20 лет без Владыки Иоанна Снычёва

20 лет без Владыки Иоанна (Снычёва) (†2 ноября 1995)
ЖИВОЕ СЛОВО ВЛАДЫКИ

Страницы из дневника владыки Иоанна (Снычёва)

О своём дневнике «Моя жизнь во Христе» преподобный Иоанн Кронштадтский говорил, что всё содержащееся в нём есть не что иное как благодатное озарение души, которого он удостоился от всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы. Точно такие же слова можно отнести и к дневнику приснопамятного митрополита Иоанна (Снычёва). Невозможно без трепета сердечного читать кратенькие строки дневниковых записей владыки, который без слёз не мог совершать Божественную литургию.

18 апреля 1968 года (четверг)

Переживал особые чувства. Так близок был Господь Своей любовию и милосердием! Как никогда прежде, ощущал Его присутствие на Тайной Вечере. Когда делал отпуст на литургии, меня особенно поразили слова: «Внегда умыти ноги ученикам и даже до Креста…» Не вытерпело моё сердце. Содрогнулось оно от Божественного смирения и благости, и я заплакал. Слёзы сдавливали моё горло, и я не мог говорить. Мне хотелось в этот момент упасть на колени, разрыдаться самым настоящим образом и облить слезами ноги Спасителя. Да простит меня моя паства за мои открытые слёзы…

11 апреля 1974 года (четверг)

Во время чтения Евангелия немного поплакал. Господь идёт на Страдания меня ради. Дух умиления не оставлял меня весь день. Он продолжился и во время последования спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. События Вел.Пятка так ярко раскрывались пред моим внутренним взором, что мне казалось, я сам лично присутствую при них, и слёзы умиления тихими струйками орошали мои ланиты. Я плакал. Евангелие читалось мной лично, без напряжения голоса. Господь пожалел меня. В то время, когда я начал читать Первосвященническую молитву 17-­й главы, меня внезапно охватил молитвенный дух, и, читая, я как бы весь вошёл в естество Христово и в Нём молил Бога Отца о пастве и о Церкви.

2 января 1976 года (пятница)

Утром сегодня объял меня внутренний страх при чтении Евангелия о Втором Пришествии Господа. И так хотелось упасть на землю и рыдать. Очень уж живо отобразилась в моём внутреннем взоре картина Страшного Суда. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Утром же после этого очистил своё сердце исповедью. Почти весь день находился под впечатлением евангельского повествования о Втором Пришествии.

4 января 1976 года (воскресение)

Перед литургией я почувствовал какое-то физическое расслабление. Такое чувство, будто я теряю сознание. Перед «Милость мира» я даже хотел сказать своим иподиаконам, чтобы они вышли со мной на амвон и поддержали бы меня на случай, если со мной будет плохо. «Боже, помилуй меня, дай силы довершить Таинство». Господь услышал. Во время «Тебе поем» я ощутил, как какое-то тонкое невидимое облако окутало меня всего и согрело моё бедное сердце. Слёзы умиления подступили к моим очам… Я внутренне плакал от небесной теплоты и сердцем моим льнул к Пречистым Тайнам, к Спасителю мира. Господи, как хорошо с Тобою быть. Службу закончил бодро. Слава, Господи, Твоему милосердию.

25 ноября 1979 года (воскресение)

Служил литургию. Настроение было возвышенным… Во время «Тебе поем» я почувствовал, как будто бы я вхожу в огненное пламя, и страх напал на меня. Ещё какие бы секунды — и я, наверное, погрузился бы в экстаз и приостановил священнодействие. Но я испугался этого, чтобы кто не подумал лишнего. Силою воли вышел из экстаза и принял естественное, но благодатное состояние.

