Цель творчества - самоотдача, а не шумиха и успех
Проблема творчества относится к числу «вечных» или классических тем философии. Тысячелетия эта тема не теряет своей остроты и жизненности, будучи неисчерпаемой в области своей проблематики. Многие мыслители называют творчество тайной, разгадка которой всегда будет ускользать от человека.
«Неистовый Виссарион», Белинский из своего 19-го века говорит нам: «акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута …….. великого священнодействия».
Я уверена, что человеческая жизнь немыслима без творчества.
Этот дар, как считал В.Набоков, необходим человеку для жизни как вода и как воздух; и проявляется он ежедневно, ежечасно: любое решение, принимаемое человеком есть результат творчества.
В течение жизни человек удовлетворяет свои потребности. И одна из самых насущных – потребность эмоциональная, которая заключается не только во взаимоотношениях между людьми, но и в попытках самосовершенствования, то есть в попытках творчества.
Каковы же цели творческих личностей?
Борис Пастернак считает неправильной целью стремление к успеху. С ним согласен Микеланджело Буонаротти: « Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело…»
Да, тщеславие свойственно нам, людямм. Даже творческим. Вспомним образ пушкинского Сальери и его зависть к Моцарту. А сколько самых великих не отказывались от титула и почета, ведь это «открывало ворота в вечность», возносило на пьедестал чести и уважения !!!!
…… Но все же, я уверена, что успех - не цель творчества, и не успех приводит к душевному удовлетворению творческих личностей.
Что же толкает творцов на это неблагодарное дело — творчество? Сначала тебя считают сумасшедшим, твою идею называют бессмысленной, а после пройденных испытаний ее присваивает все человечество, и она становится мыслью ВСЕГО человечества.
В современной психологии есть объяснение тайны творчества — это теория «потока». Когда человек создает что-то качественно новое, он полностью погружен в работу, он теряет чувство пространства и времени, им руководит какая-то стихийная сила. Творец не думает о прошлом и будущем, он живет в каком-то длительном настоящем. При этом креативный человек находит наслаждение, казалось бы, в абсолютно абсурдных или совсем непрактичных вещах:
«Ну что нам делать с розовой зарей над холодеющими небесами, где тишина и неземной покой?... Что делать нам с бессмертными стихами?......
Ни съесть,
ни выпить,
ни поцеловать!!!!»
Цель творчества - само творчество, процесс открытия неизвестных закономерностей, получение нового знания, катарсис, откровение. Творческому человеку нравятся муки творчества, он испытывает наслаждение, он погружается в новый неизведанный мир, он первооткрыватель-путешественник в неизведанное.
Это чувство ни с чем несравнимо и незабываемо: «так некогда в разросшихся хвощах ревела от сознания бессилья тварь скользкая, почуя на плечах еще непоявившиеся крылья»(из Гумилева)
Самоотдача - это сила и энергия, питающая творчество. Шумиха, успех, пыль в глаза, действие на показ - это иллюзия творчества, его тень. Гениальная Ахматова утверждала в цикле стихов : «Тайны ремесла»
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Когда ты творишь ради стремления к самопознанию, самовыражению, ради «шестого чувства», чувства прекрасного, ты становишься счастливым, и учишь этим своим откровением быть счастливыми других людей. «Как только начинаешь делать, что должно и свойственно человеку – так и заливает душу счастьем…- признавался граф Н.Толстой. А шумиха , похвалы и почести на истинное творчество, как свидетельствует вся история человечества, не вдохновили ни одного творца.
Свидетельство о публикации №215110601454