Можно ли вместить Россию в консерватизм?

                Ерошенко Т.И.
                Ерошенко И.П. 
МОЖНО ЛИ ВМЕСТИТЬ РОССИЮ В КОНСЕРВАТИЗМОМ?
          Правда консерватизма. Путин продолжает настойчиво позиционировать себя как сторонника консерватизма. 
     Консерватизм в Западной цивилизации явился естественной реакцией сознания поверженных и/или повергаемых политически социальных групп на череду революционных событий (буржуазных и буржуазно-демократических революций.), которые трясли мир (прежде всего Европу и Америку) с сер. XVII-го и до сер.  XIX-го вв..   За консерватизмом первоначально закрепилась нехорошая репутация ретроградного учения.
     Большая часть времени правления династии Романовых прошла под прикрытием консерватизма. Даже тогда, когда Александр II и Николай II порой вынуждены были идти на уступки либерально настроенной части российского общества, всё равно это не рассеивало общего тёмного фона охранительных приёмов управления страной.  Недовольство самого многочисленного класса страны, т.е. крестьянства,  между тем продолжало накапливаться.
     Гнетущее действие духа реакции на человеческое сознание, сопровождавшее самодержавную консервативную политику, нашло выражение в литературе золотого и серебряного веков, в творчестве Достоевского, Толстого, Чехова, Белого, Куприна, Бунина, Тютчева, Блока.  Пронзительно на всю страну зазвучали строчки Надсона: «Оглянись,- зло вокруг чересчур уж гнетет, Ночь вокруг чересчур уж темна!..»
     Именно в тени/ночи консервативного правления Александра III в России выросли такие марксисты (сформировались как личности) как Г.В. Плеханов, А.А. Малиновский(Богданов), В.И. Ульянов(Ленин), И.В. Джугашвили(Сталин).
     После революции и гражданской войны в России идеи русского консерватизма нашли отражения в философии русских философов – эмигрантов. Особенно ярким представителем его идей явился философ Ильин.   
      На Западе, родившись как идеологическое отражение настроений определённых социальных групп, консерватизм изменялся, подстраивался под реальность. В 70 –е гг. возникает неоконсерватизм, уже не абсолютизирующий застойность, поддерживающий научно-технический процесс, но протестующий против тенденций разрушения семьи, отрицания традиционных моральных ценностей.
     В России после разрушительной полосы реформ 90 – х гг., проходивших под именем «либеральных» в начале третьего тысячелетия часть российской политической элиты не нашла ничего лучшего как обратиться к консерватизму, оставив в стороне без какой-либо научной и честной критики теорию и практику коммунизма (марксизма) особенно в российской ипостаси («марксизм-ленинизм» являлся официальной государственной идеологией Советского Союза), изменив вере своей молодости, если она была. 
    В аналогичной в определённой степени ситуации китайская политическая элита обратилась к духовному наследию всей своей цивилизации, насчитывающему 5 тысяч лет, но при этом не отвергла, не выбросила на свалку чужеродную для китайского традиционного общества марксистскую коммунистическую идеологию, оставив её основные ценности как общечеловеческий ориентир в составе государственной идеологии.
     Сейчас «новорусский» консерватизм служит идеологическим оправданием внешней политики, но во внутренней политике курс российского правительства продолжает оставаться «либеральным», то есть, для нашей страны в целом разрушительным.
     Созданную при помощи Советского Союза у себя промышленность Китай приумножил, качественно улучшил, показал пример бережного отношения к достижениям прошлого.
      В Российской Федерации, если мягко выразиться, значительная часть производственных мощностей, доставшаяся от Советского Союза, была остановлена и разрушена без улучшения. То же самое можно сказать и о социокультурной сфере: образовании, науке, здравоохранении.  Реальность далека от провозглашаемом президентом «бережном отношении»: «Здоровый консерватизм предполагает использование всего лучшего, нового, перспективного для обеспечения поступательного развития. Для того, чтобы общество существовало, нужно поддерживать элементарные вещи, которые человечеством выработаны в течение столетий: это бережное отношение к материнству и детству, это бережное отношение к своей собственной истории, к её достижениям, бережное отношение к нашим традициям и традиционным религиям.» ( ТАСС: Политика - Путин: Россия не собирается себя "законсервировать").

      Почему несмотря на своё ретроградное прошлое во второй половине 20-го и в начале 21-го вв. консерватизм стал вновь востребован?
     Суть консерватизма, как мы уже отмечали, состоит в том, чтобы служить выражением настроений, поверженных или повергаемых в ходе революций социальных групп и классов. Они стремятся открыть глаза остальным членом общества на тот факт, что революционные методы слишком дорого обходятся не только им, повергаемым, но и обществу в целом.
     Цель консерватизма: если не остановить, то хотя бы уменьшить размах революционных потрясений. В глазах либералов и ещё более радикальных левых (социалистов и коммунистов) консерваторы клеймились как ретрограды, враги прогресса. Особенно нечестным считалось настаивание консерваторов на постулате неискоренимости социального неравенства и, следовательно, на закреплении вечности эксплуатации человека человеком. Консерваторов всегда относили к крайне правым политическим силам. Чуть далее, в право от них стоят уже фашисты (они появились в 20-м веке). Если консерваторы, как правило, националисты или даже шовинисты, то фашисты уже расисты.   
      Во второй половине 20 – го века в Северной Америки и Западной Европе, наблюдается ускорение социальной динамики, ломка стабильных форм семейных отношений, увеличение числа разводов, пропаганда нетрадиционных половых отношений, в целом стремительное нарастание темпа жизни. Цена повышения уровня жизни на Западе – ускорение её темпа.
     Консерватизм в это время трансформируется в неоконсерватизм, уже не абсолютизирующий застойность, поддерживающий научно-технический прогресс, но протестующий против тенденций такого ускорения социальной динамики, которая грозит обществу разносом, разрушением семьи и традиционных моральных ценностей.  Новая форма консерватизма привлекает симпатии различных социальных групп, ратующих за стабильность, выступающих за сохранение моральных устоев общества.
    Идеологические рокировки в народных государствах.  Одновременно нечто отдалённо напоминающее одиссею «консерватизма» на Западе происходит в коммунистических странах (прежде всего Советском Союзе (России) и Китае.


