7-5 Из книги Сельские дети войны

7-5 Сельские дети войны П.Краснощеков

                СОЛЯНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

  Первый раз Ваня пошел в школу в семь лет, это было в 1950 году, проучился почти месяц и… с Иваном Завертяевым сбежали. Сбежали из школы и из дома в лес, в пойму, на волю, где не задавали домашних заданий, не вызывали к доске, не сидели на уроках четыре часа.               

   Они сделали себе гнездо на высоком тополе, где было тепло, сухо, а, главное, далеко видать. Несколько раз мимо на лошадях проезжали их отцы, но их гнезда не заметили, проходили их матери, сёстры, звали их, но они не отзывались. Почти две недели они не показывались дома, пропитание они добывали себе в лесу. В озере ловили рыбу и раков, варили их в каске, запекали в костре, ели съедобную траву, грибы, лесные ягоды и фрукты. Хлеб и соль им приносили друзья, которые знали, где они находятся, но никто их не выдал. В конце второй недели стало по ночам холодать, отец через пацанов передал, чтобы они возвращались, наказывать их не будут и в школу в этом году они не пойдут, насильно заставлять учиться их не будут. Так беззаботному детству Ивана добавился целый год, год свободы, воли.

   В сентябре 1951 он снова пошел в школу. В Солянской начальной малокомплектной школе была только одна учительница на все четыре класса. Учились в две смены, в первую смену занимались в одной классной комнате первый и третий класс, во вторую смену учились второй и четвёртый класс. В первом классе было всего шесть учеников, а в третьем пять, причём в третьем классе ученики были разных возрастов. Два ученика были десятилетние, а один даже пятнадцатилетним, это было связано с войной и было не до учёбы, а теперь приходилось навёрстывать упущенное.

   Учительница Цыпкина Елена Иосифовна учила в две смены все четыре класса. Она со своею семьёй ещё в начале войны вместе с потоком беженцев прибыла из Белоруссии. Она знала, что ожидает еврейскую семью в немецкой оккупации. Вместе с ней была её мать, дочь и сын, муж был, как и большинство мужчин  на фронте. В 1944  году семья получила похоронку.
 
   Учёба Ване давалась легко, сказывалась природная память, он успевал усваивать не только свой материал, но и тот, что Елена Иосифовна объясняла третьему классу. Часто Ванечка подсказывал третьеклассникам правильные ответы на вопросы учительницы. Во втором классе он таким же образом «проходил» четвёртый класс, поэтому, когда он учился в третьем и четвёртом классе, ему все было знакомо. Не удивительно, что в начальной школе в классных журналах у Вани итоговые оценки все были только пятёрки.
Ещё в первом классе Ваня брал в библиотеке сказки и «проглатывал» их очень быстро. Он сам спонтанно научился скорочтению и этим пользовался всю свою жизнь.

   В четвёртом классе, 5 марта 1953 года умер И.В. Сталин, детская память навсегда запомнила этот чёрный день. Взрослые в этот день плакали,  а некоторые даже рыдали, но не все, были и такие, кто помалкивал. А 14 марта возвращается реабилитированный двоюродный брат Ваниного отца. Его приговорили к расстрелу, затем на пересуде расстрел заменили на 25 лет тюрьмы без права переписки. И вот его после восьми лет отсидки, после смерти Сталина реабилитировали. Они долго по вечерам разговаривали с отцом, а любознательный Ванечка всё крутился возле них и прислушивался к их разговорам.
- Так, Иван, теперь заживём по-другому, сколько он  искалечил жизней ни в чём не повинных людей, сколько было загублено душ.
- Ты, Сергей, видать, обижаешься на него?
- Нет, я не обижаюсь, я понимаю, страна после такой войны, голода, холода, нищеты. Когда воспрянул всем цветом бандитизм, воровство, проснулись законспирированные шпионы. Без жёстких законов  всё это не искоренить. Лес рубят – щепки летят, вот и я попал в разряд щепок, да я сам виноват, меня же предупреждали друзья, не послушался… и восемь лет жизни потерял, самой активной жизни. Теперь не то, бандитизм с воровством сошли на нет, и шпионов в стране повывели.
- Теперь куда?
- Направляют директором Астраханского рыболовного треста. Учли мою активную жизненную позицию в комсомоле, на партийной работе, на хозяйственной службе.  Веришь, истосковался я по настоящей работе.

   Дядя Серёжа приезжал в Солянку почти каждый год, привозил сушёную рыбу, балыки осетрины и, конечно же, осетринную икру, хотя всё это было в Солянке, но всё же дорог был подарок.

