Великий пример любви

                ВЕЛИКИЙ ПРИМЕР ЛЮБВИ

Омовение ног в контексте Писания
Сакраменто, Калифорния
2006
                Автор: Владимир Романович …. 
               
          Дорой читатель эту брошюру, подарили мне мои дети.                Когда я начал читать её, то первое, что бросилось мне в глаза, это то, что автор не обнародует в ней свою фамилию, что я встречаю впервые.
 И, второе, что он пишет в заключение своих мыслей: «Понимание, которое я здесь изложил, мне кажется, НА 100 процентов основано на Слове Божием» стр.54.
 Безусловно, это смелое заявление говорит о том, что Владимир Романович знает, о чём заверяет.  Тогда, как Апостол Павел пишет: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершенствовался; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг  меня Христос Иисус. Братья, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд» Фил.3:12-13. Апостол Павел немало духовных побед одержал за эти годы, значительно возрос духовно, однако, искренне не считал себя достигшим всего, что намечал достигнуть. Это свидетельство апостола некогда напоминало святым в Филиппинах, а сегодня напоминает всем нам верующим, что в духовном росте никогда не следует останавливаться. Павел не утверждал, что достиг духовной зрелости, но продолжал к ней стремиться: «не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» ст.12. Энергично, сконцентрировавшись  на этом всем своим существом, стремился он к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе Фил.3:14. Апостол призывает своих читателей стремиться, как и он, уподобиться всем нам Христу и это, возможно, также и в омовении ног друг другу, заметив: «Итак, кто из вас совершен, так должен мыслить; если вы о чём иначе мыслите, то Бог вам откроет» (ст.15).
 В свей брошюре, автор подчёркивает: «Да, я воспитывался в среде не омывающих» (стр.54), а это немаловажный фактор в данном рассуждении, ведь Библия говорит: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» Пр.22:6.
 Но я приглашаю Вас, уважаемый читатель, вникнуть в то, о чём пишет наш уважаемый брат Владимир Романович, где читаем: «Нисколько не буду против, если кто-либо из читателей пункт за пунктом опровергнет на основе Писания все изложенные здесь доводы» (стр.56). А Слово Божие говорит, что мы должны быть готовы всякому дать отчёт в своём уповании с кротостью и благоговением. Слово «отчёт» говорит о знании дела или вопроса, о котором мы говорим.
 Уважаемый читатель, мы видим, что автор не обращает внимание на первые слова этого стиха, от выполнения которых зависит наша «готовность», а, следовательно, и результат дальнейших действий в этом направлении, даже при наличии  «знаний». А именно, ведь Ап. Пётр пишет вначале этого стиха: «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1Пет.3:15), то есть в сердцах ваших Ему – как Господу – отведите первое место. Христиане только тогда могут побеждать, когда в их сердцах Христос «святится» как Господь. И в этом случае они будут готовы дать правильный ответ относительно своей надежды на Христа. Такая «словесная защита» должна подкрепляться подобающим поведением.
 Дальше автор пишет: А теперь прочтём из Евангелия от Иоанна 13: 14 и 15 стихи: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу»: (14), «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (15).
 И дальше автор пишет: что это пример для всех случаев жизни, говоря следующее: На основании 14-го стиха многие пришли к выводу, что здесь Христос заповедал в буквальном смысле во время Вечери Господней омывать ноги друг другу. Однако 15-ый стих, говорит, что это всего лишь пример служения, который Христос показал Своим ученикам. Слово «то же» говорит о характере действия, а не о буквальном его воспроизведении. Этим, словом Христос говорит: «Делай ТО ЖЕ добро, какое Я сделал вам. Служите друг другу ТАК ЖЕ, как Я послужил вам». Здесь вложен такой же смысл, какой Христос выразил по другому случаю: «Иди и поступай ТАК ЖЕ» Лук.10:37. И в этом случае слово «ТАК ЖЕ» не означает буквального воспроизведения того события, о котором шла речь, а указывает на характер действия.
Таким образом, одним случаем омовения ног Христос дал пример для ВСЕХ случаев жизни, и в этом заключается духовная сущность омовения ног, которая подтверждается всем Писанием, в то время как необходимость буквального омовения нигде, в Писании не подтверждается.               
 «На основании14-го стиха многие пришли к выводу, что здесь Христос заповедал в буквальном смысле во время Вечери Господней омывать ноги друг другу.
 «Однако 15-ий стих говорит, что это всего лишь пример служения, который Христос показал Своим ученикам».
 Дорогой читатель, прежде всего, возникает вопрос: Что такое «пример»? – «Пример это: образец, чему или кому должно следовать, подражать (в данном случае – действиям Спасителя). Тебе дан пример, по нему и работай. Покажи ему пример, как надо владеть пикой» В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, том третий, стр.427.
 Как видим, что это не «пример служения» и не «характер действия» как думает автор, а определённое действие: «явил делом (определённым – омовением), что, возлюбив Своих живущих в мире, до конца возлюбил их» Ин.13:1. И в определённое время -  «И во время вечери» ст.2. Ведь, характерно и то, что Христос омыл ноги только «своим ученикам», а высказывание: «пример для всех случаев жизни» говорит, что это распространяется, буквально, на всех и во все времена –  тогда как Спаситель делал это в определённое время («во время вечери» Господней – Причастия), и только «Своим» («явил делом, что, возлюбив СВОИХ живущих в мире, до конца возлюбил их» Ин.13:1).
 Здесь ясно видно, что утверждение автором лозунга: «Пример для всех случаем жизни» - является ОШИБОЧНЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ  этой цели и значения, которые вложил сюда наш Спаситель, для  этого служение! И мы тоже должны «являть делом», что любим «своих» братьев и сестёр во Христе, «живущих в мире» - и таким образом - по примеру нашего Спасителя -  Который сказал: «если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» Ин.13:17.
 И читаем перевод с греческого языка, который ближе к оригиналу, этот стих (Ин:13:15):
 «ИБО Я ДАЛ ВАМ ПРИМЕР ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ, КАК Я СДЕЛАЛ ВАМ, И ВЫ ДЕЛАЛИ» - говорится ясно и определённо.
 Автор пишет: «Слово ТО ЖЕ говорит о характере действия, а не о буквальном его воспроизведении. Этим словом Христос говорит: «делай ТО ЖЕ добро, как Я сделал вам».
 Дорогой читатель, для ясности, что имел в виду Христос под словом «ТО ЖЕ», откроем ещё Евангелие от Матфея 20:1-5, где читаем: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано утром нанять работников в виноградник свой. И, договорившись с работниками по динарию на день, послал в виноградник свой. Вышел около третьяго часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять вышел около  шестого часа и девятого часа, СДЕЛАЛ ТО ЖЕ», сказал (ПОВТОРИЛ), четырежды: «Идите и вы в виноградник мой». Здесь говорится не «о характере действия», а «о буквальном (повторном) воспроизведении» действий хозяина виноградника. – «Идите в виноградник мой». Мы видим, что действия хозяина повторяются четырежды: «рано утром», «около третьего часа», «около шестого и девятого часа»: хозяин повторил четыре раза одно и то же предложение, сказав: «Идите в виноградник мой» - поэтому и Христос употребил слово «ТО ЖЕ» (Ин.13:15). Так и в Ин.13:15.  читаем слова Христа: «и вы делали ТО ЖЕ (мыли ноги друг другу), что Я сделал вам»  - омыл ноги двенадцати ученикам, т. е. повторил одно и то же действие двенадцать раз!  Здесь мы видим вновь ошибку уважаемого автора!