Почувствовал себя ничтожным пред Богом и едва удержался от слёз. Это Божие милосердие, ведущее меня к покаянию…

19 января 1980 года (суббота)

Крещение Господне. На улице –10°. Моя носоглотка налаживается, но ещё болит. К половине 10­-го я поехал в храм. Вхожу в собор — и о диво! Я чувствую какую-то неземную атмосферу. Весь воздух дышит тёплым благодатным ароматом. И кажется мне, что сегодня не Крещение, а Пасха, самая настоящая Пасха. Вся служба совершилась словно в один миг. Временами мне хотелось плакать, но плакать от чувства радости Божия к нам благоволения. <…> Весь день была праздничная радость.

7 января 1986 года (вторник)

Рождество Христово… Служил литургию. Вся церковная обстановка наполнена была благодатию Христа, Рождшегося нас ради.

Временами я не чувствовал под собою земли. Казалось, я объят был каким-то таинственным огнём, отделяющим меня от мира. Совершал я таинство и мысленно созерцал Христа Спасителя, возлежащего в яслях — на св.дискосе. Велика тайна Боговоплощения…

†††

Истинные подвижники никогда не приписывают себе никаких заслуг. Таков был и приснопамятный митрополит Иоанн. Переживая благодатные дарования Божии, он не переставал горько сокрушаться о своих неправостях. Нам, немощным христианам, скупо перечисляющим свои грехопадения на исповеди, учиться и учиться у архипастыря Божия истинному покаянию.

2 июня 1972 года (пятница)

Снова, Иоаннушка, ты оказался во власти греха. Снова сердце твое прельстилось сладостию века сего, скоропреходящего и тлеющего. Снова пренебрегаешь ты долготерпением и благостию Божиею. Доколе, доколе ты будешь ругаться над Божиим милосердием? Не думай, что струя Божией благодати вечно будет изливаться над тобою. По мере твоих грехопадений она иссякнет, и ты останешься, как древо при источнике, не имеющем воды. Что ты будешь тогда делать? Чем оживишь корни благочестия? Увы мне, увы! Время бежит, время приближается к концу. С чем явишься ты, скверная душа моя, на суд Божий? Спеши покаяться; спеши очистить себя от скверны плотской, от недугов греховных.

20 января 1978 года (пятница)

Днем немного рассеялся пустословием и почувствовал, как в сердце погас огонь теплоты. Сразу вспомнил наставление свт.Феофана Затворника, что надо после Причастия беречь себя от рассеянности, иначе потеряешь благодатное чувство. Так оно у меня и получилось. Прости, Господи.

5 мая 1979 года (суббота)

Утром размышлял о пройденном мною пути со дня принятия архиерейского сана. И горько стало мне. Увидел много неправого в своих действиях, увидел множество своих падений, ради чего лишился я постоянного пребывания в Боге. Внутренне я скорбел обо всём этом и плакал. Успею ли я исправить свою жизнь и загладить слезами покаяния все свои неправости? Боже, помоги. Покрый немощь мою Своим милосердием.

16 августа 1979 года (четверг)

Удивительная вещь! Едва только станешь на молитву, как, словно рой пчёл, налетают разные мысли и мешают богомыслию. Откуда они? От лукавого и от нашего порочного сердца. В течение дня захламляем мы свой источник суетой, а в ночное время и утром на молитве враг и подносит нашему уму этот хлам, заслоняя им Божий свет. Вот почему так важно очищать своё сердце от всякого мусора в продолжение дня…

7 марта 1984 года (среда)

Поразмыслил я о делах своих греховных, и горестно стало мне, что я допускал скверну до души своей. С внутренним плачем я поехал в храм на молитву. Сидел я на кафедре во время совершения Преждеосвященной литургии и плакал: «Боже, буди милостив мне грешному». Пение «Да исправится» увеличило во мне внутренний плач, и вместе с певцами, обливаясь слезами, сердце моё взывало к Богу: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего». Я нищ и убог от добродетелей. Помилуй мя, помилуй…

31 марта 1985 года (воскресение)

