Материальные и нематериальные ценности

Ценность всегда определяется людьми.


В предыдущей главе речь шла о деньгах и собственности. По сути о материальных ценностях. Это так. Всё, что является собственностью, представляет из себя материальную ценность, которая законно, или незаконно переходить из одних рук в другие и которой всегда кто-нибудь владеет.

Принадлежность собственности всегда можно проследить
 официальными документами, регистрирующими право собственности на ту, или иную собственность.

На недвижимую собственность делается регистрация  в государственных регистрационных учреждениях. В России это Государственная регистрационная палата. Она выдаёт регистрационные свидетельства на владение недвижимым имуществом. Делается это на основании заявления гражданина, желающего зарегистрировать свою собственность и подтверждающих это  документов. Например, на основании  нотариального договора купли продажи дома и регистрационного свидетельства на этот дом, которое было оформлено на продавца дома. Или на основании завещания умершего человека и его регистрационного свидетельства на недвижимость. На основании нотариальной  дарственной записи  дарителя.

Всегда есть какие-то документы, свидетельствующие о праве собственности на ту, или иную недвижимость.  Если случается так, что человек перед смертью никому не завещал свою собственность и у него не оказалось никаких наследников, то собственность считается выморочной  и поступает в распоряжение государства.

В древности никаких регистрационных документов на собственность не существовало. Были письменные дарения, расписки не нотариального характера. Сделки осуществлялись при свидетелях и подчас не закреплялись договорами. Самыми  уважаемыми доказательствами владения были пожалования монархов. Царь, князь, султан, могли пожаловать человеку собственность и выдать на это собственный документ.  Делалось это, опять же, при свидетелях и тот, кто брал в качестве дарения у монарха землю, или замок, мог и грамоту дарения передавать по наследству так же, как и само владение. Если пожалованное когда-то монархом  владение не продавалось наследниками  никогда, то такой документ до сих пор имеет юридическую силу.

У русских князей было принято давать жалованные грамоты. Хорошо известны жалованная грамота  князя Владимира городу Новгороду. Такую же жалованную грамоту дал Новгороду и князь Ярослав Мудрый, давая городу разные вольности. И пользовался Новгород этими вольностями до царствования Ивана Грозного. Иван Грозный  упразднил все новгородские привилегии. Жалованные грамоты писались князьями и для каждого отдельного человека, из числа тех, кого они хотели бы  пожаловать своим вниманием, или попросту поощрить за службу.  Таких людей было немало, но всё же, это был малый процент остального населения. Остальные люди сами принадлежали хозяевам. Например крепостные крестьяне принадлежали помещикам. На них оформлялась «крепость», специальные бумаги свидетельствующие о праве владения людьми. На их основании помещик мог разыскивать беглого крестьянина.

 Государство защищало право собственности помещиков.  Делалось это ещё и потому, что помещик платил за каждого крестьянина государственный налог. За каждого мужчину в возрасте от 15 лет и старше. Собирались большие средства.  Для того, чтобы не было обмана, каждые 15 лет проводилась перепись мужского населения. Учитывались все мужчины из числа тех, кому исполнилось 15 лет. Из налоговых списков вычёркивались имена  тех мужчин, которые за прошедшие 15 лет умерли. Такие переписи назывались ревизскими сказками. Конечно, они были несовершенны и не могли всего учесть. Так, если ребёнку на момент переписи было 10 лет, то налог за него начинали платить , когда ему исполнялось 25 лет. Но реально работать с родителями, а значит приносить прибыль помещику,  дети начинали раньше 15 лет. Зато, если человек умирал сразу после проведения переписи, то помещик продолжал платить за него налог до следующей ревизской сказки, все оставшиеся 15 лет.

