14. Воображение

В веках от литературы сохраняется лишь гротеск.
Марсель Пруст.

14.1 – 14.14: Главный дар поэта. – Выдумка стала легка. – Лестница состояния душевного. – Искусство видеть невидимое. – Нет предела воображению. – Не становись рабом модели. – Жизнь воображением. – Необходимо развивать. – Представить результат до начала. – Сделай допущение. – Требует гениального знания. – Рождается из реального чувства. – Где та грань? – Не давай полной воли.


14.1. Главный дар поэта…

Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком. Воображение – это способность вызывать образы.  Дени Дидро. // Если б не воображение, мужчина был бы счастлив в объятиях горничной так же, как в объятиях герцогини. Самуэль Джонсон. // Воображение в широком смысле слова – любой процесс, протекающий в образах. Сергей Рубинштейн. // Воображение – первичная ступень и база всякой поэзии. Синоним способности к открытиям. Гарсиа Лорка. // Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения. Стендаль. // Воображение рождает романистов; его отсутствие – их читателей. Морис Шаплан. // Главный дар поэта – его воображение. Богатое, бурное, стремительное воображение – именно этим отличались Маяковский и Есенин от множества отлично владевших словом непоэтов. Именно воображение даёт поэту свободу и ту безоглядную смелость, без которых нет побед в поэзии. Борис Пастернак. // Сумасшедший, влюблённый и поэт – воплощённое воображение. Уильям Шекспир. // Пламенное воображение и нежное сердце – вот две принадлежности пиитов, без которых они могут быть только холодными стихослагателями. Фёдор Глинка. // Нельзя постичь жизнь поэта без знания процесса воображения. Вильгельм Дильтей. // По существу литературный дар – это дар воображения, способность выдумывать, фантазировать. Писатель во-ображает, то есть превращает впечатления прожитой жизни в образы. Лев Лосев. // «Журналист своего воображения!» – сказано об Одене. // Воображение (кроме наблюдения, изучения, сравнения) – один из наиболее существенных приёмов литературной техники, создающей образ. Работа литератора, вероятно, труднее работы узкого специалиста, например зоолога. Работник науки, изучая барана, не имеет надобности воображать себя самого бараном, но литератор обязан, будучи щедрым, вообразить себя скупым, будучи бескорыстным, вообразить себя корыстолюбивым стяжателем, и так далее. Максим Горький. // Богатое воображение в соединении с деятельным умом и мужественным сердцем создаёт тех, кого принято называть Великими людьми во всех родах. Мадам де Пюизье.


14.2. Выдумка стала легка…

Последовательность – последнее прибежище людей, лишённых воображения. Оскар Уайльд. // По недостатку воображения я просто вносил в книгу то, что видел своими глазами и слышал своими ушами. Успех её был чистой случайностью. Сомерсет Моэм. // В молодости я очень огорчался слабости своей выдумывать темы рассказов, писал больше из того, что видел, или же был так лиричен, что начинал какой-нибудь рассказ, а дальше не знал, во что именно включить свою лирику, – сюжета не мог выдумать или выдумывал плохонький. А потом случилось нечто удивительное: воображение у меня стало развиваться, выдумка стала необыкновенно легка, – один Бог знает, откуда она являлась, когда я брался за перо, зачастую не зная, что выйдет из начатого рассказа, чем закончится. Он часто кончался совсем неожиданно для меня самого. Иван Бунин. // Мастерство без воображения – это ремесленничество, которое предоставляет нам много полезных вещей, например плетёные корзинки для пикника. А что такое воображение без мастерства, мы можем понять по образцам современного искусства. Том Стоппард. // Медленно, очень медленно высвобождался молодой писатель из-под власти факта и осторожно, с оглядкой вступал в область творческого воображения. Освобождался от поточного воспроизведения действительности, начинал конструировать художественные образы, сцены. Клавдия Рождественская. // Нет, жизнь, жизнь ловить! Воображение развивать. Вот что надо. Илья Репин. // Всё моложе и моложе чувствует себя тот, кто вступает в мир воображения. Теперь он знает: это рассудок старил его душевно и делал его негибким. Рудольф Мейер. // В человеке ровно столько ума, сколько в нём воображения. Сёрен Киркегор. // А самое главное – я почувствовал, что нервы мои пробуждаются, выхожу я из летаргического умственного бездействия последних лет, чему причиною было нервическое усыпление. В голове моей шевелятся мысли, как разбуженный рой пчёл; воображение моё становится чутко. О, какая была это радость! Сюжет, который лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь приниматься за него, развернулся в величии таком, что всё во мне сладко затрепетало. И я, позабывши всё, переселился вдруг в мир, в котором давно не бывал, и в ту же минуту засел за работу. Притом я думал: «Может быть, это только мгновенье, и опять скроется от меня, и я буду вечно жалеть, что не воспользовался временем пробуждения сил моих». Николай Гоголь. // Да, рассказ, который я пишу, уже существует, он с предельным совершенством написан где-то в воздухе. Всё дело в том, чтобы найти его и списать. Жюль Ренар. // Что такое воображение? Только рука или оружие, заряжающееся от внутренней энергии; только вестник настоящей причины. Ральф Эмерсон.


