Школа имени Меня

Забавный проказник

— Владик? Влад, где ты? — Яна уже пару минут безуспешно бродила по квартире, пытаясь отыскать своего шестилетнего подопечного. Стояла такая звенящая тишина, что было совершенно ясно, что Владик занят чем-то чрезвычайно важным. Это как раз пугало ее больше всего.
— Владик! Влаа… — Яна застыла с открытым ртом, едва открыв двери кухни.
Пол и стол кухни были ярко—салатового цвета. Такого же кислотного цвета был один из новых фломастеров, которые она утром вручила Владику и его сестре Нине, чтобы они тихо рисовали и не слишком отвлекали ее своими шалостями. Этим утром ей позвонили из института: зачет перенесли на завтра, нужно было обязательно освежить в памяти темы из объемного конспекта. Впрочем, нужно было отдать должное — дети действительно рисовали. В настоящий момент Владик как раз заканчивал раскрашивать белоснежный чайник, на котором салатовый цвет выделялся особенно ярко.
Яна не знала смеяться ей или плакать. Алина, мама Владика и Нины, вероятнее всего будет страшно расстроена тем, что Яна не уследила за детьми. Алина работала удаленно, на дому. Обычно она днем не выходила из дома, но в те редкие дни, когда ей требовалось поговорить с заказчиками лично, ей приходилось вызывать на помощь свою младшую сестру Яну
Пятилетняя Нина обычно не вызывала никаких проблем, девочка была воплощением спокойствия, но вот с Владом всегда было сложно. Старшему сыну Алины поставили диагноз «аутизм» несколько лет назад, и она безуспешно пыталась найти с ним общий язык. Она чувствовала, что Владик просто не понимает, о чем она говорит, когда Алина объясняла ему правила поведения в обществе. Но как донести ему это иначе она не знала.
. Яна училась на втором курсе факультета психологии и не понаслышке знала об особенных детях. Уезжая на работу, Алина оставила ей гору ценных указаний, одним из которых было «Следи за ним в четыре глаза, не отвлекайся ни на минуту и ни в коем случае не оставляй одних!».
Яна же, убедившись, что дети заняты рисованием и не смогут сильно нашалить, углубилась в конспект, который был у нее с собой. Впрочем, уже через десять минут она поняла, что в этом затишье есть что-то подозрительное. Загадкой оставалось то, как им удалось за такой короткий отрезок времени превратить светлую кухню в филиал экстравагантного художественного салона.
«Или обитель безумного художника…», — подумала Яна и усмехнулась.
Услышав ее, Владик отвлекся от своего занятия и радостно ей улыбнулся.
— Красиво, правда?
Очаровательный светловолосый мальчик выглядел совершенно беззаботно. Пойманный на месте преступления, он совсем не волновался о том, что его будут ругать. Это всегда подкупало Яну, его искреннее непонимание того, что он в чем-то виноват. Владик всегда чувствовал  себя прекрасно, что бы он ни делал, поэтому ругать его за проступки было для нее почти невозможным. Его младшая сестра смотрела немного виновато, ей явно понравилось раскрашивать кухню, но она как раз понимала, что за такое их могут и поругать. А вот Владик понятия не имел, какие могут быть последствия. Реакция взрослых на его поступки была очень разнообразной, часто противоположной. Иногда его ставили в угол. Но там было не настолько плохо, чтобы это как-то его огорчало. Он, наоборот, развлекал себя этим действием, «наказывая» свои игрушки, ставя их в угол.
Яна не собиралась никого наказывать. Да и как она могла это сделать, видя перед собой сияющую от гордости физиономию Владика.
— Может быть и красиво... Только вряд ли это понравиться вашей маме. Я даже уверена, что маме это не понравится. Мы же не хотим, чтобы мама нас всех поставила в угол вечером, да? Я, например, не хочу. Давайте теперь попробуем отмыть то, что вы нарисовали! — весело сказала она.
Нина с готовностью взялась за кухонную губку. Владику же эта затея показалась скучной, и он уверенно отправился в свою комнату. Яна только вздохнула, этот мальчик всегда делал только то, что ему было интересно.
Конечно, Владик был особенным мальчиком, хотя проявления аутизма у Владика были выражены в легкой форме. Он ходил на цыпочках и у него был очень высокий голос. Он предпочитал очень ограниченные в своём разнообразии занятия. Oн везде носил с собой пластиковую коробку со множеством маленьких машинок, которыми он мог заниматься бесконечно. Он просто очень аккуратно выстраивал их, одну за одной, в одну ровную прямую линию, до тех пор, пока очередная машинка не упиралась в препятствие, вроде стены или мебели. Тогда он поворачивал линию и продолжал её в другом направлении, пока машинки из коробки не заканчивались.
