3. Красная Шапочка в стране Математика. Больше

Красная Шапочка узнает о том, что такое неравенство и как это пережить.

Детей следует учить математике как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и тому, что мы называем интеллектом и, кроме того, математические вычисления- это одна из высших функций человеческого мозга. И пусть ваш ребенок  еще не умеет говорить, но мозг его уже работает.

Цифры, как люди, редко, когда равны, даже в команде "Великолепная  пятерка и вратарь".               

В некотором царстве, в некотором государстве жила  неразлучная   семья:  дедушка  Равно(=)  и молодая пара Плюс(+) и Минус(-), детей у них не было. А страна, в которой они жили,   называлась Математика.  Плюс(+) зарабатывал деньги и складывал их , а его жена  Минус(-) уменьшала их, а иногда и отнимала , когда очень нужны были деньги. Дедушка Равно(=) старался в этом процессе сложения и уменьшения поддерживать баланс в семье.  Они  очень любили  детей.  Основная их  работа была  играть с детьми и учить  различным действиям  с цифрами  в  стране  Математика.

Дело было вечером,  делать  было нечего.  Они сидели в избушке  за столом и слушали сказки от дедушки Максима, который читал   Равно(=). Они знали, что дедушка Максим живет в их стране, но они с ним   не встречались. 

Но вот дверь отворилась и на пороге появилась Красная Шапочка с корзиночкой в руке.

-Здравствуйте. Я обещала, что буду заходить к вам, вот и заглянула, да не с пустыми руками, я  принесла вам груш со своего сада,- сказала Красная Шапочка.  Мама очень обрадовалась , что я познакомилась с Вами и стала  изучать математику.

- Хочу продолжить занятия по математике, если вы не возражаете.

-Ура!- воскликнула Минус(-),- груши я люблю больше яблок, - и несколько раз подпрыгнула.               

Красная Шапочка сразу определила, что она подпрыгнула три 3 раза. Занятия по математике не прошли даром.               

Плюс(+) сказал, что груши мы прибавим к яблокам и сложим в одну коробку для хранения до зимы.

-Нет,- сказала  Минус(-) ,- я хочу сразу  съесть две 2 груши  и уменьшить их количество, пока они не испортились.

Дедушка Равно(=) просто промолчал , он знал, что ему следует вмешиваться только тогда, когда Плюс(+)  и Минус(-)  принят окончательное решение: складывать или отнимать.

Дедушка Равно(=) позвал старых знакомых Красной Шапочки   однозначных  цифровых друзей- великолепную пятерку и вратаря  1, 2, 3, 4, 5 и 0

Затем он позвал двух странных «галочек»   > и  < .  Галочки были одинаковые , только смотрели в разные стороны.   Красная Шапочка вспомнила, что мама , когда она была совсем маленькая, так рисовала ей  птичек.  Красной Шапочке  показалось , что в коробке целая стая  этих «галочек».

- Видишь,- сказал дедушка,- у галочек есть носик и ротик. Там где линии сходятся – это носик,  а там где расходятся – это ротик.  Цифра, которая  стоит перед ротиком всегда больше цифры , которая  стоит после  носика  и , наоборот, цифра  перед носиком всегда меньше цифры, что стоит после ротика. 

Сейчас  мы научимся выяснять, кто из великолепной пятерки игроков и вратаря   больше по своему   значению. Предположим, что  цифры в пятерке игроков  говорят  кто, сколько забил шайб или груш, а может быть яблок   в ворота противника. И помни всегда считалку: 1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять, которую ты хорошо знаешь. Вспомним о последующих и предыдущих цифрах. В этой считалке по отношению к любой взятой цифре есть последующие цифры и предыдущие. Возьмем цифру три 3 , по отношению к ней  цифры  четыре 4 и пять 5 являются последующими, а цифры два 2 и один 1 - предыдущими. По отношению к цифре один 1, цифры два 2, три 3, четыре 4 и  пять 5 являются последующими, а цифра ноль 0 - предыдущей. Всегда последующая цифра больше предыдущей- это надо запомнить.