14.3. Лестница состояния душевного…

Неважно, насколько правильное впечатление складывалось у меня о том или другом человеке; важно, что с помощью воображения я мог каждого из них отлить в достоверный образ. Это была самая увлекательная игра, какую я знал в жизни. Сомерсет Моэм. // Раз художник использовал воображение при создании книги, то и её читатель должен пустить в ход своё – так будет и правильно и честно. Владимир Набоков. // Человек – существо воображающее. Гастон Башлар. // Ведь если подумать, что видят читающие? Только чёрные значки на белой бумаге. Всё остальное делает  воображение. Любовь Кузнецова. // Возьмём любой пример: женщина берёт ведро и идёт доить корову. Обыкновенное действие. Но когда я пишу, я в своём воображении иду вместе с нею доить эту самую корову. Я вместе с нею выхожу на крыльцо, вместе с нею оглядываюсь и смотрю, какая погода. Вместе с  нею потом иду по двору, вместе с нею слышу все деревенские звуки, вместе с нею вхожу в сарай, чувствую запахи хлева, вместе с нею начинаю доить и слышу, как цедится молоко. Юрий Казаков. // ...литература пишется воображением. Георгий Берёзко. // Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Константин Паустовский. // Писательство – это наполовину воображение, наполовину игра. Джон Фаулз. // Чтобы быть художником слова, надо, чтоб было свойственно высоко подниматься душою и низко падать. Тогда все промежуточные ступени известны, и он может жить в воображении, жить жизнью людей, стоящих на разных ступенях. Есть большая лестница состояния душевного, по которой он может подниматься и спускаться. Большая широта – это главное свойство художника, позволяющее ему переживать разные впечатления, даже самые низкие, почти животные. Лев Толстой. // Всем, что существует во Вселенной, реально или в воображении, обладает и художник – сначала в уме своём, затем в руках. И руки эти столь искусны, что в нужный момент творят гармонию пропорций, которую взгляд принимает как саму реальность. Леонардо да Винчи. // Человек, обладающий развитым воображением, получает доступ к огромному количеству удовольствий, которые люди неразвитые не способны получить. Джозеф Аддисон.


14.4. Искусство видеть невидимое…

Прекрасное воображение столь же необходимо историку, как и поэту, ибо без воображения нельзя ничего увидеть, нельзя ничего понять. Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем. Анатоль Франс. // Как я на Красную площадь пришёл, всё это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что сердце забилось. Почувствовал, если напишу, что представилось, выйдет потрясающая картина. Поспешил домой и до глубокой ночи всё делал наброски, то общей композиции, то отдельных групп. Надо сказать, что мысль написать картину стрелецкой казни была у меня и раньше. Когда я их («Стрельцов») задумал, у меня все лица так и возникли; и цветовая раскраска вместе с композицией. Я думал об этом ещё в Красноярске. Никогда только не рисовалась мне эта картина так ярко и чутко. Василий Суриков. // Видения есть искусство видеть невидимое. Джонатан Свифт. // Работая в современной тематике, автор часто описывает места, где бывать не доводилось, и события, в которых не участвовал. Иногда удаётся, и даже очень. Не стоит недооценивать способности воображения, угадки интуитивной; дескать, человек способен описать лишь самим пережитое. В этом случае трудно бывает избавиться от лишнего материала. Историческим романистам сложности иного рода. Словно напрягая зрение художественное, долго в темноту всматриваешься. Когда я начал работать над «Августом», боевой опыт помог. После всего, что написал о лагерях, о советской жизни, – увидеть оказалось гораздо легче. Хотя, разглядеть действительно очень тяжело! Робость брала не единожды. Казалось, неразрешимая задача. И вдруг рука стала видна, выступило плечо, голова, – фигуры смутно проступили из тумана. И постепенно пошло, и стало легче, легче, легче, – и я их увидел! Александр Солженицын. // Воображение – это, в сущности, не более чем вид памяти, не подчиняющейся законам времени и места. Самуэль Колридж. // Красоты природы я в состоянии вообразить себе даже ещё прекраснее, чем они в действительности. Александр Пушкин. // Действительность ниже воображения. Гастон Стиглер. // Воображение на то и воображение, чтобы восполнять действительность. Василий Ключевский. // Искусство есть способность видеть невидимое, осязать неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика. Жозеф Жубер.