.

       В действительности же и "новорусский либерализм», и "новорусский консерватизм" не очень похожи как на современные западные, так и на дореволюционные российские аналоги. Их связь со своими подобиями в прошлом и в настоящем условна, приблизительна. Это прежде всего обёртки, которыми политическая элита современной России (в большинстве своём в советское время являвшаяся парт. номенклатурой или детьми парт.  номенклатуры) прикрыла своё идейное убожество. Её отступничество не случайно. Она, видимо, по-настоящему, т. е. не казённо, никогда не изучала ни К. Маркса, ни В. Ленина. Ведь понимание и силы (истины и правды), и слабости (ограниченности) их идей (марксистско-ленинских идей) требует значительного интеллектуального напряжения и опоры на знание основных фактов мировой истории, основных достижений мировой цивилизации и ещё определённых моральных качеств. А череда коррупционных скандалов красноречиво говорит нам о моральных качествах современной российской элиты. 
       Не только элиты Советского Союза, но и элиты многих бывших стран так называемого «социалистического лагеря» совершили идеологические рокировки. Измена характера власти в государствах, созданных в ходе народных восстаний и движений, во всемирной истории явление не исключительное, а распространённое.
    Одним из ярких драматических примеров такого явления представляет история Тайпинского восстания и государства Тайпинов в Китае (1850 – 1864).
     Изменение характера власти, политической стратегии «народного государства» («народное государство» - государство, которое образовалось в результате широкого народного движения и/или которое образовалось в результате народного восстания, и которое начинает свою деятельность с принятия законов, отвечающих чаяниям большинства народа, т.е. трудящимся) может происходить либо постепенно, ползуче, либо достаточно быстро в ходе контрпереворота. Чаще всего вслед за ползучими изменениями приходят изменения достаточно быстрые, взрывные. 
   Реформы в коммунистическом Китае и в либерально-консервативной России.   Китайские коммунисты, оказавшись перед фактом кризиса первоначально построенного ими у себя общества, обратились к многотысячелетнему опыту своей цивилизации, но при этом они не отбросили прочь и коммунистические идеалы.
       Номенклатурная же политическая элита России в аналогичной ситуации не нашла ничего лучшего для себя как сначала якобы отказаться от идеологии вообще, реализуя одновременно стратегию и тактику, провозглашаемую буржуазными неолиберальными концепциями (главный плод - жуликоватая приватизация), а затем официально открыто провозгласила себя во внешней политики сторонниками «здорового консерватизма». Внутри же страны она продолжила всё ту же «неолиберальную» разрушительную для остатков социализма (структурных элементов социального государства) политику. Под структурными элементами социального (народного в современных условиях) государства следует понимать: бесплатное здравоохранение, бесплатное образование, стабильную пенсионную систему, гарантии реализации права на труд, защита работника от произвола со стороны работодателя и др. 
     Почему нынешняя китайская элита, вернувшая в свою практику государственного строительства учёт капиталистических рыночных законов, не отбросила марксистское учение о коммунизме? Можно предположить, что в отличие от нашей в прошлом формально тоже коммунистической элиты, она дорожит учением К. Маркса и В. Ленина. Она видит в нём, несмотря на его несовершенство его научную силу, его духовную и моральную правду, совпадающую со многими религиозными учениями. Классики научного коммунизма называли своё учение ещё теорией реального гуманизма, тем самым предопределяя ему в будущем роль духовного оружия не только пролетариата, но и всего прогрессивного человечества.  В чём главное достоинство теории реального гуманизма как научной концепции и идеологии? Оно так богато содержанием, что только оно и только оно имеет свойство объединить в синергии социальную правду и либерализма, и консерватизма, и социализма/коммунизма. Китайским коммунистам не только удалось выйти из первоначального кризиса первой модели своего государства, но и сохранить народный характер своего государства, своей власти. В России же налицо все признаки перерождения народного государства в олигархически-бюрократическую диктатуру.    
 Да, экономика первенствует в социальной жизни, но и она испытывает на себе, либо позитивное (благотворное), либо, наоборот, негативное воздействие со стороны идеологии. На социальную жизнь современной России влияют, как нам представляется, три основные политические идеологии со всеми их разновидностями (подвидами) : либерализм, консерватизм и социализм/коммунизм.  Носители этих идеологий «сталкиваются» с друг другом и пытаются так или иначе отобрать друг у друга право влиять на социум.  А между тем есть и четвёртая идеология, которая бы могла в себе их объединить. Четвёртой или интегральной идеологией как раз и может стать «реальный гуманизм», вбирающий в себя всё то ценное, что содержится и в либерализме, и в консерватизме.    Духовные основы реального гуманизма могут сформироваться, обогащаясь всем ценным, что имеется в либерализме, консерватизме, социализме/коммунизме и в реальной практике улучшения благосостояния трудящихся. В этом и состоит шанс России. А в «консерватизм», даже «здоровый» Россия не вмещается.


Рецензии