Четвертое измерение Глеба Сопина

Предисловие

Случайно нашла эту свою статью для газеты "Вологодские новости."(Кстати не помню совсем, вышла ли она в свет).Написать о книге вологодского юноши Глеба Сопина меня попросила его мать - журналист Татьяна Петровна Сопина, жена поэта Михаила Сопина. Для меня это было очень волнующим и важным событием - знакомство с миром Глеба и работа над статьей. 

СОВСЕМ НЕМНОГО О СМЕРТИ

О необычном хочется и написать необычно, поэтому, прочитав сама, первым делом
я дала яркую, красивую книгу Глеба Сопина "Четвертое измерение" своей хорошей
знакомой - умной 19-летней девушке, ровеснице автора. Решила: мыслит она
нестандартно, круг интересов сходный, музыку слушает такую же, значит,
наверняка выскажет какую-нибудь свежую идею. Любопытно, что заинтересует ее в
первую очередь? Но юная читательница меня разочаровала, вернула книгу со
словами: "Это здорово, но я не могу ее читать, рыдаю над каждой строкой".
- Ты, дорогая, не права, - сказала я. - Эта книга - не памятник на могиле. Она создана не для того, чтобы читатели утирали слезы. Да и больше слез, чем
пролили его родители, не прольешь. Послушай, что говорят на эту тему мудрые
люди:
"Глеб не любил печали. Не будем печалиться и мы" (Михаил Николаевич Сопин,
отец Глеба);

"Смерти нет - это всем известно,
Повторять это стало пресно,
А что есть - пусть расскажут мне".
(Анна Ахматова).

И еще я слышала такое: "Не спрашивайте Бога: "За что?", спрашивайте: "Для
чего?". И ищите ответ".
Глеб "ушел", чтобы спустя тринадцать лет вернуться, и мы должны этому
радоваться.

ЛЕГЕНДА «КЛАРЫ»

Чем интересны города в первую очередь? Легендарными местами, связанными с
конкретными людьми. По крайней мере, я так думаю. Что такое Петушки без
Вениамина Ерофеева? Захолустье. А Тамань без Лермонтова? Местечко на любителя, честно говоря.
Чем больше город, тем больше легендарных мест. Двор на Большом Каретном скучен и пуст, бронированные двери подъездов и единственное дерево не располагают к поэтическому вдохновению. Но над ним витают легенды. В нем частичка души Высоцкого и его друзей. Поэтому кто про него не знает?

Я рада, что Глеб Сопин принес нам легенду "Клары", улицы имени Клары Цеткин,
одушевил ее, расцветил, населил веселыми героями, один из которых он сам.
"Клара" - это "наши желтые дома, и больница, и лавочка", "двор между двумя
желтыми домами - № 31 и 35".
"Мимо мастерских, мимо колонки, дальше - через проход мимо сараюшек, зайду в
третий подъезд, поднимусь на второй этаж и позвоню в 7-ю квартиру". "Счастье на "Кларе" - "это когда у нас дома горит "маленький свет", дверь на кухню
приоткрыта, и там химичит мама. Папа сидит на зеленом стуле, между круглым
столом и пианино, поджав ноги, и смотрит телевизор. А мы с Петькой сидим за
круглым столом…" Или: "На улице темно и снежно. Представь, что ты стоишь между вторым и третьим подъездами 31-го дома, и палочкой чертишь иероглифы на снегу…"
Но настоящая "Клара" не благостна и не тиха, а "блажнорота", потому что
представлена многочисленными персоналиями: Гоша-качок, Чанай, Лап-меломан,
Бизон оголтелый и многие другие. Эта "Клара" слушает Шевчука и Гребенщикова,
читает книги, ходит на тренировки. И самое уникальное для обычного, хоть и
дружного двора - она знает про триунэсов. Конечно, она классная, эта "младшая
Клара", хотя и "кривоногая", "волосатая, длинноногая", "коротколапая, толстая, тощая, рогатая". И теперь я всегда буду вспоминать ее, проходя по улице Благовещенской в районе школы № 10. Для меня она навсегда теперь - "Клара".

