Пой, звени, моя гитара!

"Знаменитым быть стыдно, а скромность - наикратчайший путь к забвению"       ( Марк Твен).

Жили мы в подмосковном Боглшево в замечательном посёлке " Старые Горки".Бабушка моя, когда хотела написать кому-нибудь несколько строчек, писала адрес на конверте:"Старые корки", я из вредности, подписывал:"Сухари".Мы -это бабушка Рая, младшие брат и сестра(Славка и Раечка) и я.Мама наша была артисткой цыганского ансамбля и приезжала с гастролей очень редко. Мы скучали, но бабуля заменяла нам маму,как только могла.Жили мы в старом деревянном доме(он стоит до сих пор) и бабушка ходила по-воду, топила всё время дымящую печку, варила нам очень вкусный "кулеш", а по вечерам своим необыкновенным "контральто" пела цыганские песни. У нашей бабушки удивительная судьба, которая, безусловно, достойна моего отдельного "шедевра", но сейчас я просто скажу, что мы все , до сих пор ( царство ей небесное) нежно любим нашу бабулю и поём её замечательные песни.Если и говорят "счастливое детство"- то это Болшево.Учился я в школе, не задумываясь, легко, домашние уроки успевал в школе, поэтому недостатка в свободном времени не было никогда.На огромном чердаке нашего дома, где мы частенько играли в " прятки", однажды я обнаружил старую гитару(где она сейчас?). Совместными усилиями с ребятами, нам удалось привести её в рабочее состояние. Дружно решили, что цына канавегана без гитары не бывает, и она стала моим талисманом. Бабушка научила меня извлекать три аккорда и я стал не заменимым человеком в "Старых Горках". Вдруг, выяснилось, что любимое наше занятие-петь песни.Наша улица(Садовая), на которой днём до изнеможния мы играли в футбол, вечером носились, как угорелые, ловя майских жуков, отличалась ещё и тем, что по краям её была вырыта вдосточная канава, очень красиво зарастающая травой,в перемежку с золотыми одуванчиками. Это была наша любимая(моя первая) сценическая площадка. Мы удобно рассаживались на мягком зелёном ковре и пели песни про " юнгу Била и маленькую Мэри", про то, что"гармонь ыпоёт от того, что кто-то любит гитариста", но самая любимая наша песня была про пчёлку и гусеницу, у которых никак не складывались отношения.Мы пели каждый вечер,это стало любимым занятием, и если я по какой-то причине,вдруг задерживался, то обязательно кто-нибудь из ребят стучал в окно: « Мы ждём тебя на канаве!»
  "Канава"-стала для меня началом моей певческой карьеры! 
                Наша  улица упиралась в высоченный забор, протянувшийся на сотни метров. За этим  забором начинался  подлинный  рай- "Культ -База ".Красивый сосновый  бор скрывал в своей сени дом отдыха с нарядными корпусами, волейбольной площадкой, теннисным кортом,кинозалом и манящей танцевальной верандой. Нам-пацанам вход в этот "рай" был, конечно,заказан, но мы , правдами и неправдами, через дырку,проделанную в заборе проникали в этот "оазис", стремясь незаметно рассредоточиться на территории.Мне надо было обязательно на танц-веранду.И вот однажды,когда массовик Юрий Михайлович Грачевский ( я навсегда запомнил этого элегантного, красивого и очеь артистичного человека, да и Вы сразу сможете представить себе его, ведь это был папа, всем известного сегодня, директора детского к/ж "Ералаш"-Бориса Грачевского) искал исполнителя "Цыганочки, я выскочил со своей гитарой и пустился лихо отплясывать- получил првый приз ( маленькую расчёску,которая в последствии тоже стала музыкальным инструментом).Юрий Максимович попросил меня придти и на следующий день и разрешил спеть под гитару "Ехал цыган на коне верхом"- единственную цыганскую песню,которую я знал от начала до конца- это был мой первый выход на "большую сцену", первый опыт общения со зрителем. Сегодня я поднимаю бокал в память о моём первом учителе, о моём "крёстном отце" в искусстве- Юрие Максимовиче Грачевском!    Светлая  ему память.
