Почему ищущий не обрящет?

В Интернете я прочитал статью Стороженко Э. А. "К вопросу о "столпе" святого мученика Меркурия Смоленского", и интервью с автором. Автор серьезно отнесся к данному вопросу, опираясь на мнения авторитетных источников.

Привожу отрывок из статьи: "Русский перевод этого фрагмента таков: «Встав с земли, взял свою голову и понес на своих руках к городу. И таким образом всем людям <… – С. Э.> сказал обо всем произошедшем. Голову свою держал на руках и как языком все поведал <… – С. Э.>. Рассказав так обо всем случившемся, там же возле города голову свою выронил из рук на землю, и сам упал рядом с ней. Из обоих – и из тела и из головы – потекла кровь. Теперь на том месте даже до сего дня рядом с городом виден ‘столп’, который был сооружен в ознаменование той великой победы и освобождения города Смоленска».
Употребленный здесь термин «столпъ» в переводе со славянского может означать или башню, или колонну, или статую, или обелиск, выполненные из любого строительного материала. Что именно было воздвигнуто на том месте, где святой упал и выронил свою отрубленную голову, сейчас говорить трудно, равно как трудно и точно установить, где именно был установлен этот «столпъ». Тем не менее, дошедшие до нас исторические и археологические данные дают возможность с определенной долей вероятности предположить, что это было за сооружение, и где оно могло находиться.

По смоленским преданиям, которые, возможно, восходят к популярному «Слову о Меркурии Смоленском» [см. 1, с. 55–57], этот «столпъ» находился у Молоховских ворот (в «Слове» они названы «Мологинскими» [см. 1, с. 56]). Он просуществовал до XVII века пока не был утрачен в ходе борьбы за Смоленск [см. 5, с. 52]. Однако, ворот с подобным названием в Смоленске до начала XVII в. не зафиксировано. Они были возведены Федором Конем в период 1596–1602 гг. До этого в укреплениях «Старого города», по мнению специалистов, им соответствовали Духовские ворота [см. 7, с. 57, 66].
К слову сказать, Молоховские ворота постройки 1596–1602 гг. представляли собой большую четырехугольную башню с проездными воротами внутри. В 1812 г. их взорвали по приказу Наполеона [см. 6, с. 325]. В 1840 г. они были восстановлены, но уже как надвратный Благовещенский храм [см. 6, с. 336; см. рис. 1 [по открытке концаXIX начала XX вв.]], а в 1937 г., в связи с «благоустройством» города, их полностью разобрали [см. 10, с. 56]. Кроме того, собственно «Молоховскими» эти ворота назывались не всегда. Данное название окончательно закрепилось примерно с начала XVIII в. [см. 10, с. 56]. В начале XVII в. их именовали Малаховскими [см. 10, с. 56]. «Слово о Меркурии Смоленском» называет их Мологинскими [см. 1, с. 56]. Считается, что их название связано с тем, что именно от них начиналась дорога на Молоховскую волость и стан, названные по имени р. Молоховы [см. 6, с. 323]. Эта же дорога вела и к современному Долгомостью.
Итак, до постройки кирпичной крепостной стены в Смоленске или вообще не было Молоховских (Малаховских, Мологинских) ворот, или же так назывались какие-то неизвестные нам ворота, местоположение которых географически не совпадало с одноименными воротами постройки Федора Коня. Если верно первое предположение, то «столпъ» просуществовал до возведения каменной Молоховской башни в 1596–1602 гг. и некоторое время соседствовал с ней. Если же верно второе предположение, то следует искать остатки «столпа», который был бы построен в конце XIII – начале XIV вв. и располагался бы «близъ подъ самымъ градомъ».
При этом если термин «столпъ» обозначал нефундаментальное сооружение, то сказать что-либо определенное о нем невозможно, так как его археологических следов не найдено, а кроме этого, ни на одном из известных изображений древнего Смоленска не запечатлено ничего, что бы можно было бы отождествить с памятником подобного рода".

Далее автор приводит свои соображения по поводу месторасположения столпа.