14.5. Нет предела воображению…

Фантазия, как и воображение, необходима художнику. Константин Станиславский. // Вскоре по окончании «Утра стрелецкой казни» Суриков стоял у окна Исторического музея и глядел на площадь. Подошёл некий искусствовед: «Скажите, с каким историком вы советовались, когда писали картину?» Суриков, указывая на главы Василия Блаженного: «Я с ними советовался. Они ведь всё это видели». // Возможности человека ограничены только его воображением. Но этим качеством обладают столь немногие, что на десять тысяч скрипачей приходится всего один композитор. Чарльз Кеттеринг. // Воображение – это нечто такое, чего многие просто не могут себе представить. Габриель Лауб. // Есть два типа экзотизма в искусстве. Первый – это вкус к экзотике места: тебя влечёт Америка, Индия, жёлтые, зелёные женщины и так далее. Второй, самый утончённый – это вкус к экзотике времени. Вот, например, Флобер хотел бы обладать женщинами Карфагена, а меня ничто так не возбуждает, как мумия. Теофиль Готье. // Я как-то сказал моему учителю, художнику Петрову-Камчатскому, что хотел бы попасть в Антарктиду, чтобы потом рисовать айсберги, пингвинов, голубой лёд, а он смеётся и говорит: «Рисуй, если хочешь. Есть все основания, коль Господь Бог дал тебе талант художника. Нет предела воображению. Разве Жюль Верн был под водой, разве он вздымался на воздушном шаре в небо? Он сидел в рабочем кабинете, а его воображение летало по всем морям и океанам». Фёдор Конюхов. // Стены маленького кабинета точно раздвигались, и воображение Чехова рисовало картины степных просторов с такой конкретностью, что писателю казалось, будто возле него «пахнет летом и степью». Евгений Балабанович. // Воображение – это проявление власти человека над природой. Уоллес Стивенс. // Не могу постичь, как можно, не будучи на месте, так верно всё изобразить. Удивляюсь вашему гению! Адмирал Нахимов – Ивану Айвазовскому, посетив выставку картин о победах Черноморского флота. // Воображение рисует, разум сравнивает, вкус отбирает, талант исполняет. Гастон Левис. // Кисть только наносит оттенки, и лишь одно воображение способно расцветить мир. Теодор Жерико. // Как это ни удивительно, но описания самых опасных приключений выходили из-под пера людей, ведущих сидячий образ жизни. Случалось, что такой писатель, оказавшись на корабле, плывшем маршрутами его вымышленных путешествий, принимался писать о людях своего городка или квартала. Ян Парандовский. // Строить даже незнакомый по собственному опыту быт и живых людей в нём, оказывается, можно. Фауна и флора письменного стола гораздо богаче, чем думают, она ещё мало изучена. Евгений Замятин. // Никто толком не знает, что такое воображение, кроме того, что мы получаем его задаром. Может быть, оно заложено в наследственном опыте. Вполне вероятно. После честности это второе качество, необходимое писателю. Эрнест Хемингуэй. // Воображение – это голос отваги. Если и есть в человеке что-либо от Бога, так это именно воображение. Только Он мог представить себе всё. Генри Миллер.


14.6. Не становись рабом модели…

Можно проложить себе дорогу к экватору, проявить чудеса храбрости в схватках с львами и тиграми, пытаться написать об этом книгу и потерпеть неудачу. В то же время можно, не покидая веранды, написать книгу об охоте на хищников в джунглях так увлекательно, что читатели поверят в правдивость происходящего, будут вместе с автором переживать его страдания и тревоги, чувствовать запах львов и ощущать страх приближения гремучей змеи. Прошлое и будущее существуют только в воображении и удивительные события, случившиеся со мной, потеряют свою остроту потому, что я не обладаю пером Сервантеса или хотя бы Казановы. Айседора Дункан. // Самые реалистичные романы написаны не столько на личном опыте, сколько на воображении (воображением) писателей. Рефат Шакир-Алиев. // Настоящий художник восходит к логосам, так что многое является продуктом его собственного воображения, и он сообщает красоту тому, что лишено её в природе. Так, статуя прекрасна не потому, что воспроизводит черты оригиналов, но благодаря форме, которую ей сообщило искусство. Фидий изваял Зевса, не имея подлинника перед глазами, такого, каким он (Зевс) был бы, явись живым ему. Плотин. // Эзопова собака, которая бросила кусок мяса, чтобы вцепиться в его отражение в воде, потеряла кусок мяса, но поднялась на ступень выше по пути к свободе воображения. Норт Уайтхед. // Другие видят то, что есть, и спрашивают: «Почему?» Я вижу то, что может быть, и спрашиваю: «А почему бы и нет?» На своих картинах я пишу не то, что вижу, а то, о чём думаю. Пабло Пикассо. // Я изображаю не натуру, а своё представление о ней. Аристид Майоль. // Возможно, что не всё так было, но так мне виделось. Эбенизер Гендерсон. 1826. // Рисование выпускает на волю воображение. Рисуя, я больше вижу и больше замечаю. Генри Мур. // Подражание может изобразить только зримое, а воображение – и незримое. Филострат Флавий. // Не подавляй вдохновение и воображение, не становись рабом твоей модели. Ван Гог. // Нигде неповторимость личности не проявляется в большей степени, как в результатах её воображения. Альфред Адлер. // Слова становятся штампами, видение – никогда. Константин Станиславский.


