С такой фамилией можно и лучше

В юности Алексей внимательно следил за литературным занятиями матери .
К этому времени он написал множество стихов , вдохновленный фразой Кольриджа :
"поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке ". Уходило прочь славное столетие ,
когда барственная литература безраздельно владела умами и душами. Наступало
время разочарованности и безверия "отпетого и ошарашенного "поколения.Прежние
формы искусства и поэзии встречали с вежливой скукой. С невиданной , жадной
торопливостью начинается поиск новых норм театра , живописи и литературы , который, казалось, открывал безграничные возможности в извечном стремлении постичь человека.

В 1900 году, в Ницце, в возрасте 52 лет умер граф Николай Александрович Толстой.
Отец так и не захотел встретиться с Алексеем ,но не позабыл о нем в своем завещании.
Толстой позднее говорил, что при разделе имущества ,ему выбросили" собачий кусок".
Он получил графский титул и около тридцати тысяч рублей.
В 1901 году Толстой ,закончив реальное училище ,уехал в Петербург.
Там он поступил в технологический институт на механическое отделение.
"В нем еще не проснулся писатель".
Со своей первой женой Юлией Рожанской Толстой познакомился в Самаре.
Летом 1900 года он писал матери :" по утрам мы забирается с Юлией на диван, я с книжкой ,она с вышиванием ,ну ,она не вышивает ,а я не читаю."
Свадьбу сыграли в июле 1902 года . Невеста была беременна ,и в январе 1903 года родила сына Юрия , который воспитывался у Рожанских .
Этот брак оказался недолгим. Молодой человек осуществлял мучительный выбор между
инженерией  и литературой. В 1903 году происходит зарождение петербургской темы в творчестве Толстого."Солнце осветило грязную и мокрую столицу ", "хоть провалился куда-нибудь городишко этот в болото ",-пишет он матери в мае 1903 года. Годы изменили отношение к имперской столице. Накануне отъезда в Москву, Толстой отметил :" Да и вообще Петербург загрустил, заскучал, и словно года у него ушли-не старый, не молодой, а с проседью ".А пока вызревает решение оставить учебу, от которой "болезнь глаз, общее тупоумие и в голове труха".Время зарождения новой культурной эпохи, стало  важнейшим этапом  становления  художественного мировоззрения молодого писателя. В 1904 году он отказывается отнести в редакцию новую повесть матери."Настолько хороши твои детские вещи , настолько плоха "Пыль",-так в письме он объясняет свой поступок. Словно подтверждая правоту молодого человека, издательство
И Д Сытина в следующем году начнет печатать книги для детей А Л Толстой, отказавшись, издать сборник рассказов для взрослых.Из за революционных событий 1905 года, в технологическом  прекратились занятия. Неудача революции вызывала
ощущение обреченности целого поколения, чья судьба определялась "тиранией
гражданственности "и служением общему благу.Уходящий мир , человечество на
краю гибели стали сюжетной основой поэзии символизма.Мимолетная недосказанность декадентской поэзии вызывала суровую отповедь литературных староверов .Чуткий , пророческий взгляд различал очертания страшного обрыва к которому подошла страна.Символ -
это образ, насыщенный переживанием художника.В звуке, краске , слове символ не
только отражает , но и создает действительность.Форма образа неотделима от его
содержания. Важно изучение ритма и стиля античных поэтов, чтобы тысячелетний
опыт не остался ненужным богатством.Тонкая подлинность поэзии обращала
обыденность в миф и легенду.Символизм , пронизанный духом моральной свободы,
знаменовал конец изображающей литературы.
Соблазн личного успеха вдохнул сакральный смысл в бессовестное делячество и карьеризм . Внутренняя свобода художника противопоставлялась утилитарной морали
Отвращение к жизни взрастило сложный, страдающий талант Бодлера. Незрелая, посредственная мысль охотно и ловко использовала новейшие парижские образцы.Следуя моде , случайные люди несли под знаменем символизма окололитературную ерунду.Всякий стремился выделиться из толпы в деле разрушения
радужных иллюзий человечества. И , чем громче , чем более напоказ выставлялись
их причудливая странность, тем ужаснее становилось общее душевное бессилие,
страшное косноязычие и немота .Символизм ,пронизанный духом моральной свободы,
знаменует конец изображающей литературы.
" Я не хочу,
чтобы русское искусство шло впереди толпы самоуийц"-воскликнул молодой Велимир
Хлебников .Отрицание мира рождает идею служения духу."Мир не таков , каким он
должен быть, как постулат духа",- пишет в революционные дни В. Иванов. Несмотря
на происходящий в душах поворот к соборности , индивидуализм становится владыкой мира.Моральный простор индивидуализма вызвал гармоническое созвучие
символического искусства и народного духа.
Весной 1906 года Толстой отправляется за границу.
В Дрездене он знакомится с молодой художницей Софьей Исааковной Дымшиц
Именно ей посвящен первый сборник стихов Толстого "Лирика".
 В ответ на предложение Толстого, Дымшиц обрисовал ему нелепость ситуации :"он
не разведенный муж, она -не разведенная жена".
Желая проверить чувства Толстого ,Дымшиц предложила ему совершить с семьей
заграничную поездку.