Вратарь ноль 0, он не забивает в ворота противника, поэтому он и есть   самая маленькая цифра. 

Игрок под номером  цифра  один ( единица) 1  забил одну 1 шайбу или грушу  в ворота противника, поэтому он   больше вратаря ноля 0, который не забил ни одной шайбы. В математике это запишется так        1 > 0.

Это значит один 1 больше ноля 0. Один 1  стоит перед ротиком, а  ноль 0 после носика, значит , один больше ноля. По отношению к цифре ноль 0, цифра один 1 является последующей, а последующая всегда больше предыдущей.

Несправедливо по игровым правилам ,  но математически точно.  Можно записать наоборот 0 < 1. Это значит ноль 0 меньше  единицы, т.к  перед носиком стоит 0, а после ротика 1.   Ротик всегда больше носика. Надо запомнить: значок ( галочка)   >  это всегда больше, а  значок < это всегда меньше.

Игрок цифра два  2 забил  две  2  шайбы или 2 яблока  в ворота противника   ( 1+1), поэтому он больше одного 1 (1). И стоит цифра 2 после цифры 1. Помните считалку: 1, 2...   В математике это запишется так 2 > 1. Это значит   цифра  два  2  больше цифры  единицы 1.               

Например, у одного мальчика Пети были две 2 машинки , а другого  мальчика Вовы только одна 1 машинка. У кого больше машинок, ясно, что у Пети, т.к у него две 2 машинки, поэтому 2> 1.   Можно записать наоборот  1 < 2. Это значит  один  меньше  двух. Цифра один 1 является предыдущей по отношению к цифре два 2, а предыдущая цифра всегда меньше последующей.          

У Вовы меньше машинок, чем у  Пети. Очевидно, что 2 > 0, т.к.  этот  игрок  два 2  раза  забил в ворота противника, а ноль 0  не забил ни одного раза  и наоборот 0 < 2.

При каждом неуловимом движении руки дедушки Равно(=) из коробки вылетали «галочки» и садились между цифрами.

Игрок- цифра три   3 забил  три   3  шайбы или груши   в ворота противника ( 1 +1+1) поэтому он больше двух 2 ( 1+1). В математике это запишется так 3 > 2. Это значит три  больше двух.               

 Например, цифра три 3 показывает, что у Насти  3 куклы ( 1+1+1), а  цифра 2 ( 1+1) показывает, что у Даши 2 куклы.  Вопрос, у кого больше кукол, ясно, что у Насти. Поэтому 3 > 2.               

Это могут  быть машинки, яблоки,  пирожки, куклы, ежики и любые предметы и живые существа.  Стоит цифра 3 после цифры 2. Помните считалку: 1, 2, 3.. Можно записать наоборот 2 < 3. Это значит  два   меньше  трех.  И стоит цифра 2 перед цифрой 3.  Количественно  две куклы всегда меньше количественно трех кукол.  Очевидно, что 3 > 1 и 3 > 0 и наоборот 1 < 3 и 0 <3.               

Игрок  цифра  четыре   4    забил  четыре   4  шайбы или яблок  в ворота противника  ( 1 +1+1+1) поэтому он больше трех  3 ( 1+1+1). В математике это запишется так 4 > 3.  Цифра 4 стоит после цифры 3.  Это значит   четыре  больше трех.  Считалка: 1,2,3,4.. Можно записать наоборот  3 < 4. Это значит  три    меньше  четырех. Очевидно, что 4 > 2;   4 > 1;  4 > 0 и наоборот 2 < 4;  1 < 4;  0 < 4.

