Просвещение и мракобесие

                Просвещение и мракобесие
(по мотивам сказки Э.Т.А.Гофмана "Крошка Цахес по прозванию Циннобер")

     В известной сказке Гофмана о маленьком уродце Цахесе, наделенном чарами волшебства благодаря сердобольной фее Розабельверде, и достигшего необычайных карьерных высот и почитания в обществе, столкнулись лбами два противоположных мира - с одной стороны, ПРОСВЕЩЕНИЕ; с другой - то, что принято называть в цивилизованных кругах МРАКОБЕСИЕМ.

Просветители ставили своей главной задачей - вырубить леса, где, как известно много мраку; насадить культурные растения, такие как акации и тополя. Попутно планировалось приобщить народ, и в первую очередь юношество, к рациональной науке. Согласно просвещенному мнению, считалось, что всякие маги и колдуны, разные волшебники и феи "глухи к голосу разума и совращают народ на различные дурачества". К примеру, они совершают прогулки по воздуху в упряжке с голубями и крылатыми конями. В целом все эти мракобесы являются носителями опасного образа мыслей, поэтому было решено изгнать их из государства на их исконную родину Джиннистан. Нет сомнений в том, что покуда в стране бесчинствуют вредоносные чудесники, люди становятся неспособными к службе на благо просвещения. Но главной причиной гонений против колдунов явилось авторитетное правительственное мнение, что обскуранты препятствуют введению различных акцизных сборов с населения и могут сбросить народу сколько угодно беспошлинных товаров.

Итак, был издан эдикт о введении просвещения и об изгнании всех злых волшебников с глаз долой. Было также принято решение обрезать оставшимся крылатым коням их крылья и загнать их в стойла как обыкновенных лошадей. Указ гласил: "Кормление в стойлах ввести вместе с просвещением!"
 
Предполагалось, что Джиннистан, куда будут сосланы колдуны и феи, скоро перестанет существовать, ибо жизнь "без культуры и просвещения, учёности, акций и прививки оспы" в принципе невозможна.

Просветители начали объяснять тёмному народу, "отчего происходит дождь, гром, молния; отчего солнце светит днём, а месяц ночью"; что хорошей погоде и урожаю в стране люди обязаны исключительно монарху и благородным господам. В результате многочисленных физических опытов они делали выводы, что "темнота происходит преимущественно от недостатка света", а "вино не схоже по вкусу с водой, и... оказывает иное действие". Многие просвещенные люди перестали любоваться природой, а в лес ходили только для того, чтобы "ботанизировать".

Нужно сразу сказать, что борьба между просветителями и мракобесами проходила с переменным успехом, но закончилась в сказке почти полным поражением вторых. Противостояние не прошло даром - от злого колдовства были избавлены простые и честные люди. Сильные мира - князья, вельможи, правители и разные прохиндеи остались пребывать в мракобесном ослеплении.

Тот, кто был ближе к природе (а это, главным образом, народ) не отказался, однако, от добрых чар волшебства, потому что верил в них. Волшебство вселяло в людей надежду на справедливую жизнь и свершение чуда; на возможность разбогатеть; или хоть ненадолго освободиться от непосильного труда.
Известно, что главным девизом реальной, не сказочной эпохи просвещения был призыв, сформулированный французским мыслителем Жан-Жаком Руссо:
                "НАЗАД, К ПРИРОДЕ!"

        Это наставление людям - вернуться в естественное состояние человека, который возделывает ниву, живет её плодами и руководствуется "своей врожденной нравственностью".

Как историческая, так и современная цивилизация - представляет собой порождение разума, т.е. прямое воплощение зла.

Лучшие представители человечества напоминали нам неоднократно, что разум действует по природе только в единстве с чувствами.

На ум приходит также мысль, что просвещение в разные эпохи было поражено в той или иной степени мракобесием. В противном случае плоды просвещения не поражали бы людей ненавистью, изощренностью, и цинизмом.

