Верный Друг

Обычное утро Элины

Еще одно воскресное утро Элины началось как обычно. После завтрака, она в который раз с раздражением разглядывала комнату, по которой были разбросаны мячики всех мастей и размеров.
— Димочка, ну я же просила убирать их, после того как закончишь играть, — безнадежно пробормотала Элина.
Диме семь лет и у него аутизм. В самом начале, когда диагноз только был поставлен, Элина очень не хотела верить в то, что ее сын навсегда останется другим. «Не такой, как все», «особенный ребенок» – эти слова вселяли в нее настоящее отчаяние. С каждым годом становилось все более очевидным то, что Диме придется с этим жить. Так же, как и ей самой. Жизнь Элины изменилась.
Отец Димы, который на первых порах старался поддерживать ее, быстро сошел с дистанции. Элина его не винила, просто позволила уйти и осталась наедине со своим ребенком. Она была благодарна ему за материальную поддержку, но не смогла понять, как ее муж мог оставить трогательного и беззащитного малыша, который так нуждался в поддержке близких людей. Она твердо решила, что даст Диме достойное будущее и сделает для этого все, что потребуется, чего бы ей это не стоило.
Она часами разговаривала с сыном, хотя в свои семь лет он мог говорить только одно слово – «мама». Это до слез задевало Элину: всего одно слово. Но, то, как его говорил ее ребенок, раскрывало ей целый спектр его состояний.
Дима был по-настоящему очаровательным ребенком. Впрочем, порой его стремление получить материнское внимание создавало проблемы. Иногда Дима был просто несносен, пытаясь привлечь внимание Элины. По какой-то причине особенно ярко это проявлялось в тех случаях, когда к ним домой кто-либо приходил. Если же они были дома вдвоем, то ребенок легко мог найти себе занятие.
Чем старше он становился, тем чаще у него проявлялось типичное аутичное поведение. Он мог часами сидеть в пустой коробке, до тех пор, пока Элина не доставала его оттуда. Вероятно, маленькое закрытое пространство внушало ребенку чувство безопасности. Еще одной его страстью были мячи, он мог вертеть и крутить их бесконечно долго.
Элине это его увлечение не казалось опасным, однако, один из врачей настойчиво порекомендовал убрать из дома все Димины мячи и не позволять играть с ними. У Элины же были большие сомнения на счет такой рекомендации, ведь мячики были одной из тех немногих вещей, которые успокаивали и увлекали ее ребенка. Вместо того чтобы лишить его этой маленькой радости, она отправилась в магазин и купила ему множество мячей, разных цветов, размеров и фактур. Ее сын выглядел по-настоящему счастливым, когда она высыпала перед ним это богатство.
— Мама… - прошептал Дима, заворожено глядя на свои новые игрушки.
В тот период жизни этой маленькой семьи многие знакомые отсеялись, перестали звонить после того, как узнали о проблеме, с которой столкнулась Элина. Впрочем, ее это уже мало волновало, она лишь сильнее стала ценить тех, кто остался рядом, несмотря ни на что. К примеру, ее лучшую подругу Иру, с которой они были дружны с самого детства.
В каждый свой приход Ира влетала в дом Элины как весенний ветер, веселая и жизнерадостная и тут же выливала на нее гору разных новостей: об общих знакомых, о своей семье, о любимой собаке, о своих актерских курсах. Элина занималась изготовлением украшений из бисера, бусин и камней и частенько приносила в подарок подруги свои творения. Диме же она приносила любимые им мячики, никогда не повторяясь и стараясь купить именно то, что его наверняка порадует. Во время этих визитов в Элине просыпалась ее обычная жажда жизни и присущий ей энтузиазм.
Проблемой становилось лишь то, что в каждый Ирин приход ее сын, словно нарочно, настойчиво просил внимания Элины. Он брал ее за руку, тащил в другую комнату, в сотый раз показывал ей свои мячи и всеми силами старался отвлечь ее от Иры. Женщины вычислили, что этот жест детского внимания, маленькая детская ревность, говорит просто о том, что сын маму очень любит, и относились к нему с пониманием, пытаясь перенаправить его внимание на любимые им мячи, но Дима отличался настойчивостью. Поэтому в такие дни вся троица медленно двигалась за Димой по комнатам, пока у Ирины не заканчивались новости. Потом она внимательно выслушивала подругу, когда Элине тоже было чем поделиться. Конечно, практически все ее новости были о сыне. Поэтому Ира знала все детали Диминого лечения и развития, и очень сопереживала подруге. В ее поддержке та черпала силы, и часто называла Ирину «мой Верный Друг».
И все-таки Димина настойчивость делала свое дело: минут через 40, максимум через час молодые женщины вновь расставались на неделю. Но это делалось с радостью – они обнимали друг друга, чтобы примерно через неделю встретиться вновь.
И все-таки, Элина мечтала объяснить своему любимому семилетнему мальчику-аутисту, что это время его маме хотелось бы проводить по-другому. Дать понять ему, насколько важны для нее визиты подруги. Как ей хотелось бы целиком и полностью погружаться в этот живительный оптимизм, пусть и на то же время, на их обычные полчаса.
У Иры были примерно теже мысли, но не ясно оформившиеся. Время от времени, примерно раз в месяц, она делала робкие попытки вытащить подругу детства из дома, чтобы растормошить ее. Уже зная, что во время живого общения принять это решение у Элины не получится, Ира однажды попробовала предварить такое предложение звонком.