ТРИУНЭСЫ

 "Блажен, кто смолоду был молод", а кто сохранил в себе частицу своего
молодого задора до старости - блаженнее втрое. Впрочем, об этом Н.В. Гоголь
давно уже все сказал. Но как здорово быть, наверное, Милном и придумать
Винни-Пуха или Линдгрен и привести в мир Карлсона, или Кэроллом, или Толкиеном, или… Глебом Сопиным и его братом Петей. Не каждому глазу откроется причудливый параллельный мир, кем бы он ни был населен: хоббитами, Чеширскими котами или рыжими Пеппи. Для этого надо обладать особой зоркостью, редкой добротой, талантом искренности. Триунэсы - тип забавных паучков - весьма шкодливы, "иметь с ними дело - сплошной кошмар". Они носят простые и веселые имена: Красная и Желтая Шестеренки, Шарыга, Клеточка, Полосочка, Косая и Прямая Стрелы. Они докучают остальным жителям планеты Филамбда, но несмотря на бесконечные их стычки с бельчинцами и собачариками, "в этой стране никто никогда не умирает".

Убийство здесь дикость такая же, как "для нас сейчас, где-нибудь посреди
Москвы, среди белого дня, четвертование или колесование". Книга Глеба Сопина -это не "Бригада". В приключениях и даже пакостях триунэсов нет и намека на
насилие и жестокость. Здесь царят доброта и юмор.

Читателям от 7 до 17 лет наверняка будут близки десятки комиксов, посвященных
приключениям неугомонных триунэсов, которые пиратствуют на море и несутся на
самолете, улетают на другую планету и без конца проказничают, проказничают,
проказничают, навевая воспоминания о "младшей Кларе". Удивляет упорство, с
каким Глеб работал над этими комиксами. Он сделал более полутора тысяч
рисунков! Мечтал выпустить книгу, и вот она наконец вышла.

"КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА"

"Кто не знает тяжести сапог, тот не знает прелести гражданки". Тебе, призывник 2003, 2004, 2005… годов, необходимо познакомиться с суровым опытом младшего сержанта Глеба Сопина. Кроме собрания бесценного курсантского юмора ("Учи Устав и будь прилежен, и знай, что дембель неизбежен"), ты увидишь живые картинки работы и отдыха обычного рядового: "…Распорядок у нас примитивный: подъем, всякие зарядки, умывания, заправка постелей, везде строем, даже в очко". Бывают и праздники: "Нашему взводу был наряд на скотоферму… Я …умудрился попасть в пастухи. И теперь целый день валяюсь с голым пузом… Я один на свободе. Коровы нажрались и улеглись спать…" "Вчера бегали на "физо" в лес. Но сержантам было неохота бегать с нами, и они отпустили нас в лес собирать грибы". Конечно, не
обходится без испытаний: "Сегодня, прикинь, бегали со всей амуницией, включая
автоматы, по окрестностям, километров десять, под солнцем".
Настоящий солдат готов поделиться информацией с теми, кто пороха не нюхал,
поэтому так много советов друзьям: "Я не ценил на гражданке то, что ты сейчас
имеешь. Например, поспать после обеда, гулять целый день, сходить на тренировку и получить свою долю фингалов… Шурик, цени! Пока на свободе!" "Не советую (и искренне не желаю), чтобы кто-то попался так же, как я". Нет, не все плохо.

"Год прошуршал", и становится легче. И рисунки в письмах к друзьям и родным
уморительно смешны, и возникают светлые мысли о новой жизни на "гражданке":
экзамены в ЛГУ, встречи с любимой девушкой Ленкой. А можно выучиться на
киномеханика и в клубе показывать новые фильмы, а можно жарить в киноаппаратной оладьи (правда, это строго воспрещается, "но где наша не пропадала!"). И даже начать учить английский… "А там совсем немного осталось. В общем: "Если в кране есть вода, на погонах лычки - все остальное ерунда, семечки для птички".