И ещё читаем слова Христа: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подошёл к первому, сказал: Сын! Пойди, сегодня работай в винограднике моём. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошёл. И, подошедши к другому, ОН СКАЗАЛ «ТО ЖЕ» -  («Сын! пойди, сегодня работай в винограднике  моём»). Этот сказал в ответ: иду, сударь; и не пошёл (Мф.21:28-30). - действия отца повторяются дважды, поэтому Христос употребил слово «ТО ЖЕ». Слово ТО ЖЕ (самое) говорит о повторении предыдущего действия! И перевод с греческого мы читали Ин.13:15: «Ибо Я дал вам пример ДЛЯ ТОГО, чтобы, КАК Я, сделал вам, и вы ДЕЛАЛИ» - ТО ЖЕ, т. е. повторяли такие же действия – омывали ноги дуг другу перед Причастием. И на этом примере мы убеждаемся, что автор ошибается – ибо все мы – люди!
 Автор пишет: «Служите друг другу ТАК ЖЕ, как Я послужил вам». Дорогой читатель, здесь, уважаемый автор, сочиняя своё предложение, явно подставляет нужные ему слова; а именно: ведь Христос говорил Своим ученикам: «Ибо я дал вам пример, чтобы и вы делали ТО ЖЕ, что Я сделал вам» Ин.13:15. А автор пишет: «Служите друг другу ТАК ЖЕ, как Я служил вам». Эти слова, ТО ЖЕ и ТАК ЖЕ не идентичны. (Слово ТО ЖЕ обозначает: повторно делали то же дело, тот же, он же, В. И. Даль, том четвёртый, ст.410).
 О чём мы выше убедились. (А словосочетание ТАК ЖЕ означает: подобно, таким способом, В. И. Даль, том четвёртый, ст.387).
 Автор продолжает утверждать: Здесь вложен такой же смысл, какой Христос выразил по другому случаю: «Иди и ты поступай ТАК ЖЕ» (Лук.10:37). И в этом случае слово «так же» не означает буквального воспроизведения того события, о котором шла речь, а указывает на характер действия.
 Уважаемый автор считает, что Христос словами ТО ЖЕ, утверждая осуществление служение в омовении ног, практически с повторением - имеет тот же смысл, что и в словах ТАК ЖЕ в причте о добром самарянине.
 Но мы, давайте поразмыслим над указанным местом (Лук.10:37) –  чему Христос там учил законника того времени. Читаем это место: «На это сказал Иисус: некоторый человек шёл с Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Так же и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некий, проезжая, нашёл его и, увидев его, сжалился. И подошёл, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу, и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из троих, думаешь, ты был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: ИДИ, И ТЫ ПОСТУПАЙ ТАК ЖЕ» Лук.10:30-37.
 В этой притче Иисус показывает три отношение людей на один и той же случай -  «человека, попавшему разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым».
 1.Священник, который, казалось бы, должен явить любовь к людям - прошёл, однако, мимо брошенного на дороге человека, ограбленного и израненного разбойниками.
 2. Левит, тоже, прошёл мимо несчастного.
 3. Но, именно, самарянин помог этому, полуживому еврею, не только перевязав ему  раны, но и доставил его в гостиницу, где заплатил за уход за ним. Христос ясно дал понять, как надлежит поступать, сказав: «иди, и ты поступай ТАК ЖЕ, (как поступил самарянин) т. е. МИЛОСТИВО со всеми людьми, нуждающимися в твоей помощи, но не так, как поступили священник и левит. Здесь подходит слово «ТАК ЖЕ» т. е. показан  «характер действия» - но не слово «ТО ЖЕ», требующему повторения того же, что Я сделал вам - как велел Христос в омовении ног Своим ученикам, сказав: «чтобы, как Я сделал вам, и вы делали» (с греч.) - и это однозначно!
Автор же намеревается словосочетанием «так же» в притче «О добром самарянине», убедить нас в том, что это равносильно словосочетанию «то же», которое Христос употребил в беседе с учениками в выражении: «Ибо Я дал вам пример, чтоб вы делали «то же», что Я сделал вам» (Ин.13:15); и что слово «то же» выражает «характер действия», но не «повторения», хотя это не так, и мы убедились в этом, и Христос повторил этот единственный «пример» ДВЕНАДЦАТЬ раз, а не какой-либо другой!
Автор продолжает: «Таким образом, одним случаем омовения ног Христос дал пример для ВСЕХ случаев жизни, и в этом заключается духовная сущность омовения ног, которая подтверждается всем Писанием, в то время как необходимость буквального омовения нигде в Писании не подтверждается».
 Дорогой читатель, автор пишет: «Таким образом, одним случаем омовения ног Христос дал пример для ВСЕХ случаев жизни».
 1. Но разве только этим излагал Своё учение Христос на «ВСЕ случаи жизни» Своим слушателям!? И всему, чему учил Христос людей, для применения во многих «случаях жизни»  Он учил «СЛОВЕСНО», к примеру; «Заповеди блаженства», читаем: «Увидев НАРОД, Он взошёл на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И он, отверзши уста Свои, учил их, говоря; И когда Иисус окончил слова эти, НАРОД дивился учению Его, ибо Он учил ИХ, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф.5,6,7:28,29). - Христос учил и народ и учеников словами и на разные темы, и, действительно, «на все случаи жизни»; а это служение (омовение ног) Он учил СЛОВЕСНО, И, ЯВНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ, И ТОЛЬКО «СВОИХ УЧЕНИКОВ», и повторил это действие ДВЕНИДЦАТЬ РАЗ, а не какое-либо другое; эти факты, явно, не вкладываются в понятие; «на все случаи жизни» для  всех людей! А, повторение Своего «примера» двенадцать раз, говорит, что это особый и единственный пример для Его учеников и подменить его чем-то другим не будет правильным. И, повторение «примера», Он подтвердил авторитетными словами: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что и Я. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» Ин.13:13-15, 17.
 2. Христос показал это служение, особо, только в узком кругу «Своих друзей», читаем: «явил делом, что, возлюбив СВОИХ живущих в мире, до конца возлюбил их». И по Его слову и примеру совершают («явил делом») это  Его последователи, что служит большему сплочению членов Его Церкви; и об этом, пишет Ап Павел: «Но истинною любовью всё возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждаго члена, получает приращения для созидания самого себя в ЛЮБВИ» Еф.4:15-16. Павел указывает верующим, как им нужно поступать, действуя по истинной любви, т.е. – как на словах, так и на деле возвещая истину о любви, для того, чтобы всем возрастать в Того, Который есть глава Христос. Именно «глава» управляет ростом и действиями всего тела, показывая это и на деле («явил на деле» - омыв ноги Своим ученикам). Это и даёт телу Христову возрастать, созидая себя в любви.
 Автор утверждает, что омовением ног, Христос дал пример добрых дел для всех случаев  жизни - делать добро. -  Но мы видим, что это Христос сделал, сугубо «Своим», читаем:  «явил делом, что, возлюбив СВОИХ живущих в мире, до конца возлюбил их».
И, именно сделал не всем, а, сугубо, только СВОИМ, (ведь там могли быть хозяин и его домашние, и, тем-более это был общий, великий праздник); и так поступают Его последователи и поныне, омывая ноги друг другу среди членов церкви – по примеру Господа Иисуса Христа – ведь это особый пример служения каждого и для каждого, как показал Христос каждому из Своих учеников, т. е., 12-ть раз, одно и то же дело! («и начал умывать НОГИ УЧЕНИКАМ и отирать полотенцем, которым был препоясан» Ин.13:5).
 И дальше автор пишет: «и в этом заключается духовная сущность омовение ног, которая подтверждается всем Писанием, в то время как необходимость буквального омовения нигде в Писании не подтверждается».