Игрок цифра  пять    5   забил  пять 5  шайб или груш  в ворота противника ( 1 +1+1+1+1) поэтому он больше четырех   4 ( 1+1+1+1). В математике это запишется так 5 > 4. Цифра 5 стоит после цифры 4. Считалка: 1, 2, 3, 4, 5.  Это значит   пять   больше четырех . Можно записать наоборот  4 < 5. Это значит  четыре     меньше  пяти. Очевидно, что 5 > 3;   5 > 2;  5 > 1;  5> 0  и наоборот 3 < 5;  2 < 5;    1 < 5; 0 < 5.

Вот и все,- сказал  дедушка Равно(=),- ты все поняла, Красная Шапочка.

Я поняла, что лучший игрок в пятерке  под цифрой  пять 5 и он больше всех  забил в ворота шайб, яблок, груш, а  все остальные   игроки- цифры   меньше его, каждый из них меньше забил, чем он, - ответила она,- и стоит он после всех игроков своей команды, поэтому: 5>4, 5>3, 5>2, 5>1, 5>0.   

Для закрепления новых понятий  давай проанализируем положение в лесу, - сказал дедушка.  На поляне леса  росло  пять 5 дубов, три 3 осины и  две 2 березы. Чего росло больше  дубов или осин,  осин или берез, дубов или берез,   выложи это на столе  с использованием  новых знаков- галочек    « больше» > и  « меньше» <  и цифр  из  великолепной пятерки.

Красная Шапочка задумалась: дубов росло 5, осин росло  3, что больше? Она вспомнила счет : 1, 2, 3, 4, 5. Цифра пять 5 идет после цифры три 3 значит она больше. 5>3.  Дубов больше , чем осин.

Так, осин росло три  3, а берез росло две  2. Что больше три  3 или два 2 ? Цифра 3 идет после цифры 2. 3>2.   Осин больше, чем берез.

Дубов росло пять 5, а берез росло две 2.   Вспомнила счет: цифра  пять 5 идет после цифры  два 2. 5>2. Дубов росло  больше, чем берез.

- Молодец, правильно,- сказал дедушка Равно(=), – а теперь , скажи, чего меньше росло берез или осин, берез или дубов.

Красная Шапочка  поняла, что нужно просто перевернуть «галочку больше» ,  и поменять цифры местами.  Было 3>2, а  стало 2<3. Перед носиком стоит цифра, которая меньше, чем цифра, которая стоит перед ротиком.   Берез росло меньше , чем осин.  Было 5>2, а стало 2<5.  Берез росло меньше, чем дубов.

- Правильно,- сказал дедушка , а сейчас вернемся к нашим грушам,  давай свою корзиночку с грушами,  будем играть теперь в груши. Он вынул несколько груш, положил на одном краю стола и спросил , сколько груш на столе. 

Красная Шапочка быстро и без труда ответила,-  Три груши. Правильно, положи  соответствующую цифру. Она положила рядом с грушами  цифру  3. Затем дедушка достал еще несколько груш и положил на другой конец стола. Красная Шапочка быстро ответила ,- две груши, - и положила рядом цифру 2.

-Где больше груш,- спросил дедушка Равно(=).  Красная Шапочка ответила, что там, где три 3 груши там их больше.

-Тут я могу съесть 3 груши, а здесь только 2 груши,- сказала Красная Шапочка.

- Теперь покажи  математически , что три 3  груши  больше  двух 2 груш с использованием «галочек», о которых я рассказывал,- сказал дедушка. Красная Шапочка взяла одну из карточек с галочкой , подумала, вспомнила, что где ротик – там больше и положила карточку так, что ротик смотрел на цифру три 3. Получилось 3 >. Затем она взяла цифру 2 и положила ее после носика галочки 3 > 2.

-Три  груши  больше двух груш , - сказала Красная Шапочка.

- Правильно,- сказал дедушка, - теперь покажи, как будет наоборот, сравни количественно  две груши с тремя грушами.

Красная Шапочка положила цифру два 2 , перевернула карточку с галочкой так, чтобы носик упирался в цифру 2. Получилось: 2 <. Затем взяла цифру три 3 и положила ее после  галочки, так, чтобы  ротик упирался в цифру 3. 2 < 3 Две груши  меньше чем три груши.