Поведение Владика приносило окружающим немало неприятностей. Казалось, он был совершенно неспособен как-то оценивать свои действия. Он все делал по-своему. Устанавливал свои правила. Его маму это порой приводило в отчаяние. И никакие ее объяснения не давали результата. Иногда, стоило ей начать свои объяснения, как Владику это наскучивало, и он шел заниматься своими делами. Или же начинал параллельно рассказывать ей какую-нибудь занимательную историю, которая казалась ему смешной. Яна хорошо понимала, что Алине с ним приходится очень непросто. Влад продолжал вести себя только так, как ему нравилось. Но, несмотря на это, Яне его шалости часто казались забавными, и она почти никогда не бранила его. «Да и как можно ругать ребенка, который искренне не понимает, что делает что-то плохое», недоумевала она. Владик с большим удовольствием проводил время с Яной, которую воспринимал почти как равную себе.
Вечером, когда мама  вернулась домой, большая часть кухни была отмыта совместными усилиями Яны и Нины.
— Хм, мне кажется или стол стал каким-то… Зеленоватым что ли? — задумчиво протянула Алина.
— Быть может, только чуточку, — Слегка наклонила голову Яна, думая только о том, чтобы она не перевела взгляд на многострадальный чайник, который после Владиковых художеств тоже приобрел легкий зеленоватый оттенок. — Мы на нем рисовали.
— Не страшно, это мы потихоньку отмоем. — Аля понимающе кивнула. — Сегодня больше ничего не случалось?
В дверях кухни появился Владик, одетый в забавную пижаму с губкой Бобом. Было уже довольно поздно, так что Яна уложила его спать, не дожидаясь, когда Алина вернется домой. Но, судя по всему, хотя женщины и старались говорить тихо, они все же разбудили его.
Яна покачала головой, отвечая на заданный вопрос.
— Привет, дорогой. Как прошел сегодняшний день? — спросила Алина, сажая сына рядом с собой.
— Ну… Хорошо. Мы рисовали, — оживившись, сообщил Влад.
— Что-то время совсем позднее. Поеду-ка я домой, Алина Ивановна — торопливо сказала Яна. Она чувствовала, что Владик вполне может похвастается маме, где именно они сегодня рисовали.
Спустя пару дней, когда зачет уже был благополучно сдан, Аля вновь попросила Яну побыть с Владиком: ей надо было сводить Ниночку к врачу. В этот день дома были только они вдвоем, и все внимание Влада сосредоточилось на Яне. Владик был поразительно активным, строил какое-то сооружения из конструктора «Лего» и каждые несколько минут спрашивал у Яны, нравится ли ей то, что он строит.
— Красиво, да? Я молодец?
 — Да, Владик, это очень красиво, — терпеливо отвечала Яна.
Он удовлетворенно кивал, но спустя пару минут вновь задавал ей тот же самый вопрос. Это повторялось бесконечно, раз за разом. Человека, менее терпеливого, чем Яна, это, пожалуй, могло бы свести с ума, но девушка старалась не акцентировать внимание на этих повторяющихся ситуациях. Она задумалась, а не ищет ли Владик через одобрение своему труду похвалу для себя. Может быть, его больше ругают, чем хвалят? Это не удивительно, зная его поведение. А может быть, это его постоянная привычка прихвастнуть и показать себя. От этих мыслей её отвлек очередной «провокационный» вопрос.
— Красиво, да? Я молодец?
«Ну, хватит. Ок, босс, играем в твою игру», — подумала Яна и вслух спросила:
— Красиво, Владик?
Игра началась. Яна знала, что любые игры с ним нужно было играть по правилам, которые исходили от Владика.
Мальчик удивленно поднял на нее глаза. Он привык к тому, что на свой вопрос он всегда получал однозначный утвердительный ответ. Он призадумался, смерил взглядом свою постройку и уверенно сказал:
— Да, красиво.
— Вот и славно, — улыбнулась Яна и углубилась в свой учебник. Но через какое-то время услышала:
— Красиво, да?— Вадик смотрел на неё, ожидая ответа
— Красиво, Владик? — Яна спокойно смотрела на него, стараясь не выдать свою улыбку. Вызов был брошен.
— Да, красиво.
Яна отложила учебник и присоединилась к строительству. Пару раз Владик еще повторил свой любимый вопрос, но видя, что Яна не поддаётся и терпеливо переадресовывает вопрос ему же самому, он стал куда реже задавать его, а потом и совсем перестал. Вечером, когда она осталась наедине с его матерью, она рассказала о том, что сегодня случилось, и Алина искренне поблагодарила ее за эту находку. Постепенно, используя этот подход совместными усилиями, большинство повторяющихся вопросов у мальчика было сведено на «нет».
Конечно, это была не единственная сложность в общении с ним. Чего стоила одна только привычка перебивать. Поняв, что изменив свою линию поведения, она автоматически меняет поведение Владика, Яна задалась целью справиться с этой задачкой самостоятельно.