Толстой уехал с Рожанской в Италию но уже через месяц вернулся один.
"В 1907 году я встретился с моей теперешней женой и почувствовал что рука об руку с ней можно выйти из потёмок .Любовь есть начало человеческой пути "-писал
Толстой в 1913 году.
В1908 году умер маленький сын Рожанской и Толстого .Алексей получил развод,
но не мог официально оформить новый брак ,так муж Дымшиц ей в разводе отказал.
Молодая пара увлеченно занимается живописью.
Но и здесь Толстого ждет очередное разочарование
Известный художник Бакст сказал Толстому: " Из вас кроме ремесленника ничего не
получится.  Художником вы не будете. Занимайтесь лучше литературой ,а Софья Исааковна пусть учится живописи".
Это укрепило решение Толстого полностью отдаться литературному труду, но все еще пугало необеспеченное будущее.Деньги были истрачены и переистрачены .Это
тяготило и мучило .Журналистика вызывала лишь страх превратиться в грошового
поденщика печатного слова. Гибельной для многих талантов стала обреченность на
постоянное писательство.
Молодой литературный критик Корней Чуковский ,упомянув о немощных стихах Толстого ,заметил, что "ничто не предвещало его блестящего литературного будущего".Однако, Толстой тщательно подготовил свой поход за славой.Он примирился с этим веком, стал спокоен до равнодушия. Счастливое сочетание
высоких духовных стремлений и сугубо практического  подхода к жизни, предопределили решающий поворот в творческой судьбе писателя.Необходима революция языка и метафоры , чтобы вернуть слову природную силу художественного
воздействия.Много понадобилось терпения молодому человеку ,в деле нравственного очищения художественного слова.Казалось, он только суетился, не зная, как взяться за дело. Он долго находился в раздумье, среди торжественной тишины.
Поездка в Париж в1908 году, задуманная как свадебное путешествие ,стала пропуском
молодого писателя в русскую литературу.
В кругу художников. писателей .политиков Толстой принят как крупный и оригинальный талант.
Стихия народной поэзии ,русский фольклор -придавали невероятное своеобразие поэтическом голосу Толстого.Эти дни особенно густы событиями и встречами.Литературный  хоровод окончательно вскружил ему голову.Новое существование на гребне жизни, было наполнено желанием желанием показать себя
с выгодной стороны.Высказать что-то совсем новое, невиданно-неслыханное ,совершенно свое.
Символисты поразили Толстого высокой филологической культурой и глубиной образования.
В Париже с него слетела провинциальная дремота ,словно вздох холодного ветра унес тяжкое заклятье, за край мокрого поля.    Он встречается с Бальмонтом  и Брюсовым Гумилевым и Волошиным ,
обсуждая  планы завоевания русской литературы.
В результате приглашение в" Весы "-своеобразный "диплом на поэта".
Диссонансом прозвучали слова поэтессы Натальи Крандиевской :"с такой фамилией можно и лучше".   Его колыбелью был "серебряный век ". Позднее К Чуковский отметит:
"этот новичок, начинающий автор, имел оказывается у себя за плечами десять лет упорного труда ". Толстой жадно впитывает атмосферу литературного  Парижа, но мысли его о России . В статье " О нации ,и о литературе "молодой поэт пишет  :"язык -душа нации, потерял свою метафоричность, сделался газетным , без цвета и запаха . Его нужно воссоздать таким ,чтобы в каждом слове была поэма".
Умение красиво жить ,в окружении талантливых людей, сблизило Толстого с М Волошиным ." Знаете ,вы очень редкий и интересный человек ,вы наверное должны быть последним в литературе ,носящим старые традиции дворянских гнезд . Вы можете написать большой цикл рассказов и повестей о деревенском быте . Только не спешите, нужно выработать свой стиль".
Мотив вымирания целого сословия русских помещиков стал художеств ной находкой
талантливого литератора  .Настоящая слава приходит к писателю после публикации
книги прозы "Заволжье ".
Но литературные недруги увидели в повести Толстого пасквиль на дворянство.
"Перед нами профессиональное клеветничество ,потрафляющее интересам рынка и толпы.
Позднее  Бунин напишет о Толстом :" с самого начала своего писательства проявил он великое умение ,поставлять на литературный рынок ,только то ,что шло на нем ходко , в зависимости от тех или иных меняющийся вкусов и обстоятельств ".
Но читающая Россия уже вынесла свой приговор .  Толстой самый видный из молодых беллетристов. Он уже настолько на  примете, что даже неудачи его интересны .  Упрочилось и материальное положение писателя .Издательство "Шиповник ",за право печатания его произведений, выплачивает ежемесячно 250 рублей.
Этот первый договор ,заключенный Толстым, окончательно определяет его литературную судьбу . В 1910- 1911 годах выходят его книги "Сорочьи сказки и "За синими реками" вызвавшие  шквал положительных рецензий.
На молодого художника обратил внимание М Горький :"Толстой обещает стать большим ,первостатейным писателем".
Толстой пробует свои силы в драматургии- в 1913 году в Малом театре состоялся
дебют его пьесы " Насильники".
Но вот отклик близкого человека :"боюсь ,что Алешка ,хоть и граф ,и Толстой -писателем настоящим никогда не будет ,несмотря на несомненный талант .Чего то нет в этом степке-растрепке ".Много надо было терпения молодому человеку, что бы преодолеть трудности творческого восхождения. Растворившись в народной
стихии, личность художника переживает свое преображение. Казалось, жизненная
буря выплескивает действительность за рамки художественного полотна.
Созерцательность , торжественность тишины, становятся главным условием
художественных изысканий. Как опытный охотник, подстерегающий дичь, писатель
кропотливо создает яркую картину действительности среди путаницы и
бестолковщины .

