Организация экономического пространства в средневе
моделей расширяющих границы исторической науки.
социология знания ,по мысли К Манхейма , позволяет значительно расширить сферу
конкретного исторического исследования
Природное пространство ,обмениваемые товары ,маршруты ,пристани ,сроки перевозок- все это долгое время оставались неизменным .
Огромное пространство восточно европейской равнины характеризовалось крайне
слабым развитием путей сообщения .
Вдоль течения рек веками возникали цепочки локальных рынков .которые последовательно являлись объектами интеграции со стороны Византии и Арабского
Востока . В 7 веке торговыми путями ,связывающими Европу с Арабским Востоком
овладели хазары кочевники тюркских происхождения .
Они образовали государство в Нижнем Поволжье - .столица, которого -Итиль стала
важным транзитно- торговым центром.Завоевав ряд славянских племен,хазары обложили их данью ,и ,одновременно открыли им самостоятельные пути на Восток.
Торговая прибыль была важнейшим источником богатства в архаическом обществе.
Внешняя торговля велась преймущественно продуктами.полученными с населения в виде дани.что не разлагало основ натурального хозяйства.
В начале 9 века государственной религией Хазарии стал иудаизм.а транзитная
торговля контролировалась правительственной вертушкой и еврейской общиной
Маршруты караванной торговли вели в Китай,Европу ,Великую Пермь.
Важным товаром для экспорта из Хазарии были рабы.К 9 веку арабская экспансия
закрыла Средиземное море для торгового судоходства.Торговля в Европе развивалась на северо -восточных окраинах империи Карла Великого.Конец этой торговле положили вторжения норманов во 2 половине 9 века.Торговые операции на северном направлении получила мощную финансовую поддержку,когда скандинавы ,благодаря путям,шедшим через Русь,установили отношения с арабами.По плотности
размещения кладов Арабского серебра земля вятичей превосходит остальные районы
Восточной Европы. Это свидетельствует о вовлеченности вятичей в экономическую
систему Хазарии,которая не имея своей монеты ,использовала арабские деньги.
Письменные источники о раннем периоде каспийского судоходства крайне отрывочны
"Мы не знаем в точности,-отмечал В В Бартольд,- когда к издавна существовавшему
торговому пути из Средней Азии на запад к Черному морю присоединился новый
торговый путь на северо запад по Средней Волге ,Каме и оттуда к Балтийскому морю. Но ,вероятно ,этот факт находится в связи с широким развитием караванной
и морской торговли персидской сасанидской державы (3 7 в.в )в последние века ее
существования ".Здесь уместно вспомнить о формировании во 2 веке до н э единой
трансевразийской системе караванных коммуникаций . Но ,если караванные связи
носили случайный характер ,то карабельное сообщение по Каспийском и Волге
отличалось большей систематичностью и непрерывностью . Заморские экспедиции
осуществлялись целыми караванами судов. Сезон рейсов на северо Восток определялся временем прибытия к рынкам пушнины ,которые функционировали по окончании охотничьего сезона.
Свидетельство о публикации №215110601510
В любом обществе. Торговля,войны и рабы создали нынешнюю цивилизацию и продожают ее углублять. С уважением.
Древний Старец 19.12.2015 11:40 Заявить о нарушении