  Развлечений у нас была масса: мы с удовольствием устраивали "стукалочки".Для этого, ещё днём, незаметно, к какому-нибудь окошку( лучше к учительскому)булавкой прикареплялась леска, на ней крепился грузик, и длинный конец лески протягивался до самой канавы.Вечером мы прятались в эту канаву и, дёргая за "верёвочку", заставляли жильцов квартиры подскакивать к окну, отворять форточки, пытаясь разобраться, что происходит? Всегда поднималась суматоха, а мы получали "море удовольствия"
       Лазали мы по чужим садам за тюльпанами и нарциссами, и это было таинственно и романтично. Частенько собираясь на канаве, мы играли в карточную игру, где главной персоной была трефовая дама, а "поймать" её должна трефовая шестёрка("шаха"),и называлась почему-то эта увлекательная игра-"КОЗЁЛ".Но  самое большое развлечение- игра в "расшибалку". Игра азартная, игра на деньги.Были среди нас чемпионы, мастера,просто любители-дилетанты, но у всех одинаково были грязные коленки и чернозём под ногтями. Вот за этим-то занятием пеня и "застукал" мой дядя Слава(Владислав Петрович Деметр- светлая ему память), тогда сам ещё очень молодой человек. Слава всегда был моим кумиром! Высокий, необыкновенно красивый, стройный! Когда он улыбался, обнажался ряд белоснежного жемчуга, а над верхней губой чернели всегда аккуратно подстриженные усики. Всем своим видом и одеждой он представлялся мне каким-то индийским "раджой", тем более, что на устах тогда был сказочно популярен Радж Капур. Слава поздоровался со мной, ласково приподняв " за ушко" и отвёл к бабушке. Они о чём-то поговорили и дядя Слава увёл меня с собой. Это было интересно: мы ехали на электричке и приехали, как оказалось, на станцию "Лосиноостровская" и попали в детскую музыкальную школу. Когда педагог- скрипач стал осматривать мои пальцы,даже мне стало стыдно за чернозём под ногтями, кторый я так и не удостоился вычистить. Мы попели, постучали грязными ногтями по столу, поговорили- и я стал учеником музыкальной школы! Честно говоря, я мечтал, как дядя Слава, научиться играть на рояле, но пианино у нас в доме не было, а на скрипке заниматься , признаться, мне было просто лень. Самым ярким воспоминанием моей очень не долгой учёбы в музыкальной школе был Борька Мелимеров- другой мальчик- цыганёнок. Он был большой толстячок, видимо и от того ещё,что его бабушка, провожая внука в школу, всегда успевала, в уже закрывающуюся дверь электрички, просунуть пакетик со вкусными домашними пончиками.Борька жевал пончики всю дорогу и поэтому, не удивительно, что кличка "Пончик" закрепилась за ним с детства. Скорее всего, наш учитель был хорошим педагогом, т.к. вырастил, в отличии от меня уникального музыканта, цыганского скрипача- Бориса Мелимерова. Боря, царство ему небесное, не только великолепно играл на скрипке, но и очень приятно пел и, при своём "тяжёлом весе" очень легео и красиво танцевал. Позже он стал артистом Ленинградског о "Мюзик- хола" и своим творчеством украшал прграммы этого, знаменитого в то время, коллектива. Я горжусь тем, что в моём детстве был такой замечательный Борька-Пончик, до сих пор дружу с его детьми, которые во всём похожи на своеЗго отца и достойны его памяти.