14.7. Жизнь воображением…

Средний художник поднимает в воображении двух, трёх, наконец десяток-другой лиц. И чем больше расширит он свой захват, тем тусклее становятся образы. Воображение Льва Толстого поднимает сотни и несёт их с изумительной лёгкостью, как могучая река свои караваны и флотилии. Владимир Короленко. // Богатство ассоциаций говорит о богатстве внутреннего мира писателя. Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций. Константин Паустовский. // Ему не нужен опий. У него дар мечтательности. Анаис Нин. // Родитель целых поколений, расточитель судеб… человек, глаза которого, казалось, не нуждаются в предметах. Будь мир пустой, Бальзак бы взором родил вселенную. Райнер Рильке. // Хотя я сам писатель совсем иного склада, однако наиболее любимые мною современные авторы – это Генрих Гейне и Эдгар По. В сравнении с их мощным воображением, у нас у всех воображение коммивояжеров. Эдмон Гонкур. // Вот пепельница, хотите, завтра будет рассказ. Антон Чехов. // Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки или истории с привидениями или юмористические истории в духе мадам Рэдклиф без остановки целыми часами и с такой полной уверенностью в действительность рассказываемого, что забывалось, что это выдумка. Лев Толстой. // Существует тип людей, которые в фантазиях живут даже больше, чем в реальности. Альфред Адлер. // Писательство – это жизнь воображением. Вячеслав Сергеечев. // Воображение и беллетристика составляют более трёх четвертей нашей реальной жизни. Симона Вейль. // Родился ли я безумцем или, наоборот, чересчур здравомыслящим, но моё царство было не от мира сего: одно воображение давало мне жизнь, и легко я чувствовал себя только в обществе великих покойников. Бернард Шоу. // Моё воображение делает меня и человеком, и глупцом; оно и предоставляет мне весь мир, и исключает меня из него. Урсула Ле Гуин. // За всю долгую жизнь с её бумагами, чтением книг, странствиями и мечтами я так убедил себя, будто я знаю и представляю себе огромные пространства места и времени, столько я жил в воображении чужими и далёкими мирами, что мне всё кажется, что я был всегда, во веки веков и всюду. А где грань между моей действительностью и моим воображением, которое есть ведь тоже действительность, тоже жизнь? Иван Бунин. // Отчего глаз видит предмет яснее во сне, а воображение – бодрствуя? Леонардо да Винчи. // Дюма называли хвастуном, вралем, но, по-видимому, он, как и Бальзак, не мог отделить реальное от воображаемого. Андре Моруа. // Случается ли мне смешивать плоды воображения с реальными объектами? Да, всегда. Создаваемый образ для меня столь же достоверен, как и объективная реальность вещей, а то, что предоставила мне реальность, очень скоро перестаёт для меня отличаться от тех украшений или изменений, что привнесены мной. Гюстав Флобер. // Жизнь так скучна, что всё время нужно представлять себе разные вещи. Впрочем, воображение тоже жизнь. Где граница? Что такое действительность? Принято этим именем называть всё, лишённое крыльев. Марина Цветаева. // Ведь для того, кто творит, результаты его воображения кажутся настолько неизбежными и естественными, что он не хочет рассматривать их как продукт мысли, они представляются данными самой реальности. Альберт Эйнштейн. // Всё, что ты можешь себе представить, и есть реальность. Пабло Пикассо. // Воображение, рождённое жизнью, в свою очередь, получает иной раз власть и над жизнью. Константин Паустовский. // Самое неизлечимое горе – горе воображаемое. Мария Эбнер-Эшенбах. // Отнюдь не реальные, но скорее созданные в воображении существа оказывают наиболее глубокое и длительное влияние. Анатоль Франс. // Человеческим родом правит воображение. Наполеон Бонапарт. // Вера и сильное воображение порождают событие. Латинское изречение.