 Дорогой читатель, но автор, к сожалению, не подтверждает свои слова Писанием, «на деле», а Спаситель подтвердил Свои слова «явил делом»! Да и Христос не совершал это служение «духовно», а наглядным примером до подробностей, говоря: «Итак, если Я умыл вам ноги, Я, Господь и Учитель, - и ВЫ ДОЛЖНЫ  друг другу УМЫВАТЬ НОГИ. Ибо Я дал вам ПРИМЕР ДЛЯ ТОГО, чтобы, КАК Я СДЕЛЕЛ вам, и ВЫ ДЕЛАЛИ» Ин.13:4-15. Господь не  сказал, что совершайте это служение «духовно» и все без исключения, а только между «Своими»?!
 Возникает вопрос: Если принимать это служение только «духовно», то зачем практически Спаситель совершил это -  умывал ноги всем двенадцати ученикам Своим, а не, кому-либо одному, чтобы остальные видели это, как «пример», но повторил двенадцать раз??! И если это не обязательно делать всем, то зачем Он настоял сделать это и Петру, который противился этому, и остальным одиннадцати?!
 Дорогой читатель, давайте представим эту картину: Христос с учениками принимает Вечерю Господню и, вдруг, «во время вечери, встал с вечери, и начал умывать ноги УЧЕНИКАМ и отирать полотенцем» (Ин.13:2,4,5). И, если это был показан только «пример» без повторения, как некоторые считают, то Он это сделал бы его только одному из учеников, а не всем, 12-ти, и не настаивал бы это делать и Петру, вопреки его воле; и ученики это ясно увидели бы и поняли бы что это есть «показательный пример на все случаи жизни». Но, Господь и Учитель, повторил одно и «то же» действия двенадцать раз, каждому из учеников Его со словами: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали «то же», что Я сделал вам», или «Ибо Я дал вам пример для того, чтобы, как Я сделал вам, и вы делали» (Ин.13:15), не упоминая, что это есть пример на все случаи жизни всем, всегда, и везде!
 И, подобно тому, как мы принимаем не только духовный смысл Причастия (Смерть Христа: «вспоминаем, возвещаем, приобщаемся, рассуждаем о ней, судим себя»: 1Кор. 11гл), но и практически делаем точно так, как ДЕЛАЛ наш Спаситель на Вечере – вкушаем «Хлеб Сей» и «Пьём Чашу Сию», творя (совершая) в Его «воспоминание». – «Приобщаемся Крови и Телу Христова: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть приобщение Тела Христова» (1Кор.10:16), - осуществляется и «духовно», и физическим действием, в точности как совершал Спаситель, и, Слава Богу за это! – Духовное действия исполняются через физическое действия.
И Ап, Павел, подтверждая связь практических действий с духовными, пишет: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб этот и пьёте чашу эту, смерть Господню возвещаете, доколе Он прийдёт. Поэтому, кто будет, есть хлеб этот или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает себя человек, и таким образом пуст, ест от хлеба этого и пьёт из чаши этой. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем. Оттого многие  из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили самых себя, то не были бы судимы, Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть судимы с миром. Поэтому, братья мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пуст, ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочие устрою, когда приду» 1Кор.11:26-34.
 Так и в таинстве водного крещения есть духовная часть, читаем: «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий».
 И физическая: «И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» Дея.8:36-38.
 Так и в служении омовения ног; важно понимать и практиковать не только духовный смысл этого служения: быть «омытому» и «чистым» и принять Его любовь и передать её «своим» во Христе («возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбив их»), но и «явить делом», по сказанному нашим Господом и Учителем, «Ибо Я дал вам пример для того, чтобы, как Я СДЕЛАЛ ВАМ, И ВЫ ДЕЛАЛИ» Ин.13:15, помня Его слова: «Если вы это знаете, блаженны вы, КОГДА ИСПОЛНЯЕТЕ» - делаете (практикуете) это служение (ст.17).
 Ведь Христос всю свою жизнь на земле совершал добрые дела всем, кто нуждался в этом, а любовь в омовении ног, Он явил только «Своим» ученикам, сказав: «и вы должны умывать ноги друг другу»; «чтобы как Я сделал вам, и вы делали» (греч).          Не говорил Христос, и ученики не писали, что омовение ног должно принимать только в «духовном смысле»! И это факт!
И Христос в беседе с Петром подтвердил это различие – между духовным: быть «омытым, чистым, иметь часть со Мною» (Господом), принять и передать любовь Христа другим; и как неотъемлемую часть -  физическое  исполнения в омовении ног, читаем: «Иисус говорит ему: ОМЫТОМУ НУЖНО только НОГИ УМЫТЬ, потому что чист весь; и ВЫ ЧИСТЫ» (Ин.13:10). -  («Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» - «омыты, очищены» Ин.13:3) - духовная часть. И «нужно омыть только ноги» Ин.13:10-11 - физическая чаять, и её нужно исполнять.
 И ещё, что касается духовной сути в действии омовения ног, то Христос не сказал, что вы делайте это только «духовно» или условно и только; тогда зачем был физический пример – если это делать нет надобности?!
 Но ведь и в служении Причастия мы так же имеем духовную часть и готовимся «духовно»: «вспоминаем, возвещаем, приобщаемся, рассуждаем о Теле Господнем, судим себя», и видимую -  физическую - «едим хлеб и пьём чашу».
 Так же и в таинстве Водного Крещения, есть духовная часть (подготовка духовно): «веровать», «покаяться», «принять Слово»; и физическая – видимая (окунание в воду и провозглашение о своей вере всему миру). И мы исполняем, в обязательном порядке, обе части, а не только духовную, и считаем это «правильным».
– Так и в служении омовения ног, в физической части – омытии друг другу ног;  выражается и духовное её значение: быть «омытыми и чистыми», быть в мире с Богом и окружающими, до омовения ног, принять любовь от Христа, которую Он «явил делом», как принял её Пётр: «Симон Пётр говорит Ему: Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин.13:9); и передать Её другим «собратьям» - омыть им ноги. Ведь, отказываясь подчиниться Его словам, подобно Петру, мы отказываемся принять Его любовь к нам и передать её другим собратьям, теряя, при этом, «часть с Ним» («Если не омою твоих ног, то у тебя НЕТ СО МНОЙ НИЧЕГО ОБЩЕГО» - современный перевод Ин.13:8), не проявив в этим «любовь» к «своим», и «послушание» словам Спасителя.
Но многие  этой физической  часть не признают, как делал Христос, а с ней лишаются и «духовной», ведь читаем Современный перевод Евангелия Ин.13:8: «Ты никогда не вымоешь моих ног! – категорично возразил Пётр. Иисус ответил: - ЕСЛИ Я НЕ УМОЮ ТВОИХ НОГ, ТО У ТЕБЯ НЕТ СО МНОЙ НИЧЕГО ОБЩЕГО» - ведь речь шла о физическом омовении ног Петра, которое имеет и духовный смысл здесь и в Вечности!
 Автор пишет: А теперь порассуждаем над ответом Христа: «Что Я делаю теперь, ты не разумеешь, а уразумеешь ПОСЛЕ» Некоторые считают, что это ПОСЛЕ наступило сразу же во время этой беседы, а под словом «уразумеешь» подразумевается то, что Пётр тут же уразумел необходимость омовение ног. Но если бы это было действительно так, тогда ни Пётр, ни другие апостолы никогда не забыли бы ПОСЛЕ об этом написать в своих посланиях церквям.
 Дорогой читатель, мы видим на деле, что Апостолы, через десятки лет, писали, утверждая это служение – но не отрицали, к примеру: Ап. Иоанн, 13гл.; Ап. Павел: 1Кор.11:34; 1Тим.5:10; и как о «новой заповеди» Ин.13:34-35. Да, и, по-видимому, не было нужды напоминать об этом после такого ясного учения Самим Господом и, описанного Ап. Иоанном; и, плюс к тому, это служение исполнялось, и исполняется до наших дней теми, кто чтит Господа, и Его учение.
