Глеб Дейниченко Поэзия - вещь сокровенная

     Интервью – фрагмент конкурсной исследовательской работы «Человек в истории
России – xx век. Личность и общество». Беседовала с поэтом 11 ноября 2006 года
Сергеева Евгения, тогда ученица суворовской школы №1, теперь – профессиональная актриса  Калужского театра драмы.

   - Глеб Николаевич, скажите, пожалуйста, что главное в жизни для вас? Как вы думаете, сильно изменились ваши юношеские представления о жизни, о ее смысле, о предназначении человека, о вашем предназначении?
   - Как ни странно, совершенно нет. Я помню себя где-то лет с 16-18, когда у меня сложилось мировоззрение уже взрослого человека. Казалось, жизнь впереди настолько огромная и длинная, что невольно думалось: «Господи, да там еще толщи лет, сколько жить!».
   Теперь, подводя некоторый итог прожитого, я сознаю: то, что тогда признавал и считал достойным о человеке, о правде, о жизни – это до сих пор во мне не изменилось. Считаю себя в этом плане человеком счастливым.
   - А какой у вас характер? Что повлияло на формирование вашей личности? Может, это «круги колеса судьбы»?
   - Дело в том, что человеку с возрастом свойственно меняться – под влиянием времени и под влиянием обстоятельств, каких-то случаев, хороших ли, плохих, легких, тяжелых. Вспоминаю себя молодым, в подростковом возрасте: я был человеком довольно простым в общении. Тогда и жизнь была другая: мы были люди стадного воспитания. На меня очень сильно повлияла школа, университет, спорт. Я долгое время занимался спортом, разными видами, кое в чем преуспел.
   Вот эта общность – школа, где много друзей, она, конечно, способствовала тому, что у людей вырабатывался жизнерадостный характер, жизнеустойчивый, можно сказать, веселый. А в домашней обстановке было не совсем уютно, тяжело было жить. Тяжело чисто материально. Я был не большой любитель спорта, но семейная нищета заставила пойти в спорт. Там нас как-то одевали, подкармливали. Вот я и закрепился. Кстати, не только как спортсмен. Я был член секции спортивных журналистов СССР в те годы, писал на спортивные темы. 20 лет проработал в системе ТАСС: корреспондентом, заведующим промышленно-экономическим отделом, главным редактором главной редакции подготовки материалов для зарубежной и союзной печати.
   Ответственность была большая. Но обстановка в творческих коллективах, в редакциях газет, журналов была политизирована до крайности, и все зависело от того, что скажут сверху. А потом случилась перестройка. Я никогда не одобрял ее и не одобряю. Но с перестройкой сломалась эта опека над творческими людьми. Да, их бросили на произвол судьбы, заставив каждого выбираться своим путем. Но я лично считаю, что это правильно. Человек, который что-то имеет за душой, который может сказать что-то другим и работает честно, думает над этим – заслуживает такой жизни. Повторюсь, основные положения о правде, добре, зле, общечеловеческих ценностях остались во мне до сих пор.
   - Из вашего сборника «Созвездие Льва» я знаю, что вы пришли в журналистику не по большой любви. Но стали профессионалом высокого класса. А изначально было ли стремление стать знаменитым, узнаваемым человеком?
   - Нет! Скажу тебе сразу и не думая. Нет! Никогда я не хотел, не хочу и не буду хотеть этого. A уж теперь, когда мне под 70, поздно быть знаменитым. Вообще потуги знаменитости – это глупость. Великие люди – они велики не потому, что знамениты. Великими, одаренными, талантливыми они рождаются – и это как данность. Они есть как вода, океан, горы, реки, их выпучивает земля наша общая, мать-родительница. Есть масса людей, которые могли быть, но не стали известными или успех их был весьма сомнительным. Дутые знаменитости – это люди шоу, это те, кто, в первую очередь, хочет на людях показаться. Что значит, я хочу быть знаменитым? Я же не кричу: «Давай я в себе стану таким знаменитым, что меня от этого разопрет!» Вот я на эстраде узнаваемости добьюсь, вот я в кино снимусь. Ведь никакой серьезный ученый, писатель или богослов не скажет: «Я хочу быть известным». Это невозможно. К примеру, последние Нобелевские лауреаты по литературе. Кто их знает? Это же люди абсолютно