Увы, оказалось - не ерунда. Домой Глеб из армии не вернулся. Наверное,
выполнил задание сполна, как в песне Игоря Талькова о поэтах:

Они уходят, выполнив заданье,
Их призывают Высшие Миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.

Зато ты, читатель-призывник, запомни: "Дембель неизбежен, как крах
капитализма, как восход солнца, как смерть".

"ДАЕШЬ ЛЮБОВЬ, ДОЛОЙ ВОЙНУ!"

Сочинения и дневники Глеба Сопина я не хочу никак комментировать. Просто
прочитала там свои выстраданные мысли, подумала: "Эх, встретиться бы с этим
мальчиком и поговорить", потом оборвала себя: "Ах, он же…". Потом снова стала
перечитывать особо близкие места:
"Почему я не кусаюсь? Боюсь, это уже моя платформа, мои убеждения".
"Почему люди такие жестокие? Разве не проще жить со всеми в мире, ни с кем не
ссорясь? Неужели кому-то доставляет удовольствие унижать другого? Я не понимаю,
что мешает людям быть добрее…"
"Когда рождается человек, он нежен, слаб, но у него большое будущее. К
старости человек черствеет, и он обречен. Смерть рядом".
"Почему я не кусаюсь? Я понял. Просто я не могу ударить человека. Я не могу
намеренно причинить ему боль, потому что сразу представляю себя на его месте".
"…Но пока бьются несчастные Есенины с толпой и, выигрывая одну ступеньку при
попытке расшевелить эту толпу, проигрывают жизнь. А что начинается потом! Когда убили - расхваливают на все лады, издают миллионными тиражами. Цитируют где надо и где не надо. И кто? Да те же, кто вчера, стоя в толпе и боясь, морально убили его".

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

О чем же и о ком эта книга? Для меня, в первую очередь, о Глебе, его родителях и друзьях, хотя две трети ее рассказывают о приключениях триунэсов, но триунэсы - это тоже автор. "В своей сказке Глеб и есть Красная Шестеренка", - подтверждает Татьяна Петровна Сопина, корреспондент нашей газеты, мать Глеба. Вообще о семье - особый разговор. Только в атмосфере любви, взаимопонимания, творчества вызревают такие удивительные отношения между родителями и детьми, какие были в семье Сопиных.

 Молодым мамам и папам полезно почитать рассказ о детстве Глеба и его брата, посмотреть фотографии, на которых запечатлены уличные бои триунэсов, и подумать над тем, как сделать детство своего ребенка
одухотворенным и запоминающимся.

НЕОБЫЧНАЯ СУДЬБА

Эта книга создавалась 13 лет. Через какие тернии пришлось прошагать Татьяне
Петровне, чтобы "Четвертое измерение", наконец, увидело свет, может рассказать только она сама. Вологда, Пермь, Самара, Москва - вехи этого большого пути.
Издатель, поэт, член Союза писателей Москвы и Союза Российских писателей Э.
Ракитская, которая и помогла осуществить выпуск этой книги, оценила ее так:
"Она является высокохудожественным, оригинальнейшим произведением (вернее,
сборником произведений) очень популярного ныне жанра - комиксов для детей и
подростков. Однако в отличие от других книг этого жанра "Четвертое измерение" -это русские комиксы, созданные в русской традиции, без всякого влияния
наводнивших наш книжный рынок и зачастую чуждых русскому читателю героев и тем.

Несмотря на то, что основные персонажи Глеба живут на далекой планете, они
имеют русские характеры, легко узнаваемы и вызывают бурю эмоций у читателя…
Книга Глеба Сопина - это россыпи остроумия, кладезь доброты. Она отличается
прекрасным вкусом, с огромным интересом читается и рассматривается не только
детьми, но и взрослыми. Думаю, что распространение этой книги в Вологде имеет
не просто эстетическое, но и воспитательное значение


Рецензии