 А, в отношении Ап. Петра, то я, тоже, считаю, что «уразумение» Петра наступило, и он, восторженно, воскликнул: «Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову» Ин.13:9. А у остальных учеников вопросов не было, и это факт! И о том, что ученики могли забыть, что и когда писать – это исключено. Ведь, читающие Евангелию, знают слова Христа: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и НАПОМНИТ ВАМ ВСЁ, ЧТО Я ГОВОРИЛ ВАМ» Ин.14:26.
 И ещё: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой (в т. ч. и чтобы они могли что-либо забыть), но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» 2Пет.1:21. Люди – авторы книг Писания – находились под контролем Божественного Автора – Духа Святого. Поэтому, руководствоваться предположениями, тут не к месту и считать, что Христос сказал неправду Петру – очень, духовно - неграмотно.
 Мы точно не знаем, как шёл диалог Христа с Петром об омовении его ног и в какой последовательности Христос мыл ноги Своим двенадцати ученикам; но, вполне возможно, что  когда Пётр категорично отказался разрешить Господу омыть его ноги, Христос начал мыть ноги остальным одиннадцати ученикам.

Время шло, и Пётр, видя как Христос моет ноги остальным ученикам, и, рассуждая над словами Господа: «если не умою тебя, не имеешь части со Мной» (ведь речь шла об омытии ног Петра). «Если не омою твоих ног, то у тебя нет со Мной ничего общего» Ин.13:8 – греч.  и, «уразумев» своё положение, по сравнению с остальными учениками: «Симон Пётр говорит Ему (Христу): Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин.13:9).  Ведь Господь предлагал только ноги омыть, - но исполнились слова Учителя: «уразумеешь после», вечная Слава Ему!!
 Дальше автор пишет: «Об омовении ног говорят, как о заповеди. Но, хоть каким-то намёком она непременно прослеживалась бы теоретически в других местах Писания, как это мы видим со всеми остальными заповедями, ибо в Писании всё взаимосвязано».
Дорогой читатель, большинство, из не омывающих друг другу ноги, успокаивают себя тем, что «кто-то» им сказал, что то, что сделал и говорил Господь и Учитель Иисус Христос, омывая ноги ученикам, не есть заповедь, и его исполнять нет надобности; они не смотрят на то, что это слова Господа Иисуса Христа. «Кто-то», для таковых более авторитетный, чем действия и слова  Спасителя!!
 Но напрашивается, попутно, вопрос: что есть заповедь?                (Заповедь – это повеление, приказание, наказ, нерушимое наставление, В. И. Даль, том первый, стр.618).
 - «Всё то, что дошло к нашему сознанию с источников Божьего Слова для исполнения, в любой форме – называется волей Божией, или заповедью».
 А о заповеди любви, читаем: «И ныне прошу тебя, госпожа, НЕ НОВУЮ ЗАПОВЕДЬ, предписывая тебе, но ту которую мы ИМЕЕМ ОТ НАЧАЛА, чтобы мы ЛЮБИЛИ ДРУГ ДРУГА» 2Ин.1:5. В этом стихе Апостол обращается к церкви как к «госпоже». Он не требует от неё чего-то нового, но лишь то, что было известно от начала. И это не что иное, как заповедь любить друг друга, и она не новая заповедь - утверждает Апостол.
Но в 13-ой главе тот же Апостол Иоанн описывая о примере Иисуса омовении ног друг другу, так же упоминает и о «НОВОЙ ЗАПОВЕДИ», читаем: «ЗАПОВЕДЬ НОВОЮ ДАЮ ВАМ, ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» Ин.13:34-35. А как Он возлюбил? Читаем в этой же 13-ой главе, следующее: «явил делом, что, возлюбив Своих живущих в мире, и во время вечери, встал с вечери, потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» Ин.13: 1,2, 4-5. Дорогой читатель подумай и об этом!
И мы, друзья, приняли из уст Христа много повелений для исполнения, без напоминания того чтобы Он говорил, что это заповедь. И не входим в споры о том, что оно не заповедь.
 Ведь даже в Старом Завете, где описывается, как Бог на горе Синай давал народу Израильскому Десять Заповедей, как мы их называем, - не сказано, не названо, что это заповеди. А просто: «И изрёк Бог слова сии, говоря:» ( Исх.20:1); и все эти поучения мы принимаем. Подобно этому изречению Его Сын, а наш Господь и Учитель сказал: «Ибо Я дал вам пример для того, чтобы, как Я сделал вам, И ВЫ ДЕЛАЛИ. Если вы это знаете, блаженны вы, когда делаете это» Ин.13:15,17 (перевод с греч). Что тут непонятно?!
 Да, Моисей, пророки, Христос, Его ученики и другие люди, когда шла речь о Божьих повеления, данных Богом на горе Синае, называли то заповедями. Так делают и сегодня все те, которые не стараются «искажать Слова Божия, прибегая к хитрости» (как об этом сказано в 2Кор.4:2-4), а говорят, на все Божьи повеления, по примеру Ап. Павла: «Слово это верно и всякого принятия достойно» 1Тим:4:9.
 Если не исполнять повеление об омовении ног только по тому, что там не написано что, именно, это есть заповедь, так почему, собственно, тогда везде принято совершать Вечерю Господню, если ни в одном месте, где написано об этом, не говорится что это заповедь? Читайте: Матфея 26:26-28; Марк 14:22-25; Луки 22:17-20. Ещё раз находим написанное об этом святым Апостолом Павлом: «Ибо я от Самого Господа принял  то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту самую ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломив и сказал: примите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание. Так же и чашу после вечери, и сказал: эта чаша есть новый завет в Моей Крови; это творите, когда будете пить, в Моё воспоминание» 1Кор.11:23-25. И Павел не называет это заповедью, хотя утверждает, что, «Я от самого Господа принял»: (но, ведь и Ап. Иоанн, наяву, видел и слышал, и «осязал» поучения Господа об омовении ног)!
Здесь нигде о Причасти не сказано, что это заповедь, но все деноминации и группы с разными взглядами на догмы веры, исполняют как заповедь, и никому в голову не приходит исполнять это «духовно» или условно; ведь «духовное» исполнение, легче и меньше забот, и ответственности. Это совершают и те, кто омывать ноги друг другу не считают необходимостью, а Причастие исполняют физически и, до мелочей, - точно, как показал Христос.
 И ведь акт святого водного крещения, совершаемый беспрекословно, тоже не называется заповедью, а просто сказано: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» Мф.28:19 – и оно исполняется.
Дорогой читатель, как видим, всё вышесказанное Христом, люди стараются исполнять. А сказанное Им же: «и вы должны умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример для того, чтобы, как Я сделал вам, и вы делали» Ин.13:15, - многие игнорируют. Но ведь это же сказали те же уста и делали те же руки! Христос в своё время сказал: «Что вы зовёте Меня: Господи! Господи! И не делаете того, что Я говорю?» Лук.6:46. Подумаем об этом!
 А о том, что нет и «намёка» в местах Писания об омовении ног друг другу; то, это не так. Ведь выше мы напоминали, что об этом служении писали Апостолы: Иоанн 13 гл., вспоминая учение Самого Спасителя об омовении ног ученикам и, называя это служение «Новой заповедью» Ин.13,1-17,34; Ап Павел 1Тим.5:10.
 Ап. Павел, уча коринфян как правильно проводить служение Причастия в конце 11-ой главы 1-го послания к Коринфянам, стих 34, пишет: «ПРОЧЕЕ УСТРОЮ, КОГДА ПРИЙДУ». Заметим, что Павел не говорит: расскажу, а «устрою»!  (Слово «устраивать» обозначает: приводить в порядок, учредить или распорядиться, снабдить нужным: В, И. Даль, том 4, ст.515). (Слово «учредить» обозначает: установить правилами, В. И. Даль, том четвёртый, ст.529).
 1.  Слова, «снабдить нужным», соответствуют: что нужно «снабдить»  – водой, умывальницей, полотенцем.