Несбывшийся план

— Элин, а что ты скажешь, если мы в субботу выберемся куда-нибудь погулять? Пойдем в кино, будем объедаться попкорном и смотреть какую-нибудь умилительную женскую мелодраму, а? Или наоборот отвязную комедию? А потом пойдем в ресторан и будем объедаться вкусностями, пока не надоест. Я понимаю, что у тебя Дима, но можно попросить твою приходящую няню посидеть с ним.
Элина задумалась. Едва ли кто-нибудь смог бы понять, насколько сильно ей хотелось принять Ирино приглашение. Надеть красивое платье, туфли на каблуках, продефилировать по ресторану или даже просто по фойе кинотеатра, привлекая взгляды окружающих. Ведь большую часть времени она целиком посвящала себя сыну, напрочь забывая о себе самой. И няня на примете у нее была: ее услугами Эля пользовалась, когда ей нужно было срочно уехать по работе или другим делам.
— Знаешь, Ир… Я согласна! Я так давно этого хотела. Я завтра позвоню Татьяне Петровне и попрошу ее присмотреть за Димой.
— Элиночка! Ты даже не представляешь, как я рада это слышать! Честно говоря, я и не надеялась особенно. Я заеду за тобой завтра в восемь, хорошо?
Следующий день прошел для Элины в приятном предвкушении. Она словно летала, выбирая платье, подбирая туфли и делая прическу. Она представляла, как они с Ирой будут идти вдвоем, смеясь над какими-нибудь забавными историями, вспоминая времена своего веселого студенчества или школьные годы…
Но в пять часов вечера раздался звонок:
— Элиночка, я знаю, я обещала приехать, но так уж получилось, что мой внук заболел. Извините, я никак не смогу присмотреть за Димой. — Татьяна Петровна сама была расстроена тем, что говорила.
— Да, да, конечно. Ничего страшного, — упавшим голосом ответила Элина.
Повесив трубку, она едва не расплакалась. Ну почему так?! Почему в тот единственный день, когда она решила устроить себя маленький праздник, все сложилось именно так? Сдерживая подступающий к горлу комок, она стала набирать номер телефона Иры
— Элин… Ничего, ты только не расстраивайся. Ну не последний же день живем, ну что ты… А знаешь, у меня есть отличная мысль. Что если я приеду к тебе? Заеду в магазин за тортиком и мы с тобой посидим у тебя. А Дима будет играть у себя в комнате. Что ты думаешь?
Элина согласилась, скрепя сердцем. Зная своего ребенка, она прекрасно понимала, что просто посидеть и поболтать у них не выйдет.
Разумеется, вечер прошел вовсе не так, как надеялись подруги и описала его Ирина. Едва завидев ее в прихожей, Дима принялся дергать Элину за руку, пытаясь увести ее к себе в комнату. Когда это не получилось, он пришел на кухню, принес свои мячи, стал показывать их Ире. Она задумчиво смотрела на малыша.

Иринина идея

— Послушай, Элин, а ты не думала о том, что ему нужно какое-то конструктивное увлечение? Мне кажется, что это пошло бы ему на пользу, а тебе дало немножко свободы, которая тебе так нужна. Я недавно читала, как родители развивают способности своих детей с аутизмом с помощью фотографии. Я пришлю тебе ссылку. По-моему вы с Димой могли бы сделать отличную фотокнижку на тему его мячиков. Ведь очевидно, что именно они его большая страсть. . – Ира всегда с интересом слушала ее истории о Диме и предлагала подруге различные способы того, как можно было с пользой разнообразит его жизнь.
Ирины слова несколько дней не выходили из головы у Элины. Идея показалась ей очень интересной. Она думала о том, как славно было бы, будь у Димы какая-нибудь продуктивная активность. Если бы его слепое увлечение мячами переросло в нечто большее, нечто творческое и интересное. В конце концов, она достала старенький фотоаппарат, который использовала сейчас очень редко.
 