не стадные, никто их не видит. А вот огромные потуги, создать какие-то «Фабрики звезд» - это глупо. Ведь все настоящие артисты целую жизнь тратят, чтобы потом сказали: «Да, был талант!» В Евангелие есть широко известная фраза: не сотвори себе кумира. Это великая вещь. Когда Гамлет стоял у могилы придворного шута Йорика, держа череп, он сказал: «Вчера, кто пупом был земли, торчит замазкою в щели». Даже слава величайших людей – проходящая и философски надо к этому относиться. А если ты изо всех сил старался, отдал все, чтобы стать великим, а Бог не дал таланта или не было условий, не так сложились обстоятельства? Тогда как?! Тогда человек начинает себя казнить.
   - А в большие города, такие, как Москва, хотели переехать?
   - Конечно, карьера делается именно там. Но у меня никогда не было тяги к большим городам. Москва меня подавляет.
   - А теперь хочу задать вопрос о вашем творчестве. Все читают и активно обсуждают ваши статьи на социальные темы. И в то же время газета «Светлый путь» часто публикует ваши стихи. Я читала ваш сборник «Созвездие льва». Как в одном человеке уживаются и публицист, и поэт? Как на это у вас хватает сил?
   - Для меня примером служат титаны Возрождения – Гете, Данте, Шекспир, Леонардо да Винчи… У этих людей есть одно огромное преимущество: они были не только живописцами, писателями, поэтами, скульпторами, не только мыслителями и изобретателями, они были работниками. Они не гнушались бытовых проблем. Леонардо  да Винчи все приборы делал своими руками. Но это не каждому под силу. А вот, например, знаменитый золотых дел мастер эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини, которого я часто читаю. Это человек-оркестр, очень многоплановый, не только золотых и серебряных дел мастер, но и ваятель, и художник, и прекрасный живописец, острослов и писатель. Его автобиография – это шедевр. Ни один человек не написал столько о позднем Возрождении. Это историческая вещь. Меня всегда привлекало и восхищало соединение в людях высокого и низкого, духовного и бытового. Человек должен все уметь делать. Мне достаточно посмотреть один раз внимательно, и я смогу что-то сделать своими руками. Конечно, это не сразу приходит. Но навыки – это дело наживное.
   Что касается писательства, я думаю так: наверно, современный человек, особенно тот, кто умеет держать ручку, неравнодушен к тому, что происходит вокруг. Если ты можешь отреагировать на это, надо писать. Пустые разговоры, ругань на улице и на базаре повисают в воздухе. Журналисту это не к лицу. Журналист должен постоянно совершенствоваться. Вот эта сторона, социально-политическая, в большей степени у меня сформировалась при работе в ТАСС, где я учился всему. А стихи? Наверно, каждый в молодости, вступая в жизнь, смотрит в окно или в садике гуляет и видит луну, сад, розы. И каждому хочется что-то сделать, срифмовать, написать, чтобы это другой почитал. Я писал в школе, в университете. Но никогда не публиковал и не ставил себе такой цели.
   Для меня было важно и до сих пор важно то, что я написал себе. Конечно, 2-3 человека – друзья, читали мои стихи. Но чтобы отдать стихи в газету – у меня и мысли не было. Поэзия – вещь сокровенная. А профессионально я начал писать стихи с университета. И до сих пор считаю, что занимаюсь этим профессионально. Сборник «Созвездие льва», который вышел в прошлом году в Калужском издательстве, собрала моя жена Вера Владимировна. Оказалось, что в людях, замученных жизнью, осталась тяга к настоящим чувствам и поэтическому слову. Те, кто приобрел мой сборник, и те, кому я подарил книжку, говорили мне, что многое нашли для себя сокровенного в моих стихах. Для каждого нашлись в сборнике любимые стихи Глеба Дейниченко о любви, о жизни, о природе, о философии. Если это известность, то я рад.


Рецензии
Вот, Вера, у кого надо учиться умению жить, думать, творить,любить, дружить. У нашего Глебушки.

Геннадий Киселев   14.11.2015 09:59     Заявить о нарушении
Я ВСЁ ПЕРЕЧИТЫВАЮ У ГЛЕБА И ДИВЛЮСЬ ТОМУ,КАК ЭТО СОВРЕМЕННО. НЕКОТОРЫЕ СТИХИ ТОЛЬКО СЕЙЧАС ПО НАСТОЯЩЕМУ ПОНИМАЮ И УЧУСЬ У НЕГО ДО СИХ ПОР.

Вера Дейниченко   18.11.2015 20:28   Заявить о нарушении