Знакомство с крупнейшими писателями эпохи ,участие в громких скандала,  зависть и слава - с этим писатель встретил свое тридцатилетие .
Начинается охлаждение личных отношений Толстого и Дымшиц .Писатель ,стоящий на грани разрыва с женой ,флиртует с поэтессой Натальей Крандиевской ,которая была замужней дамой ,имеющей сына.
Летом 1914 года происходит окончательно разрыв в отношениях с Дымшиц .Поводом стала влюбленность писателя в юную балерина Маргариту каналов
"Маргарита -это не человек ,цветок  ,лунное наваждение ,а ведь я то живой  и как все это уложить в форму брака ,мне до сих пор не ясно.
Но Маргарита вовсе и не собиралась замуж . О том ,как разрешилась ситуация Толстой напишет так :" война и женитьба на Наталье Васильевне  Крандиевской были
рубежом моей жизни и творчества  .Моя жена дала мне знание русской женщины."
Побывав на фронтах ,увидев сожженные  села и разрушенные города ,Толстой не пишет правды об ужасе войны , он подчиняет свой талант общественной необходимости .Его патриотические  статьи печатают "Русские ведомости".
"Мы даже не знали любим ли мы нашу страну ,или так ,проживает в ней только .Война
пробудила величайшее понятие ,таинственное по страшному могуществу своему, слово
отчество " .Завистники говорили ,что Толстой продолжает" доить "войну ,а писатель от изображения русского дворянства переходит к осмыслению причин бессилия русского народа  . "Я увидел подлинную жизнь ,я принял в ней участие ,содрав с себя ,застегнутый наглухо ,черный сюртук символистов ,я увидел русский народ ". Соединение мира образов с миром людей свидетельствовало о творческой мощи Толстого.


Рецензии
Ваш заголовок вместил в себя суть произведения. Он интригует, побуждая к чтению. Было любопытно, спасибо.

Татьяна Никитина 7   28.07.2016 23:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте , Татьяна.Благодарю Вас за отклик.С уважением.

Александр Евгеньевич Закатов   29.07.2016 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.