 2. «Привести в порядок», т. е. «снял с Себя верхнюю одежду, препоясался, влил воды в умывальницу и начал омывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» Ин.13:4-5.
 3. «Учредить, или распорядиться»: «Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал Вам». «Ибо Я дал вам пример ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ, КАК Я СДЕЛАЛ ВАМ, И ВЫ ДЕЛАЛИ» Ин.13:15. И всё это, вполне могло соответствовать планам Апостола Павла по приходу его следующий раз в Коринф.
 И для утверждения прочтём ещё 1 Кор.11:34: «Про остальне ж, як прийду, дам порядок» -  перевод на украинский язык.
 «Когда я приду к вам, то дам вам и ДРУГИЕ СОВЕТЫ», современный перевод, 1Кор.11:34. Все эти переводы говорят о том, что Павел, вполне возможно, имел в виду узаконить пример Спасителя омывать ноги друг другу во время Причастия.
 Мы знаем, что Ап. Павел не присутствовал на Вечере Господней, когда Господь говорил и показывал «на деле», как совершать это служение; но, по-видимому, он «от Самого Господа принял» это в видении, или передали ему Апостолы об этом служение.
 И Тимофея он учит, что на это следует обращать внимания при  избрании достойных «вдовиц», читаем: «Известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, УМЫВАЛА НОГИ святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» 1Тим.5:10.
 Дорогой читатель, как мы видим, что Павел:
1. Знал об этом служении.
2. Советовал, а не осуждал.
3. Не говорил, что это не стоит делать;
4. Не относил это «на все случай жизни - делать добро», которое сам же перечисляет: «Известная по добрым делам, принимала странников, помогала бедствующим и усердна ко всякому доброму делу» 1Тим.5:10. Он желал, чтобы она имела «полный букет добродетелей», но кроме этого, Апостол отмечает «умывала ноги святым». И всё это он относит не к духовному исполнению, а к буквальному.
 Под заголовком, «… не имеешь части со Мною», автор книги пишет: Смысл высказывания: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» становится понятным, если, во-первых, рассматриваем его во свете всего Писания; во-вторых, если мы учитываем ярко выраженную тенденцию Иисуса Христа говорить духовным языком. С учётом этих двух особенностей, смысл этого высказывания таков; Если Христос не омоет нас полностью, если не освятит наш дух, душу и тело, то мы не будем иметь с ним части, то есть, не будем иметь с ним ничего общего, или, другими словами, не будем спасены.
 Я извиняюсь, но это слова автора, и они не подтверждены местами Писания, о чём автор твердит. И в данном случае, в разговоре с  Петром, Сам Спаситель не нагромождает тех условий, которые ставит автор: «если Христос не омоет нас полностью, если не освятит наш дух, душу и тело, то мы не будем иметь с ним части, то есть, не будем иметь с ним ничего общего, или, другими словами, не будем спасены». Но Спаситель авторитетно заявляет: «омытому (имея в виду учеников на тот момент), НУЖНО ТОЛЬКО НОГИ ОМЫТЬ, потому что ЧИСТ ВЕСЬ» Ин.13:10.
И ещё: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедую вам» Ин.15:3, - говорит Он ученикам Своим и добавляет, что, несмотря, но то, что ученики Иисуса были «омыты» и «очищены», им «нужно только ноги омыть». (Слово «нужно» обозначает: «необходимость», В.И. Даль, том 2,ст.559; или, «то: без чего нельзя быть, нельзя обойтись» - В.И. Даль, том 2, ст.525). Но Автор старается не обращать внимание на слово «НУЖНО», сказанное Господом, и это очевидный факт пренебрежения к учению и повелениям Спасителя.
 И ещё читаем в Современном переводе Евангелия от Иоанна 13:8 этот стих: «Ты никогда не вымоешь моих ног! – категорично возразил Пётр.  Иисус ответил: - ЕСЛИ Я НЕ ОМОЮ ТВОИХ НОГ, ТО У ТЕБЯ НЕТ СО МНОЮ НИЧЕГО ОБЩЕГО». И всё это Он говорил и делал до Своего страдания на Голгофе во время Вечери Господней.                Дорогой читатель, автор, объясняя слова Христа: «не имеешь части со Мною», в конце своей фразы пишет: «Если Христос не омоет нас полностью, или не освятит наш дух, душу и тело, то мы не будем иметь с ним части, то есть, не будем иметь с ним ничего общего, или, другими словами, не будем СПАСЕНЫ».
 Всё это, сказанное автором, Спаситель выразил словами «омыты» и «чисты», обращаясь к ученикам перед омовением Им ног учеников в горнице, во время Вечере Господней («И во время вечери, встал с вечери и начал умывать ноги ученикам» Ин.13:2,4,5), и добавил: «Омытому НУЖНО ТОЛЬКО НОГИ УМЫТЬ» Ин.13:10, «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» Ин.15:3. Но, к величайшему сожалению, автор эти слова, «умышленно» – упускает. И, тот же Ап. Иоанн, о спасении пишет: «Свидетельство это состоит в том, что БОГ ДАРОВАЛ НАМ жизнь вечную (спасение), и эта жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь, не имеющий Сына Божия, не имеет жизни» 1Ин.5:11-12. Сам Бог недвусмысленно заявил, что именно вечная жизнь даётся Им в Сыне Его. И отрицать это – значит представлять Бога обманщиком. Те, кто веруют в Сына Божия и поступают, как Он поступал, имеют это свидетельство о Нём в чистом сердце своём, и исполняют волю Его (в т. ч. и омовение ног друг другу), – как истину Божию. Правду Божию можно или отвергнуть, или всецело поверить ей. И, Ап. Петру Спаситель говорит: «Если Я не омою твоих ног (хотя ты «омыт» и «чист», и телом, и душою), то у тебя НЕТ СО МНОЙ  НИЧЕГО ОБЩЕГО!» - И пока ещё мы живём на земле, то решение остаётся за нами: «иметь общее с Ним в Его части» с невестой, не отвергая Его любовь к нам, выраженную и в омовении ног.
 Читаем слова автора дальше: Христос ещё сказал ученикам, что, когда Дух Святой сойдёт на них, он напомнит им ВСЁ, что Он говорил им. И перед вознесением на небо, Христос повелел им идти по всему миру и проповедовать Евангелие, уча людей соблюдать ВСЁ, что Он повелел им. Если в это ВСЁ не входило буквальное омовение ног, это вернейшее доказательство, что апостолы понимали омовение ног, как иллюстрацию к заповеди любви, то есть в духовном плане.
 Дорогой читатель, мы видим, что Дух Святой не внушал писавшим Евангелие, что омовение ног нужно понимать «в духовом плане»; а «напомнил» Апостолу Иоанну, подробно то, чему учил и делал Христос на Пасхальной Вечере - ведь с того времени, как это было, прошли не один десяток лет и это неопровержимый факт.
Второе, ученики учили всему, чему учил их Спаситель, и велели соблюдать ВСЁ чему учил Христос, в т. ч. и Апостол Павел, о котором мы уже говорили, и никто из них не написал, что омовение ног нужно делать «духовно», в то время, когда Спаситель это сделал буквально. И это ВСЁ дошло и до наших дней, в том числе и омовение ног, Слава Богу!
 А то, что в Евангелии нет этого повторения, которого ищет автор, то это нужно адресовать Автору Писания, если есть на это право и дерзновение.
 Но мы знаем из Писания, что мужи Божии не требовали «повтора», а шли и исполняли сказанное Богом, однажды, -  к примеру, возьмём Авраама: Бог повелел ему принести в жертву единственного, любимого сына. И Авраам не позволил  себе сомневаться, или искать оправдания, или «повтора», чтобы не делать, столь трудное «дело», по сравнению с омовением ног своему собрату – подумаем об этом! Бог ночью ему сказал, а утром он уже повёл сына своего и об этом читаем: «И было после сих происшествий Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего; взял с собою двух отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог» Быт.22:1-3. Для этого Праведника достаточно было сказать один раз – чтобы он подчинился повелению от Бога!