Примечателен пример, описанный Н.В.Гоголем в романе «Мёртвые души». Некто Чичиков ездил по поместьям и скупал у помещиков право собственности на умерших крестьян.  До следующей переписи крестьян было несколько лет, и Чичиков справедливо полагал, что помещики с удовольствием будут избавляться от права собственности на умерших крестьян, за которых приходилось платить государственный налог.  Если крестьянин продан, то  помещик избавлялся от обязанности уплатить за него  налог. Тут впору и просто подарить бумаги на умершего крестьянина первому встречному, чтобы избавиться от уплаты за негог налога. Гоголь смеялся, описывая тугодумных помещиков, которвые не то что подарить, а  ещё и продать пытались  Чичикову своих умерших крестьян, приносящих им убытки.
 
Вы спросите, была ли выгода у Чичикова? Ведь купив умершего крестьянина, он брал на себя обязанность уплатить ежегодный подушный налог.  Но он и не собирался его платить. Чичиков рассчитывал провернуть свою аферу до начала выплаты налогов.    Он рассчитывал купить не меньше тысячи умерших крестьян и  заложить их в государственном банке, как живых. Формально ведь они оставались живыми по результатам последней ревизской сказки. Чем больше будет представлено крестьян, тем большим будет залог, а соответственно и кредит. С этими деньгами можно было уехать жить в Европу и там потеряться. Интерпола не было, даже паспортов с фотографиями не существовало. Только родственники могли его опознать и заявить об этом под присягой. Но умершие крестьяне в случае с Чичиковым, вполне материальная ценность. Потому что эта ценность была непроизвольно  узаконена существующим  российским законодательством тех лет. 

Император Наполеон Бонапарт испытывал нужду в деньгах. В стране  ходили золотые франки, а золота для их чеканки просто не хватало. Добавлять серебро в золото научились уже в древние времена, но это выглядело как мошенничество. Наполеон решил не мошенничать, а  просто заменить золотой франк на серебряный. Серебряный франк был по форме и весу идентичен золотому, но серебро намного  дешевле золота. Людям это не понравилось. Для того, чтобы люди не возмущались, Наполеон приказал зачеканить в один серебряный франк чек на 2 миллиона франков и  запустить его в оборот вместе с остальными серебряными франками.  С тех пор прошло более 200 лет, но этот чек к оплате так никто и не представил. Если это случится, то владелец чека получит за него не 2 миллиона франков, и не 2 миллиона евро.  Думаю, что он продаст этот чек, как ценный исторический раритет за гораздо большие деньги, как историческую материальную ценность.

Я считаю, что вполне материальные вещи могут приобретать нематериальную ценность, более высокую, чем её реальная материальная ценность.

Примеров материальных ценностей великое множество. Практически это всё, что нас окружает, вот только все эти ценности имеют обыкновение, падать, или подниматься в цене. Всё зависит от обстоятельств. Всем известна знаменитая фраза из оперы: «…коня, пол царства за коня…» Царь готов отдать за коня пол царства в определённых обстоятельствах. В конкретный момент, конь стоит пол царства, но спустя минуту, его ценность снова становится обычной.

Было время, когда питьевая вода людьми не покупалась. Они пользовались ею бесплатно и никому в голову не приходило торговать обычной водой в магазинах. Сегодня этим никого не удивишь. Люди готовы платить за бутилированую воду деньги. С увеличением населения Земли спрос на воду будет только расти.  Будет расти и цена на неё.

Вместе с тем спрос на золото среди простых людей  может падать, зато спрос на него может увеличиваться в промышленности. Известно, что золото один из лучших проводников электричества.

С появлением геномодифицированных  (ГМО) продуктов поднялась цена на натуральные продукты. ГМО обходятся в производстве в разы дешевле натуральных продуктов, а прибыль от их продажи гораздо больше, чем от продажи натуральных продуктов. Мошенники пытаются продать ГМО по цене натуральных продуктов. Именно этим и объясняется то, что ГМО вообще производятся. ГМО вытесняет с рынка натуральные продукты, но последние поднимаются в цене.

Является ли интеллектуальная собственность материальной?
Вы скажете, что мысли не являются материальной ценностью и это будет не верно. Изобретения и теоретические достижения являются основой  любого материального производства. Так что любая интеллектуальная собственность так же является материальной и право на неё защищается государством.  То же можно сказать и о произведениях искусства.

