Любовь к чтению

Когда я полюбила чтение, даже не припомню, мне кажется с того самого времени как стала понимать речь.Хотя конечно я преувеличиваю, Но знаю точно что с годовалого возраста мама мне уже читала книжки перед сном, и лёжа в кровати я с нетерпением ждала когда она закончит свои дела и придёт ко мне с заветной книжкой. Очень много мне читала мама когда я болела, а болела я до пяти лет часто,
перенесла пять пневмоний, каждый год по пневмонии и плюс всякие простуды из которых я как мне кажется не выбиралась почти, и даже ходить в девять месяцев я научилась в больнице. Когда мама читала, заслушавшись интересным сюжетом я забывала о своих недугах и даже горчичники, которые я с трудом переносила меньше жгли если мама что-нибудь читала в это время. Я легко запоминала стихи и все
стишки Агнии Барто знала наизусть. Одно было плохо что мама была занята и не могла мне читать так часто как мне хотелось бы.

 Кода мне было четыре года моя двоюродная сестра Марина закончив первый класс подарила мне букварь.
 -С ума ты сошла что-ли?-Ворчала тётя Матрёна, Маринина мама, моя тётя и мамина родная сестра.
 -Она же маленькая совсем, зачем ей твой букварь?-
 -Ну подрастёт может и будет буквы учить- Возражала Марина.- Я решила не ждать когда подрасту, я мечтала научиться читать чтобы не зависеть от мамы, чтобы самой читать когда захочу и сколько захочу. Я таскала за собой этот букварь и чем бы не была занята мама приставала к ней.
 -Мама, а это что за буква? А вот эта?- Мама несмотря на занятость терпеливо мне разъясняла. Помню, как выучив все буквы я сидела
возле голандки и складывала слога,
 -Ма-ма мы-ла ра-му- Мама, услышав это из кухни подошла ко мне, взяла букварь, посмотрела,
 Ты что.это сама прочитала?- Спросила она.
 -А как ты догадалась?
 -А чего тут догадываться-то? Тут же палочки нарисованы, чтобы читать. а вот как дальше не знаю.
 -А вот смотри - Сказала мама.
 -Бери так же по две буковки и представь, что между ними как будто есть палочки - И прелистнув букварь показала упражнение без чёрточек между буквами, не знаю как но я догадалась как надо читать и с этого букваря началось моё чтение. Прочитав букварь я перешла на книжки, сначала читала вслух, но спустя короткое время стала читать про себя. Мама не успевала мне покупать книги.Как-то придя к нам в гости тётя Мотя увидела меня сидящую около печки на детском стульчике читающую книгу.
 -Прикидывается что читать умеет- Сказала тётя Матрёна.
 -Да нет, и вправду читает-Возразила мама.
 -Спасибо Марине за то что букварь подарила,
 -Не может быть, она же маленькая совсем,
 -Ну не такая и маленькая, скоро пять лет будет-Сказала мама.
 -Ну-ка прочитай что-нибудь вслух -Сказала тётя подойдя ко мне, я прочитала, тётя Мотя проверила и удивилась.


  В первый класс я пошла кода мы жили в Малоярославце, там мои одноклассники только учились читать и писать, я же это давно умела,меня почти не спрашивали, я так хотела чтобы мне ставили пятёрки, но меня не надо было почти ничему учить, меня не вызывали,пятёрок не ставили, мне было скучно и обидно.Поэтому школа мне быстро надоела. Но во втором классе я сменила школу на русско-цыганскую, в связи с переездом в другой район города и там более внимательная учительница Мария Никитична наоборот стала ставить меня в пример, спрашивать и ставить пятёрки. И хотя был эпизод когда я бросала школу и разгильдяйничала учиться мне
стало интересней. Но теперь любовь к чтению стала приносить вред. Я отлынивала от уроков, стремясь уединиться где-нибудь с книгой, а порой и спрятаться,я отправлялась с героями книг в путешествия, приключения а тут уроки, скучные и нудные. По утрам мой портфель обыскивался, так как я клала в него книгу и на уроках положив её на колени упоённо читала вместо того чтобы слушать учительницу.
Но я перехитряла маму,я ждала когда они с папой уходили на работу и брала книгу с собой в школу.Надо отдать должное тому что вся наша семья была книголюбивой. Вечером поужинав мы устраивались каждый со своей книгой и в квартире повисала тишина, каждый был погружён в свой мир.В восемь лет были прочтены мной наверно почти все книги для этого возраста, а может детские книги стали менее интересны, не могу сказать, но именно в восьмилетнем возрасте я стала читать взрослые книги, это были книги родителей,  которые они иногда покупали, иногда брали в библиотеке.