Первая фотография

В этот день они построили вдвоем очень сложный и интересный комплекс из сооружений, с красивой центральной башне посередине. Когда настало время  разбирать постройку Владик выглядел очень огорчился и отказывался это делать. И тогда Яна подала ему спасительную идею.
— Знаешь Владик, что мы можем сделать с этой постройкой? Мы можем сохранить её навсегда, — Яна достала маленький фотоаппарат из своей сумки и щелкнула. — Смотри, как красиво смотрится! А давай я тебя сфотографирую рядом, чтобы было видно кто автор такого замечательного строения!
Конечно, Владика дважды просить не пришлось. Он с готовностью расположился рядом со своим произведением и смотрел в камеру с гордым выражением лица. Не успела Яна закрыть свою камеру как Владик с криками «Ура!» стал расшвыривать «Лего» по комнате. Яна, еще не убравшая камеру, сделала несколько снимков мальчишки и стала утихомиривать Владика. Правдами и неправдами ей это удалось. А потом они даже сложили конструктор в контейнер. Видимо, уже устав немного, он стал таким мирным и спокойным, когда складывал конструктор, что Яне захотелось оставить в памяти такой милый образ: «Задумчивый Владик наводит порядок».

Что такое хорошо и что такое плохо

Когда Алине в очередной раз понадобилась её помощь, Яна поймала себя на мысли, что она еле дождалась этого дня. Окрыленная успехом «Красиво, да?», Яна решила продолжать свой подход, а именно играть в игры Владика, но по своим правилам, так же, как это делал он. Это было совсем другое дело чем лщгда она просто смотрела за ним
— Он сегодня очень активный, — предупредила Аля, и они с Ниной исчезли.
«Наверное, не даст сказать ни слова», — подумала Яна.
Привычка Владика всех перебивать была невыносимой. Как только кто-нибудь начинал говорить, Владик обычно перебивал и начинал говорить сам. Правда сказать ему в тот момент было уже особенно нечего, но у взрослых самих пропадала охота что-либо говорить, после того как им, наконец, удавалось заставить мальчика замолчать.
— Привет Влад! Как дела! У меня для....
— Яна, Яна, смотри, что я знаю, — Яна спокойно приготовилась слушать, и через несколько секунд Владику нечего было добавить
— Ты закончил Владик? — Заботливо спросила Яна. Мальчику нечего было добавить, — Ну тогда я скажу, что у меня для тебя есть. Она достала несколько фотографий, которые она сделала в свой предыдущий приход. Смотри, как ты здорово выглядишь, когда убираешь свои игры. А теперь смотри, как ты все разбрасываешь, некрасиво как.
Владик с интересом рассматривал фотографии. На фотографию где он убирает конструктор, он сказал «Я молодец!».
«Не забыл себя похвалить, молодец Влад» — подумала Яна, а вслух сказала:
