Я знаю, есть бессмертье за жизненной чертой...

         Так написал в одном из своих стихотворений Глеб Дейниченко. Он ушёл из жизни, чтобы навсегда в ней остаться «хотя бы строчкою одной». Я, его жена, вижу и чувствую - стихи моего мужа живут! Их читают на различных вечерах и литературных конкурсах дети и взрослые. Открывают сборники «Созвездие Льва» и «Коловерть», ищут страничку Глеба Дейниченко в Интернете. Для каждого находятся сокровенные строки, которые будоражат душу, вселяют надежду, что жизнь - это чудо, подаренное Богом, и грех растрачивать её попусту.
       Нам ещё учиться надо жить -
       Любоваться днём и светом звёздным,
       Дружбой бескорыстной дорожить,
       Говорить «люблю», пока не поздно.
       Нам ещё учиться надо жить
       За себя, за ближнего в ответе.
       Как ты прожил? Не с кого спросить,
       Лишь с себя — на том и этом свете.
     В стихах Глеба Николаевича нет назиданий и поучений. Он всё примеряет на себя, и потому читатель горюет вместе с ним и радуется, если поэт победил свои маленькие слабости.
       Что мне далось - всё взято с бою,
       Не в рукопашном, не в строю,
       А головою и душою
       Под подпись личную мою.
    Мы прожили вместе 28 лет. Встретились в Душанбе зрелыми людьми: ему - 41, мне - 30. Срослись душами настолько, что разница в возрасте как-то стёрлась. Бывало, муж в очередной раз рассказывает о своём детстве и друзьях и сердится, что я не помню его одноклассников. Возражаю, мол, я тогда ещё не родилась! А Глеб Николаевич сокрушённо вздыхает: «Как же так? Я привык думать, что мы жили в одном дворе, ходили вместе в школу. А ты хочешь меня в этом разуверить?» Кончались такие разговоры рождением нового стиха.
    Поэтический дар - это крест. Тяжела ноша, но вдохновение нельзя ни купить, ни одолжить, ни приманить. Глеб Николаевич не уставал повторять: «Стихи - не простая работа. Надо иметь что-то за душой, ведь на пустом месте ничего не вырастет».
Он с детства очень много читал и, думаю, не случайно выбрал филологический факультет в университете. Собирал серию «Литературные памятники», книги по богословию и философии, по истории государства Российского. Любимые писатели - Пушкин и Гоголь. Муж мог наизусть рассказывать целые страницы из «Мёртвых душ», сотни раз перечитывал «Маленькие трагедии», считая их недостижимыми шедеврами.
    Сколько помню, настольная книга мужа - Библия. В Новом Завете до сих пор хранятся его закладки. Иногда он читал мне библейские притчи вслух, под записи органной музыки Баха или «Реквием» Моцарта. Любил слушать записи великого Фёдора Шаляпина: и оперные партии, и романсы, и русские народные песни.
    Четырнадцать лет, после переселения из воюющего Таджикистана, мы прожили в деревне Ханино Суворовского района Тульской области. В стареньком деревянном доме наших родственников Глеб Николаевич всё делал сам: пилил и колол дрова, топил печку, белил,
красил, строгал, возил воду из колонки. И это есть в его стихах.
Как южанин, муж мой всё удивлялся круговороту местной природы. В Средней Азии смена времён года весьма условна. Там нет такого высокого и синего, как в России, неба и величаво плывущих облаков. Глеб Николаевич не мог наглядеться на завораживающую красоту весны, лета, осени, зимы.
    Мы с сыном Сергеем до сих пор восторгаемся волшебством его белого стиха «В месяце марте» - такие строки автору мог нашептать только ангел.
Глеб Николаевич говорил: «Любовь надо выстрадать». Я счастлива, что была любима мужем и в 30 лет, и в 50, и теперь, когда разменяла седьмой десяток. Он всегда считал меня молодой и красивой - такой и останусь в его стихах. Помню, как мой поэт радовался найденному образу: «На лицо твоё, знаю, не ляжет кремом мраморным осени месть». Мне - земной и грешной женщине, он написал: «Я тебя никогда не забуду, как от Бога отречься нельзя». Теперь, вот уже который год, я повторяю эти строки своему мужу.
    Более 500 стихотворений живут в сборниках «Созвездие Льва» и «Коловерть». Глеб Николаевич благодарил судьбу за встречу с меценатом, суворовским музыкантом и исполнителем Александром Ермаковым. Он помог издать стихи и прозу - повесть о Сталине «Император». А ещё написал восемь песен и романсов на стихи Глеба Дейниченко — они вошли в компакт-диски, выпущенные в разные годы, и звучат в сольных концертах А. Ермакова. Я с трепетом жду его новых песен.

                Вера Дейниченко, журналистка.2014 год.


Рецензии
Татьяна Морозова
За жизненной чертой, действительно, наступает бессмертие, потому что в жизни иногда "НЕ ДОСТУЧИШЬСЯ" до людей. И только СМЕРТЬ, к сожалению, заставляет многих осознать то, что человек ушёл... НАВСЕГДА....

Вера Дейниченко   21.11.2018 18:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.