"Однако, если использованный в данном случае термин «столпъ» обозначает фундаментальную памятную постройку – башню, то можно предположить, что она была похожа на ротонду, остатки которой имеются в Смоленске к западу от храма ап. и еванг. Иоанна Богослова (см. рис. 2 [по изд.: 3, с. 142]). Этому имеется несколько косвенных подтверждений. Во-первых, место, связанное с подвигом уроженца Западной Европы, логично ознаменовать памятной постройкой, выполненной в западном архитектурном стиле. Во-вторых, ротонды были излюбленной архитектурной формой рыцарей ордена тамплиеров. Они напоминали им форму их главного святилища – храма в Иерусалиме [см. 4, с. 250]. Если верно то, что св. Меркурий Смоленский был тамплиером [см. 9], то логичным выглядит возведение над местом его подвига сооружения именно такой формы.
Поскольку, кроме вышеуказанной ротонды, иных остатков архитектурных произведений подобного рода в Смоленске не обнаружено, можно даже предположить, что именно она являлась тем самым, упомянутым в «Повести» «столпом» св. Меркурия. Этому также есть ряд косвенных обоснований. Во-первых, исследовавшие остатки ротонды ученые подтвердили ее культовое назначение [см. 3, с. 140–150]. Во-вторых, они подтвердили ее западную архитектурную форму [см. 3, с. 140–150]. В-третьих, исследовавшие ее ученые полагали, сто она является упоминаемой в «Торговом договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом» (1229 г.) «латинской церковью» (вар. «латинской божницей»). Но это не так, поскольку, если судить строго по тексту договора, «латинская церковь» находилась на возвышенном месте («аже капь. чимь то весяте. излъмльна боудете. а любо льгче боудеть. то ть споускати обе въдино мьсто. что лежить. оу святое богородицы. на горе. а дроугая оу латинескои. церкви. обе ровнати» [8, с. 24 (текст транслитерирован мной – Э. С.)]), а остатки данной ротонды находятся в низменной части города. В-четвертых, по времени постройки это здание вполне могло быть этим «столпом». Археологи, изучавшие фундамент ротонды, отнесли его к XII в. [см. 3, с. 140–150]. Однако использованный ими типологический метод датировки кирпичной кладки не до конца убедителен, ведь строители конца XIII – начала XIV в. могли использовать старые материалы и пользоваться древними надежными методами кладки. Но даже если фундамент здания действительно относится к XII в. (а ведь дошел до наших дней только он, – стены не сохранились), все равно нет никаких свидетельств того, что и его стены были возведены в это же самое время. Они могли быть выстроены после того, как св. Меркурий окончил на этом месте свой земной путь. В-пятых, на «Плане» В. Гондиуса ни возле Молоховских ворот, ни вообще, где бы то ни было, нет никакой башни-столпа, а на месте вышеупомянутой ротонды она изображена (см. рис. 3 [по изд.: 2, с. 135])".

Авторская версия о местонахождении столпа – ротонды у Богословской церкви противоречит «Слову о Меркурии Смоленском» [см. 1, с. 55–57], этот «столпъ» находился у Мологинских ворот.

Что же смутило автора статьи?

На фото слева приведено приложение со стр. 256  монографии Водарского Я.Е. Население России в конце XVII - начале XVIII века (Численность, сословно-классовый состав, размещение). - М.: Наука,1977, где обозначены на карте цифрами станы и волости Смоленского уезда. Справа фрагмент плана Смоленска.
Под цифрой 2 обозначен Молоховский стан, под 4 – Долгомоский, под 12 –Ветлицкий.

Что нам поведали источники?
Молоховские ворота назывались Мологинскими, а еще Духовскими. Их название связано с тем, что именно от них начиналась дорога на Молоховскую волость и стан, названные по имени р. Молоховы. Эта же дорога вела и к современному Долгомостью.

"Молоховка (Молоховая) - река в Монастырщинском и Краснинском районах Смоленской области России. Правый приток Вихры. Длина 53 км. Исток у деревни Болтутино Краснинского района на юго-западе Краснинской возвышенности. Направление течения: юго-восток. Устье напротив деревни Зальково. Берега реки безлесые и сильно подвержены эрозии".

