3. Красная Шапочка в стране Математика. Больше
Детей следует учить математике как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и тому, что мы называем интеллектом и, кроме того, математические вычисления- это одна из высших функций человеческого мозга. И пусть ваш ребенок еще не умеет говорить, но мозг его уже работает.
Цифры, как люди, редко, когда равны, даже в команде "Великолепная пятерка и вратарь".
В некотором царстве, в некотором государстве жила неразлучная семья: дедушка Равно(=) и молодая пара Плюс(+) и Минус(-), детей у них не было. А страна, в которой они жили, называлась Математика. Плюс(+) зарабатывал деньги и складывал их , а его жена Минус(-) уменьшала их, а иногда и отнимала , когда очень нужны были деньги. Дедушка Равно(=) старался в этом процессе сложения и уменьшения поддерживать баланс в семье. Они очень любили детей. Основная их работа была играть с детьми и учить различным действиям с цифрами в стране Математика.
Дело было вечером, делать было нечего. Они сидели в избушке за столом и слушали сказки от дедушки Максима, который читал Равно(=). Они знали, что дедушка Максим живет в их стране, но они с ним не встречались.
Но вот дверь отворилась и на пороге появилась Красная Шапочка с корзиночкой в руке.
-Здравствуйте. Я обещала, что буду заходить к вам, вот и заглянула, да не с пустыми руками, я принесла вам груш со своего сада,- сказала Красная Шапочка. Мама очень обрадовалась , что я познакомилась с Вами и стала изучать математику.
- Хочу продолжить занятия по математике, если вы не возражаете.
-Ура!- воскликнула Минус(-),- груши я люблю больше яблок, - и несколько раз подпрыгнула.
Красная Шапочка сразу определила, что она подпрыгнула три 3 раза. Занятия по математике не прошли даром.
Плюс(+) сказал, что груши мы прибавим к яблокам и сложим в одну коробку для хранения до зимы.
-Нет,- сказала Минус(-) ,- я хочу сразу съесть две 2 груши и уменьшить их количество, пока они не испортились.
Дедушка Равно(=) просто промолчал , он знал, что ему следует вмешиваться только тогда, когда Плюс(+) и Минус(-) принят окончательное решение: складывать или отнимать.
Дедушка Равно(=) позвал старых знакомых Красной Шапочки однозначных цифровых друзей- великолепную пятерку и вратаря 1, 2, 3, 4, 5 и 0
Затем он позвал двух странных «галочек» > и < . Галочки были одинаковые , только смотрели в разные стороны. Красная Шапочка вспомнила, что мама , когда она была совсем маленькая, так рисовала ей птичек. Красной Шапочке показалось , что в коробке целая стая этих «галочек».
- Видишь,- сказал дедушка,- у галочек есть носик и ротик. Там где линии сходятся – это носик, а там где расходятся – это ротик. Цифра, которая стоит перед ротиком всегда больше цифры , которая стоит после носика и , наоборот, цифра перед носиком всегда меньше цифры, что стоит после ротика.
Сейчас мы научимся выяснять, кто из великолепной пятерки игроков и вратаря больше по своему значению. Предположим, что цифры в пятерке игроков говорят кто, сколько забил шайб или груш, а может быть яблок в ворота противника. И помни всегда считалку: 1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять, которую ты хорошо знаешь. Вспомним о последующих и предыдущих цифрах. В этой считалке по отношению к любой взятой цифре есть последующие цифры и предыдущие. Возьмем цифру три 3 , по отношению к ней цифры четыре 4 и пять 5 являются последующими, а цифры два 2 и один 1 - предыдущими. По отношению к цифре один 1, цифры два 2, три 3, четыре 4 и пять 5 являются последующими, а цифра ноль 0 - предыдущей. Всегда последующая цифра больше предыдущей- это надо запомнить.
Вратарь ноль 0, он не забивает в ворота противника, поэтому он и есть самая маленькая цифра.
Игрок под номером цифра один ( единица) 1 забил одну 1 шайбу или грушу в ворота противника, поэтому он больше вратаря ноля 0, который не забил ни одной шайбы. В математике это запишется так 1 > 0.
Это значит один 1 больше ноля 0. Один 1 стоит перед ротиком, а ноль 0 после носика, значит , один больше ноля. По отношению к цифре ноль 0, цифра один 1 является последующей, а последующая всегда больше предыдущей.
Несправедливо по игровым правилам , но математически точно. Можно записать наоборот 0 < 1. Это значит ноль 0 меньше единицы, т.к перед носиком стоит 0, а после ротика 1. Ротик всегда больше носика. Надо запомнить: значок ( галочка) > это всегда больше, а значок < это всегда меньше.
Игрок цифра два 2 забил две 2 шайбы или 2 яблока в ворота противника ( 1+1), поэтому он больше одного 1 (1). И стоит цифра 2 после цифры 1. Помните считалку: 1, 2... В математике это запишется так 2 > 1. Это значит цифра два 2 больше цифры единицы 1.