Элина берется за дело

Сначала она сделала пару снимков сына, играющего с мячами в детской, в кабинете, на кухне. Позжеона  рассматривала эти фото, и какое-тосмутное  ощущение крутилось в ее голове. Ей казалось, что Дима на фотографиях выглядит как-то иначе, не так как обычно.
Внезапно Элина поняла, в чем дело. Выражение лица ее сына было непривычно-спокойным. Обычно возбужденный, здесь он выглядел удивительно умиротворенным. В суете будних дней порой сложно заметить изменения в мимике и поведении. Фотография же стала прекрасным индикатором реальной ситуации.
 Эта идея воодушевляла. Элина стала делать фотографии сына и его мячиков все чаще и все вдохновенней. Сын замечал ее действия, но не особенно ими интересовался. Когда у нее собралась небольшая коллекция таких фото, она распечатала их, купила скоросшиватель, листы разноцветного картона и прозрачные защитные файлы , решив, что они станут материалами для создания фотокнижки.
— Смотри, Димочка. У меня есть твои фотографии с мячиками. Давай попробуем сделать настоящую фотокнижку о них. Нам надо выбрать красивые фотографии, прикрепить их на эти разноцветные листы скотчем и разложить в нужном порядке. Давай попробуем! Какие фото тебе больше всего нравятся?
Поначалу ребенок лишь увлеченно рассматривал изображение себя в компании любимых игрушек. Затем он, неожиданно, взял лист желтого картона и аккуратно положил на него фотографию, на которой он стоял в обнимку с желтым мячом. То же самое он проделал для других цветов радуги: очень вдумчиво Дима стал раскладывать фотографии себя и своих мячей на листы картона, сообразно их цветам. Элину поразила та легкость, с которой ее мальчик демонстрировал увлеченность и настоящую творческую жилку.
Их первая фотокнижка получалась очень милой. Но что было еще важнее, Диме понравилось это занятие и он уделял ему много времени. Когда книжка была готова, Элина поняла, что он способен на большее и пришло время двигаться дальше. Она захотела попробовать научить его делать фотоснимки.
— Дима, хочешь попробовать сам сфотографировать свои мячики? Что, если мы сделаем целую фотокнижку про твои мячи?
Услышав любимые слова «мячики» и «мячи», мальчик поднял глаза на фотоаппарат и начал внимательно слушать маму. Элина старательно объясняла ему работу фотоаппарата самыми простыми словами. Это оказалось легче, чем она вначале ожидала. В тот же день Дмитрий сделал первую красивую фотографию: мама в окружении его самых любимых мячей.

Дима увлекся

Неведанное раньше занятие неожиданно увлекло Диму. Он с упоением делал фотографии своих прыгучих игрушек. Как настоящий фотограф, он придирчиво выбирал ракурсы, с которых делал фотографии. Он всегда все делал исключительно по-своему. Сейчас же самым удивительным было то, что он прислушивался к советам мамы, признавая ее опыт. И она показывала, как сделать фотографии более яркими, как верно выбрать ракурс и освещение. Он проявлял сотрудничество, работая вместе с ней. С каждым днем у Димы получалось все более удачные фотографии.
Со временем он полюбил фотографировать один и тот же мячик, располагая его каждый раз на разном фоне. Элина купила ему для этого большие листы яркой разноцветной бумаги. Он мог проводить за этим занятием целые часы. Ему явно нравились сочетания разных цветов.
Пролетали дни. Элину несказанно радовало новое занятие сына.  Кроме того, она почувствовала большую свободу, чем раньше, так как сын стал находить себе занятия самостоятельно. Кроме того, эта совместная работа выявила много простых понятий, которые Дима совершенно не знал, и у Элины появилась прекрасная возможность объяснять их сыну, как бы мимоходом, а потом при случае удостоверяться, усвоил ли он их.
Детям-аутистам часто бывает трудно объяснить другим людям, что они чувствуют или хотят, и Дима не был исключением. Его речь ограничивалась одним лишь словом «мама», потому так важно было наладить с ним контакт: чтобы  лучше его понимать и развивать его способности.

