагерях, отмахавших кирками на строительстве Беломорканала. Спасибо командиру: тридцать вёрст сейчас отмахать по лесу – мне раз плюнуть.
      Нас двоих изредка посылали в поле пасти коров – в качестве подпасков, помощниками к нанятому пастуху. Один раз в месяц по очереди каждый владелец скотины обязан был выходить в поле пасти общественное стадо на день-два в зависимости от численности скотского поголовья. И мы вдвоём с братом ходили. За одного человека оценивались на кастинге – штатный пастух с прозвищем Курат соглашался нас брать в подпаски вместо бабушки.
      Меня заедали комары, я умирал от скуки, я отбывал пожизненный, как мне казалось, срок, не смирившись. Однажды вечером, когда стадо вернулось домой, Курат ужинал у нас – это тоже входило в общественный договор – и бабушке рассказывал: «Старший твой – парнишка дельный. Худого не скажу. Хорошо пас, за коровами бегал. Толк будет. А меньший… С меньшего не будет ни хрена. Комары его заели».
      Курат всё угадал. Способный его ученик впоследствии дослужился до директора крупного предприятия. Партизанский край на болоте стал кузницей руководящих кадров. Все полевые командиры по жизни сразу попадали в мелкое и среднее начальство вне конкурса, если не успевали натворить чего-нибудь противоправного.
      В биографии о предсказаниях Курата надо писать осторожно и кое-что умалчивать. Надо писать: «Курат нас похвалил. Сказал: «Толк будет. Пасли прилежно, за коровами шустро бегали».
      «Анархических замашек нет, – надо писать, – и к начальству я отношусь с уважением согласно должностной инструкции».
      И хорошо бы ещё вам добавить, не примитивно в лоб, а опять тонко подшить как-нибудь классическую фразу, по сей день из моды не выходящую, подать иносказательно, но с неизменным смыслом: «Перед начальствующим лицом вид имею дураковатый и бесшабашный, дабы своим разумением не ввести начальствующее лицо в неловкое положение».
      Последнее лучше будет подкрепить подходящей фотокарточкой с подхалимской улыбочкой, в которой и преданность вашего Тузика, когда он хочет есть, и боевая готовность его бежать, чтобы принести заброшенную в кусты палку. Это если пишете не биографию, а заполняете анкету или резюме.


Рецензии