Защитница ильича

               


  В молодости статная, крепкого телосложения, она и в свои семьдесят два   сохраняла     величавую осанку. Правда, тело ее слегка  подвяло, но походка  оставалась легкой, глаза смотрели без очков  и на волосы свои, хоть и поседевшие,  но густые, пожаловаться она не могла. Такие женщины вызывают у окружающих невольное уважение..
Правда,  ни на каких   начальственных   должностях  она не работала, не назначали ее ни в  уличком, но поссовет, ни в другие организации, где требовалась  особая  боевитость.. Природный ум, унаследованный   от  родителей,  никогда  ее   не подводил. Умная женщина и в мелочах умна. Огород у нее, как ни  у  кого  ухожен, в доме чистота и порядок. Даже собачка ее, «дворянка»  Алька , воспитана так, что все удивляются – до чего умна!
Да что собачка! Каких сыновей она вырастила! Старший -  подполковник УВД, человек  на редкость положительный, младший   - инженер по связи, очень грамотный специалист.  Оба в области работают. Ну, а она  в своем   Зареченске  проживает.
  Надо заметить, что родители  нарекли ее гордым именем Ленина,  в честь Владимира Ильича. По отчеству она тоже Ильинична. Имя Ленина Ильинична звучало символически торжественно и, конечно, обязывало ко многому. Недаром существует мнение,  что  имя накладывает на человека особый отпечаток. От него на лбу  у нашей героини  пролегла серьезная складка,  и все лицо выражало готовность  служить великой идее.. 
.
  Когда  вся  жизнь полетела кувырком и                со всех сторон понеслись поношения советского строя,   Ленина Ильинична ощутила внутри себя  беспокойство  и возмущение. Жизнь ведь не тулуп, чтобы вывернуть ее наизнанку. По чьей же воле  правду обозвали ложью, белое  черным, а то и того хуже – пустили в ход  выражение «красно – коричневые». . Это что ж получается – ее сыновья-коммунисты зачислены в отряды  фашистов? Раздумывая обо всем, Ленина Ильинична  сравнивала себя со  старухой, оказавшейся у разбитого корыта.
Больше всего ее злила, а вернее выводила из себя  ехидная дамочка в телевизоре,   призывавшая  уничтожить музей Ленина  на   Красной площади, а заодно и снести мавзолей. Конечно, нашим людям не привыкать к художествам политиков и власти. Сегодня – то, завтра – это.. Отнесись Ленина Ильинична к этим дамочкам  с простоватой брезгливостью трудового человека,  все бы и  обошлось. .Но она, наделенная здравым умом,  решила, что в такой обстановке  отодвинулись на задний план и сад-огород, и домашние хлопоты, и вся спокойная жизнь с чаепитием на террасе. Надо действовать. Она не позволит, чтобы болтуны, не отвечающие за свои слова, продолжали глумиться над ней и над всеми честными людьми, которые  по мере сил  трудились на благо страны.

 Когда беглые кадры «Новостей»  донесли до нее  измученные лица женщин, стоявших  возле музея Ленина с плакатами в руках,  она  беспокойно   вскочила с места.   готовая встать рядом с ними.  Шагая по комнате  из угла а угол,  она  задавала  себе вопрос: почему она не с ними? Ее место - там, в Москве, у этих  священных стен, оклеветанных новыми   оракулами и требовавших ее защиты.
 В тиши ночей все явственней  оформлялось в ней  решение бросить дом с огородом и уехать в столицу.
Умная собака Алька смотрела на свою  хозяйку проницательными, все понимающими глазами и  своим видом давала понять, что согласна  ринуться   в  волны новой  неведомой жизни, как того требует собачий долг.
В конце октября Ленина Ильинична, подчинившись своему решению,  начала собираться в дорогу.  В скобяной лавке она купила большой амбарный замок, бутылку керосина  и несколько необтесанных досок. Вернувшись домой, приступила к укладыванию веще. В сумку на колесиках она уложила плюшевое полупальто на ватине, толстую кофту - самовязку,  ботинки на смену, кое – какое бельишко и самое необходимое для предстоящего скитания.. Не все убралось в сумку, пришлось кое-что запихнуть в заплечный рюкзак. Внимательно обведя глазами жилище, в котором прожила не один десяток лет, она подозвала к себе собаку   Альку и сказала  ей : «Все.Уезжаем».