Вроде соблюдено условие - река есть, в честь нее названы ворота и стан. Но, выглядит довольно странно, что важнейшие ворота города назвали в честь небольшой речушки. Да и направления на Долгомоский стан и Молоховский стан противоположные, и, причем тут название ворот Духовские?

В рамках моей версии истории эти противоречия легко устраняются.
"Молога - река в Тверской, Новгородской и Вологодской областях России, впадает в Весьегонский плёс Рыбинского водохранилища на Волге.

Моло;гская (Холо;пья) ярмарка - крупнейшая ярмарка верхнего Поволжья конца XIV — начала XVI веков. Первоначально ярмарка располагалась в Холопьем городке, расположенном в 50 км от устья реки Мологи. Карамзин и Костомаров называли её первой в России. Ещё в начале XIV в. сюда съезжались для продажи и покупки купцы разных стран - немцы, поляки, литовцы, греки, армяне, персы, итальянцы и допускавшиеся тогда для внутренней русской торговли только в один Холопий городок татары и турки. Великий князь Иван III перенёс ярмарку к устью реки Мологи, где располагался город Молога".

Молога, затопленная при образовании Рыбинского водохранилища, и есть Великий Новгород. Смотрите мою статью "Кто погубил Великий Новгород?"

Очевидно, от Мологинских ворот начинался путь в Великий Новгород на ярмарку. Путь проходил по старой Смоленской дороге в направлении к Соловьевой переправе, потом на Духовщину, Белый, Тверь и далее к Мологе.

"Соловьёво -  деревня в Кардымовском районе Смоленской области, административный центр Соловьёвского сельского поселения. Расположена на правом берегу реки Днепр, в 13 км к югу от города Ярцево и в 18 км к востоку от посёлка городского типа Кардымово. Население 292 жителя (2014 год). В XVIII веке деревню назвали Соловьёво в честь Ивана Соловьёва - инженера, создавшего Смоленскую дорогу, вымостив старую сезонную дорогу щебнем. Жители окрестных деревень, под руководством Ивана Глинки, построили два плавучих моста через Днепр. В августе 1812 года армия Барклая-де-Толли дала здесь бой армии Наполеона, а затем осенью, во время преследования французской армии отряды графа Орлова-Денисова дали бой арьергарду маршала Нея".

Высказываю предположение, что Соловьево и Долгомостье – один и тот же населенный пункт. Итак, дорога на Мологу шла на восток и север, а Молоховский стан располагался на юго-западе.

Наверное, многие замечали, что в разных местностях встречаются одинаковые названия населенных пунктов. Причин может быть много, например, люди, приехавшие из другой местности, называли населенные пункты, близкими им названиями.

Высказываю предположение, что для того, чтобы уничтожить воспоминания, что Великий Новгород был на Волге (в районе города Мологи), поменяли названия станов с Мологинского на Ветлицкий. Соответственно, и многим населенным пунктам поменяли названия.

Но следы этих переименований остались. Обратимся к первоисточнику:
Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные археографической комиссиею. Том 4, 1588-1632. – Санкт-Петербург: Типография Эдуарда Пратца, 1851, 320.
Жалованная и другие грамоты польского короля Сигизмунда Московским сановникам, дворянам, детям боярским и другим лицам, на отчины и поместья, чины, денежные и хлебные оклады, дворы и пр., по случаю избрани сына его, королевича Владислава на московский царский престол  № 183 1610-1612  л.165-217.
В рамках моей версии это грамота была составлена в 1812 году вступившим на престол императором Алексеем Алексеевичем.

82. Смольянину Артему Дмитрову сыну Сухотину на поместье, в Смоленском уезде, в Ветлицком стану, на рубежи Бельском поместье, в котором 50 четвертей.
(Прямо указано на близость Ветлицкого стана к Белому)

301. Ивану и Гаврилу Александровым детям Трегубова дан лист на поместья их: Дмитревское Левашова, в Максимовском стану в Ветлицкой волости селцо Ведерники с деревнями с починками и с пустошами

404. Андрею Бошмакову на отчизну и поместье его а в них в Смоленском уезде в Максимовском стану деревня Ведерникова, деревня Кащеева, деревни Немкова Фетинькина тож, деревня пустошь Кучинова

Деревня Ведерники расположена на карте 1792 года рядом с д. Кожино, а на карте 1889 года ее уже нет.