   Март 1954 года  выдался шалопутным. В первых числах раннее весеннее солнце так расстаралось, так припекло, что весь снег растаял, и по Солянке бежали бурные ручьи. В центре села как всегда весной стояла большущая лужа. Ученики забросили валенки и сначала надели сапоги, а через два дня уже примеряли ботинки. Сусликов выливали с 14 марта уже в ботинках, а кто и в тапочках, сшитых отцами из сыромятной кожи  и погонного приводного ремня от молотилки. Шалопутство  марта 1954 года заключалось в том, что 24 - 25 марта похолодало, пошёл крупный и сильный снег. Затем подул северный ветер, поднялась вьюга и эта круговерть длилась два дня и две ночи. Намело большие сугробы, кое-где они были в рост человека.  Мальчишки Солянки снова надели валенки, достали лыжи стали кататься с горок. Лужа посреди Солянки замёрзла, на ней тоже катались пацаны на коньках. В Солянку снова вернулась зима.

   Около Ваниного дома намело большой сугроб, Ваня и Генка начали прыгать на него с крыши дома. Прыгнули раз, другой, третий, понравилось, потом Ваня решил сделать в воздухе сальто. И сделал сальто, но приземлился неудачно. Резкая боль пронизало всё его тело. Поднялся он с трудом, прыжки на этом остановили и разошлись по домам. А к вечеру Ване стало хуже, когда он заносил охапку дров в дом, он от резкой боли в ногах упал вместе с дровами. Отец на  руках занёс его в дом и уложил на постель.
 
   Наутро его на санях, запряженных верблюдом, отвезли в Быковскую больницу. Страшные боли в позвоночнике не проходили и его направили в Сталинградскую областную больницу. Ему поставили диагноз вялотекущий полиомиелит, который не лечился в то время, и Ване предстояло всю жизнь провести, в лучшем случае, в коляске.

  Поместили Ваню в палату для военнослужащих, тогда военного госпиталя ещё не было.Рядом с ним в палате лежали солдаты, офицеры, прошедшие войну, имевшие ордена и медали, а двое из них были герои – лётчики. Все они как могли, поддерживали и успокаивали Ванюшку.
- Ничего Ваня, - говорил дважды герой Советского Союза военный лётчик, - меня сшили по кускам, а я, видишь, живой и не сдаюсь, и ты поднимешься, только надо очень захотеть. Вот почитай книгу о лётчике Маресьеве, она давала мне силы встать с больничной койки. И сейчас я вполне здоров, каждый день физзарядка, пробежка, купание в речке до поздней осени. Поверь, мы ещё с тобой купаться будем здесь в речке Царице.

   9 мая в Сталинград приехала делегация испанского профсоюза, она от имени Долорес Ибаррури возложила цветы на могилу её сына Рубена Ибаррури, знакомилась с достопримечательностями города-героя. Кроме этого посетили палату военнослужащих, они обратили внимание на подростка Ваню. Один из них врач-педиатр по профессии особо заинтересовался больным. Внимательно выслушал Ванину историю болезни, обследовал его и  дал заключение:
- У больного полиневрит, я смогу ему помочь. У меня с собой  в аптечке есть лекарство, на один курс лечения, я думаю, ему хватит. Ваня, через 24 дня будешь бегать! Это я тебе обещаю, обещаю, как испанский коммунист юному сталинградцу!

   То было счастливый случай для Вани, такого лекарства у нас в стране ещё не было. После 24 дней лечения болезнь отступила, и Ваня вместе с лётчиком стал делать гимнастику, затем он стал бегать с ним в овраг на речку Царицу ополаскиваться водой. Речка была небольшой, но вода в ней была холодной, а берег был песчаный с чистым-чистым песком. Гимнастику они с лётчиком делали до седьмого пота, а затем обмывались холодной водой из Царицы.

   А в начале июня его выписали из больницы домой. Его провожали, ставшие уже родными по палате солдаты, лётчики. Так в его жизни сыграли немаловажную роль лётчик – дважды герой Советского Союза и детский врач испанский коммунист, соратник знаменитой Долорес Ибаррури.

   Вернувшись из больницы в Солянку, Ваня каждое утро продолжал делать зарядку и бегать на солянскую речку купаться в холодной воде. Позже отец купил ему велосипед, и он на нём ежедневно гонял купаться на озеро.

   В школе Ване пришлось сдавать экзамены за четвёртый класс одному, ведь на выпускные экзамены начальной школы он опоздал. Учительница Елена Иосифовна неделю занималась с Ваней, сам он усиленно готовился по учебникам. Хотя он пропустил почти два месяца учёбы, экзамены он сдал на одни пятёрки.
Впереди его ждала новая самостоятельная жизнь – учёба в Быковской школе.
                *            *           *

Продолжение в 8
   


Рецензии