14.8. Необходимо развивать…

Воображать, фантазировать, мечтать означает видеть внутренним зрением то, о чём думаешь. Без воображения нет творчества. Это одна из самых важных творческих способностей. Константин Станиславский. // Основное для писателя это внутреннее зрение. Оно начало начал. Если ты этим внутренним зрением не увидел человека, «героя» – целую картину, всё будущее своё произведение, если не почувствовал их, не услышал присущие им звуки, не ощутил запахи, то никогда не сумеешь воссоздать на бумаге задуманное. Виктор Авдеев. // Почти у каждого человека кроме внутреннего зрения, есть ещё и внутренний слух, и внутреннее обоняние. Художник может развивать в себе эти чувства до такой степени, что захочет и зимой у себя в комнате ощутит, будто он среди цветущего луга или на опушке соснового леса и слышит, как шумят верхушки деревьев. Добейся этого, и в твоих произведениях не будет холодных, бесцветных и равнодушных мест. Я довольно часто и не без успеха руковожу своим воображением, стараясь довести его до наибольшей точности и возможно большего количества подробностей. Александр Куприн. // Как научиться хорошо писать? Тренируй воображение. Лелей мечты. Александр Грин. // У тебя есть та же способность видеть, что и у меня, нужно лишь доверять ей и культивировать её. Ты способен видеть то же, что и я, если захочешь. Нужно лишь развить воображение до состояния зрения, и дело сделано. Уильям Блейк. // Каждый ребёнок при рождении одарён свыше живым воображением. Но, точно так же как мышцы становятся вялыми при длительном бездействии, яркое воображение ребёнка тускнеет с годами, если он перестаёт им пользоваться. Уолт Дисней. // Воображение – это глаза души. Жозеф Жубер. // Воображение – это способность, которую необходимо развивать в себе. Ван Гог. // Душа без воображения всё равно, что обсерватория без телескопа. Генри Бичер. // Творческое видение может быть врождённым или приобретённым качеством, потому что оно может развиваться путём свободного и бесстрашного использования своего воображения. Наполеон Хилл. // Оно вырабатывается упражнением и, вопреки распространённому взгляду, сильнее развито у людей зрелых, чем у молодых. Сомерсет Моэм. // Воображение – это ремесло, а вдохновение – дар Божий. Вячеслав Сергеечев. // В результате долгих и настойчивых усилий можно в известной мере развить воображение. Юрий Нагибин. // Ты должен ясно видеть этот персонаж. Мы, писатели, всегда должны галлюцинировать, то есть научиться видеть то, что описываем. Чем отчётливее ты будешь видеть создания своей фантазии, тем точнее и вернее будет язык твоего произведения. Алексей Н.Толстой. // Если я не вижу в своём воображении сцену и не вижу так называемого героя, то дело идёт медленно, когда я всё вижу, тогда пишу, и работа двигается скоро. Алексей Чапыгин. // Воображение – свойство мышления, позволяющее представлять абстрактные образы реальными и наоборот. Владимир Юденко. // Его воображение дошло до ясновидения. Это поразило меня ещё за год до того, как он (Алексей Н.Толстой) окончательно слёг в постель. Я был у него, на его московской квартире, и он, не зажигая огней, импровизировал диалог между царицей Елизаветой Петровной и кем-то из её приближённых – такой страстный, такой психологически тонкий, с таким глубоким проникновением в историю, что мне стало ясно: как художник, как ведатель души человеческой, как воскреситель умерших эпох, он поднялся на новую ступень. Это ощущал и он сам. Корней Чуковский. // Мне часто снятся целые сцены то из одной, то из другой моей будущей вещи, бери перо и записывай! Прежде этого со мной не случалось. Алексей Н.Толстой. // Разве у тебя не было случаев, когда до твоего внутреннего слуха доносится голос человека или смысл событий, находящихся очень далеко от тебя во времени и в пространстве? Александр Грин.


14.9. Представить результат до начала…

Существует два основных вида воображения: когда ты сам активно участвуешь в событиях, создаваемых внутренним зрением, и второй – когда пребываешь сторонним наблюдателем. Первое всегда ценнее и даёт лучшие результаты. Вот отчего интереснее получается, когда пишешь от первого лица. Интереснее, но труднее. Александр Куприн. // Не могу удержаться, чтобы не упомянуть о новом способе исследований. Он может показаться тривиальным и нелепым, тем не менее, исключительно полезен в пробуждении ума для различных изобретений. Когда ты смотришь на стену, покрытую пятнами, ты можешь обнаружить сходство с различными пейзажами, украшенными горами, реками, скалами, деревьями. Или можешь увидеть битвы и фигуры людей или причудливые лица и костюмы, бесконечное многообразие предметов, которые можно свести к полным и хорошо прорисованным формам. Леонардо да Винчи. // Немецкий живописец Каспар Фридрих написал множество этюдов с натуры, но самые значительные его работы, проникнутые напряжённой духовностью и многозначной символикой, созданы на основе воображения. «Закрой глаза, постарайся увидеть картину духовным зрением. Затем пусть озарится дневным светом то, что предстало тебе во тьме». Художник выработал единственный в своём роде творческий метод. Он подолгу стоял перед чистым холстом, покуда в его воображении не возникал образ, который он переносил на полотно. Роберт Камминг. // Есть третий глаз – всевидящее око, – им скульптор награждён, художник и поэт. Ксения Некрасова. // То, что я слышу, не имеет значения; важно то, что я вижу, особенно когда закрываю глаза. Джорджо Кирико. // Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть. Поль Гоген. // Мечты чрезвычайно важны. Невозможно что-то сделать, если не можешь этого вообразить. Джордж Лукас. // Воображение как психологический процесс позволяет представить результат труда до его начала, при этом не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности. Оперирование образами позволяет «перепрыгнуть» через какие-то не до конца ясные этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. Артур Петровский. // Начиная писать всякую картину, я не творю её тут же на полотне, а только копирую с возможной точностью ту картину, которая раньше сложилась в моём воображении и уже стоит перед моими глазами. В картинах моих всегда участвуют, кроме руки и фантазии, ещё и моя художественная память. Иван Айвазовский. // Дело не в творческом воображении. Дело в умении вовремя накопить нужный запас жизненных впечатлений и до поры до времени сохранить в кладовой писателя, то есть в памяти. Недаром де Сталь писала, что лучшая часть таланта складывается из воспоминаний. Я вовсе не фантаст. Моё счастье в умении заглядывать в память, которой природа меня не обидела. Сергей Сергеев-Ценский. // В работе придерживайся такого пути: воображение, соображение и изображение. П.П.Пашков, художник-педагог. // Картину надо сначала создать в уме. Художник не может сделать так, чтобы она сразу выросла у него живая на полотне, он осторожно, одно за другим, снимает покрывала, которые её прячут. Франсуа Милле. // Мысленно я уже видел её перед собой, а это главное. Никола Пуссен. // Композитор должен, прежде чем творить, воображать. Сергей Рахманинов. // Прежде, чем начнёт петься, долго ходят, разомлев от брожения, и тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения. Владимир Маяковский.