 И ещё, мы встречаем повеление без «повтора» в Евангелии, к примеру, Христос учил: «В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому этому!» Лук.10:5. И, я верю, что ученики Христовы так поступали и учили, и это дошло и до наших дней; и в наши дни, большинство христиан, так поступают, несмотря на то, что «повтора» мы не находим в Посланиях Апостолов другим Церквам; и, недовольных этому, мы не встречаем, как в нашем случае. И Ап. Иоанн пишет: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» Ин.21:25.         
        Дальше автор пишет: «Да и само действие омовения, требующее воды и посуды, отнимает время, предназначенное для богослужения, что также не содействует ко благу».
 Дорогой читатель, проследим: так ли рассуждал и действовал наш Учитель и Господь, Который был Учредитель, Автор и Исполнитель этого служения, по сравнению с мнением  уважаемого Владимира Романовича? Мы уже уточнили, что:
1. Христос омывал ноги Своим ученикам в «горнице» где «вкушали хлеб и вино», читаем слова Христа: «И скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте Они пошли и нашли, как сказал им, и приготовили пасху» (Лук.22:7-13).
2. «Во время вечери,… встал с вечери» Ин.13:2-4. - стало быть, не окончив пасхальную трапезу.
3. Стал готовиться к этому служению: «снял  с Себя верхнюю одежду», «взяв полотенце, препоясался» Ин.13:4.
5. Сам Христос: «влил  воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам  и отирать полотенцем, которым был препоясан» Ин.13:5. Заметим, что Господь умыл ноги двенадцати мужчинам, на что нужна сила и время!!
6. Беседует с Петром, убеждая его не противиться этому служению: «Когда Он подошёл к Симону Петру, тот сказал Ему: Господи! Ты хочешь мыть мне ноги? Иисус сказал ему: сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймёшь. Ты никогда не вымоешь моих ног! – категорично возразил Пётр. Иисус ответил: Если Я не умою твоих ног, то у тебя нет со Мной ничего общего. Пётр ответил: тогда, Господи, мой не только мои ноги, но руки и голову» Ин.13:6-10 – (Современный перевод).
7. Продолжает омывать ноги всем Своим двенадцати ученикам.
8. Одевается в Свою одежду; «надел одежду Свою» ст.12.
9. Возвращается к пасхальной трапезе; и «возлёгши опять» (ст.12) с учениками.
10. Ведёт глубокую беседу с учениками об обязательном исполнении этого служения, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали ТО ЖЕ, что Я сделал вам» Ин.13:14-15.
 И ещё прочтём это место, переведённое с греческого языка, он ближе к оригиналу: «Ибо Я дал вам пример ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ, КАК Я СДЕЛАЛ ВАМ, И ВЫ ДЕЛАЛИ».                11. Предупреждает: «Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» Ин.13:16. Слова, «истинно, истинно» говорят о серьёзности сказанного дальше, а именно: что ни раб, ни посланник не вправе изменять, что-либо в распоряжениях и действиях своих господ, т.е., то, чему учит Христос – человек не имеет авторитетного права, что-либо изменять.
12. Говорит слова поощрения: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» Ин.13:17. Ни одному вопросу, описанному в Евангелии, Христос не уделил столько внимания в слове и деле – как омовению ног, зная, что Ему осталось жить в человеческом теле, меньше суток. Даже по количеству стихов, записанных в Евангелии можно судить об этом; от Ин.13:17 – 17 стихов об омовении ног, а о Причастии, 1Кор.11:23-34, - 12 стихов. И все эти действия, Спасителя были, явно, не в «духовном плане». Обычно, если человек не может объяснить суть происходившего, тогда говорит, что это нужно понимать «духовно» -  и дело с «концом»!
Здесь мы увидели разницу в отношениях к этому вопросу Спасителя и нашего уважаемого автора – Владимира Романовича. А Вы, читатель, судите Сами – кто здесь правь, Господь или уважаемый автор? И что нам «содействует ко благу»?! Я надеюсь, что вы будете на стороне нашего Спасителя Иисуса Христа.
Автор ещё пишет;  «Именно любовь Христова, а не обряд (омовение ног), даёт нам возможность иметь с Ним часть, потому что Бог есть любовь».
 Дорогой читатель, но:
1. Ведь Господь говорит нам ясно об условиях, чтобы «иметь часть с Ним», читаем: «если Я не умою тебя» и, ведь речь шла о физическом омовении ног Петра до пролития Крови Христа на Голгофе. И, для уточнения этого выражения, читаем слова Спасителя: «Если Я не омою твоих ног, то у тебя нет со Мной ничего общего» (современный перевод) Ин.13:8.
2. Дорогой читатель, возникает ещё вопрос; Христос любил Петра? Ответ -  любил, но Он говорит ему: «не имеешь части со Мною. «ЕСЛИ Я НЕ УМОЮ ТВОИХ НОГ, ТО У ТЕБЯ  НЕТ СО МНОЙ НИЧЕГО ОБЩЕГО» Ин.13:8 – Современный  перевод.  Христос  сказал: «если не умою тебя». И Сам же говорит: «вы чисты», и ещё говорит: «Вы очищены через слово, которое Я проповедал вам» Ин.15:3. И, в заключение заявляет: «Омытому НУЖНО ТОЛЬКО НОГИ ОМЫТЬ!». И это «нужно» Он делает Сам, Своими руками, видимо – физически, Слава Ему за это! И к нам, читатель, Он «являет делом» Свою любовь руками детей Своих, а мы, горделиво, не нуждаемся в этой любви и этим, мы сами показываем, что мы не желаем «иметь части с Ним» и Его детьми. Подумаем об этом!
 И, ещё, автор назвал служение «омовения ног» - «обрядом».
 Дорогой читатель, как Вы думаете – физические действия при совершении Святого Водного Крещения и Причастие – не можно назвать «обрядом»!? Ведь, во всю историю христианства, оно, в точности, повторяются, и автор не решается назвать эти таинства «обрядом».
Автор продолжает: Если мы не достигаем этой любви, то есть не преображаемся в образ Христа, то Слово Божие говорит; «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маран-афа» (1Кор.16:22). Это ещё одно подтверждение того, что значит не иметь части со Христом.
Дорогой читатель, насколько я помню, то эти страшные слова: «не имеешь части со Мною», были адресованы только Апостолу Петру, когда он отвергал любовь Христа к нему, в омовение его ног Спасителем, и об этом заявлял Сам Господь, словами: «Если Я не омою твои ног, то у тебя нет со Мной ничего общего» (Новый перевод).
И, дальше возникает вопрос; «Любил ли Пётр Господа Иисуса Христа»?  Для ответа откроем, Мф.16:21-22: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет это с Тобою».
И ещё читаем о Петре; «Он (Пётр) отвечал Ему: Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» Лук.22:33. Что беспокоит Петра, в то время как остальные ученики молчат? – Как не любовь его к Господу?!                И ещё, читаем: «Когда они обедали, Иисус говорит Симону Петру; Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Пётр говорит Ему: так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему, паси агнцев Моих» Ин.21:15. Господь знал, что Пётр  говорит правду!
И последний момент: «Подходит к Симону Петру, тот говорит Ему: Господи! Тебе ли омывать мои ноги? … не умоешь ног моих вовек» Ин.13:6,8. Опять все ученики молчат, а он возражает. Почему? Я думаю из-за любви к Спасителю. И здесь можно с уверенностью сказать, что Пётр любил Господа. Но Христос заявляет ему; «не имеешь части со Мною» ст.8. И, по Своей великой любви к Петру, желая ему блага, Он настаивает и физически омывает ему ноги, дабы он «не впал в непокорность» (Евр.4:11); «Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» 1Цар.15:23.