Значит ли это, что нематериальные ценности могут приобретать вполне реальную материальную ценность? Но ведь приобретают же.

А какие же ценности можно считать нематериальными? Существуют ли они вообще, если с незапамятных времён человечество постоянно придумывает  как использовать ту, или иную ценность с целью её продажи, или покупки?  Это так, но во все времена существовали  вещи, понятия, которые невозможно купить за деньги. Деньги просто не в состоянии выразить реальную стоимость этих вещей, понятий, обстоятельств. Самое интересное, что не считаться с этим не получается. Любая попытка купить нематериальную ценность за деньги, или за какую-нибудь собственность, сопряжена с разочарованием, фиаско, даже трагедией.  Но что это за ценности? 

Вы скажете, что я банален, утверждая, что это: любовь, свобода, вера, восхищение, вдохновение, профессиональный опыт, искусство, национальный менталитет, язык, культура, обычаи, традиции, детство, возраст и многое другое. Но моя банальность говорит только о том, что существование и важность нематериальных ценностей признана задолго до моего появления на свет очень многими людьми. Все те, кто их признал, были далеко не ординарными личностями. Их внимание к этому вопросу говорит  о том, что роль нематериальных вещей в жизни людей огромна.
 
В качестве примеров можно вспомнить о самых разных вещах.

После второй мировой войны, республика Греция находилась в глубочайшем экономическом кризисе. В отличие от неё и многих других стран, США на этой войне приобрели колоссальные средства. Но у США очень короткая история и никаких исторических ценностей на территории страны, связанных с европейцами переселившимися в Америку, не существует. Поэтому правительство США предложило правительству Греции сделку. Правительство Греции позволило бы американцам демонтировать и вывезти  афинский Акрополь. Взамен, правительство США предлагало  на месте старого Акрополя выстроить из нового мрамора  совершенно новый, не разрушенный временем и событиями Акрополь. Кроме этого правительство США обязалось оплатить огромный государственный долг Греции. Это предложение греками было отвергнуто.
Вы скажете, что же здесь нематериального? Материальное здание и за него предлагаются банальные материальные деньги. Но не всё так просто. Афинский Акрополь не просто визитная карточка города и страны. Это историческая ценность, национальная гордость каждого грека. Это то, что нельзя продать ни при каких обстоятельствах и ни за какие деньги. Нематериальная ценность Акрополя бесценна, хотя её материальную составляющую и можно просчитать. К слову сказать, греки до сих пор не смогли полностью отреставрировать Акрополь, хотя реставрационные работы ведутся там постоянно.

Акрополь не единственная материальная ценность, которая  обрела высокую нематериальную составляющую.  Например, картины знаменитых художников постоянно растут в цене и их постоянно перекупают богатые люди.  При жизни художника за его картину могли давать гроши. Известны случаи, когда художник расплачивался своей картиной за кусок хлеба, или кружку пива, а после его смерти люди перепродают эту картину за баснословные деньги. Почему растёт на них цена? Да потому, что любая такая картина приобретает нематериальную историческую культурно-художественную ценность и с каждым годом эта ценность увеличивается. Любой богатый человек, купивший такую картину просто вкладывает деньги, зная, что через любое время эта картина всё равно подорожает. Нельзя сказать, что среди таких покупателей нет истинных ценителей изобразительного искусства, но то, что каждый из них пытается увеличить свой реальный капитал за счёт покупки картины и созданной ею нематериальной ценности,  факт.

Является ли родина для человека нематериальной ценностью, или же она  только олицетворяет для человека  землю на которой он родился? Вроде бы здесь всё материально. Родина даётся человеку не за деньги. Родину не выбирают. Где родился, там и пригодился. Те люди, которые уезжают со своей родины, испытывают по ней  ностальгию. Может быть, ностальгия и есть нематериальная ценность?  Это безусловно, но только ли это? Когда люди сражаются за родину во время войны, то каждый знает, что сражается за свою семью, улицу, свой город и свою страну. Но каждый знает, что вероятность его гибели очень высока.  Он погибнет, защищая свою родину не для себя, а для тех, кто останется жить после его гибели. Для своих  родных и близких, для своих сограждан. В момент самопожертвования, родина для человека становится одной из высших ценностей, которую бессмысленно оценивать деньгами. И не важно велика эта родина, или это маленькая страна. Её материальная составляющая становится меньше её нематериальной ценности, которую определили её защитники.Эта цена уже определяется не деньгами, а их жизнями. Это очень важно знать. Нематериальная ценность выражается не в деньгах, а в жизнях, памяти, отношении к происходящему, в поступках и действиях выраженных в традициях и простой логике жизни.