14.10. Сделай допущение…

Каждый человек живёт реальной подлинной жизнью, но он может также жить жизнью своего воображения. Воображение артиста обладает свойством приближать к себе чужую жизнь. Артист, подобно ребёнку, должен уметь играть со всякой игрушкой и находить в этой игре радость. Константин Станиславский. // Способность писателей воображать то, что не является собственным «Я», способность осваивать незнакомое и окружать таинственностью знакомое – это проверка их могущества. Тони Моррисон. // Сделай одно, только одно фантастическое допущение, а затем строй действие в строгом соответствии с логикой. Айзек Азимов. // Так сделан, например, сценарий широко известного фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром». Можно сделать и наоборот, как рекомендует Рей Брэдбери: взять естественную ситуацию и довести её до абсурда. Так сделан сценарий другого популярного фильма «Служебный роман». А можно под совершенно иным углом взглянуть на самые обычные предметы, как это делает в своих рассказах украинский писатель Феликс Кривин. Одну бутылку, например, судили за пьянство, а она оказалась не винной, что со всей очевидностью подтвердила Соска, которой часто приходилось сталкиваться с бутылкой по работе. // Окружающая действительность – потрясающий источник идей. Но, если хочешь добиться успеха, плоды твоего воображения должны быть достаточно убедительны для зрителя. Борис Валеджо. // Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Этот опыт предоставляет материал, из которого создаются построения фантазии. Лев Выготский. // Чем больше писатель узнает из опыта, тем правдивее будет его вымысел. А если он сможет воображать достаточно правдиво, то люди поверят, что всё, о чём он рассказывает, действительно произошло. Эрнест Хемингуэй. // Воображение моделирует реальные понятия и ситуации, которые могут возникнуть при взаимодействии этих понятий. Моделирование существующего. Фантазия моделирует либо нереальные ситуации на основе реальных понятий, либо нереальные понятия и, соответственно, нереальные ситуации. Можно ли открыть нечто качественно новое, создать никогда ранее не бывшее, оставаясь в пределах воображения, то есть, моделируя лишь существующее? Думается, что нет. Из сборника «Технология творческого мышления». // Потратив столько сил, чтобы во всех деталях изобразить булыжник, травинку, человеческую руку, я начинаю чувствовать, что схожу с ума. Тогда мне нужно уйти от реального в воображаемое. Одилон Редон. // Мила только та реальность, которая живёт в воображении. До конца дней своих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения. Александр Грин. // Всё состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь. Денис Фонвизин. // В шведском языке есть такое выражение – «мечтать с открытыми глазами». Именно это делает из человека писателя. // Недостаток воображения предрасполагает к преступлению. Агата Кристи.


