Магия искусства

          
   Август, суббота, утро, ожидание встречи...
Иду "Триумфальным путем". Елисейские поля, Триумфальная арка, вот двор, конная статуя Людовика четырнадцатого и сам Лувр. Сколько эпох, стилей пережил этот архитектурный шедевр на своем двенадцативековом пути! Филиппы, Карлы, Людовики, Наполеоны и Миттеран в этом длинном списке строителей, перестроителей, которые останутся на долгие века в памяти человеческой. Вечная история, непрерывное течение времени, событий и люди, которые приходили и уходили, оставляли свой след. Следы разные, следы славы и следы кровавые, герои и мелкие души. Легкое волнение, ощущение действия великого, прошедшего времени. Но, что это!? Стеклянные пирамиды! Что-то тормозит твои ощущения, кажется, что ты сейчас с размаха, на всей скорости двенадцативекового полета памяти, врезаешься в грубую современность. Как так может быть!? Среди этого Ренессанса, Барокко и вдруг... Происходит сшибка, слом, это другая история и в тебе что-то переворачивается, как песочные часы. Постепенно приходит понимание. Теперь память уносит тебя еще дальше. Древняя Гиза, пирамиды Хеопса, великий Сфинкс. Новые ощущения, прохожу внутрь этого стекла... Понимаю грандиозность замысла архитектора, того американского китайца, он соединил время, подчеркнул величие двух величайших сооружений, этих чудес света. Он не только соединил, он заставил действовать на психику человека того великого и таинственного.
   Я в пирамиде. Внешний мир, с его суетой, шумом, остался там за стеклом. Здесь царит атмосфера пирамиды, она работает. Теперь ты плывешь в этом потоке, в каком-то водовороте, много воздуха, много света. Ты сливаешься, становишься единой массой со всем, опускаешься все ниже. Проходят несколько секунд, может минут и этот путь вниз растягивается, пространство, и время сдвигаются, и, вот картины памяти сменяют одна другую. Ты снова несешся в машине времени, все мелькает и трудно фиксировать свой взгляд на чем-то одном. Фараоны, колесницы, огромные каменные блоки, воды Нила, парусники, пиктограммы, сфинксы, жуки скарабеи и птицы ибисы. Все тут, твоя память мчит тебя по лестнице истории вниз. Магия пирамиды.
   Переходы, много людей. Разный цвет кожи, одежды и языки. Ты все еще под воздействием пирамиды, но понимаешь, что сменилась эпоха и время другое. Вавилонская башня после падения... Все говорят на разных языках, они разбредутся по всему свету. Я снова рисую картины...
   Медленно, из зала в зал, почти бесшумно по паркету, движутся люди. Они останавливаются, рассматривают картины, статуи, переговариваются. Редко увидишь одного посетителя, чаще группы, реже пары, я один. Вхожу в очередной зал, она смотрит на меня с противоположной стены, следит за мной. Я чувствую ее взгляд, он, как магнит и если ты попал в поле ее зрения, то тебе уже не уйти... Влекомый магнетической силой ее взгляда приближаюсь. Все ближе, ближе, поле энергии сгущается, вязнешь, влипаешь в него. Воля парализуется и ты полностью во власти ее. Теперь ты раб, тебя изучают, тебя рассматривают. Поле вокруг тебя мерцает, флюиды магической энергии заставляют тебя то слегка приближаться, то удаляться, то влево, теперь перемещаешься вправо. Совсем близко у деревянного барьера, эта та запретная грань, которая отделяет тебя от безрассудства... Легкая улыбка на ее устах сменяется насмешкой, чувствуешь себя обнаженным, она издевается, манит и отталкивает. Что-то происходит с тобой и твоей душой, чувствуешь, что душа покинула тебя, она отделилась и теперь говорит с этой госпажой. Тело безвольное крутится волчком. О! Эта дама успевает делать два дела, она ведет беседу с твоей душой и держит твое тело в полном внимании. Тело умоляет и вот насытившаяся душа пытается войти в тело. Она переполнена эмоциями, она разбухла и не входит, теперь она наполняет все; мозг, тело, сердце, она втискивается в каждую клеточку, но ее все еще много... Душа стекает, выплескивается. Слезы и смех, улыбающееся лицо искажается плачем. Это - экстаз! Она доводит тебя до последней точки и отпускает, медленно отступаешь, выпадаешь из поля ее чар.
   Утро, воскресение, не хочется вставать. Чувство легкой эйфории. Силишься вспомнить, как добрался до отеля, комнаты, постели. Тщетно. Впадаешь в забытье, медленно возвращается памятью пережитое. Прислушиваюсь. Кто-то говорит со мной. Понимаю, говорит моя душа.
   -Прости, так получилось... Не могла я удержаться. Ты же сам понимаешь. Она меня увлекла, вытянула, заставила. Это была ее воля, я не могла ей не подчиниться.
   -Я понимаю, я не сержусь. Я и сам был хорош... Полное безволие, вертелся, как безумный.
   -Ты знаешь, если ты меня и не простишь за эту выходку, то я все равно не буду жалеть.
   -Почему!?
   -Ты пойми, я была с ней и она поведала мне свои тайны. Я не могу их тебе сейчас рассказать, так как нет таких слов... Это все на подсознательном уровне, вряд ли будет тебе это понятно.
   -А ты все-таки постарайся, я пойму!
   -Я предупредила тебя... Я знаю, что потом ты будешь всегда мучим, сжигаем вопросами. Ты будешь стремиться понять ее тайну, но до конца ты ее никогда не сможешь понять! Великий Леонардо вложил в нее нечто, что живет в ней и приростает, приростает эмоциями людскими, прирастает тем, что дают ей приходящие к ней. Она берет и тем становится могущественнее, ее чары доводят людей до исступления, экстаза. Она стала Великой, Она, Мона Лиза Джоконда!
   -Хватит, хватит! Я понимаю тебя и прощаю! Мой голос был тихим, переживания вновь накатились волной, как вчера, там, я снова почувствовал ее чары.
Я понимал только одно, что есть магия искусства и мне было этого вполне достаточно, я был счастлив. Пусть, сильные переживания, пусть останется непонятое, но в этом есть своя прелесть, прелесть того, что всегда можно вернуться. Вернуться к чуду.
  ...на то место приходят другие, дай Бог им испытать то, что испытал я...