И, ещё автор сетует: «Да и само действия омовения,  ОТНЕМАЕТ ВРЕМЯ»...
 Уважаемый читатель, в Писаниях мы, читаем; «От одной крови Он (Бог) произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, НАЗНАЧИВ предопределённые ВРЕМЕНА и пределы их обитания» Дея.17:26. Всемогущий Бог сотворил человека и предопределил судьбу каждого человека, и даёт ему время и место жизни на планете Земля; и свободную волю в своих действиях, и человек вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, не забывая, кем оно дано, и для чего, и за что придётся дать отчёт Творцу!
 И ещё, читаем: «Я дал ей время покаяться» Отк.2:21. Милосердный Бог «даёт» человеку «время покаяться» в своём «непослушании» и неправильном отношении к Нему и Его Слову, Слава Ему! Будем дорожить временем, ведь оно так быстро проходит и неповторимо.
 Но как видим, дорогой читатель, многие специально ищут любые пути, чтобы обойти этот момент и других учат так, но Христос сказал: «Итак, кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим назовётся в Царстве Небесном; а кто сделает и научит, тот великим назовётся в Царстве Небесном» Мф.5:19. Но пока есть время для выбора!
В книге находим ещё раз такое высказывание: Ведь Сам Христос сказал, что это пример (и добавляет свою точку зрения), а если так, то это пример для всех случаев жизни.                Автор специально не дочитывает слов Спасителя в этом стихе, и как он звучит в оригинале с греческого текста, где читаем, Ин.13:15: «Ибо Я дал вам пример ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ, КАК Я СДЕЛАЛ ВАМ, И ВЫ ДЕЛАЛИ» -  ясная мысль Спасителя! И Он этот пример показал только Своим ученикам двенадцать раз, и это неопровержимый факт, и предупредил: «Истинно, Истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин.13:16,17). – Заметим, нужно не вносить свои коррективы, а исполнять! И, эти же Уста произнесли: «И если кто отнимет что  от слов книги пророчества  этого, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом городе, и в том, что написано в книге этой» Отк.22:19.
Если бы Христос действительно имел в виду только пример, не обязательный для буквального воспроизведения, тогда Он сделал бы это только одному ученику и сказал бы так: «По примеру омовения ног, который Я вам показал, служите друг другу»; но  это действие Он сделал двенадцать раз, и подтвердил словами: «Ибо Я дал вам пример для того, чтобы, как Я  сделал вам,  ВЫ ДЕЛАЛИ» т. е, «вы должны умывать ноги друг другу» Ин.13:15. -  Разве это не говорит о необходимости омывать ноги «наделе» - буквально?
 И Христос совершал эти два служения – омовение ног и Причастие в одно и то же время, и на одном и том же месте, показывая духовную и практическую их сторону – о чём мы уже говорили. Ведь суть Божьего замысла одна – ЛЮБОВЬ  к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного..» (Ин.3:16); и «явил делом, что возлюбив Своих.., до конца возлюби их» (Ин.13:1). И Христос эту мысль показал «на деле» и велит, и нам «соблюдать», и «исполнять» - «то же»!
Автор разбирает такое суждение; (В новом Завете есть единственное упоминание об омовении ног, помимо того, что сказано в Иоанна 13, это в 1Тим.5:10: «Известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, УМЫВАЛА НОГИ СВЯТЫМ, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу». Разве это не доказывает необходимости омовения ног?).
 На это толкование автор пишет: «Нисколько. Омовение ног, о котором здесь говорится, является служением гостеприимства и осуществлялось дома, а не в церкви перед Вечерей Господней. Это омовение ног, как мы уже упоминали, основано на обычаях людей того времени.
 Дорогой читатель подумаем и мы об этом:                1. Автор категорически отвечает: «Нисколько!» Омовение ног, о котором здесь говорится, является служением «гостеприимства».
 Мой вопрос: а слова «принимала странников» (1Тим.5:10) – это не относится ли к «гостеприимству»? Следуя понятию автора – это одно и то же и, следовательно, получается, что Апостол Павел пишет ненужные слова, т. е. повторяется, вернее не он, а автор Евангелия – Дух Святой?                2. Далее автор продолжает: «и осуществлялось это дома, а не в церкви перед Вечерей Господней»
 Этими словами автор обличает Христа, Который осуществлял омовение ног ученикам – «в горнице» и «во время вечери».
3. Автор пишет ещё: «Это омовение ног, как мы уже напоминали, основано на обычаях людей того времени».                Дорогой читатель, автор опять показывает что Спаситель,  руководствовался обычаями людей того времени, а не исполнял волю Отца; но Он говорит: «Я ничего не могу творить Сам от Себя, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» Ин.5:30. А автор, как мы не раз замечали, руководствуется не местами с Евангелия, а человеческими предположениями и это очень печально. И, по понятию автора, следует, что Ап. Павел тоже ОДОБРЯЛ мирские обычаи в жизни верующих. А?! Тогда, как мы читаем, в его послании к Ефесянам 2:1,2, следующее: «И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, ПО ОБЫЧАЯМ МИРА ЭТОГО, по воле князя, господствующаго в воздухе, духа, действующаго ныне в сынах противления». Павел рисует жизнь грешного человека и вместе с тем, рекомендует таковых Тимофею (1Тим.5:10)? – но как это может быть!?
Но, я с этого места послания Ап. Павла к Тимофея, вижу следующее, что:
1. Это служение практиковалось в дни Апостолов, ведь Павел лично не присутствовал на Вечере Господней, где Христос омывал ноги Своим ученикам, но знал о нём досконально и оно практикуется, и в наши дни, и будет практиковаться Церковью Полного Евангелия до ея вознесения!
2. Апостол писал послание Тимофею между 63 и 66 годами, после Рождества Христова, напоминая о важности и омовения ног в то время.
 3. Ап. Павел не осуждает это служение и не говорит, что это лишнее, и ненужное занятие, как некоторые в наше время.                4. Он не понимает это «духовно», а говорит как о физическом действии.
Слышу ещё одну «отговорку», что мол, Иуду Симонова Искариота, омовение ног не изменило. И это правда. Но, дело ещё в том, что он участвовал в этом служении, не достойно, читаем: «Иисус сказал Ему (Петру): омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, НО НЕ ВСЕ. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» Ин.13:10-11. И мы знаем о конечном результате после недостойного участия.
 И, в заключение, хочу выразить несколько мыслей, а именно:
 Автор неоднократно подчёркивает, что «одним случаем омовения ног Христос ДАЛ ПРИМЕР ДЛЯ ВСЕХ СЛУЧАЕВ ЖИЗНИ».
 Дорогой читатель, давайте ещё раз подумаем над этом «ПРИМЕРОМ».
1. Автор не указывает мотивы этого «примера», чему, на его взгляд, Христос хочет научить учеников? Или, что показать?– смирение, любовь, покорность, доброту, уважение, послушание или что-либо другое. Но Ап. Иоанн ясно пишет: «Иисус, явил делом, что возлюбив Своих  живущих в мире, до конца возлюбил их» Ин.13:1. Свою любовь, в данном случае, Христос «явил» описанным (определённым) «делом» - омовением их ног каждому ученику лично. Но ещё есть понятие, что Спаситель в акте омовении ног Своим ученикам показал Своё смирение перед учениками. Но почему-то Дух Святой  «напомнил» Ап. Иоанну написать, что Христос: «явил делом, что, ВОЗЛЮБИВ Своих живущих в мире», но не назвал это действие СМИРЕНИЕМ?!
 (Слово «смирение» обозначает: сознание слабостей своих и недостатков, чувство сокрушения, унижения; раскаяния; скромности. В. И. Даль, том четвёртый, стр.235).