14.11. Требует гениального знания…

Ум человеческий имеет три ключа, всё открывающих: знание, мысль, воображение, – всё в этом. Виктор Гюго. // Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. Жозеф Жубер. // Смешай знания с воображением, а затем получившуюся смесь ещё раз хорошенько перемешай. Клэренс Бердсей. // Чем больше знаешь, тем интереснее жить. Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звёздного неба, если бы они хорошо знали астрономию! Константин Паустовский. // Истинное воображение требует гениального знания. Александр Пушкин. // Необходимо знать факты своими руками, глазами, собственным своим наблюдением. Воображение должно работать только в тех случаях, когда ты говоришь о вещах, ещё не существующих. Всё, что уже есть, ты должен видеть. Если нельзя видеть, надо хорошо знать. Если об одном и том же событии имеются сотни книг – следует прочесть все сто и сделать для себя сто первый вывод. Если же книг нет вовсе… Тогда надо оставить факт в покое и создать его подобие. Случается, что ты угадываешь. Жюль Верн. // Факты воображения. Станислав Лец. // Крыльям воображения, как бы заманчив ни казался полёт, всегда следует предпочесть сандалии наблюдаемых фактов, медленные сандалии на свинцовой подошве. Жан Фабр. // Существует лишь один заменитель воображения – опыт. Джузеппе Борджезе. // Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением. Михаил Ломоносов. // Художник, который меньше всего полагается на то, что называют воображением, будет самым великим. Огюст Ренуар. // Писателю нужны три вещи – опыт, наблюдательность и воображение; две из них, а временами и одна, могут восполнить отсутствие остальных. Уильям Фолкнер. // Если источник всякого воображения – богатая и развитая память, то память перегруженная для него губительна. Так, человек, набивший себе голову именами и датами, располагает не тем запасом, который необходим для создания образов. Воображение людей, занятых расчётами и каверзами, как правило, бесплодно. Франсуа Вольтер. // Шестерни воображения с увеличением эрудиции вязнут в избытке знаний. Колин Кларк. // Собрать информацию ещё не всё. Информация всегда двухмерна, третье измерение ей придаёт воображение, питаемое из кладовой опыта, где хранятся отложившиеся в образной памяти жизненные впечатления. Александр Крон. // Я в достаточной степени художник, чтобы свободно рисовать в своём воображении. Сила воображения важнее знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает всю Вселенную, стимулируя прогресс, порождая эволюцию. Альберт Эйнштейн. // Воображение сильнее опыта. Гастон Башлар. // Все великие учёные были в известном смысле великими художниками; человек, не обладающий воображением, может собирать факты, но не сделает великого открытия. Карл Пирсон. // Он стал поэтом. Для математики у него не хватало воображения. Карл Гаусс.


14.12. Рождается из реального чувства…

Я вижу образы, одни или более, в определённой ситуации, с характерной мимикой и жестами. Вслед за первоначальной ситуацией выступают новые образы и группы их, пока вся драма не будет готовой во всех своих сценах. Вижу лица так живо, как будто они сидят рядом со мной. Отто Людвиг. // Флориан Геев стал для меня настолько всецело живым, что я не только представлял его себе, как человека, которого вспоминаю от случая к случаю, не только слышал своеобразие его речи, но понимал его чувства и желания. Герхарт Гауптман. // Лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки их разговоров – и мне часто казалось, прости Господи, что я это не выдумываю, а что это всё носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться. Иван Гончаров. // Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. В ней оно гаснет. Константин Паустовский. // Сочинять я никогда не мог. Чтобы у меня что-нибудь вышло, мне надо постоянно водиться с людьми и брать их живьём. Так я всегда и писал, и всё, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мною. Настоящего воображения у меня никогда не было. Я никогда не мог творить из головы. Мне, для того чтобы вывести какое-нибудь вымышленное лицо, необходимо избрать живого человека, который служил бы мне ведущей нитью. Иван Тургенев. // Я как чукча, пишу только о том, что реально вижу. Начисто лишён творческого воображения. Александр Городницкий. // Никакая драма не может начать свою жизнь в моём воображении, если я не помещу её в тех местах, где я жил всегда. Франсуа Мориак. // Воображение писателя рождается из реального чувства. Андре Моруа. // Подлинная дочь воображения – метафора. Гарсиа Лорка. // Метафора – это отличительный признак гения, ибо способность образовать хорошую метафору есть способность распознать сходство. Аристотель. // Художественное мышление, за редчайшими исключениями, невозможно без вполне определённого и ясного представления о месте воображаемых событий, независимо от того, обнаруживает это писатель перед читателем или нет, более того, замечает это сам писатель или нет. Природа поэтического воображения такова, что писатель не может создавать что-либо, не представляя ясно и чётко обстановку, в которой развёртывается действие его произведения («конкретную раму для призрачных героев», как выразился один исследователь). Можно сказать, что художественная литература в основной массе географична по самой своей природе. Достоевский однажды показал жене во дворе на Вознесенском проспекте камень, под которым Раскольников спрятал драгоценности старухи. Александр Шамаро.


14.13. Где та грань?..