  На зимние каникулы нам задали внеклассное чтение, прочесть какую-нибудь книгу чтобы пересказать потом содержание, я могла бы и вовсе ничего не читать, у меня в голове хватало прочитанного,но на время каникул закрыли школьную библиотеку где я брала книги. Набегавшись и нагулявшись вволю и придя как-то домой когда родители были на смене захотелось почитать, я нашла книгу папы.  "Голова профессора Доуэля",начав читать я не могла оторваться и уснула только к утру.
    Вернувшись после каникул в школу, на уроке внеклассного чтения Мария Никитична спросила кто какую прочёл книгу.
 -Лариса, а что ты прочла во время каникул?- Спросила меня она
 -"Голова профессора Доуэля"-ответила я.
 -Что-что?-переспросила учительница
 -А ты её поняла?
 -А чего там понимать-то?
 -Ну тогда иди расскажи- И я выйдя к доске увлечённо стала рассказывать содержание книги, мои одноклассники слушали затаив дыхание.


    Когда мне было десять лет мы вернулись из Малоярославца в родное село и жизнь моя кардинально изменилась,родители завели хозяйство, корову, телёнка, свиней кур и так далее, огород. Помимо школы появилось немало обязанностей. Я приводила телёнка вечером со степи, кормила и поила его, кормила и поросят,по вечерам так же встречала нашу корову. ходила далеко на выгон чтоб
пригнать её домой, это я делала с удовольствием, потому что сосед пасший коров разрешал мне прискакать верхом на его коне а корову пригонял сам. И всё же я находила время для чтения, читала допоздна перед сном, порой отлынивала от работы спрятавшись с книгой на сеновале,где меня находили и оторвав от интересного приключения отправляли на неинтересный совсем огород копать
грядки, или же их полоть. Я в то время,да и сейчас очень увлечена была историей и мечтала быть археологом, находить  старинные артефакты.
 -Иди огород покопай- Говорила мама,
 -Археологам знаешь сколько копать приходиться, иди потренируйся,
 -Но мама, археологи ведь вглубь копают- Возражала я.
 -Научись сначала поверхность вскапывать, а там и вглубь легче будет копать - Смеялась мама.

   Шли каникулы, стояли жаркие дни, на мою шею навязали крошечных цыплят, отгородили сеточкой участок во дворе, цыплята были пушистые как одуванчики, их недавно купили в колхозном инкубаторе. Моей обязанностью было кормить их через два-три часа мелко рубленными яйцами. которые я же мелко и рубила, отварным пшеном, менять им поилки, следить чтобы вода была чистая и оберегать от дождя,
ибо намокнув цыплята погибали, от самой влаги и переохлаждения. От кошек и хищных птиц они были сверху тоже накрыты сеткой. Был там и навес, чтобы пока я их собираю в коробку они могли спрятаться от дождя. Конечно хотелось покататься на велике, Сгонять за село на озеро искупаться, но цыплята меня привязали основательно.Я не унывала, было бы что почитать, устроившись под навесом
с книгой я проводила дни, отрываясь от чтения чтобы накормить цыплят. Но вот в один из дней такого затворничества я дочитала  последнюю книгу. И посидев просто так без дела ощутила жуткую тоску. Посидев так некоторое время и посмотрев на чистое небо с единичными облаками я решила побыстрому сгонять в библиотеку, чтобы конечно мама не знала. Положив книги в сетку "авоську" (были раньше такие) я помчалась в центр села в библиотеку, а это ни мало ни много три километра. Мчалась я изо всех сил нажимая на педали. Я уже подъезжала к библиотеке как вдруг откуда не возьмись загремел гром и хлынул проливной дождь, холодный,
с хлёсткими струями. Внутри меня всё заледенело. Развернув велосипед я с утроенной скоростью рванула назад.
 
  Когда я вернулась домой дождь уже закончился и выглянуло солнце. Цыплята намокшие, посиневшие и побитые дождём лежали вповалку.Казалось что даже пуха на них не было и они были голыми. Я стала брать их в руки, они были холодными
и как будто одревеневшими.Какие-то подавали признаки жизни, слегка шевелясь остальные лежали безжизненно. Я брала их в руки, грела  в ладонях,дышала на них, всё было безрезультатно. Собрав живых цыплят я поставила их под обогреватель. Собрав погибших  я их через забор перекидала на мусорку что была на задах у нас. Бросала каждого цыплёнка взяв за ноги. Вечером на меня обрушилась другая гроза, мама метая гром и молнии поносила меня на чём свет стоит. Да к тому же в "авоське" совершенно промокли книги за которые придётся платить.Высохшие цыплята были снова жёлтенькие, пушистые и шустрые. Когда молнии у мамы закончились
и она разрядилась то пошла в огород чтобы нарвать зелени и овощей для ужина. Спустя какое-то время я услышала её смех, не успев удивиться таким переменам настроения увидела как зашла мама а в фартуке у неё копошаться и пищат такие-же пушистые цыплята,
 -Ты где это новых цыплят набрала?- Удивившись спросила я,
 -Да нет, это старые цыплята -смеясь сказала мама.
 -Я калитку в огород открыла а они с мусорки бегут по тропиночки, все живые,
 -Только один хромает на на ножку, ты их не через забор-ли случайно бросала?
 -Через забор- Честно призналась я.
 -Балда ты, балда- Уже мирным голосом сказала мама.
   
   Долго у нас потом жила курица которая прихрамывала на одну ногу.  А читать я конечно же люблю до сих пор. И частенько читаю перед
сном,да и вообще когда есть свободное время..........от интернета.


Рецензии