В сказке Э.Т.А.Гофмана уродливый малыш Цахес становится взрослым омерзительным подобием человека. Он обучается в университете в Керепесе, где посещает курсы по натурфилософии и другим рациональным наукам. Однако просвещение не идет на пользу этому физическому и духовному карлику. Цахес применяет, главным образом, не науку и учение, а сверхъестественные силы. Он входит в доверие высшего общества и быстро продвигается по карьерной лестнице, отталкивая и унижая умных и способных людей.

Сказочник Э.Т.А.Гофман противопоставляет Цахесу студента Бальтазара и его друзей, которые не без помощи доброго волшебника Проспера Альпануса лишают его магической силы и с глаз людей спадает колдовская пелена. Народ прозревает и видит, кем является Цахес на самом деле. Спасаясь от разгневанных жителей королевства Цахес прячется в ночном горшке и тонет в нечистотах. Невежество и мракобесие наказано должным образом!

Интерес сказки не столько в сюжете, сколько в содержании. В ходе описания сказочных событий Э.Т.А.Гофман формулирует некоторые оригинальные мысли, которые сохраняют свою актуальность и по сей день.
Принимая во внимание известную противоречивость представленных взглядов и витиеватость их изложения, сопроводим авторские положения своими комментариями, которые помогут понять скрытую суть написанного.

•   Кому богатство не суждено, у того золото уплывает из кармана. Богатство причиняет такому человеку лишь новые горести. Чем больше богатства перепадет ему, тем беднее он становится.
Что уж тут говорить об отдельном человеке. В мире существует достаточно много государств с несметными природными богатствами, граждане которых пребывают в крайней бедности. Так повелось, богатые владеют, а бедные не имеют. Вот и получается -  богатым богатство, а бедным бедность. Богатый дружит с Богом, а бедный - с бедой.

• Люди,  подверженные волшебным чарам не замечают ни своего, ни чужого уродства.
Уродство и красота - понятия относительные. Все отклонения от общепринятых норм и предпочтений оцениваются обществом отрицательно. Но! Когда нетипичное и необычное в человеческом облике и поведении возводится в ранг нормы, а потом закрепляется в головах людей на протяжении длительного времени, оно начинает восприниматься как закономерность. Наступает время, когда отклонение от нормы осознается как нормальное природное явление. В этом и заключается великая магия просвещения и воспитания.

•   Общество часто причисляет заслуги не тому человеку, который их достоин, а тому, кто причастен к ним лишь опосредованно или не имеет к ним никакого отношения.
Пашут, сеют, жнут одни, а привилегии за это получают другие. Благо создают одни, а пользуются благами другие. Сражение выигрывают солдаты, а славу присваивают полководцы. По таким законам живет социальный мир. Вопрос, кто устроил этот мир для людей, пока не имеет ответа.

• Любой просвещенец, который пытается объяснить природу окружающего мира, на самом деле симулирует, так как создает ложные представления об окружающем мире.
Всякое объяснение есть искажение действительного положения дел. Объясняющий играет словами. Один предмет он представляет на фоне другого предмета. В конечном итоге он подменяет объясняемое объясняющим. Просветитель вещает: "Солнце - это небесное светило. Небеса - это воздушное пространство над нашей головой в форме свода. Светило - это то, что горит и светит". Намного интереснее, когда словесный кудесник жжет умы метафорой: "Солнце - это свеча в темном космическом пространстве". Не важно, кто её зажег и как долго она будет гореть.

• Всякому человекообразному существу предписано изображать из себя нормального человека.
Любое изображение предмета - это его искаженный образ. Портрет человека - это не человек, а всего лишь его подобие. Когда ненормальный человек изображает из себя нормального, он доводит свою ненормальность до нормальности или, наоборот, усугубляет свою ненормальность.
Когда же нормальный человек уподобляет себя ненормальному, он часто сам становится ненормальным. Примеряя на себя чужой образ, утрачиваешь собственное лицо.

