Беседа

                Беседа

  Уважаемый читатель, с Вашего разрешения, я хочу описать беседу  с одним старшим служителем по вопросу омовения ног, который в своей книге: «О событиях в страстный четверг», пишет: Ап. Лука, в 22:24, вносит новый штрих: «Был же и спор между ними (учениками), кто из них должен почитаться большим» и это важное дополнение вызвало необходимость омовения ног.
 В ответ, я сказал, что это не новый штрих. Ведь: 1. Мать сынов Зеведеевых тоже просила у Христа, чтобы её сыны заняли бы большее положение в Царстве Христа. Читаем: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то, прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы эти два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царствии Твоём. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите; можете пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим» Мф.20:20-23. Христос даёт здесь ясный ответ по существу вопроса, словами, но не делом (омовением ног).
2. Христос даёт полный ответ на тот же вопрос. Читаем: «Услышав это, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» Мф.20:24-28. Иисус, конечно, знал о трениях между учениками и потому, собрав их вместе, Он изложил им некоторые основополагающие принципы Царства ясно, но не в омовением ног.
3. Марк пишет об этом же вопросе, читаем: «Пришёл в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чём дорогою вы разсуждали между собою? Они молчали, потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И сев призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» Мр.9:33-35. Ведь «положение о рангах» весьма соблюдалась в среде иудеев, о чём читаем:  «Замечая же, как званные выбирали места, сказал им причту» Лук.14:7); так что не удивительно, что и учеников тоже волновало, какое место каждый займёт в Царстве Мессии.
4. И Ап. Лука в 22:24-27 пишет: «Был же спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; А вы не так: но, кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий  - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий».
 Как ни странно, но после предупреждения Христа о том, что один из них предаст Его, ученики снова стали спорить о том, кто из них должен почитаться большим. Цари господствуют над народами (подразумевается, над поданными), заметил им на это Господь. Но последователи Мессии не могут исходить из этого. Среди них, стремящийся быть больше, да будут как меньший.. как служащий. Ибо Он Сам, Иисус Христос, - в роли служащего между ними на Вечери. Ведь на Вечери ученики возлежали за столом, а Христос их обслуживал, читаем: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите; это – Тело Моё. И взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нея все. И сказал им: это – Кров Моя нового завета, за многих изливаемая» Мр.14:22-24.
А затем читаем дальше: «.. явил делом, что, возлюбив Своих живущим в мире, до конца возлюбил их. Встал с вечери,.. потом влил воды и начал омывать ноги ученикам и отирать. Подходит к Симону Петру..» Ин. 13:1-6. Ученики Его должны подражать своему Учителю, и мы с Вами так же!
 Во всех, вышесказанных случаях, Спаситель даёт ясный ответ что, кто и как может «почитаться большим», - в смысле положения в обществе определённой группе людей – но не в смысле выражения чувств «любви». Ведь ученики спорили о положении между ими «по служебной лестнице» - «кто почитается большим». А Ап. Иоанн не касается этого вопроса – «кто больше». Ведь о цели омовения ног Евангелие говорит ясно: что Христос «явил ДЕЛОМ Свою любовь» Своим ученикам, не имея в виду их положения в обществе – «кто больше». И об этом пишет Ап. Павел: «Послушайте, братья мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и НАСЛЕДНИКАМИ ЦАРСТВА, которое Он обещал любящим Его» Иак.2:5.                Характерно, что Христос после каждого вопроса «кто из них (учеников Его) должен почитаться большим» - даёт ясный ответ – если читать внимательно и непредвзято!                Но, наш уважаемый брат, берёт один стих Лук.22;24: «был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим»; и, не обращая внимания на ответ Иисуса, в следующих стихах 25-27, этой же главы где написано: «Он же (Иисус) сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но, кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? Не возлежащий ли? А Я среди вас, как служащий».
 Но ведь Лука, автор  этого 24-го стиха, не пишет об омовении ног, а пишет ответ Христа на спор учеников «кто из них должен почитаться большим»; а об омовении ног пишет  – Иоанн в 13-ой главе своего Евангелия, не ссылаясь на спор учеников: «кто из них должен почитаться большим».
 Уважаемый читатель, неужели после всех данных Христом ясных ответов по этому вопросу «кто больше» четырежды, требуется ещё одно разъяснение, как бы «дополнительное» (описанное Ап. Иоанном в 13-ой главе); тем более что это был последний вечер пребывания Христа с учениками в человеческом теле? Ведь, каждый Апостол, описывая вопрос, даёт и ответ; и не может быть, чтобы Ап. Лука поставил вопрос, а Ап. Иоанн дал ответ на этот вопрос, тем более что ответ был дан Иисусом ясно и понятно, и описан Ап. Лукой.
И ещё брат пишет: «Братья! Милость, прощение, омовение это не обряд, не традиция, это образ жизни».                Дорогой читатель, я думаю, что Христос в этом действии показал не милость, не прощение (ведь на то время ученики не были виновны, перед Ним, в чём – либо, – и это факт), а «Любовь не деле», как и написано в Евангелии Иоанном.
 Точно так, как вино и хлеб символизируют Христову Кровь и истерзанное Тело, говорящие о великой любви Бога к нам: «Ибо так ВОЗЛЮБИЛ БОГ МИР, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» Ин.3:16. -  Так и в омовении ног  говорится о том же: «явил делом, что возлюбив Своих живущих в мире, до конца возлюбил их» Ин.13:1; и поэтому ХРИСТОС СОЕДИНИЛ ИХ В ОДНОМ СЛУЖЕНИИ и ученикам сказал: «это творите в Моё воспоминание» 1Кор.11:24; и «Ибо Я дал вам пример для того, чтобы, как Я сделал вам, и вы делали» Ин.13:15 – перевод с греческого языка. Но многие ищут оправдания, чтобы не делать так, как Христос сделал ученикам: «, явил делом, что, возлюбив Своих живущих в мире, до конца возлюбил их» Ин.13:1.
               
Cоставил Станислав Витюков          http: // www.proza.ru / avtor/svitjukov


Рецензии