147. Прокофью Бестужеву на отчизну и поместье его в Еленском стану сельцо Топорово, деревню Колчину, починок Митьков, деревню Лукьянову, в Буйгородском стану деревни Безпешкову, Масалово, Сеньково, в Катынской волости  деревни Дудино, Агееву, в Максимовском стану деревни Богданову, Воропанову, Ржавец, Самохвалову, пустошь Сташова, и в Максимовском стану с братом его родным по половице две деревни Викторову и Васильеву.

Д. Ржавец на карте 1792 года есть, а на карте 1889 года ее нет.
Зато и Ржавец и Ведерники сохранились в названиях другой местности.

РГАДА. Ф. 145. Оп. 1. Кн. 1.
(Л. II) 1650-го март 5. Книга на польском языке с переводом записная Смоленского воеводства пятерогубного подымного с тамошних жителей збору, уставленного на сейме для платежа войску и собираемого чрез зборщиков Друцкого-Соколинского и Галимонта.(л. IV) Книги королевские поборовые 158-го году.

Томаш Радванский, с маетности своей Кучинова, Густинца, Боратина, Желязна, в Ветлицком стану, с 20 дымов жилых да с 8 слободцких, 54 золотых.

В Максимовском стану д. Кучинову, очевидно, переименовали в д. Ковалево, а д. Кучино до сих пор существует в 15 км восточнее Холм - Жирков, т.е. на месте Ветлицкого стана.

Г(о)с(по)д(и)н Павел Марцинкевич, судья земский упитцкий, с маетности своей Шестакова, Кучина, Михайлова и Овсюкова, в Ветлицком стану.

Григорий Калечицкий, с маетности своей Ведерников, в Дорогобужском уезде, с 2 дымов жилых, а с маетности Климятина в Ывановском стану с 3-х слободчиков, 6 золот. 15 грошей.

Мартин да Павел Судовские, да Ян Заполский, с маетности Ржавца, в Еленском стану, с 1-го дыму жилого да з другово слободцкого, дано 4 золотых.

Таким образом, версия о том, что были поменяны названия станов, не лишена оснований.

Мологинские (Духовские) ворота располагались там, где и принято считать - на сегодняшней площади Победы (Смирнова).

Попробуем отыскать вблизи нее столп святого мученика Меркурия Смоленского. Если не связывать себя временными рамками он легко отыскивается. Это триумфальные ворота (№ 50), расположенные рядом с церковью Всех святых (41) согласно старинному Плану города Смоленска без даты из ГАСО. Его фрагмент я приводил в статье "План Смоленска развеял миф об Успенском соборе".

"Последней построенной в городе церковью была Всесвятская в Солдатской слободе. Ранее на ее месте находилась одноименная церковь, сгоревшая в 1812 г. В 1894 г. жители быстрорастущей Солдатской слободы решили возвести на ее месте часовню в память чудесного спасения наследника Цесаревича Николая в 1891 г. (во время посещения Японии). Но собранная сумма оказалась такой большой, что решено было возобновить храм Всех Святых, который после постройки освятили в мае 1901 г." Примерно это место средней школы № 14.

Наследник Цесаревич Николай (в последствие Николай II) имеет такое же отношение к данному месту, как и Авраамий Смоленский, просто освобождение Романовыми в 1817 году от русских имперских войск Смоленска, было на бумаге, отнесено на много лет назад, и превратилось в красивую легенду. Но Романовы об этом помнили и помнят сейчас, они любят символы, понятные только узкому кругу. 

Например, мы отмечаем 4 ноября День народного единства (1612), по сути это день, когда многонациональная европейская армия захватила Москву – метрополию русской империи. Этот день действительно очень важный для Романовых, было сделано возможное и невозможное, чтобы захватить имперский престол, но русские люди причем? Поэтому пока не будет восстановлена настоящая история, ищущий не обрящет.


Рецензии