Популярные мифы о Лидии Чарской и ее произведениях

Около столетия назад среди образованных детей и подростков России, особенно таких городов как Москва и Санкт-Петербург не было тех, кто не знал имени Лидии Алексеевны Чарской. Эта удивительная женщина: одновременно писательница, актриса, колдунья и "властительница детских душ" всего лишь за какие-то несколько лет сумела по-настоящему очаровать своими книгами подрастающее поколение, ее читали даже чаще, чем Гоголя и Тургенева. Однако уже после Революции большая часть ее книг канула в Лету, их начали считать бесполезными и даже вредными для "детей-будущих строителей коммунизма", в результате чего имя Чарской на долгие десятилетия было предано забвению. Однако теперь ее творчество снова начало понемногу возрождаться, подобно птице феникс, восстающей из пепла. И очень жаль, что многие люди до сих пор относятся к книгам этой писательницы скептически, поскольку по-прежнему не могут отбросить давно сложившиеся стереотипы о них. Что же это за стереотипы и мифы? Попробуем это узнать.

Миф первый. Книги Чарской могут быть интересны только наивным девочкам 7-12 лет, поскольку все они написаны об их ровесницах-институтках и сиротках.

Действительно, Чарская не просто так официально признана именно детской писательницей, и большая часть ее книг была написана для детей, в особенности для девочек младшего и среднего возраста. Однако помимо этого у Чарской есть и несколько любовных романов и циклов рассказов для взрослых ("Ее величество Любовь", "Солнце встанет!", "Вакханка", "Рассказы о женском сердце" и пр), а также исторические (пускай и с неточностями) повести ("Смелая жизнь", "Газават", "Грозная дружина", "Паж цесаревны"). Все они написаны уже не про школьниц-институток и не про потерявшихся детей, благодаря чему вполне могут быть интересны более взрослой аудитории, людям, которые относятся с уважением к царской династии и искренним, открытым чувствам.

Миф второй. 99,9% героинь книг Чарской - это жалкие, сопливые, запуганные и лживые истерички, умеющие только лить слезы и падать в обморок.

Если судить по известной статье Чуковского, то в произведениях Чарской все обстоит именно так, у нее "истерика регулярна, от трех до семи с половиной", ее книги это "фабрика ужасов и катастроф", а героини "не нужные для жизни жеманницы с куриным мировоззрением и вечными страданиями и слезами." Однако на самом деле к подобной весьма нелестной характеристике можно отнести лишь малое число девочек и девушек, созданных писательницей, это разве что Люда Влассовская (и то лишь в "Записках институтки") и Лена Иконина, по неясной причине очень похожая на Джейн Эйр в детстве, только более смиренную. Остальные же, такие как обе Нины Джаваха, Ксаня Марко, Южаночка, Кодя, Дося, Лида и др. напротив являются весьма боевыми и смелыми девочками, больше любящими мальчишеские забавы и не слишком жалующие всевозможные "сюсюканья". В качестве доказательства можно прочесть любую часть их мыслей, описанных в соответствующей книге, где нет никаких "вздохов и стонов", даже страдают эти героини совсем иначе, нежели "жеманные гусыни", как их несправедливо назвал Корней Иванович. Некоторые более взрослые героини Чарской, такие как Ия Басланова, и вовсе считают любую сентиментальность и бурное проявление чувств вредными, впоследствии получая этому подтверждение.

Миф третий. Книги Чарской "наивны и скучны, как болтовня светской барышни", они словно специально создавались для таких пустеньких особ.

Многие могут думать о том, что сама Чарская, имеющая дворянское происхождение, всячески любила описывать в своих произведениях известные светские удовольствия, вроде бесконечных балов и выездов. Однако на самом деле эта умная и проницательная женщина прекрасно видела пустоту и ограниченность подобных девушек, и всячески обличала их в своих книгах, таких как "Приютки", где одна из девочек, став богатой, "душевно беднеет" или "Тяжелым путем". Также Чарская не слишком жаловала и многих избалованных богатых детей, которые "никогда ничем не бывают довольны и напоминают хорошеньких, но капризных фарфоровых кукол." А вот незнатных, но своими силами пробившихся "в люди" Чарская напротив показывала в самом лучшем свете, говоря таким образом о том, что важно не благородное происхождение, а сам человек, его ум и доброта, без которых никакое богатство не принесет счастье.

Миф четвертый. Все произведения Чарской изначально предсказуемы, имеют повторяющийся сюжет и неизменно счастливый конец, в котором главных героев все начинают боготворить и любить до безумия, а недавние злодеи разом исправляются и раскаиваются.

Безусловно, большая часть книг Чарской, поскольку те были адресованы детям, действительно не отличались оригинальностью и вкусом и обладали некоторой предсказуемостью. Однако далеко не во всех них конец был безупречно счастливым для главных героев. Те же книги, что были написаны для взрослых, как раз таки очень часто имеют трагические повороты сюжета и финалы, в особенности это касается цикла рассказов "Свои, не бойтесь!", который был написан в Первую Мировую войну. Да и в "Рассказах о женском сердце" легкомысленные матери теряют своих детей, а девушки, "не подходящие к высшему обществу", обречены на смерть.

Миф пятый. У героинь Чарской напрочь отсутствуют какие-либо высокие идеалы и стремления, их мечты ограничиваются счастливым замужеством или собственной швейной мастерской, они не могут являться достойным примером для подражания.

Опять же, самые юные героини Лидии Алексеевны, пребывающие в бедности, действительно могут мечтать лишь об открытии собственного дела или удачном браке, однако более зрелые смотрят значительно шире, их кругозор далеко не столь мал, как у девочек, заключенных в стенах института. К примеру, Лика из "Особенной" мечтает посвятить всю свою жизнь помощи беднякам, устраивая для них благотворительные вечера, а Нюта из "Сестры Марины" поступает в общину сестер милосердия, оставив "пустую жизнь светской барышни", чтобы облегчать страдания больных людей и спасать им жизни. Именно на ее примере многие девушки в Первую Мировую войну добровольно становились такими же сестрами милосердия и умирали, спасая других от смерти.

Миф шестой. Книги Чарской были написаны в давно прошедшую эпоху, в них нет ничего актуального и нужного для жизни в наше время.

На первый взгляд так действительно может показаться, однако если прочесть ту же незамысловатую историю о девочках-гимназистках, то можно заметить, что описываемые там ситуации очень напоминают те, что происходят и сейчас: та же дружба, те же ссоры и примирения, те же страхи из-за оценок и экзаменов. Также произведения Чарской учат уважительно относится к людям другой национальности, сочувствовать и помогать бедным, не зазнаваться и считать себя лучше других, наконец, просто любить и сопереживать. А все это разве не играет роли в наш век, где теперь столько жестокости и цинизма?..

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать о том, что произведения Лидии Чарской, пускай и не лишенные недостатков, являются настоящей ценностью и помощью в воспитании у ребенка доброты, чуткости и сострадания. Пусть же дети навсегда их запомнят, как когда-то люди помнили и саму Чарскую - добрую волшебницу, заглянувшую в самый потайной уголок чувствительной детской души.


Рецензии