К дискуссии Допустим ли мат в литературе?

    Как-то раз на литературном портале «!?!» развернулась во всю ширь дискуссия на тему, вынесенную в заголовок. Мнений было много, и были они самые разные. Но все ужасно серьезные. Семен Г. читал все подряд и помалкивал. До поры до времени. А потом вздумал повеселить дискутантов.

    «Семен Г. терпел, сколько мог. Но сдерживаться далее — серьезно вредить собственному здоровью. Включаюсь (одноразово) в дискуссию в свойственной мне лаконичной манере.
    ПОЛАГАЮ, ЧТО МАТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДОПУСТИМ, А В ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НЕ ДОПУСТИМ.
    Аргументы (и факты).
    Я автор более чем 30 «технических» статей и соавтор двух монографий того же сорта. Да еще 9 книг шахматной тематики (в том числе знаменитого учебника). И во всем этом словарном богатстве ни одного матерного слова! (Попутно: порадовался шахматным терминам, мелькавшим в глубокоуважаемой дискуссии. Как специалист этого дела (шахмат), добавлю еще несколько малоизвестных «матюков»: «детский мат», «дурацкий мат», «правильный мат», «экономный мат», «мат Диларам», «мат Анастазии»... Авось кому-то пригодятся.)
    С «техникой» все. Теперь о литературе «ху».
    Все (извините — многие) читали Эдичку Лимонова, Венечку Ерофеева и др. (В порядке рекламы родного города упомяну еще одного «матерщинника» — харьковчанина Сергея Жадана («Депеш мод»). Эти «гроссы и мастера», на мой притязательный литературный вкус, матом (как инструментом) оперируют очень умело, и этот самый мат своеобразно украшает их произведения.
    А вот когда я (писатель 5-й категории) измышляю свои юмористические опусы, то бранных слов легко избегаю. Поучительный пример из стихотворения о средней школе:

    Смеркалось... Педсовет в трудах (на ниве балла),
    а Сенька Г. — мой друг — с ухмылкой каннибала
    на парте вырезает: «четверть — заеДала».

    И последнее. Уже пару лет хочу, но не решаюсь разместить на авторской странице нижеследующие «признания». А тут «случай бог изобретатель» помог. Вот почитаю отклики и определюсь...

    Признания (в традициях Баркова)

_______________ Онегин, я скрывать не стану —
_______________ Безумно я люблю Татьяну.
_______________ (Из либретто оперы «Евгений О.»)

_______________ Сомненья нет: увы! Евгений
_______________ В Татьяну, как дитя, влюблен.
_______________ (Александр П., «Евгений О.»)

_______________ Ты самка, Варвара. [...]
_______________ К любовнику уходишь от меня. [...]
_______________ Ты похоти предаться хочешь с ним.
_______________ (Илья И., Евгений П., «Золотой теленок»)

_______________ От необузданной той страсти
_______________ Пойдут и горе, и напасти.
_______________ (Иван Б., «Лука М.»)

    — Варвара, я скрывать не стану:
    Уже три дня в обед даю Демьяну.
    — Я, самка, тоже падка на обнову:
    Уж месяц как лижу Птибурдукову».

    И отклики таки последовали.

    Дмитрий К. (25.04.2014):
    «А мат Анастазии я бы послушал...
    И, Семен, удивлен недопустимости мата в технической литературе. Какой ресурс ждет еще своего часа!»

    Семен Г. (25.04.2014):
    «Я ведь обещал «одноразово», и не хотел бы уводить глубокоуважаемую дискуссию в сторону. Но, как бывший доцент, не могу оставить вопрос без ответа. Ну, слушайте...
    Цитирую по своему «знаменитому учебнику»: «Матом Анастазии называют матовую ситуацию, подобную той, которая возникла в решении такой задачи:
    Белые: Крf5, Фc3, Лc8, Кe5, пf3; Черные: Крd5, Фe2, Лa4, пd6.
    Решение: 1. Фc5 d6:c5 2. Лd8++.
    На практике мат Анастазии иногда возникает при такой матовой конструкции:
Белые: Лh1, Кe7; Черные: Крh8, пg7».
    Но это многим скучно.
    А интереснее этим многим будет узнать о том, что Иоганн Якоб Вильгельм Гейнзе (Хейнзе), известный некоторым своей «Бурей и натиском», в весьма уже далеком 1803 году написал роман «АнастаЗия и шахматная игра» — по сути, шахматный учебник!
    Относясь к своей героине с большой симпатией (а то нет!), автор назвал одну из матовых ситуаций именем девушки. Это уникальное произведение (соединившее «техн.» и «худ.» литературы) не содержит бранных слов, а немецкое «matt!» там встречается многократно. Такие дела...»

    На сегодня, я полагаю, мата достаточно?


Рецензии