После этого она вышла  во  двор и недрогнувшей рукой взялась за бутылку с керосином. И все-таки мужество ей изменило. Она представила, как плохо человеку скитаться по земле и не знать, что у него есть свой дом. И еще мелькнула мысль, что она когда-нибудь пожалеет о содеянном.  Как бы то ни было,   но спичку  горящую она не поднесла к уже пролитому керосину.. Вместо этого  принесла из сарая гвозди и забила окна  принесенными из лавки досками.    
 В Москве у нее не было никого из  родни и  знакомых. Оказавшись на Казанском вокзале, она  облюбовала местечко в зале ожидания  и закусила взятыми с собой продукта ми. Напротив нее сидела парочка, которую загнала на вокзал обыкновенная потребность обниматься.
-Совсем обнаглели,- изрекла Ленина Ильинична,  глядя на влюбленных.
-А что? – растерянно произнесла размалеванная девица, не ожидавшая осуждения со стороны старухи.
-А то, – отчеканила Ленина Ильинична.- Постыдилась бы.   
  И она вспомнила, как  после замужества   долго не могла победить страха  перед
законной настойчивостью мужа, и ее   робость,  в конце  концов  стала причиной развода.  Муж от нее ушел, оставив на ее попечение двоих сыновей.. А она, как ни странно, облегченно вздохнула  и принялась  в одиночку  воспитывать детей.
Ну, а нынешние-то сраму не имут.. Да и какое ей до них дело.
Сунув сумку на колесах в  багажное отделение, она вышла на улицу, держа Альку под мышкой, а свернутый плакат под пальто В тот день у стен музея   Ленина  появилась фигура женщины, чье сходство  с известным плакатом   «Родина-мать зовет» сделало ее  в известной степени  знаменитой. .
Мимо шли люди. Некоторые останавливались, разглядывали подписи  в защиту музея, проходили дальше по своим делам. Однажды к Ленине Ильиничне привязались иностранные журналисты: почему вы здесь стоите? Что для вас сделал Ленин? Она им прочла целую лекцию, рассказав много такого, чего бы не было, не будь Ильича.   Иногда у входа в музей возникал  быстролетный  митинг.  Появлялись люди с развернутыми знаменами, кто-то  забирался на высокую ступеньку лестницы  и выкрикивал слова, от которых сердце Ленины Ильиничны  наполнялось любовью к жизни. Эти слова звучали музыкой  праздников,  торжественных маршей и  общего ликования  людей, верящих в светлое будущее. Лицо старой женщины освещалось улыбкой, на нем играли отсветы красных знамен,  она ощущала на своих плечах груз исторической ответственности и жалела, что митинг подходил к концу..  Не умевшая  красиво говорить, она  умела только чувствовать и молчаливо стояла  со своим  написанным от руки  плакатом, несокрушимо  отвоевывая  свою правоту.
 Однажды незнакомая женщина, дежурившая возле музея, заговорила с     ней с сочувствием и предложила ей на время поселиться у нее.  Мы же с вами люди одной крови,- сказала она при этом.   Ленине   Ильиничне понравилась женщина, и она   приняла ее предложение. Женщину звали Надежда Борисовна. Она привела новую подругу к себе домой  и  выделила ей место на кухонном диванчике.  Ленине Ильиничне было неудобно пользоваться чужой добротой, но от  душа она отказаться не могла. В момент чаепития с мокрыми волосами на кухню влетел молодой человек  в цепях и в кепке с большим козырьком.
- Совсем с ума сошла!- крикнул он матери визгливым голосом.-  У нее же вши. А у собаки наверняка блохи. Пусть убирается вон!
  Ленина Ильинична не стала возражать на счет вшей. Оделась и ушла. И ночевала опять на вокзале.
Иногда, страдая от своей бесприютности, она   ловила себя на мысли, что  жертвы ее, принесенные на алтарь справедливости,   не  достигают цели. Кому и что  могла она доказать, если даже   любопытные  иностранцы    ничего не поняли.. Она досадовала на себя. Будь  в ее руках волшебный аппарат, она бы развернула перед ними картину жизни своих родителей. Вот мама по имени Глафира, незаконнорожденная дочь  сельского дьячка,   гнувшая  спину в семье владельца волжских пароходов. Ах, вы  не  знаете,  что значит гнуть спину? Я вам скажу.. Это значит целыми днями руками стирать белье для господ и их.  многочисленных гостей. Платили ей гроши, но она не унывала, была веселой и любила  отца, безземельного крестьянина.  Награждая ее гордым именем Ленина, они  благословляли ее   на лучшую жизнь   А  можете ли  вы   себе представить, что было бы с нами, не случись тех  событий, которые все изменили?