На молитве глубоко поразмыслил о том, какой ответ я принесу Богу за свою деятельность как архиерей. Стало страшно. Нет во мне ничего оправдательного. От главы до ног покрыт я греховными язвами. Сильно заскорбело моё сердце и заплакало. С плачем в сердце я совершил и литургию. Временами так хотелось упасть на колени пред престолом и горько­горько рыдать о своём окаянстве. Но я сдерживал себя и плач свой сохранял в сердце…

†††

Владыка жил так, словно каждую минуту был готов предстать пред Господом. Физические немощи всё сильнее одолевали его, и он всё отчётливее понимал, что его земные дни сочтены. Дневниковые записи последних лет преисполнены предчувствием скорой встречи с Творцом.

20 августа 1994 года (суббота)

Утром произошла авария — появился сердечный приступ. Кое-как ликвидировали его. Да, сердечко моё барахлит. Являются вестники неба, предупреждающие меня, что жизнь моя приближается к концу, бодрствуй!.. Днём снова повторился сердечный приступ… К вечерней службе я не поехал, опасаясь своей болезни. Смерть следует за мною по пятам. Иоаннушка, бодрствуй!

18 января 1995 года (среда)

Окропил своё жилище крещенской водой, и едва я поднялся наверх, как почувствовал сильную немощь. Видимо, у меня понизился сахар. Да, организм мой слабеет, и всё ярче вырисовывается приближение дня кончины… Вечером служил всенощную в Николо-Богоявленском соборе. Во время Великого Повечерия почему-то почувствовал, что дни моей жизни оканчиваются. Внутренне я плакал и просил Создателя о прощении моих грехов. Страницы моей жизни имеют много запачканных листов. Боже, прости!

19 января 1995 года (четверг)

Заметил, что едва только допустил я греховное движение мысли, так сразу почувствовал сердечный приступ. Господь предупреждает меня об опасности. Иоаннушка, бодрствуй!

7 июля 1995 года (пятница)

Я чувствую, что отовсюду враг нападает на меня: и болезнями, и самыми близкими. Какая должна быть бдительность у меня! Трезвись, Иоаннушка, стой в вере и благочестии. Уже третий час ночи, а я никак не усну…

1 августа 1995 (вторник)

День памяти прп.Серафима Саровского. В этот же день в 1943 году вечером было призвание моё на служение Богу. Миновало 52 года. Благодарю, Господи, Твоё милосердие. Только прошу Тебя, помоги мне оправдать Твоё призвание. Возбуждай в моём сердце дух любви, дух ревности о славе Твоей. Да не возобладает мною враг, хотящий погибели моей…

†††

С этим духом любви и ревности о славе Божией и предстал пред лице Владыки Небесного замечательный подвижник благочестия нашего времени. И — веруем! — ныне у Престола Божия он не престаёт ходатайствовать об оставленной им на земле пастве своей.

Наиболее подробно жизнеописание митрополита Иоанна (Снычёва) изложено в новом издании книги «Был человек от Бога…», вышедшей в издательстве «Царское Дело» к 20-летию блаженной его кончины. В отличие от первого издания, оно дополнено выдержками из дневника приснопамятного владыки. Издатели будут благодарны всем, кто дополнит это жизнеописание личными свидетельствами о деяниях дивного архиерея Божия.

Сотрудники издательства «Царское Дело»

Не верится даже: прошло 20 лет
С тех пор, как покинул Владыка
Нас грешных. Но чистый, немеркнущий свет
Исходит от кроткого лика.

Спокойный, улыбчивый, тихий, простой,
Для нас потрудившийся много;
Среди православных давно он святой —
Молитвенник наш перед Богом.

Смотри: пожелтела, пожухла листва,
И листья по ветру кружатся.
Но знаем: живут и не вянут слова
Любимого мудрого старца.

И память о пастыре добром живёт
И множится в русском народе.
Воистину наш православный народ
К пустому колодцу не ходит!

Татьяна ЕГОРОВА


Рецензии