Семья и церковь

История семьи самая интересная страница в каждой семье. В какое-то время мы начинаем задумываться о своих предках. Начинаем спрашивать у родных о прошлом нашей семьи. Узнаём много интересного, необычного и понимаем, что история семьи тесно связана с историей страны. Семейная память – нить, ведущая нас через миры прошлого к мирам настоящего и будущего.

По линии моей мамы, до моей бабушки все в семье были иконописцами. Начало 20 века. Далекий северный поселок Кочпан недалеко от г. Сыктывкар Коми АССР. Церковь большая, построена в таком месте, что ее видно отовсюду. Здесь всегда людно, особенно в выходные дни и по церковным праздникам.

Семья Забоевых жила около церкви. Семья большая. Под одной крышей -  несколько поколений. Мужчины писали иконы, мастерская находилась в отдельной постройке, но в одном дворе. Женщины были заняты по хозяйству. Воспитание детей ложилось тоже на женские плечи. Моя бабушка родилась в 1885 году шестым ребенком в семье, с детства болела часто, в народе ее болезнь называют «падучей». Семья жила дружно, больше того, они понимали друг друга с полуслова. Дети подрастали, они не слышали, чтоб старшие ругались меж собой. Все, как в обычной христианской семье: вечерние молитвы всей семьей, детские обращения к Богу, семейный ужин… все кажется очень просто и буднично. Но каждое действие наполнено содержанием, высшим смыслом. Секрет этой глубины в Боге.

Шло время. Дети росли, старшие обзаводились собственными семьями. Устинья, так звали мою бабушку, симпатичная кареглазая девочка с темными, всегда аккуратно заплетенными косичками с годами превратилась в красивую статную девушку. На нее часто стали заглядывать парни. Устинья как-то случайно после церковной службы познакомилась с парнем. Их обоих накрыла волна любви. Был  конец апреля, даже в здесь на Севере в тот далекий год начали таять снега, на деревьях набухли почки, весеннее солнце согревало и утешало, а ветер, влажный и порывистый нёс надежду Воскресения. Приближалось вербное Воскресенье. В селе всё ожило: множество людей с пушистыми вербами весенними потоками устремились в церковь встречать Спасителя.
 
Устинья в тайне от родителей готовилась к венчанию. Родители до последнего надеялись, что она не посмеет их ослушаться и возьмет в мужья того, кого они засватали. Против воли родителей Устинья вышла замуж за рыжего парня из крестьян и стала жить в семье мужа. Молодым отвели комнату. Михаил, так звали мужа Устиньи, больше молчал и лишь по временам обращался к своей красавице-жене, спокойной,кроткой. Была она работящая, сноровистая и нраву покладистого. Хоть и неграмотная, но разумная, толковая, приветливая и умелая. Еще в отрочестве  самоуком научилась шить, а потом еще девять лет у хорошей портнихи тонкости ремесла перенимала. Что хочешь сошьет! Да еще, выросши в большой семье, каждого умела обогреть, утешить и ободрить. Она и накормит, и напоит. Почти каждый год Устинья рожала детей. Многие дети рождались слабенькими, умирали, не дожив и до трех лет. Моя мама - Сашенька появилась на свет тринадцатым ребенком в 1919 году. Рыженькая — копия папы. Сашенька росла подвижным, живым ребенком, чаще видели ее в играх с мальчишками. Сашеньку называли солнышком, так как волосы у нее были рыжие, а нос усеян милыми конопушками. Она была худенькая, но ладно сложена. Маленькая, хрупкая и одновременно, очень боевая, умница, непоседа, она быстро находила общий язык с мальчишками. Девчонки игнорировали ее: завидовали ее дружбе с хулиганами-мальчуганами, ее находчивости и уму.

Саша в отличие от других девчонок-пискушек, не боялась брать в руки любую живность: пауков, червей, мышей, змей, лягушек. Мальчишки же и научили ее скакать на лошади.
 
Началось гонение на церковь и люди стали бояться ходить в храм. Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу - полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Трудно оценить общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти.

Пострадала и семья родителей Устиньи. В один из дней в 1934 году пришли к ним и описали имущество. Я попыталась найти информацию о ценах того времени и примерно оценить имущество которое было описано. Платье - 15 рублей, ботинки – 20 рублей, мука и зерно примерно 240 рублей за центнер. Всего примерно зерна и муки было на 1200 рублей. Корова стоила 150 рублей. Через несколько дней всю семью Забоевых вывезли. Никаких известий от них не было. Больше никто не видел в живых ни одного из многочисленных членов семьи. Устинью — мою бабушку спасло только то, что она в это время была членом семьи мужа, в этой сохранившейся цепочке в конечном итоге появилась я.

Сейчас возврат  к религии. Строят храмы и церкви. Хочется верить, что их не охватит волна наживы и стяжательства, их не постигнет участь погромов, из-за того, что там иконы в золотых рамах и пожертвования превосходят того, чего позволительно богу угодному заведению.


Рецензии
Да,от своей матушки Раисы знаю, что гонения претерпела и ее семья,бабушка моя не хотела идти в колхоз работать,деда моего,ее мужа, сослали в 37-м,там и сгинул навеки вечные,кресты снимали прилюдно, в церковь запрещали ходить...

Ольга Боровикова 2   28.02.2024 13:05     Заявить о нарушении
Большевики не совершали "ошибок", они совершали осознанные преступления против русского народа. Что касаемо гонений на Церковь, то они начались с первых дней, развязанной большевиками гражданской бойни.

Наталья Скорнякова   28.02.2024 19:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 47 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.