Рецензии
Николай, браво! Джоконда... завораживающая, магнетически притягивающая... волнующая... на все времена... И трудно себе представить, что может случиться невероятное, о чём предупреждает Рэй Брэдбери в рассказе "Улыбка"(я об этом писала под таким же заголовком). Да, фантазия, да, кажется невозможным, не хочется верить в страшный конец, но ... Тревожно за внуков, которые только начали свой путь. Будем, однако, верить в победу здравого смысла, несмотря на...
Вдохновения Вам, Николай, лёгкого пера и благодарных читателей.

P.S. Прошу прощения, Николай, за то, что, не зная Вашего отчества, обращаюсь к
Вам по имени. Представьтесь, пожалуйста. С большой долей вероятности смею
предположить, что сейчас Вы улыбаетесь. Я права?

Магда Кешишева   13.03.2024 20:05     Заявить о нарушении
Доброго времени, Магда! Да, я улыбнулся. Спасибо, поднялось настроение! А отчество мое - Владимирович. Но, это совсем необязательно, мы же друзья! Улыбнитесь и вы! Хорошего дня, настроения. Николай.

Николай Малых   14.03.2024 13:39   Заявить о нарушении
кстати, у Брэдбери непростительная для него ошибка: Мона написана на тополевой доске.

Нина Тур   28.03.2024 15:32   Заявить о нарушении
Спасибо за справку. Рад знакомству.
С уважением, Николай.

Николай Малых   29.03.2024 00:02   Заявить о нарушении