— Вот эту фотографию я прикреплю на шкаф сюда, на видное место. А вот эту, где Владик все расшвыривает, мы прикрепим  внутрь шкафа, и только мы с тобой будем про нее знать, хорошо?
— Плохая фотография, — сказал Владик.
— Да, мой дорогой. Эта фотография показывает твоё плохое поведение. Надеюсь, что у нас будет мало таких фотографий.
В этот день Яне удалось сделать ещё несколько фотографий, как «хороших», так и «плохих». Так что в следующий приход коллекция мальчика пополнилась. Постепенно Владик включился в игру и, часто понимая, что это нехорошо, просил Яну сделать фотографию того, как он переворачивает детские стулья, а потом позировал, расставляя стулья аккуратно.
Алина и даже ее младшенькая Нина постепенно заметили, что поведение Владика «значительно улучшилось». А фотографий становилось больше и больше. Однажды Яна пришла к ним с двумя папками — красивой светлой и совсем мрачной черной, пачкой плотной бумаги и своими офисными принадлежностями.
— Ну, ребята, давайте-ка поработаем. Давай, Нина, свои карандаши, мелки, фломастеры, ножницы, липкую ленту и что там ещё у тебя есть рисовательного и полезного!
Яна сняла все фотографии со шкафа внутри и снаружи и смешала их в одну кучу.
 — Давай-ка, Владик, разложи их в две разные коробочки: фотографии с хорошим поведением в одну, с плохим в другую. Ты же у нас специалист высшего класса! — подбодрила она его.
— Я быстро, — Владик с готовностью принялся за работу.
Потом Яна прикрепляла скотчем фотографии на листы бумаги, а дети вкладывали листы в прозрачные файлы и вставляли в папки. Листы с хорошим поведением в красивую светлую папку, с плохим — в темную. Владику очень понравилось делать дырки дыроколом, а Нине разрисовывать листы с фотографиями. И все это время Владик не закрывал рта. Ведь у него было столько всего, о чем можно было сейчас говорить: он рассказывал Нине про каждую свою фотографию. Казалось, ему нравились все, как с хорошим, так и с плохим поведением
 — Видишь Нина, здесь я плохой мальчик. Я пнул медведя, — радостно объяснял он.
 — Ему больно, Владька, — говорила Ниночка — Как ты не понимаешь. И это совсем не смешно.
— Не смешно? — удивился Владик и перешел к рассказу о следущей фотографии.
Яна уже смутно ощущала свою будущую стратегию, а вслух сказала:
— Ну, Владик. У тебя здорово получается рассказывать про фотографии. Ты просто профессор. Можешь у нас в институте преподавать, — похвалила она его.
— Я умный? — Тут же подхватил Владик, и Яна почти попалась, но во время остановила себя.
— Как ты сам думаешь, Владик, ты умный? — вернула она вопрос.
— Я умный. Пойду играть, — заключил Владик и довольный удалился к своим машинкам.
А Яна с Ниной вместе оформили обложки папок. На светлой они написали «Владик — умный мальчик» и внизу «Хорошее поведение». А на темной папке «Нехорошее поведение».