Творческий союз мамы и сына

Также она смогла оценить, что фотокнижки стали прекрасной возможностью наладить лучший контакт с ее ребенком. Первой они сделали фотокнижку «Цвета» о цветах радуги, поместив туда фотографии мячиков различных цветов, которых у Димы было великое множество. После этого возникла идея книжки о размерах: «Большой, средний, маленький». Элина увидела возможность научить Диму новым понятиям и словам «больше», «меньше», «поровну». Книжка о положениях предметов: «перед», «справа», «между». Ну и, конечно, они сделали фотокнижку о числах: «один мячик», «два мячика».
Обычно Дима сопротивлялся попыткам дать ему какие-то новые знания, но сейчас он получал знания мимоходом, как бы по необходимости, «для твоей фотокнижки». Для Элины это само по себе стало увлекательной игрой — выбирать слова, категории и понятия, которым она хотела обучить Диму, а после придумывать и подбирать к ним сюжеты для сьёмок. Дима от этого нового, качественного игрового внимания расцветал, с удовольствием участвовал в этих играх с мамой во время съемок.
— Димочка положи оранжевый мячик в середину. Вот сюда. Середина — это когда между двумя другими мячиками.
И позже она видела результат:
— Как ты думаешь, какой мячик хорошо подойдет, если положить его в середину вот этих громадных зелёных. Маленький красный? Здорово. Клади скорее. Я хочу сфотографировать их сама. Можно?- Веселилась Элина, про себя радуясь, что он понял про «середину».
Или:
— Чтобы на фотографии мячики расположились ровно, нужно подвинуть мячик, который у нас с краю. «С краю» значит в самом конце. Да, сейчас все ровно. Молодец. Можно снимать!
На будущее она уже планировала расширить поле их деятельности и походить по близлежащим магазинам, которые продают мячи и заодно ознакомить сына с понятиями «адрес» и « маршрут».
На очереди была идея фотокнижки о разных фигурах: круг – сделанный из мячиков, квадрат, треугольник. Идея о видах спорта - теннисный мячик, футбольный мяч, баскетбольный. Элина представляла, как она будет рассказывать своему сыну об этих разновидностях спорта и даже покажет короткие видео о каждом из них, благо, нужные мячи и интернет были под рукой. Она чувствовала, что сама теперь полюбила эти, волшебные для неё, мячики.

Заказ для мастера

Когда  в гости к маленькой семье пришла Ирина, Элина попросила сына принести его фотокнижки. Ирина была поражена качеством его работы и, не скрывая, восхищалась талантом мальчика. На лице стоящего рядом Димы постепенно проступали выражения гордости и удовлетворения. Затем подруги сидели вдвоем на кухне, а Дима фотографировал свой новый мячик, который ему купила Ира, подбирая лучшие ракурсы и цвета фона.
— Элина, а ведь он очень талантлив. Ты только посмотри, какие качественные снимки у него получились. В этих мячиках будто бы целая жизнь. Как будто у них есть свои характеры и судьбы, но видит их только Дима. И в своих фотографиях он показывает это так наглядно, так живо… Послушай, у меня есть идея. Как насчет того, чтобы Дима сделал портфолио украшений, которые я делаю? Это могла бы быть такая же фотокнижка, как с мячиками, только там были бы снимки моих браслетов, кулонов, сережек. Я могла бы показывать ее своим клиентам, а на ней мы бы поставили Димино имя. Словно он настоящий профессиональный фотограф. Что ты думаешь?
— По-моему.… Это прекрасная мысль, — Элина с трудом подбирала слова, который могли бы отразить всю гамму ее чувств. — Я даже не знаю. Давай спросим Диму.
— Дима, а ты мог бы сделать такую же фотокнижку для тети Иры? Только вместо мячей там будут ее сережки и браслеты. Она любит их также сильно, как ты любишь свои мячики.
Мальчик ненадолго задумался. Потом подошел к Ире и взял ее руку, потрогал блестящий браслет. Затем перевел осторожный взгляд на ее серьги. Он кивнул маме и отправился в свою комнату за фотоаппаратом.
Элина почувствовала, как по щекам катятся невольные слезы. Она взглянула на подругу и прошептала:
— Что бы я только делала без тебя, мой Верный Друг?


Рецензии
душевное, тонкое и красивое произведение

Орхан   24.01.2016 03:29     Заявить о нарушении