Например, у одного мальчика Пети были две 2 машинки , а другого мальчика Вовы только одна 1 машинка. У кого больше машинок, ясно, что у Пети, т.к у него две 2 машинки, поэтому 2> 1. Можно записать наоборот 1 < 2. Это значит один меньше двух. Цифра один 1 является предыдущей по отношению к цифре два 2, а предыдущая цифра всегда меньше последующей.
У Вовы меньше машинок, чем у Пети. Очевидно, что 2 > 0, т.к. этот игрок два 2 раза забил в ворота противника, а ноль 0 не забил ни одного раза и наоборот 0 < 2.
При каждом неуловимом движении руки дедушки Равно(=) из коробки вылетали «галочки» и садились между цифрами.
Игрок- цифра три 3 забил три 3 шайбы или груши в ворота противника ( 1 +1+1) поэтому он больше двух 2 ( 1+1). В математике это запишется так 3 > 2. Это значит три больше двух.
Например, цифра три 3 показывает, что у Насти 3 куклы ( 1+1+1), а цифра 2 ( 1+1) показывает, что у Даши 2 куклы. Вопрос, у кого больше кукол, ясно, что у Насти. Поэтому 3 > 2.
Это могут быть машинки, яблоки, пирожки, куклы, ежики и любые предметы и живые существа. Стоит цифра 3 после цифры 2. Помните считалку: 1, 2, 3.. Можно записать наоборот 2 < 3. Это значит два меньше трех. И стоит цифра 2 перед цифрой 3. Количественно две куклы всегда меньше количественно трех кукол. Очевидно, что 3 > 1 и 3 > 0 и наоборот 1 < 3 и 0 <3.
Игрок цифра четыре 4 забил четыре 4 шайбы или яблок в ворота противника ( 1 +1+1+1) поэтому он больше трех 3 ( 1+1+1). В математике это запишется так 4 > 3. Цифра 4 стоит после цифры 3. Это значит четыре больше трех. Считалка: 1,2,3,4.. Можно записать наоборот 3 < 4. Это значит три меньше четырех. Очевидно, что 4 > 2; 4 > 1; 4 > 0 и наоборот 2 < 4; 1 < 4; 0 < 4.
Игрок цифра пять 5 забил пять 5 шайб или груш в ворота противника ( 1 +1+1+1+1) поэтому он больше четырех 4 ( 1+1+1+1). В математике это запишется так 5 > 4. Цифра 5 стоит после цифры 4. Считалка: 1, 2, 3, 4, 5. Это значит пять больше четырех . Можно записать наоборот 4 < 5. Это значит четыре меньше пяти. Очевидно, что 5 > 3; 5 > 2; 5 > 1; 5> 0 и наоборот 3 < 5; 2 < 5; 1 < 5; 0 < 5.
Вот и все,- сказал дедушка Равно(=),- ты все поняла, Красная Шапочка.
Я поняла, что лучший игрок в пятерке под цифрой пять 5 и он больше всех забил в ворота шайб, яблок, груш, а все остальные игроки- цифры меньше его, каждый из них меньше забил, чем он, - ответила она,- и стоит он после всех игроков своей команды, поэтому: 5>4, 5>3, 5>2, 5>1, 5>0.
Для закрепления новых понятий давай проанализируем положение в лесу, - сказал дедушка. На поляне леса росло пять 5 дубов, три 3 осины и две 2 березы. Чего росло больше дубов или осин, осин или берез, дубов или берез, выложи это на столе с использованием новых знаков- галочек « больше» > и « меньше» < и цифр из великолепной пятерки.
Красная Шапочка задумалась: дубов росло 5, осин росло 3, что больше? Она вспомнила счет : 1, 2, 3, 4, 5. Цифра пять 5 идет после цифры три 3 значит она больше. 5>3. Дубов больше , чем осин.
Так, осин росло три 3, а берез росло две 2. Что больше три 3 или два 2 ? Цифра 3 идет после цифры 2. 3>2. Осин больше, чем берез.
Дубов росло пять 5, а берез росло две 2. Вспомнила счет: цифра пять 5 идет после цифры два 2. 5>2. Дубов росло больше, чем берез.
- Молодец, правильно,- сказал дедушка Равно(=), – а теперь , скажи, чего меньше росло берез или осин, берез или дубов.
Красная Шапочка поняла, что нужно просто перевернуть «галочку больше» , и поменять цифры местами. Было 3>2, а стало 2<3. Перед носиком стоит цифра, которая меньше, чем цифра, которая стоит перед ротиком. Берез росло меньше , чем осин. Было 5>2, а стало 2<5. Берез росло меньше, чем дубов.
- Правильно,- сказал дедушка , а сейчас вернемся к нашим грушам, давай свою корзиночку с грушами, будем играть теперь в груши. Он вынул несколько груш, положил на одном краю стола и спросил , сколько груш на столе.
Красная Шапочка быстро и без труда ответила,- Три груши. Правильно, положи соответствующую цифру. Она положила рядом с грушами цифру 3. Затем дедушка достал еще несколько груш и положил на другой конец стола. Красная Шапочка быстро ответила ,- две груши, - и положила рядом цифру 2.