Школа Имени Меня

В свой следующий приход Яна начала осуществление своей идеи. Они снова были вдвоем.
— Знаешь Владик, я думаю, мы должны открыть школу, где ты будешь главным учителем и будешь учить детей. У тебя это очень неплохо должно получиться
Владькина физиономия засветилась от восторга.
— Здорово! — Влад запрыгал на одном месте.
— Я рада, что тебе нравится моя идея. Это будет школа имени...— Яна замялась, подыскивая подходящее слово.
— Имени меня! — закричал Владик, — Школа имени меня!!! Я буду учитель!!!
— Ну конечно, имени тебя, — смутившись, пробормотала Яна, и уже уверенней добавила, — И не сомневайся! Давай приготовим класс и учеников.
Оказалось, что нужное место было занято постройкой, которую Владик в ожидании ее прихода никому не разрешал разрушать.
 — Фото! Сделай Фото! — стал настаивать он, и Яна решила использовать подходящий момент.
 — О, ты хочешь сфотографировать свою постройку? Нет проблем! Давай ты сам это сделаешь. Я тебя научу в два счета! Ты же у нас умный! Смотри вот сюда!
Так Владик сделал своё первое фото, которым был впоследствии очень горд.
Потом они все-таки разобрали постройку, сложили конструктор на место и устроили импровизированный класс. По центру они поставили «учительский стол». На диване напротив Владика сидели его ученики. В роли учеников выступали Яна и многочисленные игрушки. Рассадив плюшевых медведей и зайцев по местам, они начали урок. Чтобы казаться солиднее, Владик надел папин галстук и выглядел с ним ужасно смешно. В качестве наглядного пособия Яна дала ему его светлую и черную папки с фотографиями.
 — Тихо! — Владик деловито постучал указкой по столу, — Начинаем урок.
И он, показывая фотографии из фотокнижки, принялся объяснять своим ученикам что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ученики вели себя не очень хорошо, и Владик периодически ставил их в угол. Яна нарочно по много раз переспрашивала его о каждой из фотографий. Она просила объяснить почему, например, раскидывать игрушки это «плохо», а не «хорошо». И он повторял то что обьясняла ему Яна когда его фотографировала. У Владика оказалась очень хорошая память. В роли учителя мальчик совершенно преобразился. Удивительным было то, что терпение Владика к его ученикам оказалось поистине безграничным. Спокойно и размеренно, даже с гордостью, он снова и снова объяснял Яне урок, показывал ей фотографии и спрашивал, все ли ей ясно. Неожиданно для себя наконец попав в центр заслуженного внимания, чего он так долго добивался, мальчик, наконец, внутренне успокоился. На их уроке он был даже не просто в центре событий, — он был учителем, а значит самым главным здесь. И у него было много того, о чем он был готов рассказывать своим ученикам.
Позже, когда Ниночка вернулась домой из садика, Яна предложила им с братом вместе сделать пособие для изучения алфавита. Работу распределили таким образом: Яна называла букву. Нина и Владик вместе искали предметы, которые начинались на эту букву-А—апельсин, Б—бумага, В—волк. Нина показывала предмет, и Владик его фотографировал:  С каждой следующей буквой фотографии получались у Владика все лучше, и фотографирование, как самая ответственная  часть задачи, ему очень понравилось.
Потом они до прихода мамы еще успели сделать фотографии для урока математики, фотографируя один предмет, два, три и т.д. Время прошло очень весело; дети отлично провели день.
В их следующую встречу все повторилось. Владик вел себя очень ответственно, готовя материал для своих уроков и для плохого поведения времени не оставалось. И потом, все же, он был учителем и примером для своих учеников.
Яна его все время подбадривала, называя «Товарищ Учитель!» и временами даже ябедничала на других «учеников»:
— Товарищ учитель, а вот те двое все время разговаривают, не слушают урок. Вы бы не могли им объяснить, что это нехорошо?
Постепенно их жизнь изменилась. Когда они ходили гулять, Владик постоянно просил камеру и фотографировал соседскую кошку, ребенка в коляске, цветы и деревья. У него теперь были «учебники» про парк, про улицу, на которой он жил. Школа имени Влада постоянно обновляла свои уроки. Позже они стали делать учебник про времена года и время дня, а еще позже — про физическое воспитание: прыжки и приседания.

Урок чтения

Алина всегда жаловалась, что читать книжки ее детям невозможно, потому что уже через несколько минут после начала чтения Владик вскакивал и начинал говорить или делать что-то свое. У Яны был похожий опыт. Когда она пыталась почитать детям книжку, часто это кончалось Ниниными слезами. Владик и сам не слушал, и другим не давал. Но, все-таки, Яна пыталась. Она предложила ввести в школе урок чтения и пока Владик ещё не научился читать эти уроки вела Яна
Однажды она захотела почитать им «Три поросенка».
— А я знаю! — Тут же похвастался сияющий Владик, — Я знаю, как читать слово «волк».
— Правда? — воскликнула Яна — Ну замечательно, сегодня у нас будет урок чтения. Ты, Владик, будешь ответственным за слово «волк». Мы же знаем с Ниной, какой ты ответственный человек.
И Владик не подвел. Книжку дочитали до конца, и Владик выполнил свою часть работы безукоризненно. Уроки чтения стали постоянными, и каждый раз Владик читал в тексте одно или два слова. Постепенно он втянулся и полюбил слушать книжки, и они вместе читали их даже во внеурочное время.

