Гончаров и Добротолюбие. Выпуск 2-ой

Часть первая. глава 1. Вторая треть

напоминаю, что исследования проводится сквозь призму Добротолюбия, пока что я в начале, изучаю наследие святого Антония

8) Аграфене следовало бороться с гневом, но она этого не делала. Но зато ею не властвовала в тот момент похоть. Анна Павловна же не ответила ничего Аграфене, возможно, следуя дворянскому воспитанию. Судя по дальнейшим хорошим и спокойным словам её сыну, благодать её хранила от лукавых духов.

9) Сын Анны Павловны Александр не соблазнился предложением вкусной еды, отнесшись равнодушно. Стоит только восхищаться этим, и быть может, и здесь злые духи не смели приблизиться к человеку, видя защиту. Но всё же, скорее всего, это было искушение. До этого действовали бесы гнева, теперь бесы чревоугодия. Гончаров нас учит не бояться искушений гневом и чревоугодием.

10) Наверное, бес, мучивший Аграфену, более зол, нежели тот, который огорчил сына Анны Павловны, вынувшей всё из чемодана. Здесь же бес похоти как бы воскрес и для Анны Павловны, так как она говорила  с непохотливым человеком и не остерегалась этого беса.

11) Бесы блуда (сластолюбия) не смогли потревожить сердце Александра, тогда вступили бесы другой "с"--сребролюбия. не одни, так другие (когда говорится про имение Адуевых). Потом к Анне Павловне приступает бес славолюбия--желание разделить славу ("сынок, большею частью, и не думает поделиться славой с родительницею").

12) "Его что-то манило в даль, но что именно--он не знал. Там мелькали обольстительные прризраки, но он не мог разглядеть их". Видим, что простыми приставаниями бесы не возымели успеха над Александром. Тогда они стали являть мечтания о Петербурге, возможно, в снах и как раз в последнем сне перед отъездом.

13) Мало пёкся Александр о душе. та защита, которая подняла его даже до уровня искушения призраками, была дана воспитанием и семьёй. Но он увлекался мечтаниями сильной плотской страсти, т.е. заботился о телесном благополучии. То славолюбие, которое было в нём, показывало, что и о душе он думал неправильно.  Сказано: "не возноситеся" А он искал возношения.

14) Мать Александра помнила заповедь: "возлюби ближнего, как самого себя", но ничего не сказано, о её любви к Господу. Видим, что Гончаров применяет наиболее простую схему заповедей--двусложную. Думается, день Анны Павловны не защёл ни во гневе, ни в другой страсти, судя по её характеру. Простая любящая деревенская душа.

Описание диалога матери и Александра и её размышлений окончено.


Рецензии