 Она гордилась своими  родителями,  которые прожили честную, трудовую жизнь и умерли накануне  Великой Отечественной войны,  завещав ей гордиться родной страной и не пасовать перед трудностями. И пусть она сама в силу обстоятельств осталась без диплома, зато дети у нее имеют высшее образование и пользуются уважением сослуживцев. Ее сыновья  -  вот доказательство той правды, которую  она защищает.
Со своими соратниками по борьбе Ленина Ильинична  не откровенничала. Держалась особняком. Ее решительное, исполненное веры в высшую справедливость лицо  казалось высеченным из камня, да и сама она от неподвижного стояния с плакатом в руке ,казалось, приобрела черты монумента.
 Под вечер она брела на вокзал. Устраивалась в кресле, собака – на коленях. Рядом  пили, ели, спали, положив на узлы нечистые ноги. Кто-то бросит: -:Какая собачка.,-  вкладывая в  это замечание сожаление тем образом жизни, которое  вынуждено вести ни в чем неповинное животное.  Алька,  одетая в теплый кафтанчик, украшенный маленьким значком с изображением Володи Ульянова, приоткроет  один глаз и   вздохнет. Конечно, надоело скитаться,  но она послушно спит на коленях  хозяйки, а утром плетется  к заветному месту у красной стены.
 Кончились деньги.. Тесно сблизившиеся соратники  иногда делились с ней едой. Но она и сама не терялась. Стояла в переходе метро с Алькой на руках и привлекала прохожих просьбой подать на пропитание собачки. Кто - то посмеется, заметив значок ребенка Ульянова на  кафтанчике Альки, кто-то пожалеет старую женщины и  бросит ей под ноги мелочь. К концу дня собиралась сумма, достаточная, чтобы купить хлеба и накормить собаку.
 Среди ночи ее разбудили толчки в плечо.   «Ваш  билет». Ленина Ильинична всполошилась и запричитала не своим,  обезумившим голосом   Нет у меня ничего! Ни  билета, ни денег, ни жилья! Ее дом сгорел, но она не бомж, у нее сын - подполковник милиции. Слушая   незнакомый   голос хозяйки, Алька  дрожала всем телом Омоновец, уставив взгляд в  красный значок  с детским лицом Ильича,  махнул дубинкой и отошел, щеря реденькие усы, не украшавшие его  бледного, от ночных  бдений лица. Ленина Ильинична подумала; от  запаха   сбежал.  Оказывается, в мире  очень много добрых людей.
 Становилось все труднее совмещать добычу денег и  дежурство у стен музея. Все глуше делалась потребность перебороть   голоса   хулителей ее прошлой жизни Все никчемней   казалось лестное внимание, которым  награждали ее случайные зеваки  или  любители  уличных митингов  Все горестней становилось на сердце при виде  бедственного положения Альки.. Собачья преданность не позволяла ей выражать  недовольство.  такой неуютной и голодной жизнью Но усталость брала свое, и Алька решила, что лучше ей умереть.
Однажды утром Ленина Ильинична обнаружила на своих коленях не теплое   тельце животного, а остывающий комок умершей Альки. Сердце женщины похолодело. Она завернула собаку в тряпицу и  поехала ее хоронить. В безлюдном садике она дала волю слезам. Во всю жизнь не было у нее большего горя, чем потеря Альки – безответного, верного существа, которое она не сравнит ни с одним самым совершенным человеком.
 Без  Альки  все потеряло смысл. Она винила в смерти собаки  всех, кто довел ее до положения нищенки, кто унизил ее печатью  «балласт», обездолил. и  лишил всего, чем она дорожила.
В дни волнений, когда по улицам Москвы прокатились танки и черный дым поглотил усилия     честных борцов  за свою правду,  ее подкосила пуля засевшего на крыше снайпера. Свист  этой  пули, возможно, услышал привставший на цыпочках  жираф в своем зоологическом загоне. Вытянув длинную шею, он наблюдал, как   убирали с дороги  упавших навзничь людей.. Среди них была и Ленина Ильинична. Она умерла, как ее любимая собака Алька,  когда  поняла, что все кончено.


Рецензии