Серьёзно?

90+ или ИМХО-хо...


Со временем литературные творения начинают тяготеть к неопределённости жанра. И не только потому, что их авторы производят намеренное смешение, тем подражая жизни, но и оттого, что эпохи меняют контекст нашего восприятия даже давних произведений. Участь сия не минует и сакральные тексты.
Возьмём Библию, включающую в себя, кажется, чуть не все знакомые нам жанры, кроме разве комедии.  Но последнее способно породить сомнение: неужели Господь лишён чувства юмора? В таком случае Его могущество ограничено, что невозможно по определению.
Значит, мы просто не разглядели в своде текстов Книги божественного юмора…

Попытки распознать Его смех предпринимались давно. Результат самой известной из них способен обескуражить: Данте счёл комедией… ад с его девятью кругами! Может быть, потому, что заслуженно поместил туда мучиться немало современников? Не правда ли, это – смешно? Нет? Выходит, и представления о смешном меняются с эпохами.
Кстати, если вы верите в ад, причём, в дантов, построенный по тогдашним канонам, то знайте, что в его пятый круг, на самое дно стиксова болота, попадают и за грусть и уныние. Так что лучше смейтесь. Здесь. Кто знает, что ждёт после…

Лучше обратимся к другой истории, юмор которой позволяет воспринять наша эпоха.

Эту фразу помнит почти любой: «Авра(х)ам родил Иц(х)аака…» В чём причина её противоестественности?
Само имя отпрыска авраамова -- будущего отца Иакова, в свою очередь давшего начало коленам израилевым, из которых, как считают их ненавистники, самым многочисленным оказалось колено Гадово…, -- имя Исаака – означает: «смех». Рассмеялась мать его, Сарра, которой шёл 90-ый год, когда подслушала разговор Бога со своим столетним мужем о том, что через год родит сына. Было у женщины чувство юмора. А вы бы приняли такое всерьёз? Нет? Вот и она не приняла. Поэтому Исаака пришлось рожать Аврааму. Человеку без чувства юмора. Такое наказание Господне. Так что хотя бы рождайте смех (Исхаака или Ха-ха-ха) в ответ на предсказания, когда вам ничего иного не остаётся.      

Кто-то слишком серьёзный не поверит и гневно фыркнет: «Фигура речи! Как можно шутить такими вещами!»
Пусть послушает дальше.

Исаак, достигнув пубертатного периода, явно принялся испытывать терпение папы, перевалившего во второе столетие. Дошло до того, что Авраам решил: «в моём возрасте ни к чему столь волнительные вещи, лучше верну этот Божий дар», и повёл своё наказание Господне собирать дрова для жертвенного костра, дабы отправить назад на небо.
«О времена! О нравы!» – воскликнет в ужасе современный педагог, который с Исааком не встречался, а если б встретился, то может и промолчал, как минимум.
Узнав о замысле Авраама, Господь указал место на горе, надеясь, что пока тот добирается в столь неблизкий край, глядишь, передумает. Но не иначе, как уж слишком достал отца Исаак, поэтому Богу, оказавшемуся человечнее, пришлось выкупить его, связанного, за барашка.
Данные события произвели на подростка неизгладимое впечатление. Больше в Писании нет свидетельств хоть какого-либо его своеволия. Так что дедовские методы иногда стоят всех успехов нашей педагогики. Не говоря уже о последнем слове в этом вопросе Создателя. 
Понятно, что злопыхатели Господни скажут: Он предпочёл оставить своенравное чадо в качестве наказания Авраама, откупившись барашком, чтобы не возиться с мальчишкой самому. Но на то они и злопыхатели. Тем более что, как дальше увидим, Авраам ничего не забыл и не простил…