Ван Гог работал исключительно “sur le motif”, Врубель все свои композиции создавал по воображению. Ван Гог признавал только «действительно существующее», Врубель жил в царстве фантазии. // Поскольку изображённые в этом произведении предметы по большей части существуют только в воображении, художник смеет надеяться на снисходительность людей понимающих, ведь он не подражал чужим образцам и не мог следовать натуре. И если удачное воспроизведение натуры столь же трудно, сколь достойно восхищения, то нельзя не отдать должного и тому, кто полностью отвлёкся от натуры и зримо представил формы и положения, существовавшие доселе лишь в человеческом сознании, омрачённом невежеством или разгорячённом необузданными страстями. Дарио де Мадрид. 1799. // Не отождествляйте внутреннее видение художника с видением поистине галлюцинирующим. Мне отлично знакомы оба состояния, между ними имеется пропасть. Гюстав Флобер. // Воображение есть бурный океан, по которому человек часто плавает на авось. Следует ли удивляться нередким его кораблекрушениям? Безымянный автор. // Воображение – горячий конь, часто сбрасывающий с седла своего всадника. Роберт Саути. // Люди спасаются только слабостью своих способностей, – слабостью воображения, внимания, мысли, иначе нельзя было бы жить. Лев Толстой сказал о себе однажды: «Вся беда в том, что у меня воображение немного живее, чем у других». Есть и у меня эта беда. Иван Бунин. // Я всегда был подвержен чему-то вроде лёгких, но неизлечимых галлюцинаций. Владимир Набоков. // Ничем не ограничиваемое воображение создаёт мнимую действительность, которая, вследствие постоянного возбуждения умственных сил, претворяется в конкретную, почти осязаемую. Михаил Салтыков-Щедрин. // Воображение часто уносит нас в миры, никогда не существовавшие. Но без него мы не попадём никуда. Карл Саган. // В 1930 году Сальвадор Дали опубликовал манифест «Тлеющий осёл», где он впервые попытался сформулировать свои идеи, касающиеся паранойи и двойного воображения. В 1939-ом обиженный Дали написал гневную «Декларацию независимости воображения и прав человека на его собственное безумие». Где та грань, отделяющая богатое воображение от болезни? // Чжао Цзы вообразил себя бабочкой. Он уже не мог различить, то ли Чжао Цзы кажется, будто он бабочка, то ли бабочке кажется, что она Чжао Цзы. Старинная китайская притча.


14.14. Не давай полной воли….

Сестра моя – Воображение – опрометчивая особа. Юрий Олеша. // Воображение – кобылка резвая. Одно плохо: перед ней слишком много дорог. Чарльз Лэм. // Никогда не давай полной воли своему воображению: оно произведёт чудовищ. Пифагор. // Не всё ври, что знаешь. Денис Фонвизин. // Если у человека нет продуктивного воображения, то он не способен заниматься искусством. Однако с помощью одного лишь воображения также невозможно создавать художественные произведения. Иммануил Кант. // Избыток воображения вредит нам и тогда, когда мы говорим, и тогда, когда мы пишем. Он нередко порождает пустые и вздорные вымыслы, которые не идут на пользу нашему вкусу и ничуть нас не улучшают. Пусть источником наших мыслей будут здравый смысл и ясный ум, а их пробным камнем – наше суждение. Жан Лабрюйер. // Только тогда может выйти хорошо, когда ум и воображение в равновесии. Как только одно из двух пересилило – так всё пропало, – бросай и начинай сызнова. Лев Толстой. // Нет ничего ужаснее силы воображения без вкуса. Иоганн Гёте. // Воображение – ноги ума. Если его не обуздать, оно уведёт ум с правильного пути. Хун Цзычэн. // В мысли есть воля, в воображении её нет. Виктор Гюго. // Поверяй воображение рассудком. Евгений Баратынский. // Великое произведение искусства – это мучительная победа гениального ума над гениальным воображением. Бернард Шоу. // Творческое воображение – пожалуй, это качество характерно далеко не для всех людей, и является в той или иной степени врождённым. Юрий Белявский. // Есть воображение с инициативой, которое работает самостоятельно. Оно разовьётся без особых усилий и будет работать настойчиво, неустанно, наяву и во сне. Есть воображение, которое лишено инициативы, но зато легко охватывает то, что ему подсказывают, и затем продолжает самостоятельно развивать подсказанное. Если же воображение схватывает, но не развивает подсказанного, тогда работа становится труднее. Но есть люди, которые и сами не творят и не схватывают того, что им дают. Константин Станиславский. // Его воображение напоминало крылья страуса: он мог бежать, но подняться в воздух был не в состоянии. Томас Маколей. // Работа писателя – это, прежде всего, работа воображения, а оно с годами слабеет. Значит, нельзя терять время. Александр Яшин. // Ах, дорогая моя, устал я смертельно, и идёт мне 54-й год. Кокон моего воображения вымотался, и в нём осталось пять-шесть оборотов шёлковой нити. Александр Куприн – М.К.Куприной-Иорданской. ///


Рецензии
Если б не воображение, мужчина был бы счастлив в объятиях горничной так же, как в объятиях герцогини. Самуэль Джонсон.

Позволю себе перефразировать:
Если есть воображение, мужчина будет счастлив в объятиях горничной так же, как в объятиях герцогини.))
Простите за вольность.
Спасибо, Анатолий!

Рефат Шакир-Алиев   09.11.2016 22:49     Заявить о нарушении
Пожалуй, Ваша перифраза точней передаёт высказывание Самуэля Джонсона?
Бывает, что ошибки перевода меняют смысл на диаметрально противоположный.

Анатолий Шуклецов   10.11.2016 23:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.