 Реальна ли эта нематериальная ценность?
Настолько реальна, что любой захватчик, сумевший захватить страну, или её часть, старается убить в людях  любовь к их родине. Для этого используются любые средства. Например, немецкие захватчики, во время Великой Отечественной войны, старались привлечь на свою сторону именно граждан оккупированной ими страны. Причём делали они это так, чтобы привлечённые люди становились предателями и не имели возможности реабилитироваться перед собственным народом. Для этого они заставляли именно советских граждан расстреливать собственных сограждан, под страхом смерти. Кто-то преодолевал этот страх и его убивали. Кто-то становился предателем.  Уничтожить нематериальную ценность любви к родине во всех советских гражданах нацисты не могли, но в тех, в ком удавалось убить мужество и способность защищать свою родину, они  убивали всё святое. Такие люди не были достойными воинами, но из них делали палачей. Палачи уничтожали тех, кого не удавалось сломить врагам. Совершенно понятно, что если бы нацистам удалось уничтожить наши нематериальные ценности, то они сломили бы сопротивление нашего народа и захватили бы все материальные ценности нашей родины.

А являются ли люди  ценностью? Были времена, когда людей продавали в рабство и они являлись вполне реальной материальной ценностью, которая, конечно же, не выражала реальной стоимости каждого отдельно взятого человека. У верующих людей считается, что человек создан по образу и подобию Божию и поэтому торговля людьми аморальна и преступна. Но это было в давние, языческие времена. Можно ли сказать такое про наши дни?

Представьте себе, можно. Любое современное законодательство запрещает торговлю людьми и даже простое удерживание человека в неволе, но среди людей попадаются такие, которые пытаются поставить других людей в зависимость от себя. От простого навязывания денежных долгов, до  незаконного закабаления в нецивилизованных местах, где закон не соблюдается и  возможны даже рабовладельческие отношения.  Исходя из этого, можно сказать, что свобода  человека, его любовь к родине, к родным и близким, являются реальной нематериальной ценностью. Ценностью очень дорогой. Эти, и не только эти ценности, чаще всего оказываются более ценными, чем деньги и материальная собственность. Люди, которые утверждают, что нематериальные ценности ничего не стоят, чаще всего делают это для того, чтобы лишить остальных людей этих ценностей и приобрести над ними власть.

Когда люди забывают о своих нематериальных ценностях в пользу материальных, возникают сложные, а порой и трагичные ситуации. Вплоть до войн и вооружённых конфликтов, которые приводят и к потере самих материальных ценностей, и к гибели людей. Примеров этому великое множество.  Стремление фашистской Германии к мировому господству привело к началу второй мировой войны, в результате которой погибло более 50 миллионов человек, из которых более 11 миллионов было уничтожено в концентрационных лагерях.  Наших сограждан погибло более 28 миллионов человек. Наше население подвергалось геноциду.То есть, далеко не все 28 миллионов человек погибли в боях, защищая родину. 11 Миллионов были просто уничтожены.  Были уничтожены огромные материальные ресурсы, которые невозможно сосчитать. Были безвозвратно потеряны многие культурно-художественные ценности. Немецкий народ потерял более 10 миллионов своих соплеменников.  Те цели, которые преследовало руководство фашистской Германии не стоили жизни любого из погибших людей, но эта великая трагедия всё же случилась. В определённый момент  фашистское руководство сделало нематериальные ценности ничего не стоящими в пользу материальных.  А что удивительного? Задолго до войны немецкий философ Ницше проповедовал переоценку ценностей. Вот немцы их и переоценили.В целом это суть любой захватнической войны.