-Где больше груш,- спросил дедушка Равно(=). Красная Шапочка ответила, что там, где три 3 груши там их больше.
-Тут я могу съесть 3 груши, а здесь только 2 груши,- сказала Красная Шапочка.
- Теперь покажи математически , что три 3 груши больше двух 2 груш с использованием «галочек», о которых я рассказывал,- сказал дедушка. Красная Шапочка взяла одну из карточек с галочкой , подумала, вспомнила, что где ротик – там больше и положила карточку так, что ротик смотрел на цифру три 3. Получилось 3 >. Затем она взяла цифру 2 и положила ее после носика галочки 3 > 2.
-Три груши больше двух груш , - сказала Красная Шапочка.
- Правильно,- сказал дедушка, - теперь покажи, как будет наоборот, сравни количественно две груши с тремя грушами.
Красная Шапочка положила цифру два 2 , перевернула карточку с галочкой так, чтобы носик упирался в цифру 2. Получилось: 2 <. Затем взяла цифру три 3 и положила ее после галочки, так, чтобы ротик упирался в цифру 3. 2 < 3 Две груши меньше чем три груши.
- Правильно,- сказал дедушка Равно(=),- продолжим. Он достал одну грушу и положил ее там, где было меньше груш. Сравни эти две группы груш и покажи, как это выглядит математически.
Красная Шапочка сразу сказала, что в каждой группе по три груши. Она научилась быстро определять три 3 любых предметов : груш, пирожков, яблок и т.д. В этом случае ей даже не понадобился Плюс(+).
Она задумалась и поняла, что без дедушки Равно(=) ей не обойтись.
- Дедушка Равно(=), встаньте пожалуйста после цифры три 3,- сказала Красная Шапочка.
- Молодец, приятно, что наши занятия не прошли даром, - сказал дедушка Равно(=) и встал после цифры три 3 . Получилось: 3= .
Затем она начала искать другую цифру три 3, но другой цифры 3 на столе не было. Она вопросительно посмотрела на дедушку, но он сказал, чтобы она вспомнила предыдущее занятие: как можно разложить цифру три 3 на простые составляющие и заменить ее.
Красная Шапочка задумалась : начала вспоминать счет: один 1, два 2, три 3. Она вспомнила предыдущее занятие, как она раскладывала цифру три 3. Она поняла , что вместо цифры три 3, можно поставить 1+2. Получилось : 3=1+2.
-Три груши равны трем грушам, - сказала Красная Шапочка.
- Молодец, все правильно, на сегодня все, - сказал дедушка Равно(=) и все груши положил в корзиночку.
Цифры Великолепной пятерки и вратарь не понимали действия семьи Ракушки, Плюшки и Свистушки, так они звали своих работодателей , когда оставались одни. Рассказывая где ротик, а где носик, сначала надо съесть груши, а затем уже показывать, где ротик. Видимо, думали они, что ни Ракушка , ни молодая пара не читали Ильфа и Петрова , для нашего случая: утром груши, вечером занятия, а не наоборот.
Я обязательно приду снова,- сказала Красная Шапочка.
Спасибо вам за интересное занятие, но я принесла груши для вас и не знаю, сколько в корзиночке груш , т.к собирала их мама в саду ,- сказала Красная Шапочка. Она выложила все груши на стол и сказала, что их явно больше пяти, а счет больше пяти она пока не знает. Поэтому она попросила дедушку Равно(=) разделить груши между всеми ее друзьями: Плюсом(+), Минусом(-) и игроками великолепной пятерки , не забыть про вратаря ноль 0 и конечно не забыть про себя. Мама просила, чтобы лучшую грушу я дала бы Вам. Она хочет познакомиться с Вами, но стесняется.
-Хорошо,- сказал дедушка Равно(=),- я раздам груши, как ты просила.
Красная Шапочка сказала всем до свидания и пошла домой, чтобы перед сном мысленно повторить все действия с цифрами и «галочками» , о которых она сегодня узнала.
А дедушка Равно (=), Плюс (+) и Минус (-) сели за стол и стали есть груши, и ждать новых гостей, чтобы показать замечательные действия с цифрами , которыми славилась страна Математика.
Родители с детьми могут проиграть описанные действия с кубиками или другими однотипными предметами, а «плюс», «минус», «равно», знаки «больше» , «меньше» и необходимые цифры вырезать из бумаги или картона и добиться понимания ребенком использования этих знаков при различных действиях в пределах от 1 до 5.
С двух лет, а иногда и раньше, необходимо играть с ребенком в математику, чтобы «шарики» ребенка постоянно крутились.
И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения мегазвезды SONY.
В своей книге он пишет: « Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться « перекормить» или перевозбудить его, детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало , чтобы полноценно развивать малыша. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве».
Успехов Вам на длинном и увлекательном пути, а победы обязательно придут!
Свидетельство о публикации №215110400979