Прорвёмся

               
                Стояла буйная весна. Земля не могла надышаться весенним теплом и свежестью. От вспаханных полей поднимался пар. После долгой и холодной зимы будто всё пробуждалось и оживало. Пробивающаяся яркая зелень молоденькой травки радовала и пьянила. А черёмухи успели уже надеть свои свадебные платья. На осине повисли ажурные красивые серёжки. А какие божественные сосны: на них «зажглись» молодые «свечи»! И на лугах целая россыпь разных цветов! Хорошо весной! И люди как-то оттаяли, глаза     потеплели и засияли радостным блеском.
   Только для учеников, выпускников школ, весна - это начало трудностей и мучений. Не для всех, конечно. Повторение билетов, консультации, экзамены.  И кто всё это придумал?! В 10 «б» учились два друга детства: Коля Филиппов и Коля Ведерников. В Нердвинской школе обучались они только два года. Пришли  из Шумихинской школы. Вот для них экзамены нипочём. В Нердве столько друзей, которых надо проводить в армию. Это важнее, чем сидеть потеть на консультациях и уроках. Да и что толку? Всё равно бездельничали два года, перебивались с «двойки» на «тройку». Поэтому пропуски и опоздания, сплошные отрицательные оценки стали привычным явлением. Я работала завучем, и мне было совсем не безразлично, закончат эти ребята школу или уйдут со справкой. Вызываю их для беседы в кабинет. Мирно беседуем: «Вы, ребята, в курсе, что 25 мая состоится педсовет о вашем допуске к экзаменам?» - «Да, слышали». -   «Ну, и какие выводы сделали? Как готовитесь к завершению учёбы?». Молчание. Опустили свои головы. Сопят. Я продолжаю давить на их сознание: «А если вас не допустят до экзаменов, обидно ведь будет: десять лет проучиться и получить только справку, что прослушали курс обучения. А  дальше что?» Опять тягостное молчание. Я продолжаю: «Давайте исправляйте все свои двойки. У вас ещё есть время». Вдруг Ведерников Коля поднимает свой белый чуб, глаза его загадочно загорелись: «Прорвёмся! Всех допускают и нас допустят. А если не допустят, мы возьмём и повесимся на самом видном месте. С горя. И всё свалим на школу». Я стою в недоумении, потом прихожу в себя: «Ну, ну, ребята, пробуйте. Кому вы хуже сделаете? Себе? Родителям? Директор получит выговор». В глазах ребят вопрос. На том разговор и закончили, но провожать ребят в армию так и не прекратили. Решение педсовета было однозначным: до экзаменов Филиппова и Ведерникова не допускать.
   … Прошло 18 лет. Я ехала в Пермь и ждала электричку. На вокзале в зале ожидания толпилось много народу. Вдруг ко мне подходит высокий и красивый мужчина с сынишкой.  «Здравствуйте, Зинаида Ивановна» - «Здравствуйте! Простите, не узнаю, с кем разговариваю».- «Я Коля Филиппов. Неужели не узнали? Хотя после школы я Вас тоже ни разу не видел».  Мы разговорились. Он живёт в Нижневартовске, женился. Приезжал в отпуск к родителям. Я не могла удержаться и спросила его: «А ты помнишь, чем вы грозили, если получите только справку?» - «Как же не помнить. Просто дураки были. Я только усложнил себе жизнь. Мне пришлось служить в армии и учиться, потом сдавать экзамены. Я закончил техникум. Сейчас работаю в налоговой инспекции. Взросление слишком поздно приходит».
  У меня не укладывалось в голове: как это Коля Филиппов - и в налоговой полиции работает!? Это уже достижение. Что значит самим делать ошибки и учиться на них же, приобретая свой жизненный опыт!  Ну, а Коля Ведерников много лет работал в колхозе водителем, школу так и не закончил.  Каждый человек куёт своё счастье сам. Сейчас на вечерах встречи мы встречаемся с Филипповым, как добрые друзья. И он произносит: «Какие мы были дураки! И на что надеялись? Ума набираемся слишком поздно.»

Ноябрь 2015 го       


Рецензии
Да, Зина, учимся мы всегда на своих ошибках! И вот, удивительно, именно такие филипповы обычно и приходят потом после школы со словами благодарности, протягивают руку помощи и т.д. Помнят добро, так сказать.

Алёна Сергиенко   28.10.2016 21:37     Заявить о нарушении
Ты права,Алёнка, на все 100%, что помнят учителей больше такие ученики, которые где-то споткнулись в жизни.С теплом и добрыми пожеланиями.

Зинаида Попова   28.10.2016 23:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.