Искусство управления

               
                (Слово к слову тянется)

А. – Да нашим топ-менеджерам можно только позавидовать.
Б. – А что? Как заметил как-то Г.Киссинджер  « власть - самый серьезный афродизиак», т.е. средство возбуждающее эротические чувства.

А. – Я не об этом, хотя и этому можно позавидовать – женский пол к ним так и льнет. Я об их баснословных заработках.
Б. – Так Вы считаете, что им большие деньги платят зря?

А. – Мне кажется, что эти, так называемые, «эффективные», получившие якобы элитное образование, менеджеры изо всех сил разваливают наши системы здравоохранения, образования и т.д.
Б. -  И Вы всерьез думаете, что их цель – все развалить?

А.- А как прикажете принимать тот факт, что например, высшее образование, считающееся не так давно одним из лучших в мире, вдруг оказывается одним из худших?
Б. – Вы несколько драматизируете, ведь в сотню лучших университетов мира входит и пара наших.

А. – Это после того как они когда-то входили в двадцатку лучших? Подтверждает ли такая практика высокий профессионализм менеджера?
Б. - А, что касается оценки профессионализма менеджеров, то тут зависит от того по каким критериям их действия рассматривать.

А. – По-моему, критерий очевиден – повышать достижения в той отрасли где они работают.
Б. - Искусность управления нужно измерять как тем что совершено, так и тем, чего не случилось (ничего не обрушилось, забастовки не было, нужный специалист не уволился). Но люди не ставят это в заслугу управляющему – ведь то чего не было очень трудно оценить.

А. – Вот так и определять качество управления страной?
Б. - Если страной руководят хорошо, то в ней меньше преступлений (вне зависимости от числа полицейских). Даже если в тюрьме сидит один житель из 500, то это, несколько многовато, но ещё терпимо. Но, конечно, для правильной оценки следовало бы знать и число недовольных,  не упрятанных в тюрьмы. И ещё: если на управление государством берется больше 40% налогового национального дохода, то управленцев слишком много или они слишком дорогие. Впрочем, известный закон Паркинсона гласит: число государственных служащих неумолимо растет независимо от объема работы. Идут годы – управленцев все больше и больше.

А. – Вспоминаю: на нашем заводе когда то работал один умник, а был он главным энергетиком завода и в его функции входило обеспечивать бесперебойную работу всего заводского электрооборудования. Так вот – он всегда знал, что из оборудования и когда может выйти из строя, но намеренно давал возможность этому сбою произойти. Тут он не взирая на время суток, часто даже среди ночи, мчался на завод, вызывал из домов ремонтную бригаду и довольно быстро устранял неисправность, так как предвидел её и имел готовое решение к её устранению. Естественно такое «геройство» не оставалось незамеченным руководством. Чего он собственно и добивался.

Б. – Репутация умника могла загубить его карьеру, но Ваше тогдашнее руководство было или слишком подслеповатым, или не считало его опасным для себя как конкурента.
А. – Целью управления является достижение того, чтобы предполагаемые действия совершались так, как ты задумал.

Б. – Тут с Вами можно не согласиться, давайте уточним – целью управленца является достижение того, чтобы совершалось то, что  задумал наниматель.
А. – А как Вам нравится, что на прием одного пациента в поликлинике отводится всего 10 минут? Не мало ли? И этого ли хотел наниматель?

Б. – Ну на этот вопрос о продолжительности приема должны были ответить эксперты с которыми менеджеры вероятно советовались. А нанимателя, пожалуй, удовлетворяло то, что это давало возможность сократить медицинский персонал.
А. – Разве это нормально когда принимающий решение чиновник зависит от чьего-то мнения? Ведь советник будет стараться сформулировать совет так, чтобы благоприятный результат выглядел как следование ему, а неблагоприятный – как отказ ему следовать.
Б. – И все же эксперты нужны - ведь высокий начальник или хозяин, если дело в частных руках, не может все знать – ведь они не профессионалы. А экспертизу проводят не случайные люди, а специальные организации, существуют на доходы от этих экспертиз, поэтому они очень дорожат своей репутацией, и потому абы что не посоветуют.

А. – Я помню как при одном крупном сбое в энергетической системе следователи обнаружили, что на руководящих постах работали менеджеры, не имеющие профильного образования. Правда, один специалист на всю систему все же оказался, причем с ограниченными функциями – главный инженер организации. А причины аварии устанавливали уже эксперты прокуратуры.

Б. – Вот и меня удивляет, что в советники к нашему президенту взяты люди не успешные на своем предыдущем посту. Ведь широко известно логическое доказательство того, что специалист перестает карьерно расти, когда достигает поста, где он не очень успешен. Какого хорошего совета можно от них ждать?

А. – Да, к кое-кому из них можно применить закон Эди Мерфи – « если можно сделать что-то неправильно, они непременно так и сделают».
Б. – Ну это, пожалуй, чересчур - кое в чем их связывают обязательства перед Западом, кое- где финансовые ограничения.
А. – Мне кажется, что чиновничество, имеющее неограниченный доступ к первому лицу стремится влиять на него. Олигархи видятся с главой государства от случая к случаю, поэтому они свои идеи лоббируют. Отсюда довольно частое изменение в правилах  и законах …

Б.– Для осуществления своих задумок не обязательно иметь непререкаемую власть, не обязательно быть первым лицом. В управленческом деле нет ничего более важного, чем искусство вкладывать свои мысли в чужую голову.
А. – Но это проходит только если первое лицо не подвергнуто мегаломании – нетерпимости к чужому мнению.

Б.– И все же, довольно часто, удается часто мимоходом, фрагментарно излагая свою мысль начальнику убедить, что это его собственная мысль.
А. – Интересно высказывание древнего римского грамматика и ритора Элий Доната: « Да будут прокляты те, кто высказал наши мысли раньше нас самих». Может именно это проносится в голове начальника, и он начинает ненавидеть автора присвоенной им идеи.
Б. – На более низких ступенях иерархии человечные отношения администрации и служащих, значительная либерализация режима приносят колоссальный экономический успех.

А. – Принявши от кого-то идею и выдав её за свою ты как бы посчитал его  равным себе, и даешь ему возможность считать тебя нижестоящим (по крайней мере по интеллекту).
Б. – Да, в отношениях с вышестоящими, будь они умны или не очень, надо быть очень осторожным, как бы не вызвать неприятностей на свою голову.

А. – А по мне, так лучше быть подальше от них, Бог с ними, с этими топ-менеджерами  и их окладами и парашютами.
Б. – Как то у нас все вышло по неподражаемому Козьме Пруткову:« Философ легко торжествует над минувшею и будущею  скорбями, но он же легко побеждается настоящею».


Рецензии