Сделаем небольшое отступление, которое не уведёт нас от темы: юмора Всевышнего.
Во-первых, Бог пошутил, отдав эквивалент упрямого и недалёкого парнишки – барана.
Во-вторых, по мнению учёных, от времён Авраама до появления денег оставалось более тысячи лет. Однако шутки Господа здесь не кончились, и Авраам покупает пещеру Махпела для погребения Сарры, заодно прикупив и поле (вместе дешевле), за 400 серебряных шекелей.   
Кстати, откуда деньги, по тем временам огромные, но не обременившие Авраама?
От предоставления Сарры (единокровной сестры и жены) в лизинг, как выразились бы теперь.
Удачной сделкой оказалось предложение её для утех фараону египетскому.
И имел за то ея истинный супруг и одновременно брат «крупный и мелкий скот, ослов, рабов и рабынь, лошаков и верблюдов». И скота было столько, что Авраам поделился с племянником Лотом, но пришлось им разделиться, отправившись пасти добычу в разные земли. Бо не помещалась. Такое скотство…
В чём тут юмор? Всевидящий не только не помешал сей торговой операции, но и обеспечил отход с имуществом, попугав фараона. Так что не надо говорить, что любое большое состояние нажито не законно. Когда ваша «крыша» всех круче и выше, она и устанавливает законы игры.
А юмор для нас здесь в другом: Сарре, соблазнившей фараона, было за 70… Нет, встречаются, конечно, и, так сказать, любители антиквариата, не исключено, что правитель Египта уже плохо видел и соображал, а за взятку его евнухи красочно описали жену Авраама…

Лет через двадцать с лишком, проезжая через город Герар и, видимо, потратившись, Авраам повторил этот трюк. Сарру, которой уже было 89, он вновь выдал за сестру (каковой она тоже являлась), пристроив местному царьку Авимелеху в жёны, и вновь Бог явился к тому во сне и сказал, что убьёт царя: ибо взял в жены женщину, которая имеет мужа. Царю Герара пришлось откупаться. Он дал Аврааму много рабов, скота, тысячу шекелей серебра и вернул жену нетронутой. В последнее особенно верится. Однако, если б не божественное вмешательство, мы бы задумались, что за характер у Сарры, посмеявшейся над словами Бога, от коей супруг рад при случае избавиться, и от которой откупается уже второй царь… 

В последней истории  есть странная подробность, и она никак не разъясняется. Вот что говорится: Тогда царь Герара дал Аврааму много рабов, скота и тысячу шекелей серебра, возвратил ему жену и оправдал её перед всеми, а также позволил свободно жить на его земле. Авраам помолился Господу, и Бог вернул роду Герара способность рождать детей (Быт. 20)!

Объяснить эту странность представляется возможным следующим образом. Похоже, отпустив Сарру, платить царь не захотел, справедливо чувствуя себя жертвой мошенничества, и пришлось опять просить в отношении его о «Высшей мере»...

Нужно заметить, что шуточки в те времена были весьма специфическими. Может, и не так был неправ Данте, назвав своё произведение «комедией»? Тем более, что наш Авраам, оправдывая звание «отца народов или отца множества племён», продолжил размножение их с новой женой и наложницами после смерти Сарры на протяжении ещё 48 лет аж до своих 175-ти… 
В этот период он специализировался исключительно на производстве разных арабских племён.
Наконец, посчитав, что достаточно создал врагов потомкам Исаака, Авраам сделал последний сильный ход, оставив тому всё и отослав с подарками детей от наложниц. Таким образом, остальные дети, включая старшего Измаила, были полностью обойдены. К чему это должно было привести в дальнейшем, думаю, объяснять не надо.
Исполнив, что хотел (Господь? Да Бог с вами!), Авраам, пресыщенный жизнью, был погребён Исааком и Измаилом рядом с Саррой, к которой совсем не спешил, в пещере Махпела близ Хеврона (Быт. 25)