Любая нематериальная ценность, которую народ начинает игнорировать, превращается в отрицательную нематериальную ценность. Иными словами, если национальный менталитет строится на хамстве, то  в народе начинает процветать бескультурье. Такое правило действует в отношении любой нематериальной ценности. Нельзя отказаться от любой из них.  Нематериальные ценности неуничтожимы. Их отсутствие заменяется их антиподами. Это характерная особенность нематериальных ценностей, в отличие от материальных, которые можно оценить в деньгах. Но ведь антиденег и антисобственности  не бывает.  Бываает антипод любой нематериальной ценности.

Родной язык. Никто не сможет отрицать того факта, что язык народа является незаменимой культурно-просветительской ценностью. Можно ли убить язык? А как его убьёшь, если люди на нём общаются? А что если его засорить? Запустить в язык общения мусорные сленги и жаргоны? Глядишь, через 20-30 лет это будет уже не культурный язык, а нечто обесцененное. И ведь происходит это. И только произведения классиков сохраняют нашу ценность, потому что их не перепишешь и не исправишь. Они как печат, остаются не изменными. И люди непроизвольно заставляют своих детей сохранять язык писателей и поэтов. Потому что так надо.

А если правительство издаст указ о прекращении полного, или частичного изучения родной литературы? Что это будет означать? Неужели попытку убить язык? Хорошо известен тот факт, что захватив Грузию, турки запрещали грузинам изучать собственный язык. Они всем запрещали это делать. Всем, кого завоевали. Но неграмотные грузинские крестьяне знали наизусть поэму Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре". Прочитать они её не могли, но долгими зимними вечерами дети слушали как взрослые на память читали эту поэму и запоминали её. Нельзя заставить народ забыть свой язык иначе, чем замусорить его чужими словами. То есть заменить положительную нематериальную ценность на отрицательную.

Иными словами, нематериальные ценности могут быть положительными и отрицательными. Без этих ценностей жить нельзя. Человек всегда приобретает для своей жизни нематериальные ценности. Чем больше он их приобретёт, тем полноценнее будет его жизнь. Но перед человеком всегда стоит выбор между положительными и отрицательными ценностями.

Вера человека в Бога является нематериальной ценностью, поскольку олицетворяет стремление человека к истине. Люди по разному стремятся к истине, но для верующего человека другого пути нет. Только вера в существование Создателя всего сущего. Причём вера в Бога не требует научных доказательств. Если веру в Бога убить в человеке, то её место займёт другая нематериальная ценность. Это будет безбожие. То есть, положительную нематериальную ценность заменит отрицательная. В нашей истории такой ценностью стал атеизм. Всю историю своего существования атеисты пытались доказать, что Бога нет и не смогли этого сделать. Именно поэтому, атеизм не является наукой, а остаётся верой. Верой в то, что Бога нет.

Примеров из истории человечества о нематериальных ценностях великое множество и говоря о них невозможно уложиться в  параграфе учебника. Но каждый учащийся может привести собственные примеры из истории человечества. 


Рецензии
В конце автора понесло куда-то.
"В определённый момент фашистское руководство сделало нематериальные ценности ничего не стоящими в пользу материальных".
Хотелось бы поконкретнее.
"Нематериальные ценности могут быть положительными и отрицательными".
Отрицательной ценностью становиться язык, засоренный сленгом, потому что, поскольку он отличается от языка классиков.

Но язык классиков 19 века отличается от языка, на котором говорили на этой же территории раньше.
Язык классиков сформировался из прямых заимствований европейских языков и их переиначиваний.

Автор предлагает нам не допускать развития языка что-ли?
Так это означает его смерть.

Бивер Ольгерд   13.07.2020 16:35     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Она заставила меня перечитать работу, но ничего криминального, кроме того, что она сырая, я не увидел. В целом, это один из параграфов новоконцептуального учебника по обществознанию, материалы которого будут пополняться и редактировать я.

Юрий Лазин   13.07.2020 22:11   Заявить о нарушении