    Другой мойдядя-Жора(Георгий Георгиевич Михайлов) жил и учился в Киеве и очень редко приезжал к нам в Болшево. Но каждый его приезд становился для меня праздником.В один из его приездов, он повёл меня в "БОЛЬШОЙ ТЕАТР" слушать"Севильского цирюльника". Видимо, он,где-то, сомневался, дорос-ли я до серьёзной музыки, но я клянусь, что эта опера стала одним из любимых моих произведений. Я с тех пор помню и знаю наизусть арию Розины, графа Альмавивы и, конечно, знаменитые куплеты дона Базилио. Другой приезд дяди Жоры был отмечен походом в Третьяковскую галерею, где я был очарован и запомнил на всю оставшуюся жизнь Куинджи со своей гениальной "Лунной ночью", Крамского и, в первую очередь-" Явление Христа народу". Я был поражён тем, что художник может работать над картиной ( это же надо!) более 20 лет( почти всю жизнь!)
 Вот, приблизительно,так проходило моё " самообразование", но, признаться, заниматься этим всерьёз мешало одно обстоятельство- любовь. Ах, любовь,любовь! Влюблён я был постоянно, страстно и одновременно! Во всех девчонок в классе, в восемнадцатилетнюю учительницу  младших классов Наталию Петровну и в дачницу Люську, на которой вскоре женился( 16 лет), она тут же родила мне дочку Светланку, и я стал жить в Москве на Зоологической улице.  В студию при театре"Ромэн" я поступил неожиданно и, можно сказать,случайно.
Моя учёба в студии началась с того, что я страстно влюбился в Розу Джелакаеву, молодую актрису, которая уже блистала в "Девчонке из табора". Все годы учёбы, да и вся оставшаяся жизнь прошли под знаком этой любви. Учился я средне-"звёзд с неба не хватал". В студентчиские годы  блистали Гога( Георгий Николаевич) Жемчужный, Лёша Хмелёв( ныне покойный), Земфира Жемчужная, но по-окончании студии, мне как-то больше повезло.. Очень скоро я стал играть заглавные роли и моя карьера, казалось, была предрешена, когда, вдруг, разразилась гроза- армия. О моей службе  в рядах доблестной Советской армии можно напиать отдельный трёхтомный " шедевр", ведь это три года моей жизни, но не будем о грустном, хотя это было смешно. В первый же день после "дембеля", я играл спектакль в театре, и понеслось...С " голодухи" я играл всё подряд, знал наизусть  все роли во всех спектаклях, играл все "замены" и очень скоро( так случилось) стал одним из ведущих артистов театра "Ромэн" Сразу после армии, я женился на Розочке и появился на свет дуэт:"Роза Джелакаева и Пётр Деметр".  Мы стали популярными артистами, и вскоре ушли из театра на эстраду.Я сегодня легко говорю об этом,хотя, на самом деле, были "муки творчества", бессонные ночи, были сердечные приступы и "головная боль".На эстраде всё складывалось, как нельзя лучше! Мы с Розой показали нашим зрителям, как поют цыгане в разных странах- программа:"Песни цыган стран Мира", записали 4 диска-гигант на фирме "Мелодия", много работали на радио и телевидении, объездили с гастролями 18 стран Мира, а уж по нашей стране этих гастролей теперь уже и не сосчитать.Наши песни:" далю-даля","Бедная", "Ту сан рай" поют сегодня цыгане( да и не только цыгане) во всём мире. Они стали, как теперь говорят, "ХИТАМИ". Мы набрались опыта, наш талант расцвёл. Казалось, мы сможем добиться  ещё чего-то " большого и настоящего"...Но сбыться  этому было не суждено- моя Розочка умерла.Умерла 42-х  лет от роду. С егодня, когда, порою, прихватывает уныние от "невостребованности", я, вдруг, сам себя начинаю успокаивать тем, что нужно только " оглянуться"- и... Вся моя жизнь на сцене( более 45 лет) была сплошным праздником, фейерверком, "Карнавалом страстей". Мы с Розой имели честь служить в единственном в мире цыганском театре "Ромэн", нам доводилось выступать на самых главных концертных площадках Страны, нас ценили руководители государства, а самое дорогое- дуэт "Роза  Джелакаева  и Пётр Деметр" был горячо любим в народе, и мы всегда этим жили.


Рецензии