Свадебный фотограф

А потом случилась приятная неожиданность — родственники пригласили Алину с Яной и детьми на свадьбу.
—Но что делать с Владиком? — забеспокоилась Аля, — Он не умеет себя вести на таких мероприятиях.
—Не волнуйся, — сказала Яна, — Я беру это на себя, он не подведет.
На свадьбе же гости наслаждались появлением необычного фотографа. Одетый в строгий костюм с камерой через плечо он подходил к гостям и с очаровательной улыбкой интересовался:
— Разрешите вас сфотографировать? — И после всегда благодарил.
Желающих было множество. Даже невеста с женихом позировали необычному фотографу. Аля получила много комплиментов о своем сыне от родственников и друзей, и чувствовала радость за своего сына и глубокую благодарность Яне. Та весь вечер, везде сопровождала Владика, полностью освободив его маму от возможных хлопот, и тоже не могла нарадоваться тому, каким он был важным и ответственным, и в тоже время был таким лапочкой и обаяшкой. На всякий случай Яна также делала свадебные фото.
В конце праздничного вечера, Яна сказала своему подопечному:
 — Ну вот, товарищ Учитель, теперь у вас будет новый урок: «Как фотографировать свадьбу».

Живые Фотокнижки

Еще несколькими месяцами позже школа все так же продолжала работать, создавались новые учебники и дополнялись старые. К этой затее подключились даже родители.
Отец Владика работал экспедитором, вдали от дома, и проводил с семьёй только выходные. Во время воскресных обедов Владик докладывал папе, что нового учили дети в его школе, а также что интересного или необычного произошло за неделю. Теперь у него было много того, что можно было  показать и рассказать.  Папа любил говаривать, что это его самые любимые моменты, о которых он любит думать в поездках, поэтому папа никогда не забывал поблагодарить за них Владика, привозя ему новые игры или полезные вещи для его «школы». А на день рождения папа подарил ему новую, собственную фотокамеру!
Можно признать, что спустя год после открытия школы Владик сильно изменился. Он в полной мере использовал свои задатки ответственного человека и старался поддерживать этот имидж. Он стал очень хорошо понимать, какое поведение является нежелательным, и плохое поведение больше не доставляло ему никакого удовольствия. Он вдохновился образом «Учителя с которого нужно брать пример» и старался ему полностью соответствовать.
Нина иногда приводила в класс своих подружек, так что учеников, чтобы послушать такого хорошего Учителя, хватало. Ну и конечно Учителю не полагалось демострировать плохое поведение перед своими обычными учениками, которые отовсюду смотрели на него своими круглыми стеклянными глазками.
Оставаясь по-прежнему обаятельным и забавным, Владик направил свою неуёмную энергию на придумывание новых «школьных предметов», новых типов фотокнижек и преобразования старых. Он дополнял и перестраивал их, менял листы местами и менял отдельные надписи. Отдельно его радовало то, что черная папка становилась все тоньше, а светлая – все толще, ведь Яна продолжала делать его фото.
— Наши книжки толстеют и худеют — радовался Владик — Они живые!!!
Старые фотографии, которые они вынимали из книжек, использовались ими для создания различных игр.
Что было важным для самой Яны — этот период ее жизни оказался предопределяющим. Если вначале она пошла в институт просто за компанию, просто следуя выбору своей близкой подруги, и чтобы не оказаться одной в новом месте, то теперь она так увлеклась «живыми» фотокнижками, что решилась в свободное время глубоко изучить «арт-терапию», чтобы в будущем иметь возможность заниматься фототерапией с особенными детьми. Она мечтала, что у всех детей, с которым она будет работать, будут такие вот «живыe» фотокнижки, которые будут расти вместе ними и наглядно показывать их прогресс


Рецензии