 А о смирении Господа пишет Ап. Павел: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6,8). Возникает вопрос: смирил Себя Господь Иисус перед кем, перед учениками (людьми) или пред Богом – Отцом, о чём читаем: «Смирил себя, быв ПОСЛУШНЫМ даже до смерти, и смерти крестной»?!                Находим действия Христа по отношению к людям: «И сделав бич из верёвок (Христос), выгнал из храма всех, также и овец и волов и деньги у меновщиков рассыпал, и столы их опрокинул» Ин.2:15. И ещё: «Иисус отвечал ему (служителю храма): если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня» Ин.18:23.
 Но Ап. Павел говорит, что Христос смирил Себя перед Отцом и результатом смирения и покорности Христа пред Отцом явилось превознесение Его Отцом, поставившим Его выше кого бы то ни было, о чём читаем: «Поэтому и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» Фил.2:9-11. С этого рассуждения мы видим, что Иоанн написал правильно, что в действии омовения ног «Своим» ученикам, Христос «явил делом» любовь к ученикам «Своим», А Своё смирение перед Отцом, Христос явил послушанием Ему: которого у людей, к великому сожалению, не наблюдается в т. ч. и в омовение ног, и это не преумножает «славу Бога Отца» и Его Слова, а бесчестит, и мы говорим этим, что Христос мыл, а я не буду.
 В Писаниях мы не находим, что бы Бог смирялся перед человеком, ведь это происходило на виду всей вселенной! Bедь если понимать, что Господь и Учитель «явил делом» не «любовь», а «смирение», то можно смирением в любом виде, в любое время, в любом месте, любому человеку, в любом положении физическом и духовном, заменить омовение ног, что намного проще и легче; но будет ли это соответствовать цели и действиям Спасителя, ведь Он совершил это действие двенадцать раз! И на компромисс с Петром не пошёл, но настоял со строгими словами: «не имеешь части со Мною» («Если Я не омою твоих ног, то у тебя нет со Мной ничего общего», новый перевод) – а, впереди, вечность, что непоправимо и этом заинтересован Бог и дьявол, а решает, самолично, человек здесь на земле однажды!
 (Отзыв: Прочитав, вышенаписанное, с уверенностью могу сказать, что здесь затронута очень важная тема, которая указывает нам, почему Спаситель умыл ноги Своим ученикам? Каждый, внимательно читающий Новый Завет, а,  особенно, Евангелие от Иоанна согласится, что Господь любил Своих учеников и вся Его земная жизнь, даже до смерти на кресте, была выражением Его любви ко всем людям. Посему факт, что Господь проявил знак особой любви, склонившись перед учениками, и омыл им всем ноги, очевиден. Читая мысли брата Витюкова Станислава, мы находим, что действие омовения ног ученикам Спасителем, было выражением любви, но не выражением смирения. Служитель Василий Бобко).
 2. По понятию автора, что этот «пример для всех случаев жизни» человека на земле, следовательно, он должен распространяется для исполнения  для всех людей и во все времена, и на любом месте, и в любом физическом и духовным состоянии.
Но Ап. Иоанн указывает, что «Иисус явил» этот пример «делом»  только «Своим ученикам»; и «во время вечери» (Ин.13:1-2); и в «горнице»; (об этом мы уже говорили, Мр.14:15), и ещё: «Иисус говорит ему (Петру): «омытому» нужно только ноги омыть, потому что «чист весь»; и вы «чисты», но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал «не все вы чисты».
3. Следовательно, участвовать в этом служении может не каждый: Ведь мы читаем: «Иисус, явил делом, что возлюбив СВОИХ живущих в мире». И ещё Христос говорил: «братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» Лук.8:21.
 А о мысли, о выделении «своих» на Пасхальной Вечери мы читаем, следующее: «И сказал Господь Моисею и Арону в земле Египетской, говоря: Скажите всему обществу Израильтян: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его» Исх.12:1,3,8. Так было и на этой, последней перед страданиями на Голгофе, Пасхальной Вечери, когда Христос послал учеников приготовить Пасху. По-видимому, Хозяин дома со своими домочадцами имели отдельный стол в этот пасхальный вечер, и Христос не считал их за «своих». И в горнице Христос находился со Своими учениками, которым омыл ноги и вкушал с ними «Хлеб» и «Вино» т. е. преподал Причастие. С этого мы видим, что громкий вывод  Владимира Романовича: «Таким образом, одним случаем омовения ног Христос дал пример для ВСЕХ СЛУЧАЕВ ЖИЗНИ, и в этом заключается духовная сущность омовения ног, которая подтверждается всем Писанием, в то время как необходимость буквального омовения в Писании не подтверждается» -  является ОШИБОЧНЫМ. И в этом мы с вами уже убедились!
 Во-вторых, читаем: «Иисус говорит ему (Петру): ОМЫТОМУ нужно только ноги умыть, потому что ЧИСТ ВЕСЬ; и вы ЧИСТЫ» Ин.13:10.
 Смысл Его слов в том, что спасённые Им ученики были в числе «слушающих слово и исполняющих его» (Лук.8:21), и, постоянно пребывающие в общении с Ним, уже «чисты», и единственно, в чём нуждались, так это в «омытии  ног» (Ин.13:10). Ведь Христос сказал ученикам до Своего страдания: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» Ин.15:3.
 И ещё одна мысль, исследуя места Евангелия, где описаны учения Спасителя о подготовке и проведения служения Причастия, Христос умалчивает о готовности Его учеников перед этим Служением (Тела и Крови). Ведь, по сути дела, подготовка к Причастию не меньше необходима, чем подготовка к служению омовения ног – это понятно. Ведь Ап. Павел, уже после вознесения Спасителя на небо, пишет: «Поэтому, кто будет, есть хлеб этот или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба этого и пьёт из чаши этой. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы, будучи судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром» 1Кор.11:27-30
Дорогой читатель, как мы видим, что к этому святому служению требуется серьёзная подготовка, чтобы не «быть наказанным от Господа или не быть осуждённым с миром», или не болеть, или не уйти преждевременно с этой жизни - пишет Апостол.
 Но стоит вопрос: почему Иисус Христос ничего не напоминал об этом Своим ученикам перед Вечерей Господней перед страданием?!  Ответ ясен: Он говорил об этом перед служением омовения ног, читаем: «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты» (Ин.13:10).
 И, если с этим не соглашаться, о чём пишет Ап. Иоанн (Ин.13:10), то верующие, до написанного Павлом 1Кор.11:27-33 (а это прошли десятки лет от времени установления этого служения Господом), участвовали без особой подготовки к этому служению! Но Христос учил об этом, и Ап. Иоанн написал о подготовке к этим служениям, словами: «Иисус сказал ему (Петру): Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» Ин.13:10. Поэтому Иисус Христос совершал эти служения в одно и то же время («во время Вечери»), и в одном месте («в горнице»), напомнив об общей готовности, перед служением омовения ног – быть «чистыми» и «омытыми».
 Слава Ему! Поэтому многие дети Божьи, следуя примеру Иисуса Христа, совершают эти служения совместно по времени и месте, напоминая о готовности к этому служению, – быть духовно «омытыми» и «чистыми» совестью - «Хранящие таинство веры в ЧИСТОЙ СОВЕСТИ» (1Тим.3:9). И Он призывал участвовать в этих служениях, только «своих» членов церкви – как поступал Иисус Христос. Ведь, читаем: «Иисус, явил делом, что, возлюбив СВОИХ живущим в мире, до конца возлюбил их» (Ин.13:1-2).
 Будем послушны воле Божьей, ибо Он сказал: «А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушеннаго духом и трепещущаго пред словом Моим» Ис.66:2.               

Составил Станислав Витюков  http: / /www.proza.ru /avtor / svitjukov
               


Рецензии