Панк. Конец. Башня. Ёлочка Зощенко

ПАНК

В вагон метро шумно вваливается команда панков. Один из них, плюхнувшись на сиденье, начинает громко выть на одной ноте.
– Ты что, с ума сошел?! – толкает его в бок сосед, средних лет гражданин.
– Да. А что, не видно? – отвечает тот.
Единственное признание в свихнувшемся времени.

КОНЕЦ

В пивбаре сидят двое. На липком столе перед ними – несколько кружек пива, рыбьи очистки, каменный сухарь на тарелке. Под ногами перекатываются две пустые бутылки.
Один, рыдая, теребит другого:
– Что же это мы, Вовка? Как же так? Что же это мы, а?!
Из «стекляшки» видно, как по Тихорецкому, разбрызгивая грязь, катят грузовики. Низкое красное небо не пропускает ни глотка воздуха. Пьяный всё не унимается.
Действительно, что же это мы, а?..

БАШНЯ

Порфировы, Ворпулёвы, Петковы... Несколько непривычный для уха ряд фамилий. Последняя – явно болгарского происхождения, в первой звучит отголосок роскоши монархов-порфироносцев. Всё это – жильцы квартиры, которая находится на верхнем этаже дома на углу Таврической и Тверской улиц. Квартиру эту когда-то занимал петербургский поэт, «маг»  и «мистагог» Вячеслав Иванов, это его знаменитая «башня» (угол дома действительно имеет вид башни). Здесь находился один из самых известных декадентских салонов десятых годов  двадцатого столетия, средоточие жизни символистской элиты. В этой квартире, по свидетельству одного из представителей литературной богемы,  можно было затеряться на трое суток. Здесь читали стихи, спорили, пили вино, накапав в него кровь «из наколотого пальца», и белой ночью мимо Таврического сада шли к Неве. Это на крыше «башни» (а раньше был выход на плоскую тогда крышу) Блок впервые читал «Незнакомку». Заглядывала сюда и полиция – однажды она арестовала мать поэта Максимилиана Волошина за то, что та была в мужском платье.
То был «Серебряный век» русской литературы, и закончился он довольно скоро. Судьба по-разному распорядилась гостями и хозяином квартиры. Был награжден советским орденом Брюсов. Долгую и трудную жизнь прожила Ахматова. Сам хозяин квартиры эмигрировал в Италию, принял там католичество и умер в 1949 году.
Ничто не напоминает теперь о том времени, и человек, вычитавший в чьих-нибудь воспоминаниях этот адрес и пришедший сюда, увидит на медной дощечке: Порфировы, Ворпулёвы, Петковы...

ЁЛОЧКА ЗОЩЕНКО

На фасаде музея А.В. Суворова – два больших мозаичных панно, известных каждому ленинградцу. То, что слева – Переход Суворова через Альпы в 1799 году», выполненное Н.Масленниковым по картону А.Попова. Справа – «Отъезд Суворова в поход 1799 года». Автор – М.Зощенко (по картону Н.Шабунина), отец будущего писателя. Оба панно выполнены в 1904 году. И существует старая городская легенда о том, что, помогая отцу, Михаил Зощенко выложил макушку ёлочки, выглядывающую слева внизу.
...К столпившемуся люду вышел на крыльцо в холодный зимний воздух опальный полководец, вскинул непокрытую голову, поднял руку, чтобы осенить себя крестом, – час его пробил, снова призывает Отечество.
Возможно, взгляд его ненароком скользнул по юной ёлочке, растущей поодаль. Сюда, в Кончанское, ему уже не суждено вернуться.
...Впереди у Зощенко – страшный опыт Первой мировой, трудное начало писательской судьбы, шельмование, литературная опала.
А пока семилетний Миша подбирает кусочки зеленой смальты – будет ёлочка.

Опубликовано: "Невские ведомости" №2, 1992.

На фото: мозаичное панно на фасаде Музея А.В.Суворова.


Рецензии
По поводу Ёлочки: это - не "старая городская легенда", об этом своем участии в работе отца написал сам М.М.Зощенко в книге "Перед восходом солнца"(рассказ "На кладбище"):"...орден, который папа получил за свою картину «Отъезд Суворова». Эта картина на стене Суворовского музея. Она сделана из мозаики. В левом углу картины имеется зеленая елочка. Нижнюю ветку этой елочки делал я. Она получилась кривая, но папа был доволен моей работой".
Кстати, судьбы мозаичистов Масленникова и Зощенко в чем-то схожи. Оба учились в Академии художеств(в одно время). Работали в Мозаичной мастерской, но ушли оттуда. Оба были за работы для музея Суворова награждены орденами, оба после этой работы тяжело болели воспалением легких. Н.Г.Масленников умер в 1904, а М.И.Зощенко в 1907.
По поводу "башни Иванова" - к сожалению "начитавшись воспоминаний" никто не только этих табличек не прочтет, но и близко к этому этажу, с которого был выход на "башню", не подойдет.Всё выкуплено, перестроено и закрыто для посторонних.Если бы и задумал кто-то создать "Музей поэзии серебряного века", то выкупить подобную собственность не смог бы.Жаль, что государству не до того! Пока ещё можно побывать в квартире этажом ниже и в ходе прекрасной экскурсии экскурсовода Бурлаковой Ирины Петровны(бюро "Городские прогулки")узнать об истории "башни" и посмотреть сохранившиеся интерьеры в подъезде..

Елена Ромашова   24.07.2018 17:11     Заявить о нарушении
Хорошо, что появляются экскурсоводы с "прекрасными экскурсиями", и не только на эту тему. Но хочу заметить, что 30 лет назад поднялся к дверям квартиры, написал о "Башне" и опубликовал это именно я.

Михаил Окунь   20.08.2018 18:14   Заявить о нарушении
И потому смешно рассказывать мне сегодня про то, что "всё выкуплено" и "государству не до того".

Михаил Окунь   20.08.2018 18:26   Заявить о нарушении