•   Всё бытие человека, не подверженного колдовским чарам, - это "только чувство глубочайшего непреодолимого страдания".
Страдание человеку причиняет окружающий мир, который подминает его под себя. Стать просвещенным человеком можно только тогда, когда пройдешь через череду физических и душевных страданий.
Мир не позволяет человеку стать самим собой. Он подгоняет его под общепринятые образцы. Этот процесс называется "очеловечиванием". Общественная маска прирастает к лицу.

• Беспрестанное напряжение ума может послужить причиной несказанных страданий и даже может привести к "воспалению мозга".
Мозг воспаляется, главным образом, от сведений, не соответствующих нормам существования общества.

•   Чародейство до поры до времени скрывает свое истинное лицо под личиной просвещения.
Это проблема выживания. Колдунам и волшебникам приходится придавать своим действиям очертания и характер научности.
Просвещенцам трудно понять, что мир погружается во тьму по воле воображения человека. Благодаря силе воображения неявное становится явным; и наоборот, явное - неявным.
Человек, руководствующийся разумом, ошибочно полагает, что всё, что не подвластно его органам чувств, не существует, а все анормальное, что он наблюдает, является расстройством ума или наважденьем.

•   Для того чтобы внедрить просвещение в массы, необходимо ввести "просветительную полицию".
"Просветительная", или просветительская полиция, - это  министры от образования и их многочисленные чиновники, призванные закидывать народ образовательными директивами и инструкциями. К интеллектуальной полиции относятся воспитатели, учителя и университетские педагоги. Полицейский надзор давно существует, только осуществляется не под своим именем.

•   Освобождение от чар колдовства - это все равно что пробуждение ото сна.
Ночь погружает человека во тьму и сон, где его душа витает в колдовском мире. Она переживает странные события, подпадает под власть злых или добрых сил; парит без крыльев, перевоплощается и творит чудеса.
Пробуждение возвращает душу обратно в тело человека. Утро разгоняет тьму, день наполняет тело жизненным светом; околдованная душа прячется от света в темнице тела. Разум заступает на дежурство.

•    Немощные и бескрылые взлетают ввысь на чужих крыльях.
Мощь порождает немощь, власть - безвластие. Ложь влечет за собой правду, а ненависть - любовь. В мире все уравновешивается. Нарушение равновесия в природе по вине человека приводит к катаклизмам. Неравновесность в обществе чревата бунтами и войнами.
Люди, немощные разумом и духом пользуются плодами интеллектуального труда людей знающих и умных. В этом нет ничего зазорного до тех пор, пока неразумные не возьмут верх над разумными, т.е. не нарушат равновесия.
Плодами просвещения питаются многие, но не многие переваривают их должным образом.

•   Уничтожение личности - это и есть смерть. Если человек утратил свою личность, значит он умер. Двигатель человеческого бытия кроется в духе, в способности мыслить.
Просвещение - это формирование личности. Личность - это интеллектуальная маска на лице человека. Маску можно снять или потерять. Интеллект улетучится, но тело останется. Однако тело - это лишь половина человека. Тело получеловека не движимо изнутри, потому что оно бездушно.

•   Человек заключен в великолепный волшебный мир, "словно в яйцо", и освободиться от его магии с помощью просвещения невозможно.
Создавая себе искусственное существование с помощью рациональных методов науки, человек отдаляется от природы и заменяет её суррогатной действительностью.
Волшебство мира в его привлекательности и вечной тайне. И нет необходимости покидать этот волшебный мир, для того чтобы увидеть свет, придуманной действительности, в которой просвещение часто перерастает в мракобесие.
Просвещенные люди утверждают, что СВЕТ это отсутствие МРАКА, а МРАК - это отсутствие СВЕТА, тогда как на самом деле это всего лишь временное наличие одного и другого, или естественный переход одного в другое.




Рецензии
Одно из любимых произведений.
Да будет свет в конце пути, хоть наша жизнь была темна!

Амина Меджахед   23.11.2015 01:12     Заявить о нарушении