Я не зря говорил о том, как контекст эпохи определяет наше восприятие. Сейчас, поглядывая на современников, а то и в зеркало, нам смешно читать, как западали на столь богатую… годами Сарру правители. Но, учитывая прогресс науки вкупе с успехами нашей медицины по замене наших органов внутренних дел… потомки, достигнув возраста Мафусаила, может статься, не поймут этого юмора. А ведь за ними будущее, они должны воплотить наши мечты, став лучше нас.
Правда, не исключено, что как в том анекдоте, где священник, сидя в великий пост в кафе за чашечкой кофе, увидел к своему удивлению молодого прихожанина, пожирающего огромный ломоть говядины за соседним столиком.
— Надеюсь, я не шокировал вас, святой отец, — сказал молодой человек, улыбаясь.
— Ах! Насколько я понимаю, ты просто забыл, что сегодня день поста и воздержания, — ответил священник.
— Нет. Я прекрасно об этом помню.
— Ну, тогда ты, наверное, болен. Врач, должно быть, запретил тебе голодать.
— Вовсе нет. Я прекрасно себя чувствую.
Услышав эти слова, священник поднял глаза к небу и сказал:
— Какой пример подаёт нам подрастающее поколение, Господи! Видишь, этот молодой человек скорее признается в своих грехах, чем солжёт!

Но вернёмся к нашим баранам, независимо от того предки ли они, мы сами или наши потомки. Со времён Авраама и обмена его сына на барашка прошло около двух тысяч лет, и дети стали стоить дороже ягнят. Известно, что за Иисуса, как за первенца, которого следовало выкупать у Бога, было уплачено его родителями в храме пять серебряных шекелей, тогда как ягнёнок стоил один шекель или четыре денария. Даже взрослый баран в те годы тянул лишь на два шекеля. Прогресс? Люди стали цениться больше? Однако это не спасло Иисуса…
Но ни к чему впадать в уныние и отправляться со временем в пятый дантов круг. Можно утверждать, что женщины и теперь нам бывают не менее дороги, чем Сарра своим царям.
Если же говорить серьёзно, то, как правило, меняется не текст. Меняемся мы и потому читаем его иными глазами, как совсем другое сообщение. Именно в этом, возможно, и заключается божественный юмор…


Рецензии
Оказал Браток Очень Влиятельному Человеку услугу важную. Оказал случайно. Волею Всевышнего. Очень Влиятельный Человек посмотрел на Братка с участием. И возомнил о себе и уме своём Браток.
Пришел Браток к Предпринимателю и сказал:
-Ты смотрел на мою Подругу с желанием. Возьми её в жены. А мне денег дай.
Дал Предприниматель денег Братку и взял в жены Подругу его. Спустя время вернулась Подруга к Братку. Отдал Браток Подругу свою опять в жены. Другом Предпринимателю. В память о взгляде Очень Влиятельного Человека. И опять денег Браток взял.
И долго так продолжалось.
Пока Подруга жива была.

Алексей Котов 3   29.07.2020 11:18     Заявить о нарушении
Пересказ на фене)

Ааабэлла   29.07.2020 13:08   Заявить о нарушении
Ох, до фени мне, конечно далеко, но я буду стремится.

Алексей Котов 3   29.07.2020 14:52   Заявить о нарушении
Читал перевод на блатную музыку Гумилёвым историю войн гёзов с герцогом Альбой за независимость)

Ааабэлла   29.07.2020 21:20   Заявить о нарушении
И как?
Интересно?

Алексей Котов 3   29.07.2020 21:26   Заявить о нарушении
Забавно, но феня слишком бедна словарно.

Ааабэлла   29.07.2020 21:30   Заявить о нарушении
Я думаю, там всё дело в комбинациях и иносказаниях. И зависит от литературного таланта и харизмы говорящего. Я живьём порой такие выражения интересные слышал.
Но, всё равно это феня. Для определённого круга людей. И сейчас, наверное уже отмирает. Лагерей меньше стало. И интеллигенции меньше теперь сажают. И наверное, самой интеллигенции меньше стало. Наверное...

Алексей Котов 3   29.07.2020 21:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.