- Правильно,- сказал дедушка Равно(=),- продолжим. Он достал одну грушу и положил ее  там, где было  меньше груш. Сравни эти две группы груш и покажи,  как  это выглядит   математически.            

Красная Шапочка  сразу сказала, что в каждой группе по  три груши. Она научилась быстро определять три 3  любых предметов : груш, пирожков, яблок и т.д.  В этом случае ей даже не понадобился Плюс(+).               

Она  задумалась и  поняла, что без дедушки Равно(=) ей   не  обойтись.

- Дедушка Равно(=), встаньте пожалуйста после цифры три 3,- сказала Красная Шапочка.

- Молодец, приятно, что наши занятия не прошли даром, - сказал дедушка Равно(=) и встал после цифры три 3 . Получилось: 3= .

Затем она начала искать другую  цифру  три 3, но другой цифры 3 на столе не   было. Она вопросительно посмотрела на дедушку, но он сказал, чтобы она вспомнила предыдущее занятие: как можно разложить цифру три 3 на простые составляющие и заменить ее.

Красная Шапочка задумалась : начала вспоминать счет: один 1, два 2, три 3.  Она вспомнила предыдущее занятие,  как она раскладывала цифру три   3. Она поняла , что  вместо   цифры три 3,  можно поставить 1+2.  Получилось : 3=1+2.

-Три груши равны трем грушам, - сказала Красная Шапочка.

- Молодец, все правильно, на сегодня все, - сказал дедушка Равно(=) и все груши положил в корзиночку.

Цифры Великолепной пятерки и вратарь не понимали действия семьи Ракушки, Плюшки и Свистушки, так они звали своих работодателей , когда  оставались одни. Рассказывая где ротик, а где носик, сначала надо съесть груши, а затем уже показывать, где ротик. Видимо, думали они, что ни Ракушка , ни молодая пара не читали Ильфа и Петрова , для нашего случая: утром груши, вечером занятия, а не наоборот. 

Я  обязательно  приду  снова,- сказала Красная Шапочка.

Спасибо  вам  за интересное занятие, но  я  принесла  груши  для вас  и  не  знаю,  сколько в корзиночке груш , т.к собирала их мама в саду ,- сказала Красная Шапочка.   Она выложила все груши на стол и сказала, что их явно больше пяти, а счет  больше пяти она пока  не знает. Поэтому она  попросила дедушку  Равно(=) разделить  груши между всеми ее друзьями:  Плюсом(+), Минусом(-) и игроками  великолепной пятерки , не забыть про вратаря ноль 0  и конечно не забыть про себя. Мама просила, чтобы лучшую  грушу  я дала бы Вам. Она хочет познакомиться с Вами, но стесняется.

-Хорошо,- сказал дедушка Равно(=),- я раздам груши, как ты просила.

Красная Шапочка  сказала всем до свидания и  пошла домой, чтобы перед сном мысленно повторить все действия с цифрами и «галочками» , о которых она сегодня узнала.

А дедушка Равно (=),  Плюс (+) и  Минус (-)  сели за стол и стали есть груши, и  ждать  новых гостей, чтобы показать   замечательные действия с цифрами , которыми славилась страна Математика.

Родители с детьми могут проиграть описанные действия  с кубиками или другими однотипными предметами, а «плюс», «минус», «равно»,  знаки «больше» , «меньше» и   необходимые цифры вырезать из бумаги или картона  и добиться понимания ребенком использования этих  знаков при различных действиях в пределах от 1 до 5.               

С двух лет,  а иногда и раньше, необходимо играть с ребенком в математику, чтобы «шарики» ребенка постоянно  крутились.

И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения   мегазвезды SONY. 

В своей книге он пишет: « Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться        « перекормить» или перевозбудить его, детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию.  Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало , чтобы полноценно развивать малыша. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве».               

Успехов Вам   на длинном и увлекательном пути, а победы  обязательно придут!               


Рецензии